Древнее Двуречье
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Сформировать представление о цивилизации древнего Двуречья как локальной цивилизации Древнего мира и ее роли в истории
человечества.
Задачи урока:
- содержательная : дать представление о Древнем Двуречье как об одной из цивилизаций - Знать месторасположение страны,
природные , климатические условия
- знать основные занятия жителей Двуречья
продолжить формирование представлений о Древнем мире, формировать систему понятий, за счет включения в нее новых элементов: цивилизация -как локальная общность людей , государство, клинопись.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_khabibulinoy_s._a.docx | 50.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
|
|
|
|
6.Базовый учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, под редакцией академика РАН А.А. Искендерова, М.: Просвещение, 2012г. Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории.( Сайт Минобразования России. http://mon.gov.ru/.) 7.Раздел 2 « Древний Восток» Глава 5 «Древние государства Передней Азии» 8.Тема урока «Древнее Двуречье» |
9.Цели урока:
Сформировать представление о цивилизации древнего Двуречья как локальной цивилизации Древнего мира и ее роли в истории
человечества.
Задачи урока:
- содержательная : дать представление о Древнем Двуречье как об одной из цивилизаций - Знать месторасположение страны,
природные , климатические условия
- знать основные занятия жителей Двуречья
продолжить формирование представлений о Древнем мире, формировать систему понятий, за счет включения в нее новых элементов: цивилизация -как локальная общность людей , государство, клинопись.
- деятельностная : формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),
- воспитательная : осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, оценить влияние культуры Древнего Двуречья на развитие человечества в целом.
10.Планируемые образовательные результаты учебного занятия:
( результаты освоения содержания образования)
- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе, способность оценивать значение , последствия установления новой цивилизации, проявление уважения к культуре другой цивилизации.
-метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, выявлять причинно- следственные связи, анализировать источник (документ ) на элементарном уровне, формулировать и обосновывать выводы, излагать свое мнение(в монологе , диалоге), уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменных формах, владеть волевой саморегуляцией (как способности собраться , мобилизировать силы и энергию), планировать сотрудничество с учителем и уч-ся, моделировать( преобразовывать в в знаково- символическую модель с целью выявления общего выдвигать версии , выбирать средства достижения цели индивидуально, в группе (в паре), научатся работать с различными источниками знаний, находить в достоверную информацию для решения учебных задач, представлять информацию в разных формах (таблица , схема)использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-предметные: Уч-ся должны знать природные условия и занятия жителей Междуречья; сравнивать Египетскую цивилизацию и Двуречье, характеризовать общие черты и особенности , уметь работать с исторической картой (правильно показывать необходимые объекты , объяснять их расположение),использовать историческую карту для объяснения местоположения и объяснения своеобразия расположения Двуречья,
применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности,
научиться работать с историческими источниками, документами, на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознать особенности изучаемой цивилизации, давать оценку значения ,влияния достижений Древнего Двуречья на развитие человечества.
11.Тип урока: сообщение нового учебного материала
12. Форма урока: проблемный урок.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая деятельность (работа в парах).
13.Средства обучения : мультимедийный ПК, презентация «Древнее Двуречье», рабочие тетради с печатной основой, карточки с заданиями для индивидуальной работы, раздаточный материал: тексты документов « Геродот о Двуречье», «Миф о потопе»,карта « Древний Восток», карта «Восточное Междуречье и Средиземноморье»
Сравнительная таблица:
Вопросы сравнения Древний Египет - Двуречье
1. Реки (разливы)
2. Почвы
3. Строительство
4. Занятия
5. Письменность
Литература: - О.В.Арасланова. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского.- М.:ВАКО.2005
- К.В.Волкова. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира:5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира. 5 класс» - М.:Экзамен.2006
-И.В.Папченкова , Н.В.Казаринова
« Уроки истории 5 класс».Современная школа. Изд-во «Планета». М.2012 .
-Смирнов С.Г Задачник по истории Древнего мира: для средних учебных заведений.- М.:Мирос 1994.
Сценарий урока.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
- Организационный этап
- Актуализация
- Постановка учебной задачи (проблемы)
- Получение нового знания
- Решение проблемы
- Рефлексия
- Домашнее задание
План урока
1.Страна двух рек.
2.древние города.
3.Храмы и гробницы.
