Смутное время
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Михайлова Ольга Войтеховна

Модуль "Смутное время". Задания для индивидуальной работы с документами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы и задания:

1) Как характеризует Бориса Годунова историк С. Ф. Платонов?

2) Найдите в тексте слова, характеризующие московский дворец при Борисе Годунове.

        3) Как автор характеризует политику, проводимую Борисом Годуновым?

        4) Почему историк сравнивает время Бориса Годунова и Ивана        Грозного?

                5) Согласны ли вы с мнением историка?

                6) Каким характеризует Бориса Годунова историк В. О. Ключевский?

                7) Найдите в тексте документа противоречивую характеристику Бориса Годунова.

                8) Согласны ли вы с мнением историка?

С. Ф. ПЛАТОНОВ О БОРИСЕ ГОДУНОВЕ

...Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу... между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство - спокойным и негневливым.

Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием.

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЦАРЕ БОРИСЕ

. . . Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток.

        ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСА ГОДУНОВА из ХРОНОГРАФА

«Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей.

Мздоимание же сильно ненавидел. Разбои и татьбу в своем царстве старался искоренить. Но не смог отнюдь». И далее: «...был ОН светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добродетелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобы не помрачили дел его... И навлек на себя негодование всех чиноначальников Русской Земли». (Рассказы русских летописей IV-XVII вв. М., 1976. С. 157-158.)

Вопросы и задания:

1) Приведите место из документа, где сказано о внутренней политике Бориса Годунова.

2) Против чего боролся Борис Годунов?

3) Как в документе характеризуются черты личности Бориса Годунова?

        4) Согласны ли вы с данной характеристикой Б. Годунова?

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА

В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов...

Сие важное намерение не исполнил ось, как пишут, от сильных возражений духовенства...Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любен и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому. Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная, и видя несомнительное в оном превосходство других европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

(Карамзин, Н. М. Предания веков. М., 1998. С. 693.)

Вопросы и задания:

1) Как автор характеризует развитие просвещения в России в период царствования Бориса Годунова?

                2) По документу определите отношение автора (Н. М. Карамзина) к         изложенным фактам.

                3) Как представленные факты характеризуют Бориса Годунова?

Отметьте, что сказано об этом в документе.

                4) Как характеризуется народное образование? Приведите пример из документа, где об этом сказано.



Предварительный просмотр:

Модуль «Смутное время»

Тема: Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Задание 1. Прочтите исторические источники, описывающие Бориса Годунова. Определите его положительные качества. Результаты запишите в тетрадь в виде таблицы

Борис Годунов

                         Положительные черты                                                         Отрицательные черты

С. Ф. ПЛАТОНОВ О БОРИСЕ ГОДУНОВЕ

...Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу... между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец был трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство - спокойным и негневливым.

Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни» от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие» и «строение». Но от «светлодушия» и доброты Бориса было бы ошибочно заключать о его правительственной слабости. Власть он держал твердою рукою и умел показать ее не хуже Грозного, когда видел в этом надобность. Только Грозный не умел обходиться без плахи и веревки, а Борис никогда не торопился с ними. На интригу отвечал он не кровью, а ссылками, казнил по сыску и суду; а «государевы опалы», постигшие московских людей без суда и сыска, не сопровождались явным кровопролитием.

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О ЦАРЕ БОРИСЕ

. . . Несмотря на многолетнюю правительственную опытность, на милости, какие он щедро расточал по воцарении всем классам, на правительственные способности, которым в нем удивлялись, популярность его была непрочна. Борис принадлежал к числу тех злосчастных людей, которые и привлекали к себе, и отталкивали от себя, - привлекали видимыми качествами ума и таланта, отталкивали незримыми, но чуемыми недостатками сердца и совести. Он умел вызывать удивление и признательность, но никому не внушал доверие, его всегда подозревали в двуличии и коварстве и считали на все способным. Несомненно, страшная школа Грозного, которую прошел Годунов, наложила на него неизгладимый печальный отпечаток.

ХАРАКТЕРИСТИКА БОРИСА ГОДУНОВА из ХРОНОГРАФА

«Государь царь и великий князь Борис Федорович Годунов в свое царствование в Русском государстве много построил городов и монастырей и сделал много других достохвальных вещей.

Мздоимание же сильно ненавидел. Разбои и татьбу в своем царстве старался искоренить. Но не смог отнюдь». И далее: «...был он светлодушен и нравом милостив и нищелюбив. И многие люди от дарований руки его досыта напитались. И так бы и цвел добродетелями, как финик листьями, если бы тернии завистливой злобыне помрачили дел его... И навлек на себя негодование всех чиноначальников Русской Земли».

ОБРАЗОВАНИЕ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ БОРИСА ГОДУНОВА

В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов...

.. .Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любен и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому. Умом естественным поняв великую истину, что народное образование есть сила государственная, и видя несомнительное в оном превосходство других европейцев, он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Задание №2. Известно, что после смерти Ивана Грозного Русское государство находилось в тяжелом экономическом положении, регионы пришли в запустение, часть населения была в бегах, другая – уничтожена, цены на рынке выросли в 4 раза, постоянно шла борьба между боярами. Подумайте и запишите, какие две основные задачи должно было решить правительство.

Задание №3 Какие события произошли в указанные периоды? Ответы разделите на две группы: внешняя политика и внутренняя политика

1584-1598 гг., 1586 г., 1598-1605 гг., 23 января 1589 г., 1597 г., 1590-1593 гг., 15 мая 1591, 17 февраля 1598 г., 1598 г.,  1603 г., 1601-1602 гг., 1604 г.

Задание №4 Чем отличается  указ  о «заповедных летах» от указа об «урочных летах»? Прочитайте документ на стр. 11 учебника и ответьте на вопросы:

  1. Как влияло право перехода крестьян в Юрьев день на возможности дворян увеличивать повинности?
  2. Как должно было сказаться на развитии России установление в ней крепостного права?

Задание №5. После смерти царевича Дмитрия и Федора Ивановича Борис Годунов, мечтавший о царской власти, несколько раз отказывается от трона. Почему?

Задание №6. Заполните схему

                                Трудности, с которыми столкнулся Борис Годунов

                ПОЛИТИЧЕСКИЕ                                                        ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Задание №7. Заполните схему

Принятые меры для решения проблем

                

                ПОЛИТИЧЕСКИЕ                                        ЭКОНОМИЧЕСКИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 10 классе "Смутное время"

Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...

Тест по теме "Смутное время"

Интерактивный тест выполнен при помощи шаблонов. Заменяет привычную работу по карточкам. Позволяет быстро оценить работу ученика и предоставляет возможности для самопроверки.  (2 варианта по 5 во...

Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».

Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа....

Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"

Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...

Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".

Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....

Тест по теме "Смутное время"

Контрольный тест по теме "Смутное время". 7 класс...