Государственная символика России
методическая разработка по истории по теме
1.
2. " Государственная символика России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план мероприятия | 1.23 МБ |
презентация | 2.31 МБ |
план | 68 КБ |
lichnost_v_istorii.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: «Этнос и нация» Работа с терминами (задание С5)
этнос
нация
этнология
интеграция
дифференциация
толерантность
сепаратизм
ксенофобия
Работа со статьей (задание С1- С4)
Выявляем проблему
Россия в мировом рейтинге
Тема урока : Демографическая ситуация в современной России
План урока 1.Понятие демографии 2.Демографические проблемы современной России 3.Причины проблем и пути выхода из них
Работаем со справочными материалами Что такое демография?
Исследуем проблему Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: Какова сегодня демографическая ситуация в России? (используйте текст учебника с.101-104, графики и диаграммы; сделайте в тетради записи в виде краткого конспекта) Время выполнения задания- 5-7 мин.
Выявляем причины проблемы Прочитайте текст (по материалам сайта www.demografia.ru) ) Составьте кластер Причины демографического кризиса в России `
Причины неблагополучной демографической ситуации (по данным опроса ВЦИОМ
Поиск путей выхода из демографического кризиса (составляем программу социального развития)
Проверь себя! Демография Суженное воспроизводство и сокращение численности населения с отрицательным естественным приростом Миграция перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Депопуляция наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Какими проблемами в области демографической политики необходимо срочно заняться государственным органам?
«Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет» Джон Голсуорси
Домашнее задание. С.105 (задание 1) По желанию с.105 (задание 2) При выполнении задания 2 можно обратиться к материалам интернета http://www.km.ru/v-rossii / http://www.nakanune.ru/articles/15645
Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
Урок-игра "Государственные символы России"
Разработала: Налбантова М.В.
2012 г.
Урок-игра "Государственные символы России"
Эпиграф:
… Для полного счастья человеку
необходимо иметь славное Отечество …
Симонид Кеосский, древнегреческий поэт (550-469 гг. до н. э. )
Цели и задачи занятия:
Познакомить детей с историей Государственного герба России; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.
обобщить знания об истории создания гимна, герба и флага России, воспитать уважение к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, к своему городу и округу;
сформировать патриотическое сознание на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремление воплощать их в повседневной практической деятельности;
привить потребность в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов). .
Оборудование :
электронная презентация “Государственные символы” (созданная в Microsoft Office PowerPoint);
наглядные пособия: государственная символика России аудиозаписи гимна России.
политическая карта мира, карта Российской Федерации , выставка книг о России , выставка фотографий “Россия – Родина моя”;
выставка творческих работ учащихся – рисунков, поделок, сочинений;
дидактический материал: карточки с заданиями;
грамоты для награждения команд.
Форма проведения : дидактическая игра.
Этапы дидактической игры:
Творческая разминка.
Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.
Конкурс “Найди слово!”.
Домашнее задание (защита электронных презентаций).
Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.
Конкурс “Я знаю … ”.
Конкурс “Торжественная песня”.
Конкурс капитанов команд.
Конкурс пословиц и поговорок “Я люблю тебя, Россия”
Ход дидактической игры
Вступительное слово , объяснение правил игры.
В игре принимают участие 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.
В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “Символы России”
Выявляется победитель (команда).
Дети, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.
Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.
Состав жюри дидактической игры:
администрация
воспитатели
Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.
Этапы дидактической игры
1. Творческая разминка.
Команды должны прочитать наизусть любимые стихотворения о Родине (Например, Ф. И. Тютчев “Умом Россию не понять …”, А. А. Блок “Россия”, М. Ю. Лермонтов “Бородино”, А. Н. Плещеев “Отчизна”, Ф. Н. Глинка “Москва”, М. И. Цветаева “Стихи о Москве”).
2. Конкурс “Знаешь ли ты карту?”.
Задание команде А:
1. Покажите на карте территорию Российской Федерации. Назовите государства, с которыми граничит наша Родина.
2. Как Вы понимаете смысл выражения: “Россия – связующее звено между Европой и Азией”?
Задание команде Б:
1. Назовите и покажите на карте, какие океаны омывают территорию России? Как Вы думаете, какой из океанов оказывает наибольшее влияние на природу нашей страны и жизнь Россиян? Почему?
2. Какими природными богатствами одарила Россию природа и где они расположены?
Общее задание командам А и Б:
Используя карту, прокомментируйте стихотворение И. Забилы:
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
3. Конкурс “Найди слово!”.
Общее задание командам А и Б:
Найди слово, означающее преданность и любовь к своему отечеству (по вертикали) – (патриотизм).
По горизонтали:
Жезл, один из знаков власти – (скипетр).
Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг).
Главный город, административно-политический центр страны – (столица).
Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).
Торжественная песня, символ государства – (гимн).
Политическая организация общества с определенной формой правления – (государство).
Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство – (конституция).
Условное обозначение образа, понятия, идеи – (символ).
Выборный глава государства в современной России – (президент).
Столица России – (Москва).
Домашнее задание (защита электронных презентаций).
3 Общее задание командам А и Б:
Представление и защита электронных презентаций:
“Почитание символов государства – важная черта гражданина”;
“Нужны ли России две столицы?”;
“Какими бы мне хотелось видеть символы Российского государства?”.
Конкурс “Знаешь ли ты государственные праздники?”.
4 Общее задание командам А и Б:
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
1. Новый год
А. 23 февраля
2. Праздник Весны и Труда
Б. 1 января
3. День защитника Отечества
В. 9 мая
4. Рождество Христово
Г. 1 мая
5. День Победы
Д. 4 ноября
6. День народного единства
Е. 7 января
7. День независимости России
Ж. 8 марта
8. Международный женский день
З. 12 июня
5. Конкурс “Я знаю … ”.
Каждая команда получает по три конверта:
Пазлы гербов РФ
Пазлы флагов РФ
Построчные нарезки гимна РФ
Общее задание командам А и Б:
Соберите герб и флаг РФ.
Сложите и наклейте на бумагу гимн РФ
6. Конкурс “Торжественная песня”.
Командам показывается электронная презентация “Государственные символы”, в которой звучат гимны:
а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);
б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);
в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков);
г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье), сопровождающиеся фрагментами документальных видеофильмов.
7. Общее задание командам А и Б:
Какие гимны звучат в электронной презентации? Укажите авторов музыки и слов.
Задание команде А:
а). “Боже, царя храни!” (муз. А. Ф. Львов, сл. В. А. Жуковский);
в). Гимн РФ (муз. А. В. Александров, сл. С. В. Михалков).
Задание команде Б:
б). “Марсельеза” (муз. и сл. Клод Жозеф Руже де Лиль);
г). “Интернационал” (муз. Пьер Дежейтер, сл. Эжен Потье).
. Задание команде А:
Как первоначально назывался французский гимн “Марсельеза”?
(“Боевая песня рейнской армии”).
Задание команде Б:
Какую песню на музыку А. В. Александрова Вы знаете?
(“Священная война” сл. В. И. Лебедева-Кумача).
8. Конкурс капитанов команд.
. Капитаны получают конверты с заданиями. Если капитан затрудняется с ответом, он может обратиться за помощью к своей команде.
Задание капитану команды А:
Как называется наука о гербах? (Геральдика)
При каком царе на гербе изображение двуглавого орла соединяется с древним княжеским символом России – всадником, поражающим змея? (Иван IV)
Какая песня стала гимном Москвы? (“Я по свету немало хаживал…” муз. И. Дунаевский, сл. М. Лисянский и С. Агранян)
Какие поэтические слова нашел С. Михалков для гимна России, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины? (священная, любимая, родная и др. )
Что означает изображение на гербе? (Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона".)
Задание капитану команды Б:
Как называется наука о флагах? (Вексиллология)
Кто из царей утверждает цвета для изображения герба: орел должен быть черным на золотом поле, всадник красный на белом поле? (Екатерина I)
В каких случаях исполняется гимн России? (при официальных церемониях внутриполитического и международного характера)
Какие поэтические слова нашли М. Лисянский и С. Агранян для гимна Москвы, чтобы показать свою любовь и гордость столицей? (дорогая моя, золотая моя и др. )
Что представляет собой флаг Южного округа города Москвы? (Флаг разделен снизу от древка белой волнистой полосой. В верхней прилегающей к древку пурпурной части полотнища располагается золотая патриаршая митра. В нижней зеленой части полотнища – серебряные ворота Свято-Данилова монастыря. )
9 Общее задание командам А и Б:
Назовите пословицы и поговорки о Родине.
(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде. )
(Например:
Родина – мать, умей за нее постоять.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Русский в словах горд, в делах тверд.
Москва – всем городам мать.
Всякому мила своя сторона. )
10.Конкурс «Немного о родном городе».
-Какой герб у нашего города Ногинска?
-Гимн нашего города?
-Сколько лет исполнилось Ногинску?
Команда А вносит флаг России.
Команда Б вносит герб России.
Предлагается всем вместе исполнить гимн России (в это время демонстрируется электронная презентация “Государственные символы” со слайдами достопримечательностей России и музыкой гимна Российской Федерации).
Жюри подводит итоги дидактической игры.
Команда победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.