4.Письменность.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД Время (в мин.) | |
Микроцель: подготовить учащихся к работе на уроке, выработка на личностного значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | |||
Создает условия для возникновения внутренней потребности
Демонстрация ЭОР Слайды № 1, №2 Данные об авторе , знакомство с новым классом.Индуктор. Знакомство -Добрый день, ребята! Я очень рада приветствовать вас в нашей школе. А сейчас , давайте знакомиться. Меня зовут Хабибулина Светлана Антоновна. Знаете ,ребята , мне по почте пришла необычная посылка , с именами самыми разными. Сейчас я буду из своей волшебной коробки доставать карточки с именами , и как только вы увидите на экране карточку со своим именем , сразу поднимайтесь с места , чтобы я смогла каждого увидеть и познакомиться . Договорились ?( ребята встают , учитель прикрепляет им бейджики с именами ) . -На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! II.Индуктор. -Ребята , посмотрите , что у вас еще необычного для урока истории лежит на партах? (компас).Для чего нужен компас? Нашли «Восток». -Ребята , сегодня мы отправимся с вами на восток не случайно. Как вы думаете, почему на восток - С какой страной Др. Востока вы уже познакомились на уроках истории? ( Египет) . Слайды №4,№5 Учитель обращает внимание на то, что класс начинает изучение новых государств, которые территориально были близки к Древнему Египту. Слайды №4,№5 2.Актуализация. Повторение .Игра. -Ребята , скажите , а вы любите играть ? Сейчас мы с вами немного поиграем , вы знаете , что в игре нужно быть : -быстрыми -активными -играть по правилам (поднимать руку , не кричать с места ). Хорошо играя вы сможете собрать много звезд со звездного восточного неба. Кто наберет больше звезд получит грамоту « Лучший звездочет»и оценку «5».(на экране слайд со звездным небом) Игра1 «Историческая зарядка» ( объяснить понятия) Игра 2 «Знаешь ли ты где находится….?»
| Уч-ся получают бейджики с указанием их имени. . Рассматривают слайд №1,2, 3. . Уч-ся отвечают на поставленные вопросы. Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение. Уч-ся вспоминают , что изучают тему « Древний Восток» и познакомились на предыдущих уроках со страной Др. Востока-Египтом. Уч-ся рассматривают слайды. 2.Этап всесторонней проверки УУД. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Этап актуализации и пробного учебного действия. Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий Уч-ся проявляют активность, эмоционально настраиваются на игру. Игровая деятельность. Уч- ся во время игры вспоминают понятия , необходимые для изучения новой темы, объясняют где находится Египет , показывают его местоположение на карте. | 5 мин Самоопределение, смыслообразование (Личностные) Целеполагание (Познавательные) Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные) Волевая саморегуляция(Регулятивные) 5 мин. Определение функций участников Управление поведением партнера –контроль , коррекция Планирование сотрудничества с учителем(К) саморегуляция(Р) |
3этап Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению новой темы. Постановка проблемы. -На прошлом уроке мы закончили путешествие по Древнему Египту. Наши дела в этой стране завершены.И мы продолжаем путешествие дальше на Восток .Отправимся по караванной тропе, с торговцами. Наш путь начинается в великом Городе Мен- Нефер(Мемфис).Первая часть нашего путешествия протекала обычно, кругом лежала земля . похожая на родную. Но вот мы вышли на берег большой реки. «-О , боги , это неправильная земля»! Слайд № 8 Карта.Стрелочки путешествия до реки Евфрат.Показываю Двуречье. -Как вы думаете, что египтянин мог увидеть знакомого? А что могло удивить его на берегах этой реки? Если предположений нет . можно обратить внимание на направление течения с севера на юг . не так как в Египте. -Много удивительного увидел бы египтянина этой земле. Но можно ли считать эту землю «неправильной» считать . что эта земля ниже по развитию , чем Египет? Можно ли утверждать , что на этой земле есть цивилизация? Сегодня мы с вами должны решить эту проблему. | Выдвигают версии: - Ребята предполагают , что это за река. -Предположения учеников могут быть самыми различными. Из знакомого материала: земледелие, скотоводство . города. Могут указать направление течения , и то , что на этой земле протекают 2 реки: Тигр и Евфрат. | 2мин. Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | |
4этапУсвоение новых знаний. Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. | |||
Звучит стихотворение о Двуречье. -Тема нашего урока «Древнее Двуречье». Далее познакомить уч-ся с целями урока , планом урока -Откройте тетради . запишите , пожалуйста тему урока. Слайды № 9 №10 №11 -Запишите , пожалуйста план урока. Познакомимся с учебной задачей нашего урока. -А сейчас я попрошу вас открыть учебники и прочитать п. №1-2 в вашем учебнике , в параграфе 13 и подумать . какие условия существовали на этой территории. На слайдах №12 №13 вы видите подсказку на что обратить внимание. С.р. с текстом учебника параграф № 13 п. №1 стр. 63 , картой настр.31. -уч-ся называют маршрут и показывают его на карте. Далее уч-ся находят в тексте ответы на поставленные вопросы. 1) Каково второе название страны Двуречье ? 2)Как называется вторая река Двуречья ? Покажите на карте. 3)Объясните при помощи опорных слов местоположение Двуречья , покажите на карте. 4)Где берут начало и куда впадают реки Двуречья? 5)Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат ?
