олимпиадные задания 5-9 класс
олимпиадные задания по истории на тему

Гатаулина Надежда Викторовна

Пояснительная записка, задания, критерии оценивания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_istoriya_5-9_klassy_gataulina.rar1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап  всероссийской олимпиады школьников

по истории

2013–2014 учебный год

7 класс

Задания

1. К последствиям крещения Руси относилось                                                                 (2 балла)

А) ослабление власти великого князя

Б) обострение отношений Руси с соседями иной веры

В) приобщение Руси к греческой, византийской культуре

Г) усиление усобиц между русскими князьями

2. Норманнская теория – это изложение взглядов на проблему                                   (2 балла)

А) происхождения норманнов

Б) открытия викингами Америки

В) возникновения Скандинавии

Г) образования Древнерусского государства

3. По какому принципу образованы пары? Дайте краткий ответ.                              (4 балла)

3.1.  Кий – Киев

___________________________________________________________________________________

3.2. Перун – Владимир Святой

___________________________________________________________________________________

4. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.                      (3 балла)

4.1. Поляне, северяне, радимичи, варяги

4.2. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор

4.3. Святополк, Ярополк, Владимир, Куря

           

5. Прочтите отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.              (8 баллов)

       «…Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете по силам, кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души… В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам… На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами снаряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает… Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас…»

1) В каком жанре написан данный документ?        .

2) Кто является автором документа?        .

3) Кому посвящен, и с какой целью написан данный документ?

.

6. «Отечества достойные сыны»                                                                        (6 баллов)

6.1. Назовите имя этого человека.

Стоишь ты в Москве с ремешком на лбу,

Стоишь ты век, у стены старинной,

Лоб величав, бронзово-чист.

Ты для России, для Украины

Держишь первый печатный лист.

___________________________________________________________________________________

6.2. Как некогда Илья Муромец сражался с враждебной Руси степью, так и наш герой бьется и побеждает хана татарского Кучума. Народные певцы сложили о нем сказы, поэт Кондратий Рылеев посвятил ему думу. Он увидел в атамане вольных казаков героя, который не щадит жизни, «за Русь святую погибая».

Назовите имя этого атамана, значение его похода.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.3. Удивительный по красоте собор был построен этими зодчими на Красной площади в честь взятия русскими войсками Казани. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое восемь отдельных главок.

Назовите имена русских мастеров и два названия собора.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Объясните значение слов:                                                                                                (6 баллов)

1) Боярин -                                                  .

2) Кормление -        .

3) «Судебник» -        .

8. Соотнесите имя князя с его деянием:                                                                              (6 баллов)

А. Василий III                               1. Поход на Новгород и разорение города

Б. Даниил Московский                2. Многочисленные походы за пределами Руси

В. Иван Калита                             3. В его правление оформилась идея «Москва – Третий Рим»

Г. Иван III                                     4. Создание первых общерусских законов

Д. Святослав I                              5. Первым начал политику расширения владений, присоединив к        

Е. Ярослав Мудрый                        Москве Коломну

                                                       6. Предание говорит о нем как о щедром человеке, раздающем

                                                          много милостыни

А

Б

В

Г

Д

Е

9. Расположите события в хронологической последовательности:                                (5 баллов)

А) Битва на р. Неве

Б) Первое упоминание в летописи о Москве

В) Свержение монгольского ига

Г) Строительство первого каменного храма на Руси

Д) Угроза вторжения Тамерлана

1

2

3

4

5

10. Впишите правильную букву вместо пропусков                                                            (9 баллов)

10.1. Вот..ина, ве..е, п..люд..е

10.2. К..па, р..дович, в..ра

10.3. Друж..на, п..гост, ве..вь.

 

11.  Укажите названия предложенных архитектурных памятников Российского государства, век создания  и соотнесите памятник с именем архитектора (ов) его построившего(их).  (16 баллов)

1.                                          2.   

3.                             4. 

А) Аристотель Фиораванти        Б) Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари

В) Барма и Постник                     Г) Пётр Франческо (Францизско) Анибале    

Название архитектурного памятника

Имя архитектора

1

2

3

4

                                             

12. Трапеза.        (6 баллов)

12.1. Есть такое выражение – «заварить кашу». Что оно означает сейчас, и как оно возникло?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.2. Многие сказки заканчиваются словами «мед, пиво пил». Разве можно пить мед?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.3. Этот продукт стоил очень дорого и на столе стоял отдельно, в красивой посуде и только рядом с почетными гостями. О каком продукте идет речь?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для 5 класса

Предлагаю олимпиадные задания в 5 класса для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников...

Олимпиадные задания для 9 класса

Предлагаю вам олимпиадные задания по немецкому языку в 9 классе для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, которые я опробировал в своей школе в октябре 2011 года....

олимпиадные задания для 6 класса

задания по чтению, аудированию и лексико-грамматический тест (могут быть использованы как олимпиадные задания или просто как задания для самостоятельной работы; в зависимости от уровня учеников 6-7 кл...

Олимпиадные задания для 9 класса с ответами

Олимпиадные задания для 9 класса  поможет учителям  и ученикам  при подготовке к олимпиадам....

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии.

олимпиадные задания 10-11 класс по технологии...

Олимпиадные задания 5-7 класс "Знай и люби свой край"

Олимпиадные задания для учащихся 5-7 классов по теме "Знай и люби свой край"...