Личность Ивана Грозного.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_ivana_groznogo.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
(лабораторное занятие, урок персонифицированного анализа, 10 класс)
Цели:
- образовательная: формировать яркое целостное представление об исторической личности Ивана Грозного и его эпохе;
-развивающая: развивать навыки и умения аргументации, личностных оценочных суждений, развивать интерес к предмету, формировать творческое и ответственное отношение к миру, развивать знания и умения интерпретации, анализа, сравнения, сопоставления различных толкований исторических фактов;
- предметно-практическая: ввести учащихся в ситуацию личностного выбора в создании образа Ивана IV, определить его статус в своей системе ценностей;
- воспитательная: развивать навыки и умения нравственной оценки, формировать представления о долге и чести, достоинстве простого человека и государственного деятеля.
Форма урока: лабораторное занятие (учебное занятие, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам).
Методы и приемы:
- индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа;
- решение проблемной задачи; -диалог;
- имитационная игра;
- эвристическая беседа; -персонификация;
- анализ, обобщение, сравнение; -тест.
Оборудование и материалы: учебник, дополнительная историческая литература; выдержки из источников; инструктивные карточки; анкеты-тесты с альтернативными ответами; репродукции картин В.Васнецова и И.Глазунова «Иван Грозный»; м/медийное оборудование, фрагмент фильма «И.Грозный».
Оформление урока: На доске записаны:
- форма урока, тема, цели;
- эпиграф к уроку - слова Б.Спинозы: «Не плакать, не смеяться, а понимать» (совет историку).
Инструктивные карточки - описывают ход урока, лежат на столах учащихся.
- Обсуждение темы урока, целей, задач.
- Творческие отчёты группы по предварительному заданию: сформулировать и проанализировать точки зрения историков о личности Ивана IV:
- я группа - концепция Л.Н.Гумилёва;
- я группа - «Государственная школа» (С.М.Соловьев, С.А.Покровский, С.Ф.Платонов и др.);
- я группа - концепция «двух Иванов» (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский и др.);
- я группа - современная российская историография (В.Б.Кобрин, Б.Г.Пашков, Т.В.Черникова и ДР-)-
- Классификация предложенных источников по типу:
- историография;
- документы (международного, государственного, исторического, личного характера, связанные с политической борьбой).
Перечень источников:
- из переписки Ивана IV и А.Курбского;
- послания Ивана IV религиозным и государственным (Стефану Баторию) деятелям;
- отрывки из литературно-публицистических работ Ивана IV под псевдонимом Парфения Уродливого;
- отрывки из работ Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского;
- статьи из энциклопедий.
4. Творческая лаборатория - определить качества личности Ивана IV из источников по критериям:
а) отношения с окружающими людьми;
б)поступки;
в) речевая культура;
г) религиозность;
д) самооценка.
5. Сделать вывод - дать оценку личности Ивана IV:
- Иван Грозный как государственный деятель, публицист, писатель;
- Иван Грозный: проблема власти и нравственности.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Учитель сообщает форму урока, тему, ставит цели, объясняет задачи, общий план урока.
- Учитель предлагает обучающимся внести свои коррективы в тему (цели, задачи) урока. Ожидаемый результат:
а) учащиеся могут конкретизировать тему. Например: «Особенности характера личности Ивана IV»; «Тайна личности Ивана IV», «Загадка личности Ивана Грозного» и др.;
б) изменяя формулировку темы, учащиеся мотивируют свой выбор (например, невозможностью окончательного решения этой проблемы в силу субъективных и объективных причин),
- Учитель предлагает структуру урока, его этапы:
- объясняет разделение учащихся на группы, напоминает о предварительном задании;
- объясняет назначение инструктивных карточек;
- представляет пособия и дидактические материалы (отрывки из первоисточников, историографической литературы, тесты с альтернативными ответами).
II. Творческая лаборатория.
1. Творческий отчет групп.
Каждая группа даёт краткую характеристику различных точек зрения по проблеме личности Ивана Грозного в отечественной историографии.
- я группа - концепция Л. И. Гумилёва.