6) Когда в Двуречье возникло государство ? Раньше или позже чем в Египте? (стр.64 -1 абз.) -Учитель раздает на каждую парту документы. Организует работу с документом. (у каждого на парте текст документа )
Уч-ся анализируют документы (отвечают на вопросы к ним) , сравнивают Двуречье и Египет. -Далее учитель демонстрирует слайды и кратко рассказывает о других занятиях жителей Двуречья. Уч-ся отвечают на поставленные вопросы к иллюстрациям на экране( по плану урока) Учитель предлагает учащимся заполнить сравнительную таблицу (время заполнения от3 до 5 минут). основной вопрос: сравнить природные условия и занятия жителей Древнего Египта и Междуречья ( затем идет заполнение 2 части таблицы заполнение второй части таблицы).заполнение всей таблицы в тетрадях всеми учениками не обязательно. Достаточно указать черты Двуречья ,общее и различия , можно смоделировать схему. Слайды № 12 №13 | Уч- ся записывают все необходимое в тетрадях. -С.р. -уч-ся знакомятся с текстом учебника п. №1-2 в учебнике , в параграфе 13 и отвечают на вопросы к тексту . поставленные учителем. - Облегчился процесс добывания пищи. - Использовать орудия труда. 3–4 минуты читают текст, выполняют задание индивидуально, самостоятельно. Работа с документом. (у каждого на парте текст документа , работают в парах.)
Уч-ся анализируют документы (отвечают на вопросы к ним) , сравнивают Двуречье и Египет. .- Уч-ся отвечают на поставленные вопросы к иллюстрациям на экране. -Уч-ся дается сравнительная таблица Сравнительная таблица: Вопросы сравнения Древний Египет -Двуречье 1. Реки (разливы) 2. Почвы 3. Строительство 4. Занятия 5. Письменность | 15мин.
Поиск и выделение необходимой информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера . знаково- символическое . графическое моделирование. Где выделены существенные характеристики объекта , умение структурировать знания (П) Сравнение . выбор критериев для сравнения(Л) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | |
5 этап Проверка понимания учащимися нового материала.. Микроцель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи, | |||
-Как вы думаете , ребята, Египет и Двуречье были похожи или сильно отличались ? Слайд № 13 | –Учащиеся должны отметить (назвать) наличие черт сходства и отличия.(Проговорить то , что кратко зафиксировали в тетрадях) | 5мин. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | |
Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия. | |||
– Как вы думаете природные условия Двуречья помогали или мешали развитию общества? – Но Двуречье это не только страна 2 рек , но и страна городов. Как вы думаете , справедливо ли будет название « Страна городов»? Слайды № 15 -17 -Учитель кратко рассказывает о городах. Вспомнитеи назовите признаки государства. -Отличались ли города Двуречья от египетских? -Для чего нужен храм? Слайд №17 -Можно ли сделать вывод . что религии похожи ? В чем отличия? -Откуда ученые могли узнать об этом? Слайд №18 Решение задачи. -Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено 500 глиняных табличек , принадлежащих ученикам школы -будущим писцам. На этих клинописных табличках были их имена , имена и профессии их отцов. Но не только письменность осталась от древних шумеров . Как и в Египте здесь происходило развитие науки. Какие науки? - И сегодня мы сталкиваемся с достижениями шумеров.с какими? Закрепление. Покажите на карте реки Двуречья , государство Двуречье , объясните местоположение страны.(можно использовать опорные слова , они записаны в тетрадях) – Какой вывод по проблеме мы можем сделать? Была ли здесь цивилизация?Была ли похожа на египетскую? | Учащиеся делают вывод , о том , что природные условия заставляли людей действовать совместно . слаженно и способствовали развитию общества . А развитое общество можно назвать цивилизацией. Ответ ученика должен быть аргументирован . Но в случае отрицательного ответа необходимо обратить внимание на города , отмеченные на карте. -Уч-ся называют признаки государства и говорят , кто жил в городах.( по аналогии с Египтом) -Зиккурат. Записывают понятие в словарь. -уч-ся находят « за сходство « и « против». - Ученики могут назвать вещественные и письменные источники. - клинопись -секунды . минуты часы . градусы в окружности. | 3 мин. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) | |
Микроцель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | |||
-– Какой вывод по проблеме мы можем сделать? Была ли здесь цивилизация?Была ли похожа на египетскую? - Какие понятия разобрали? - Удалось решить поставленную проблему? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Запишите домашнее задание: §13, -Нарисуйте иллюстрацию к одному из мифов Двуречья. -Объснять словами и показывать на карте расположение Д Двуречья. -Почему в Междуречье единое государство возникло гораздо позже , чем в Египте? | Дают ответы на вопросы - называют признаки цивилизации. Анализируют работу на уроке через самооценку - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) | 10-7 мин. Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) | |
| |||
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса:
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему? | - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки. | 3мин. Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"
Древнее Двуречье урок №1 в разделе «Западная Азия в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...
Древнее Двуречье
Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...
Древнее Двуречье
Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...
Урок по истории древнего мира "Древнее Двуречье"
Урок в 5 классе на тему «Древнее Двуречье» разработан в соответствии с поурочным планированием по учебнику Вигасина, Годера.Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока:Дидактическая: форми...
Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"
Данная презентация даст полное представление о первых жителях Древнего Двуречья и их основных занятиях....