Права человека
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Бажанова Ольга Владимировна

урок-практикум 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_cheloveka.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Права человека» Урок -практикум  

Цели урока: систематизация знаний, развитие у учащихся способов мыслительной деятельности, овладение компетентностями, развитие умений строить модель поведения, делать выбор, основанный на ценностно-смысловой компетенции; формирование активной гражданской позиции.

Форма работы: групповая (три группы).

Технология: игровая.

Оборудование: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, кроссворды.

Мотивация

Знание сами по себе являются ценностью, но, по большому счету, они нужны для того, чтобы, выйдя из стен школы, ученики смогли самостоятельно вести поиск решений различных проблем, возникающих в жизни человека и общества, в том числе правовых проблем с позиций закона.

А это одно из непременных условий построения правового государства. Необходимо развивать умение работать с источниками права, доказывать свою правоту фактами, а не эмоциями.

Предлагаю урок- практикум в форме игры, состоящий из конкурсов.

Представьте себе, что вы работники юридической консультации, как бы вы решили правовые вопросы?

В конце урока подведение итогов игры.

Рефлексия: что не знал- узнал, что не умел - чему научился, почувствовал ли себя успешным в решении проблем?

Задание: написать сочинение «Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы».

А. Карамзин.

Закончить текст Какое право сказочного героя нарушено?

  1. Царевич Иван из сказки “Иван- царевич и серый волк”, украв жар птицу у царя Берендея, нарушил его право на...
  2. В сказке «Иван царевич и серый волк », братья убили Ивана, нарушив его право на...

В каких статьях конституции РФ говорится об этом праве ?

Текст

12- летние Максим и Борис по наущению взрослого Сергея, вышедшего из колонии, зашли в киоск, и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Один из подростков позже испугался и принёс в милицию свою долю « Добычи ».

Задание: записать в обстоятельства нужное. Что в этом случае         смягчает наказание, отягчает ?

Семейный кодекс.

Задача № 1. Юноша и девушка полюбили друг друга и решили жениться. Брак был заключён, прожили вместе они 4 месяца и жена стала замечать странности в поведении мужа. Вскоре выяснилось, что муж состоял на учёте в психиатрическом диспансере, у него психическое заболевание, которое он скрывал. Жена подала на развод, а муж не давал развода, требуя выплаты ему алиментов, ухода за ним, так как он инвалид.

Какое решение примет суд ? Что об этом говорит закон ?

Семейный кодекс.

Задача № 1. В юридическую консультацию обратилась женщина, объяснив, что пьяный муж жестоко избил её и 8- летнего сына, за что его посадили в тюрьму и дали 4 года. Она не хочет с ним дальше жить, встретила хорошего человека, но не знает как оформить брак с ним, так как юридически она жена другого, развести их может только суд, а колония далеко от места проживания семьи.

Что об этом говорит закон ?

Трудовой кодекс.

Задача № 2. 15- летний Петров получил 9- летнее образование и учиться далее не пошёл. Он устроился работать в магазин подсобным рабочим. Работодатель заключил с ним трудовой договор устно, сказав, что по достижении 18 лет он сможет заключить договор как и положено. А пока будет получать зарплату без оформления договор.

Какие права Петрова нарушены ? Что об этом говорит закон ?

Выберите из перечня республик те, которые входят в состав России в качестве её субъектов:

Алтай, Марий Эл, Чувашия, Украина, Турция, Белоруссия, Мордовия, Карачаева Черкесия, Словения.

Уголовный кодекс. Задача №1:

В городе Н. 14 - летний подростки организовали вооруженную группу для нападения на граждан. Было убить 20 человек. Подростков арестовали. На суде прокурор потребовал смертной казни.

Что говорит закон?

Трудовой кодекс. Задача №2:

Гражданин Иванов устроился на завод плотником. Срок трудового договора был не оговорён. Через 2 года Иванов написал заявление об уходе. Администрация не подписала заявление, и расчет он не получил. Администрация сослалась на то, что существует производственная необходимость в работе плотника, и он получил расчет через 3 месяца.

Права ли администрация? Что об этом говорит закон?

Вам дан перечень республик. Выберите те из них, которые входят в состав России в качестве её субъектов.

Татарстан, Чувашия, Якутия, Абхазия, Ингушетия, Бурятия, Босния, Сербия, Азербайджан, Туркмения, Карелия.

Семейный кодекс. Задача №1

14 - летний Сергей И. обратился в органы опеки и попечительства с жалобой на свою мать по поводу того, что она избивает его систематически, оставляет голодным, пропила даже его ботинки и ему не в чем ходить в школу. Его заявление было передано в суд. Мать на суде с иском не согласилась, сказав о том, что Сергей еще несовершеннолетний и в суд подавать иск, он не имел права.

Что об этом говорит закон? Какая статья?

Выберите из перечня республик те, которые входят в состав России в качестве её субъектов.

Белоруссия, Аджария, Коми, Хакасия, Пакистан, Туркмения, Дагестан, Алтай, Тыва, Башкортостан, Словения.

Закончить текст. Какое право сказочного героя нарушено?

  1. Лягушка из сказки Г аршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на ...?
  2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на ...?

В каких статьях Конституции говорится об этом?

Уголовный кодекс.