- я группа - «Государственная школа» (С.М.Соловьёв, С.А.Покровский, С.Ф.Платонов, Д.С.Лихачёв, Я.С.Лурье).
- я группа - концепция «двух Иванов» (Н.М.Карамзин, В.О.Ключевский, С.Б.Веселковский).
- я группа - современная российская историография (В.Б.Кобрин, Б.Г.Пашков, Т.В.Черникова). Учитель напоминает, что это было предварительное задание, и учащиеся здесь были вольны в выборе группы.
2. Работа по инструктивным карточкам.
3. Знакомство с первоисточником (Приложение 1);
- классификация источников по типу (Приложение 2).
4. Творческая лаборатория - эвристическая беседа (фронтальная обобщающая беседа, диалог):
- определение качеств личности Иоанна Грозного по предложенным источникам по плану: отношение к окружающим и окружающих к Ивану IV; поступки; речевая культура; религиозность; самооценка Ивана IV.
В ходе диалога учитель корректирует направление беседы к обобщающему выводу вопросами:
- Какие события в жизни Ивана IV могли оказать на него сильное, даже решающее влияние?
- Как он решал для себя проблему нравственного выбора?
- Совместимы ли государственная деятельность и мораль?
- Должен ли правитель руководствоваться принципами нравственности?
5.Учитель может выразить свою точку зрения на эту проблему, подчеркнув, что он - лишь один из равных участников диалога.
Можно озвучить мнение Н. М. Карамзина: «...Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его история всегда полезна для государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели... Могилы бесчувственные, но живые страшатся вечного проклятья истории, которая, не исправляя злодеев, предупреждает иногда злодейства...»
6. Учитель завершает работу творческой лаборатории вопросами для составления обобщающей характеристики личности Ивана IV:
- Изменилось ли, а может быть, сформировалось ваше отношение к Ивану IV?
- Задание по группам вы выбирали, не представляя, к чему придёте в своих поисках. Теперь вам предлагается выбрать ту точку зрения отечественных историков, которая вам близка. Ожидаемый результат: учащиеся делают выбор (пересаживаются в другие группы или остаются в прежних), мотивируя его.
III. Закрепление и подведение итогов.
1. Учитель предлагает рассмотреть портреты Ивана IV, написанные Васнецовым и Глазуновым, сопровождая показ вопросами:
- Согласны ли вы с мнениями художников?
- Каким бы вы нарисовали портрет Иоанна Грозного?
2. Учащимся предлагается ответить на тест с альтернативными ответами (Приложение2).
Ожидаемый результат:
а) в ходе урока у учащихся сложилось яркое и целостное представление об исторической личности Ивана IV на основе анализа источников;
б) учащиеся в той или иной степени могут дать личную оценку проблеме.
3. В заключение беседы учитель предлагает вернуться к целям урока и обсудить с учащимися его итог. (Достигли цели или не достигли? Разгадали тайну личности Ивана IV? Возможно ли это сделать? Чего добились? и т. д.)
Ожидаемый результат: учащиеся приходят к выводу, что дать однозначную оценку историческому факту, личности невозможно, и главный итог урока в том, что они задумались над вопросом сосуществования нравственности и власти.
4. Выставление оценок: за предварительную работу; участие; оригинальные решения; подготовительный этап и т. д.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ
Приложение 1
«...Почто, несчастный, губишь свою душу изменою, спасая бренное тело бегством? Если ты праведен и добродетелен, то для чего же не хотел умереть от меня, строптивого владыки, и наследовать венец мученика?... блажен, кто смертию приобретает душевное спасение!...» «...Бесстыдная ложь, что говоришь о наших мнимых жестокостях! Не губим сильных во Израили; ...сильные и доброжелательные здравствуют и служат нам. Казним одних изменников - и где же щадят их?...»
Иоанн IV. Из письма А.Курбскому
«Ради спасения души моей приблизил я себе иерея Сильвестра, надеясь, что он по своему сану и разуму будет мне споспешником во благе; но сей лукавый лицемер обольстил меня сладкоречием, думал единственно о мирской власти и сдружился с Адашевым, чтобы управлять царством без царя... вымышляют детские страшила, чтобы привести в ужас мою душу: велят мне быть выше естества человеческого, запрещают ездить по святым обителям, не дозволяют карать немцев...»