Подводится итог занятия .Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Творческому усвоению истории символов государства мы посвятили урок, классный час, работу над проектом. Учебная игра показала не только знания учащихся, но и умение применять их на практике. Ученики продемонстрировали, что разбираются в государственных символах, овладели историческими сведениями о них. Осмыслили этот материал и умеют сопоставлять, прослеживать связи, делать выводы на основе имеющихся знаний. Многие задания были проблемными, нетрадиционными, носили творческий характер. Но, проявив смекалку, ребята справились с ними.
Библиография:
Раков С. Государственная и общественная символика / C. Раков // Воспитание школьников. – 2001. – №1. – С.8-14.
Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»
Словарь русского языка: в 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус.яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1983. Т.3. П–Р. 1983. – 752с.
Конституция Российской федерации : Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М : АСТ : Астрель, 2006. – 63 с. –(ЦГБ, Б-9, 23).
О государственном флаге Российской Федерации : Федер. конституц. Закон от 25.12.2000 (ред. от 07.03.2005) // Рос. газ. – 2000. – 25 дек. ; 2005. – 11 марта. – (ЦГБ).
О государственном гербе Российской Федерации : Федер. конституц. закон от 25.12.2000 (ред. от 30.06.2003) // Рос. газ. – 2000. – 27 дек. ; 2003. – 2 июля. – (ЦГБ).
О государственном гимне Российской Федерации : Федер. конституц. закон от 25.12.2000 (ред. от 22.03.2001) // Рос. газ. 2000. – 27 дек. – (ЦГБ).
См. в Прил. 1 текст Гимна в ред. от 22.03.2003 ФЗ
Книги о символике России:
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы: справочное издание. - Минск : Харвест, 2007. - 698 с. : рис. - (Энциклопедический справочник). – (Б-37).
Государственная символика Российской Федерации: Конституция РФ, Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ. - М. : Экзамен, 2007. - 63 с. - (Кодексы и Законы). – (Б-19, 24, 8).
Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн : (В помощь учителям начальных классов): материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград : Учитель, 2007. - 69 с. : рис. – (Б-20).
Гербы городов России. Кн. 2 / отв. за вып.: М. Заячковский, А. Польщикова ; ред.: Л. Белова [и др.] ; худож. В. Блинов. - М. : Профиздат, 2006. - 222 с. : цв. ил. – (ЦГБ).
Гербы городов России. Кн. 1 / отв. за вып.: М. Заячковский, А. Польщикова ; ред.: Л. Белова [и др.] ; худож. В. Блинов. - М. : Профиздат, 2004. - 223 с. : цв. ил. – (ЦГБ).
Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России. – М. : Росмэн, 2005. – 47 с. : ил. – (ЦДБ, Б-23, 37).
Государственные символы России : справ. для детей / М. Голованов, В. Шергин. – М. : Росмэн, 2005. – 159 с. : ил. – (Б-6, 37).
Константино М. Флаги : ил. справ. / пер. с англ. И. Лейтес. =- М. : Арт-Родник, 2005. – 256 с. : ил. – (Б-3).
Символы, святыни и награды Российской державы / В. Н. Балязин и [др.] – М. : Олма-пресс; Красный пролетарий, 2005. – 335 с. : ил. – (ЦГБ).
Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе : метод. реком. / сот. М. К. Антошин. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 73 с. – (Методика). – (ЦГБ, Б-10, 23).
Сапрыков В. Н. Государственная символика регионов России / отв. ред. А. Я. Дегтярев ; худож. Л. Лифатов. – М. : Парад, 2004 - 95 с. : ил. - (ЦГБ).
Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России» (Гимн, Герб, Флаг). – М. : ВАКО, 2004. – 190 с. : ил. – (Б-16).
Пчелов Е. В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн : учеб. пособие. – М. : Рус. слово, 2002. – 135 с. : ил. – (Б-5).
Символы российской государственности / авт.-сост. Н. В. Бугаев, С. Г. Макаров. – Иркутск : ОГУ «ЦСИУМ», 2001. – 74 с. – (ЦГБ).
Флаги. Знамёна. Гербы. Вымпелы / У. Крэмптон ; пер. с англ. А. Мосолова. – М. : Астрель ; АСТ, 2001. – 43 с. – (Детская энциклопедия). – (Б-16).
Флаги Российской империи и СССР в документах / авт.-сост. В. А. соколов. – М. : МГИУ, 2001. – 634 с. : ил. – (Б-12).
Чиркин В. Е. Государствоведение : учебник. – М. : Юристъ, 1999. – 398 с. – (institutionis). – (Б-16).
Герб и флаг России X-XX века. – М. : Юрид. лит., 1997. – 559 с. : ил. – (Б. № 13).
Лебедев В. Державный орёл России. – М. : Родина, 1995. – 239 с. – (ЦГБ).