Задача № 1. 18- летняя Ирина целый год встречалась с 25- летним Валерием. Поняла вскоре, что забеременела, сказала об этом любимому человеку, а он после этого исчез. Избавляться от ребёнка было поздно. Средств к существованию у Ирины не было, профессии тоже. После рождения ребёнка Ирина обратилась к своим родителям за помощью- те отказали её и выгнали из дома. Отчаявшаяся Ирина бросила ребёнка на улице зимой. Он замёрз. Вскоре Ирину задержали. На суде прокурор заявил, что она заслуживает самого строгого наказания- 15 лет лишения свободы.

Что думаете вы и что говорит закон ?

Трудовой кодекс Задача №2

Стекольный завод разорился и был куплен иностранным инвестором. Стекловар Петров заявил о прекращении трудового договора. Новый собственник отказал в расчете, ссылаясь на то, что срок трудового договора еще не истек, еще 1 год по договору Петров должен работать.

Прав ли новый собственник? Что говорит закон?

Трудовой кодекс Задача №1

При приеме на работу помощником администратора 16-летней Галине Н. установили испытательный срок в 3 месяца. Но вскоре выяснилось, что Галина с работой не справляется . Через месяц ее уволили как не выдержавшую испытание.

Какие правовые ошибки были допущены администрацией?

Трудовой кодекс Задача № 1

Кварцеплавилыцик Иванов получил ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Работник выразил недовольство, заявив, что он имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск. Администрация ему в этом отказала. Иванов подал иск в суд.

Какое право работника нарушено? Какое решение примет суд?

Уголовный кодекс Задача №1

Группа 14- летних подростков убила 5 прохожих после избиений и издевательств. Прокурор потребовал пожизненного заключения.

Прав ли он? Что говорит закон об этом? Какие статьи УК?

Закончить текст. Какое право сказочного героя нарушено? Какая статья?

  1. Полицейские из сказки А. Толстого “Золотой ключик”, силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на ....
  2. Балда из сказки Пушкина “Сказание о попе и о его работнике Балде”, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ....

Текст.        «

  1. - летний Сергей находился дома один. Раздался звонок, мальчик открыл дверь, на пороге стояли мужчина и женщина. Они попросили срочно позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там мужчина сильно ударил мальчика по голове, нанес ему тяжелые телесные повреждения, затем завязал глаза и рот. “Гости” сложили ценные вещи в мешки и направились к выходу. В это время в квартиру зашел друг Сергея с овчаркой. Увидев все, друг дал команду “фас”. Овчарка сильно покусала дважды судимых мужчину и женщину. Они были задержаны и преданы суду. Но обвиняемые подали встречный иск по укусам собаки. Что смягчающее, а что отягощающее?

Дискриминация или защита прав граждан?

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто этилюди?

Отмена дискриминации.

Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия в 1893 г. Ее примеру последовала Австралия . В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия - только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Подписи занимали 546 листов, склеенные в свиток, но закон прошел большинством лишь в 2 голоса, свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон в 1944 г., а Швейцария - в 1971. Так что же это за закон?


Ход урока

  1. Учитель: назвать тему и обозначить её актуальность. &

«Мировое сообщество в третье тысячелетие. К сожалению. Оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков - вооруженных конфликтов. Путь к всеобщему миру долог и труден. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной, одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирования поведения их участников с помощью норм МГП. В чем же сущность международного гуманитарного права?

Ответить на этот вопрос нам помогут документы: «Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним», «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция РФ», литературные произведения: В. Вишневский «Дневник военных лет», М. Жюно «Воин без оружия», А. Корольченко «Генерал Соболев» и другие.

II

  1. Учитель: А совместимы ли такие понятия как «война» и «право»? Познакомимся с точкой зрения немецкого философа И. Канта: «Право наций в ходе военных действий - это самая деликатная проблемы, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?

Цель закона - установление порядка,

Цель войны - разрушение порядка

Ученики высказывают свое отношение к утверждению И. Канта

Учитель обобщает высказывания и подводит учеников к пониманию совместимости таких понятий как «война» и «право».

Вывод: Управление ситуацией вооруженного конфликта с помощью правовых норм отвечает интересам обеих противоборствующих сторон. У каждой воюющей стороны могут быть раненые, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной противником территории.

Что в этом случае является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия по отношению к ним со стороны противника или быть уверенным, что им будет оказана помощь и предоставлена защита по закону, исполнение которого обязательно? Очевидно, что предпочтительней второе. МГП призвано регулировать поведение участников вооруженного конфликта, привнести в него определенный порядок, определив права и обязанности воюющих сторон.

  1. Учитель: Что же такое международное гуманитарное право? Ответить нам поможет схема №1 и словарь.

На доске записаны понятия:

«Международное право - система юридических норм, создаваемых государствами и частично другими субъектами международного права и регулирующих отношения между ними»;

Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта;

Гражданские лица - лица, не входящие в состав вооруженных сил

Жертвы войны - раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.

Учитель: Для выяснения сущности МГП познакомимся с определением

МГП-отрасль международного права, представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Оно предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Попробуем с помощью схемы уточнить, кого и что защищает МГП в условиях вооруженного конфликта, какие ограничения оно налогает в отношении оружия и методов ведения войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права человека. Права ребенка

Права человека. Права ребенка...

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.

Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...

Интегрированный урок: "Права человека. Международные правовые акты о правах человека"

"Права человека. Международные правовые акты о правах человека" Интегрированный урок в 9 классе. Урок английского языка и права...

Контрольный срез знаний по обществознания 7 класс по теме: "Права человека. Человек и закон".

Материал может быть использован для проверки знаний учащихся 7 класса на уроках обществознания по теме: "Права человека. Человек и закон"....