Смутное время
методическая разработка по истории (7 класс) по теме
Модуль "Смутное время". Задания для индивидуальной работы с документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_i_zadaniya_dlya_ind._raboty_po_smutnomu_vremeni.doc | 29.5 КБ |
modul_smutnoe_vremya.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы и задания:
1) Как характеризует Бориса Годунова историк С. Ф. Платонов?
2) Найдите в тексте слова, характеризующие московский дворец при Борисе Годунове.
3) Как автор характеризует политику, проводимую Борисом Годуновым?
4) Почему историк сравнивает время Бориса Годунова и Ивана Грозного?
5) Согласны ли вы с мнением историка?
6) Каким характеризует Бориса Годунова историк В. О. Ключевский?
7) Найдите в тексте документа противоречивую характеристику Бориса Годунова.
8) Согласны ли вы с мнением историка?
С. Ф. ПЛАТОНОВ О БОРИСЕ ГОДУНОВЕ
...Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу... между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство - спокойным и негневливым.
Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием.
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЦАРЕ БОРИСЕ
. . . Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток.
ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСА ГОДУНОВА из ХРОНОГРАФА
«Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей.
Мздоимание же сильно ненавидел. Разбои и татьбу в своем царстве старался искоренить. Но не смог отнюдь». И далее: «...был ОН светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добродетелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобы не помрачили дел его... И навлек на себя негодование всех чиноначальников Русской Земли». (Рассказы русских летописей IV-XVII вв. М., 1976. С. 157-158.)
Вопросы и задания:
1) Приведите место из документа, где сказано о внутренней политике Бориса Годунова.
2) Против чего боролся Борис Годунов?
3) Как в документе характеризуются черты личности Бориса Годунова?
4) Согласны ли вы с данной характеристикой Б. Годунова?
ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов...
Сие важное намерение не исполнил ось, как пишут, от сильных возражений духовенства...Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любен и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому. Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная, и видя несомнительное в оном превосходство других европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
(Карамзин, Н. М. Предания веков. М., 1998. С. 693.)
Вопросы и задания:
1) Как автор характеризует развитие просвещения в России в период царствования Бориса Годунова?
2) По документу определите отношение автора (Н. М. Карамзина) к изложенным фактам.
3) Как представленные факты характеризуют Бориса Годунова?
Отметьте, что сказано об этом в документе.
4) Как характеризуется народное образование? Приведите пример из документа, где об этом сказано.
Предварительный просмотр:
Модуль «Смутное время»
Тема: Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
Задание 1. Прочтите исторические источники, описывающие Бориса Годунова. Определите его положительные качества. Результаты запишите в тетрадь в виде таблицы
Борис Годунов Положительные черты Отрицательные черты | |
С. Ф. ПЛАТОНОВ О БОРИСЕ ГОДУНОВЕ
...Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу... между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство - спокойным и негневливым.
Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием.
В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЦАРЕ БОРИСЕ
. . . Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток.
ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСА ГОДУНОВА из ХРОНОГРАФА
«Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей.
Мздоимание же сильно ненавидел. Разбои и татьбу в своем царстве старался искоренить. Но не смог отнюдь». И далее: «...был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добродетелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобыне помрачили дел его... И навлек на себя негодование всех чиноначальников Русской Земли».
ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов...
.. .Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любен и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому. Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная, и видя несомнительное в оном превосходство других европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.
Задание №2. Известно, что после смерти Ивана Грозного Русское государство находилось в тяжелом экономическом положении, регионы пришли в запустение, часть населения была в бегах, другая – уничтожена, цены на рынке выросли в 4 раза, постоянно шла борьба между боярами. Подумайте и запишите, какие две основные задачи должно было решить правительство.
Задание №3 Какие события произошли в указанные периоды? Ответы разделите на две группы: внешняя политика и внутренняя политика
1584-1598 гг., 1586 г., 1598-1605 гг., 23 января 1589 г., 1597 г., 1590-1593 гг., 15 мая 1591, 17 февраля 1598 г., 1598 г., 1603 г., 1601-1602 гг., 1604 г.
Задание №4 Чем отличается указ о «заповедных летах» от указа об «урочных летах»? Прочитайте документ на стр. 11 учебника и ответьте на вопросы:
- Как влияло право перехода крестьян в Юрьев день на возможности дворян увеличивать повинности?
- Как должно было сказаться на развитии России установление в ней крепостного права?
Задание №5. После смерти царевича Дмитрия и Федора Ивановича Борис Годунов, мечтавший о царской власти, несколько раз отказывается от трона. Почему?
Задание №6. Заполните схему
Трудности, с которыми столкнулся Борис Годунов
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Задание №7. Заполните схему
Принятые меры для решения проблем
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 10 классе "Смутное время"
Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...
Тест по теме "Смутное время"
Интерактивный тест выполнен при помощи шаблонов. Заменяет привычную работу по карточкам. Позволяет быстро оценить работу ученика и предоставляет возможности для самопроверки. (2 варианта по 5 во...
Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».
Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа....
Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"
Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...
Смутное время и династический кризис
Смутное время...
Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".
Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....
Тест по теме "Смутное время"
Контрольный тест по теме "Смутное время". 7 класс...