Соболева Н. А. Символы России / Н. А. Соболева, В. А. Артамонов. – М. : Панорама, 1993. – 208 с. : ил. – (ЦДБ, ЦГБ; Б-23, 37, 16).
Семнадцать маршей и Гимн России (2 варианта) [Звукозапись]. – [М.] : ООО «Лагуар», [2005]. – 1 зв. кассета. – (ЦГБ, ИБО).
Статьи из периодики:
Григайтес Н. Торжественная песнь орла и триколора // История. – 2007. - № 9. – С. 42-47. – (Приложение к газете «Первое сентября»). – (ЦГБ).
Никулина О. Эпопея орла и всадника : [гос. символы России] // История. – 2004. - № 29 . - С. 22-27. - (Приложение к газете «Первое сентября»). – (ЦГБ).
Кеверик Е. Государственные символы России // Воспитание школьников. – 2003. - № 9. – С. 27-30. – (ЦГБ).
Вилинбахов Г. Герб России : [родословная] // Родина. – 1998. - № 2. – С. 80-81. –
Приложение 1
Гимн
Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.
Предварительный просмотр:
УРОК-СУД
«НАПОЛЕОН БОНАПАРТ: ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»
Урок призван обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Наполеона, его роль в мировой истории; продолжить формирование оценочных суждений; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками знаний, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации различных точек зрения и собственного мнения. Урок развивает мышление, формирует полезные в социальном общении умения, а также нравственные ориентиры, в числе которых — способность сопереживать другим людям, воспринимать опыт других эпох и поколений, уважать личность и права человека, быть терпимым к иным точкам зрения, уважать историческое прошлое своего и других народов.
Тип урока: по классификации С.А.Ежовой — урок применения знаний и формирования умений и навыков; по классификации А.А. Вагина — урок применения знаний; по классификации П.В.Горы — повторительно-обобщающий урок.
Форма урока: игра смешанного типа, сочетающая элементы ретроспективной и деловой игр. Персонификация как прием изучения и обобщения фактического материала позволяет ребятам представить типичные общественные настроения, создать эффект присутствия, понять, что и как чувствовали, как мыслили современники событий, ощутить дух эпохи.
Основные этапы урока
Подготовительный этап. Учитель выбирает тему, определяет цели и задачи урока, доводит их до сведения учащихся. Распределяются роли (председатель суда, судьи, присяжные, прокуроры и их помощники, адвокаты и их помощники, свидетели, корреспонденты газет). Даются рекомендации по дополнительному чтению. Ребята работают как индивидуально, так и в учебных микрогруппах и в учебных парах. Имена персонажей помогают придумать учителя..
Часть учащихся занимаются подготовкой зрительного ряда. На подготовительном этапе игры учитель выступает в роли инструктора: в ходе индивидуальной работы заслушивает и корректирует каждое выступление. Готовить выступление с позиции обвинения и защиты одного и того же человека ребятам интересно: возникает необходимость рассмотреть изученный материал с различных позиций, аргументировать свою точку зрения. В сложном процессе отбора материала для выступления ученики учатся уважать труд своих товарищей и их мнения.
Когда все тексты выступлений проверены и отработаны, ученики под руководством ученика, выбравшего роль председателя суда, выстраивают план проведения игры и порядок выступлений, вместе с учителем определяется регламент урока.
Вводный этап. Учитель проводит мотивацию деятельности, акцентирует внимание на актуальности и значимости темы.
Основной этап. Игра проходит по намеченному плану. Учитель выполняет роль ведущего либо передает эту роль председателю суда и присутствует на уроке в качестве присяжного или наблюдателя.
Оценочный этап. Организуется рефлексия. Учащиеся получают анкету и заполняют ее.
Анкета
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил все вопросы (10 баллов).
Усвоил материал частично (7 баллов).
Необходимо еще поработать (4-6 баллов).
Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворен ли своей работой?
Везде справился сам, удовлетворен своей работой (9-10 баллов).
Допустил ошибки (на каком этапе?) (7-8 баллов).
Не справился (с какими заданиями?) (4-6 баллов).
Как работала подгруппа, учебная пара?
Дружно, совместно разбирали задания (9~10 баллов).
Активно участвовали в обсуждении не все (7-8 баллов).
Работа вялая, неинтересная, много ошибок (4-6 баллов).
Мое мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось?
Эпиграф урока. «Мыслящий исследователь вглядывается в памятники прошедшего для того, чтобы найти в этом прошедшем материалы для изучения человека вообще, а не для того, чтобы погрозить кулаком покойнику Сидору или погладить по головке покойника Антона» (Д.И.Писарев).