Иоанн IV. Из письма А.Курбскому
«...Ты пишешь, что я не узрю лица твоего эфиопского: горе мне! Какое бедствие!...»
Иоанн IV. Из письма А.Курбскому
«...Я невинен и бедствию в изгнании. Добрые жалеют обо мне: следовательно, не то! Пождём мало: истина недалеко».
Ответное письмо А.Курбский Иоанну IV.
«...Ты, пес смердячий, собака литовская, шут Баториев... клевета твоя зловонна, аки гниль саддомская...»
Иоанн IV. Из письма А.Курбскому
«А мне, псу смердячему: кому учили и чему наказати и чем просветите?...»
Иоанн IV. Послание в Киршло-Белозёрский монастырь
«Послание против лютеров ПарфенияУродивого».
Иоанн IV (псев. Парфений Уроднвый) Яну Роките
«Письма Ивана IV А. Курбскому наполнены изречениями Ветхого Завета и Нового Завета, свидетельствами историческими, богословскими толкованиями и грубыми насмешками». «Курбский ответствовал на оное с презрением: стыдил Иоанна забвением властительского достоинства; унижаемого языком бранным, суесловием жалким, непристойного смесию божественных сказаний с ложью и клеветами».
Н.М.Карамзин. «Об истории государства российского»
«Великий король твой есть раб рабов...».
Иоанн IV. Из письма А.Курбскому, (о Стефане Батории, польском короле)
«Я царь и великий князь всея Руси по бомею изволению, а не по многомятежному человеческому хотению...».
Иоанн IV. Из письма Стефану Баторию
«Да, властвую, как всевышний указал властвовать своим истинным помазанникам!»
Иоанн IV (Н.М.Карамзин.«Об истории государства российского», с. 203)
Приложение 2
ТЕСТ С АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ ОТВЕТАМИ
1 | Реформы Ивана IV были направлены на развитие государственности. А репрессии - это вынужденная мера к тем, кто встал на этом пути | |
2 | «Традиции деспотизма» Ивана Грозного восходят ещё ко времени его деда, Ивана III. Это он заложил основы подобного типа власти | |
3 | Опричнина и террор были неизбежной стадией в борьбе за абсолютизм, за централизацию государства | |
4 | Иван IV, подвижный к ярости и окруженный ненавистью подданных, не сумел предвидеть будущего из-за чрезмерно больного воображения | |
5 | Иван Грозный - типичный средневековый деспот, слабый и недальновидный политик, решавший проблемы за счёт репрессий и террора | |
6 | Характер Ивана IV сформировался под влиянием внешних обстоятельств, усугубивших заложенные природные черты и склонности | |
7 | Я могу дать однозначную оценку личности Ивана Грозного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личность Ивана Грозного: «Кто он? Реформатор или тиран. Добро и зло»
Цель урока: Создать условия для формирования оценочных суждений о личности и политике Ивана IV, через работу с различными видами информации. Две гру...
Личность Ивана Грозного
Презентация к уроку по истории России...
Презентация к уроку внутренняя политика Ивана Грозного - характеристика личности царя.
В рамках изучения темы внутренняя политика Ивна Грозного одним из дискуссионных вопросов среди историков является личность самого царя. Презентация освящает и развеивает мифы о правителе. Разрабатывал...
Личность Ивана Грозного
В презентации рассматриваются вопросы:личность Ивана Грозногоособенности вступления на престолвнутренняяя и внешняя политика...
Конспект урока "Личность Ивана Грозного. Внутренняя политика"
Конспект урока представлен для изучения темы,посвященной жизни и внутренней политике Ивана Грозного" для студентов 1 курса общебразовательной дисциплины "История".Внимание уделяется хар...
Методическая разработка по теме "Личность Ивана Грозного".
Методическая разработка по теме "Личность Ивана Грозного"....
Личность Ивана Грозного и опричнина
Систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного, сформировать представление о сущности опричнины, ее целях и последствиях, формирование яркого целостного представления об исторической ли...