Ход урока
Учитель. Интерес потомков неизменно привлекают люди, оставившие в прошлом глубокий след. Наполеону посвящены многочисленные научные и художественные произведения; по сей день во всем мире у него остаются как поклонники, так и противники. Наша задача — взглянуть на Наполеона Бонапарта — человека удивительной, необыкновенной судьбы — глазами людей разных убеждений и судеб и попытаться оценить его роль в истории.
Представители прессы. (Раздают заранее отпечатанные номера газет с портретом Наполеона.) Сенсация! Только наша газета раскрывает все тайны величайшего события в истории! Суд над Наполеоном! Как сложится судьба этого талантливого и властолюбивого человека? Следите за ходом суда вместе с нами!
Корреспондент газеты «Тайме» Клэр Дэйвор. В преддверии суда наша газета публикует статью под названием «Наполеон Бонапарт. Кто он? Великий злодей или великий герой?». В ней говорится: «Очень скоро мы станем очевидцами суда над человеком, который уже заставил говорить о себе современников и заставит говорить о себе потомков. Наполеона будут обвинять и защищать самые известные юристы нашего времени. Нам известно, что в качестве свидетелей приглашены солдаты французской армии, жители воевавших с Наполеоном стран, а также его родные. Какой приговор вынесут глубокоуважаемые судьи?»
Присяжным раздаются листы с вопросом: виновен ли Наполеон перед человечеством?
Председатель суда. Прошу всех встать. Начинаем судебное разбирательство по делу Наполеона Бонапарта, 1769 года рождения, уроженца острова Корсика, города Аяччо, человека, с которым связаны целый период истории Франции, а также серия войн за господство над миром. Слово для обвинения предоставляется прокурору Марии Каролине де Сталь.
Прокурор Мария Каролина де Сталь. Считаю себя вправе напомнить вам, что военные преступления и преступления перед человечеством не имеют срока давности. Каждый, кто повинен в смерти людей, должен понести суровое наказание. Я обвиняю человека, имя которого Наполеон, и предъявляю ему следующие обвинения: в организации и развязывании войны против человечества; в установлении тирании во Франции; в навязывании своей воли и порабощении других народов мира; в гибели Великой армии (погибли 570 тыс. человек); в нанесении России огромного морального и человеческого ущерба; в уничтожении и превращении в пепел Смоленска, Пскова, Калуги, Вязьмы, Малоярославца и других городов; в нанесении громадного урона промышленности и сельскому хозяйству России; в уничтожении монастырей, соборов, церквей, казенных строений; в материальных потерях частных лиц в столице и уездах; в уничтожении и разграблении Москвы.
В начале XIX в. к власти во Франции пришел дерзкий, хладнокровный, непреклонный, амбициозный человек — Наполеон Бонапарт, имевший необузданное стремление к господству и владычеству. Униженный нищетой с детства, не имевший друзей, он чувствовал некую ущербность, которую компенсировал неимоверным рвением к учебе, трудолюбием, жаждой славы. Он обладал гипнотическим магнетизмом, не любил себе подобных людей — сильных и властных. С приходом на престол он потерял чувство реальности, заболел манией величия, поставил себя выше Бога.
Наполеон не мог жить без войны. Война была его стихией. Считаю себя обязанной обратить внимание и на другое: Наполеон не был верен своей армии, мог бросить ее в самую тяжелую минуту. Тайно покинул Египет, бежал из России, оставил солдат умирать там от голода, холода, болезней. А теперь я попрошу заслушать показания свидетелей.
Председатель суда. Приглашается свидетель для дачи показаний.
Архарова Елизавета Тимофеевна. Возможно, мое выступление покажется жестоким, но я расскажу обо всем, что видела своими собственными глазами. Госпиталь, в котором я работала, находился близ Москвы. Как известно, самым крупным сражением войны была битва на Бородинском поле. Россия оплакала гибель более сорока тысяч убитых, тысячи людей были ранены. К нам поступали сотни раненых и покалеченных солдат. У них были очень тяжелые ранения, некоторые поступили к нам без рук, без ног, с изуродованными лицами. У нас в госпитале не хватало сестер, и многие женщины, не имея специальной подготовки, помогали, как могли. Бывали случаи, когда в госпиталь поступали раненые дети. Помню, я оказывала помощь солдату, который в результате ранения был изуродован до неузнаваемости. Он был жив, но как дальше жить? Он не мог самостоятельно передвигаться, не мог самостоятельно питаться, он был беспомощным. Нередко мы оказывали помощь и изувеченным войной французским солдатам. Я обвиняю Наполеона в том, что он оставил после себя кровь, разрушения, могилы, слезы. Имя Наполеона — символ страданий и смерти людей, которые могли бы жить и быть счастливыми.
Председатель суда. Приглашается следующий свидетель для дачи показаний.
Юрьева Мария Александровна. Я из Москвы, из дворян. Когда русская армия, а с ней и жители стали уходить из Москвы, я, похоронив отца и оставшись без родственников, решила не уезжать из города. Я узнала, что из Москвы не успевают вывозить всех раненых. «Вот, где мое место!» — подумала я и устроилась в госпиталь помогать врачам. Наполеон был разгневан, он ждал, что его будут встречать и вручат ключи от Москвы, но москвичи этого не сделали. Он приказал солдатам войти в город, отданный им на разграбление. Я видела, как захватчики вытаскивали из погребов домов на улицу окорока, бочонки с вином, другие запасы. На улицах разжигали костры. Пьяные солдаты врывались в госпитали и убивали раненых, тех, которых мы еще не успели спрятать в подвалах московских домов. Они пировали, а мы плакали. Погода была теплая, но дули сильные осенние ветры, и я сама видела, как искры от костров попадали на деревянные постройки.
Я не знаю точно, отчего загорелась Москва — говорят разное. Но мой город превратился в бушующее море огня. Огненные волны перекатывались с одной улицы на другую, уничтожая все на своем пути. Пробыв в разоренной Москве чуть больше месяца, Наполеон приказал армии покинуть город. Перед его уходом из города мы, жители Москвы, услышали глухие взрывы. Ужас охватил нас при виде разрушений на территории дорогого нам Кремля. Я обвиняю Наполеона в том, что его военный поход в Россию повлек за собой смерти и страдания народа и разграбление культурных ценностей.
Председатель суда. Вызывается свидетель Жан Люк Рулле.
Жан Люк Рулле. Я бывший солдат армии Наполеона. В 1812 г. участвовал в походе на Россию. После Бородина, где наши потери были велики, мы всетаки вступили в Москву. Город был мертв и горел. Мы не отдохнули, не оправились после долгих переходов. Напротив, мы превратились в грабителей и мародеров. День ото дня армия становилась все менее боеспособной. Шестого октября мы покинули Москву, но на нашем пути встала окрепшая русская армия. Под Малоярославцем мы проиграли кровопролитное сражение, и нам пришлось отступать по разоренной дороге. На нас нападали партизаны. Казалось, из-за каждого куста смотрят на нас ненавидящие глаза. Грянули ранние морозы, а одеты мы были по-летнему. Крестьяне сжигали свои дома, чтобы нам негде было ночевать. Не выспавшиеся, голодные, боящиеся каждого шороха, мы стали похожи на какой-то сброд. Как только Наполеон понял, что поход проигран, он бросил свою армию со словами: «Армии больше нет!» Мы принесли ему славу, мы верили в него, но были брошены в чужой стране на произвол судьбы.
Прокурор Мария Каролина де Сталь. Выслушав показания свидетелей, считаю необходимым обратить внимание на то, что Наполеон вошел в историю человечества как безжалостный завоеватель, равнодушно переступающий через жизни людей, ломающий судьбы целых народов и стран. Если суд оправдает Наполеона Бонапарта, мы будем вынуждены оправдать все последующие войны в истории.
Председатель суда. Слово для защиты предоставляется адвокату Мишелю Леруа.
Мишель Леруа. История — самый объективный и самый беспристрастный судья. Франция признала Наполеона своим национальным героем. Кто же он, Наполеон Бонапарт? Великий полководец? Ловкий политик? Великий француз и национальный герой Франции? Так считают его соотечественники. Наполеон выдвинулся в великое для Франции время — в годы революции. Ему помогли его военный талант, слава полководца. В период революционных войн, когда французскую республику атаковали со всех сторон армии соседних государств, он защищал отечество, революцию. Поднимаясь все выше, он стал императором. Говорят, что Наполеон предал революцию. Это не так, он защищал ее с оружием в руках. Как политик, он понимал прогрессивность нового буржуазного строя. При Наполеоне Франция стала сильной буржуазной империей.
Как вели себя соседние, недавно агрессивные по отношению к Франции государства? Они заигрывали с Наполеоном, трепетали перед ним. Австрийский император отдал ему в жены свою дочь Марию-Луизу. Прав поэт: «Ему, погибельно войною принужденный, почти весь свет кричал: "Ура" при виде буйного ядра». Император дал новых побед для своей Франции. Остановиться он не смог, роковое решение о походе в Россию было принято. Но забудем обиды. Он дорого заплатил за поражение. Будем честны: отнять у Наполеона титул великого полководца невозможно. Он одержал сорок славных побед.
Его печальная смерть пленником на острове Святой Елены заставляет нас пожалеть этого великого человека, национального героя Франции: «Где бьет волна о брег высокий, где дикий памятник небрежно положен, в сырой земле и яме неглубокой там спит герой, друзья, — Наполеон!»
Председатель суда. Слово предоставляется свидетелю Жану-Жозе- фу-Батисту Альберу.
Жан-Жозеф-Батист Альбер. Я солдат французской армии, служил в 1-й бригаде 6-й дивизии генерала Леграна 2-го пехотного корпуса маршала Удино. Я участвовал во многих сражениях, в том числе при Бауцене, Лютцене и других. Получил Орден Почетного Легиона II степени за храбрость, проявленную в боях. Я восхищаюсь моим императором. Для меня он — олицетворение патриота, человека, готового на все ради славы родины. Бонапарт обладал феноменальными способностями: сообразительностью, великолепной памятью, мужеством, острым умом, даром дипломата и артиста, огромной работоспособностью. Он был внимателен к своим подчиненным: солдатам исправно платили жалованье, награждали за заслуги. Император был образованным человеком, всегда возил с собой книги, они занимали большую часть его багажа. Наполеон уже вошел в историю как великий стратег и тактик. Известны примеры, когда его решения переламывали ход битвы в его пользу. Я преклоняюсь перед его мужеством и храбростью. Он всегда был впереди армии, при осаде Тулона под его конем взорвался снаряд. Нельзя забывать и того, что он сделал для нашей страны. Франция стала одной из самых развитых стран в мире. Составил Гражданский, Уголовный, Торговый кодексы. Наполеон расширил границы своей страны, укрепил ее авторитет в Европе.
Помощник адвоката Джордж Луи Эмерсон. Господин председатель, я бы хотел задать свидетелю некоторые вопросы.
Председатель суда. Не возражаю.
Джордж Луи Эмерсон. Уважаемый свидетель, был ли вам известен главный принцип Наполеона «цель оправдывает средства»?
Жан-Жозеф-Батист Альбер. Безусловно. Я и все мои соратники знали и разделяли этот принцип.
Джордж Луи Эмерсон. Какие качества Вы наиболее ценили в Наполеоне?
Жан-Жозеф-Батист Альбер. Трудолюбие и целеустремленность.
Председатель суда.Слушаются показания следующего свидетеля.
Элиза Буонапарте. Я, родная сестра Бонапарта, считаю, что знаю его лучше всех присутствующих в зале." Почти все мое детство прошло рядом с братом. Я была младше него, и он всегда защищал меня и заступался за меня. Однажды он затеял драку с мальчиками, которые были намного старше и сильнее него, потому что один из них нечаянно задел меня плечом. Набулио (так мы звали его в кругу семьи) был чувствительным и любящим мальчиком, он заботился о любимой маме Летиции и своей няне Саверии. Я помню, как Саверия говорила, что даже в самом юном возрасте замечала в нем черты, по которым можно было догадаться о будущем величии. Но счастливые дни детства закончились... Нас разлучили. Родители определили Набулио в военную школу-училище во французском городке Бриенне, а меня отдали в пансион. Виделись мы редко. Я рассказывала ему о своих подругах, об успехах в учебе, а он, к сожалению, не мог похвастаться многочисленными друзьями и всегда переводил разговор на свою любимую тему: о естественных науках, географии, астрономии, истории. Увлекался он и античной литературой. Науки давались ему удивительно легко. Затруднения вызывали только иностранные языки. Но настойчивость и здесь помогла. В 1784 г. его перевели в Парижскую военную школу, лучшую в стране. Успешно завершив курс наук, Наполеон в 1785 г. был направлен из школы в гарнизон в город Баланс в чине младшего лейтенанта артиллерии. В этом же году нашу семью постигло тяжелое горе — умер отец. На плечи 16-летнего юноши легла ответственность за всю семью. Бонапарт заменил нам отца. (Демонстрирует суду литографию.) На этой миниатюре изображен Наполеон вместе с детьми Мюрата. Посмотрите на счастливые лица этих детей! Дети улыбаются, они рады встрече с Бонапартом. Одного ребенка он посадил к себе на колени. Бонапарт ласков и внимателен с детьми. А это доказывает, что Наполеон — добрый человек с чистым и прекрасным сердцем.
Председатель суда. Слово предоставляется адвокату Джону Маккартни.
Джон Маккартни. Обвиняя Наполеона в деспотии, развязывании войны, покорении народов и узурпации верховной власти, мы не должны забывать о том, что он принес Франции, ее народу и всему миру. В первую очередь — укрепление политических и экономических связей между странами, как завоеванными французской армией, так и оставшимися непокоренными. Наполеон стер границы между многими государствами, не просто присоединив их к территории Франции, но создав империю, единую экономическую систему с развитой торговлей. Укреплению экономических связей способствовало активное строительство дорог. С облегчением торговли стали быстро развиваться ремесла. Поэтому захват Францией ряда стран не разрушал, а укреплял и стимулировал рост экономики. Нельзя не признать и того, что завоеванные Францией территории в Северной Африке стали развитыми экономическими областями, центрами крупных районов, которыми до сих пор и остаются. Прошу обратить также внимание на необычайные способности Бонапарта, о которых уже в XIX в. писали такие великие поэты и писатели, как Пушкин, Лермонтов, Стендаль, Достоевский. Гений его неоспорим, его победы говорят сами за себя. Он был талантливым дипломатом. Вспомним, как при заключении Тильзитского мира Наполеон сумел убедить Александра I объявить блокаду Англии, от которой Россия не получила никаких преимуществ, даже понесла серьезные убытки. Бонапарт заложил основы законодательства Франции, его Гражданскому кодексу суждена долгая жизнь. Я хотел бы обратить ваше внимание, что Наполеон был высокообразованным человеком. Во всех поездках с ним всегда был сундук с книгами. Император имел незаурядный поэтический дар. Он вкладывал все силы и средства в достижение поставленной цели, не жалел себя; был самокритичен, а потому имел полное моральное право требовать того же от других. Основной принцип Наполеона «цель оправдывает средства» был хорошо известен всем его соратникам, и они добровольно шли на смерть во славу родины и императора. Как все великие личности, он был популярен в народе.
Думаю, что некорректно обвинять Бонапарта в захватнических войнах, ведь и великий Цезарь, и Александр Македонский, и Гней Помпей были завоевателями, но никто не может отрицать их положительной роли в мировой истории.
Наполеон I Бонапарт, император Франции, был великой личностью. Если бы он родился со склонностью к точным наукам, то обязательно изобрел бы вечный двигатель. Но Бонапарт родился великим политиком, стратегом, и поэтому он не мог не покорять мир. Нельзя судить человека за неординарность, способности и гениальность. Ведь именно гении движут цивилизацию и прогресс. Без них человечество было бы одноликим и серым.
Председатель суда. Выслушав выступления представителей обвинения и защиты, а также свидетелей, судьи удаляются на совещание.
Корреспонденты (обращаются к присутствующим). В свежем номере газеты «Гардиан» помещается статья под заголовком «Что ждет Наполеона Бонапарта: оправдание или осуждение?». Вот отрывки из нее: «Подходит к концу судебное разбирательство, и в скором времени мы узнаем, будет ли Наполеон Бонапарт осужден или оправдан. Уже выступили прокуроры и адвокаты, свидетели защиты и обвинения. Через несколько минут судьи вынесут приговор. Конечно, этот великий человек должен понести наказание за развязывание войн, имевших тяжелые последствия для народов, участвовавших в них. Неизменными спутниками сражений, приносивших Наполеону славу, были горы трупов, множество раненых. Но, может быть, судьи учтут, что Наполеон действовал в интересах Франции, стремился укрепить престиж страны. Да, он был властолюбив, надменен, нередко действовал в корыстных целях, но при этом он был талантливым полководцем и умным политиком. Независимо от того, какое решение примут судьи, Наполеон Бонапарт, без сомнения, останется выдающейся личностью в истории»".
Председатель суда. Прошу всех встать. Суд принял решение: Наполеон Бонапарт навсегда останется в истории как целеустремленный и талантливый человек, крупный полководец и выдающийся политик, но именно Наполеон Бонапарт развязал целую серию войн, которые несли несвободу другим народам, в результате которых страдали и гибли люди, разрушались и уничтожались культурные памятники. Как зачинщик войн во имя мирового господства Наполеон Бонапарт виновен перед человечеством.
Учитель. Итак, мы убедились, что Наполеон Бонапарт был личностью противоречивой. Его имя ассоциируется с честолюбием, деспотической властью, разрушительной силой войны. Но оно же напоминает нам о смелости и отваге, таланте, мужестве и целеустремленности этого человека. Наполеон был представителем своего времени, причем одним из наиболее ярких его представителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Государственная символика России"
Цели: изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; воспитание патриотизма и гражданственности у...
Проект на тему: "Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашии"
Целью данного проекта является рассмотрение и систематизирование методических приемов по ознакомлению младших школьников с государственными символами РФ и ЧР, способствующие формированию умения осозна...
Презентация "Государственная символика России"
Государственная символика России с древнейших времен по современность...
Агитационный поезд «Государственная символика России»
Данная методическая разработка может быть использованане только педагогами дополнительного образования, но и учителями школ,педагогами-организаторами, воспитателями детских дошкольных учре...
Классный час "Государственная символика России"
Классный час о госуцдарственных символах России...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».
Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...
История знамен и флагов (сценарий беседы из цикла "Государственная символика России")
Один из элементов моей деятельности – цикл бесед «Государственная символика России». Предлагаю фрагменты сценария беседы «История знамен и флагов» для обучающихся 5-6 классов. ...