Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов"Сталинградская битва"
материал по истории (9 класс) на тему
Внеклассное мероприятие « Сталинградская битва».
Двое ведущих. Звучит отрывок из Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского.
Ведущая: 27 миллионов павших, не вернувшихся с кровавых полей войны посвящается. Ведущая: Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается...
Ведущая: Поколению, вступающему в жизнь, посвящается...Ведущая: Мы знанием по сбившимся трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум дорого победой пройти. Ведущий: И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез.
Музыкальная вставка, заставка к фильмам 60-летию Победы.
Ведущая: Благодарное человечество навсегда сохранит в своей памяти подвиг защитников Сталинграда. Здесь советские воины и трудящиеся города остановили бешеный натиск отборных дивизий Гитлера. Последовавшие затем окружение и ликвидация огромной армии захватчиков внесли огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе всей войны.
Ведущая: На сегодняшнем занятии мы расскажем вам об одной из величайших битв русского народа за свою Родину, о сражении, которое стало символом величия духа нашего народа. Мы посвящаем это занятие Сталинградской битве.Музыкальная вставка "Не забывать тех памятных годов".
Ведущая: Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием II фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду.
Ведущая: С прорывом ударной группировки противника в большой излучине Дона боевые действия вступили в новый этап. Началась величайшая битва за Сталинград. Она продолжалась 6,5 месяцев и делится на 2 периода: Оборонительный – на подступах к городу и в самом городе (с 17 июля до 18 ноября 1942 г.).Контрнаступление советских войск 19 ноября по 2 февраля 1943г.).
Ведущая: Рассказ об оборонительном периоде подготовила I группа.
(Грамзапись – фильм "Оборона Сталинграда") рассказ учащихся.
Ведущая: Войска Сталинградского и Донского фронтов в тяжелых оборонительных боях обескровили рвавшуюся к Сталинграду крупную группировку отборных войск немецко-фашистской армии.
Ведущая:
И пробил час. Удар отброшен первый
От Сталинграда пятится злодей
И ахнул мир узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.
Ведущий: Остановка наступления немецко-фашистской армии создали благоприятные условия для перехода Советской армии в контр наступление.
(II группа – рассказ о контрнаступлении и разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом).Ведущая: В ожесточенных кровопролитных боях рождались тысячи героев показывающее образцы мужества, отваги, самоотверженности. Среди них были представители всех родов войск Вооруженных Сил СССР. Вся страна узнала имена Павлова и его товарищей, которые в центре города обороняли дом, ставший важным опорном пунктом. Оказавшись в окружении, они геройски отразили многочисленные яростные атаки врага и удержали дом. Ведущий: Незабываемы подвиги артиллериста В.Я. Бодтенко, который со своим орудием вступил в противоборство с 15 вражескими танками и одержал победу над ними.
Гулко катится в кровавой мгле
Сотой атаки вал
Злой и упрямый, по грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал Сталинград,
Танк на него надвигался, рычал
Мукой и смертью грози.
Он притаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пулю за пулю. Снаряд за снаряд
Он защищал Сталинград.
Ведущая: Помним подвиги матроса Михаила Паникахи, который живым факелом бросился на вражеский танк и уничтожил его, пулеметчика Николая Сердюков, закрывшего своим телом амбразуру вражеского дзота, летчика Виктора Рогальского, повторившего в небе Сталинграда бессмертный подвиг Гастелло, связиста Матвея Путилова, ценой своей жизни, зажав зубами концы оборванного телефонного провода, восстановил связь, танкиста Сергея Маркина кровью написавшего перед смертью на броне танка "Я умираю, моя Родина!", санинструктора Гули Королевой и других героев.
Ведущий: В боях за Сталинград сражались наши соотечественники! 60 лет назад завершилась война, но мы должны иметь любую возможность, чтобы вспомнить о ветеранах, сказать им большое спасибо и помнить о неоплатном долгу перед ними. (Рассказ о ветеранах).
Ведущая: Вы узнали о доблестных защитниках Сталинграда, выстоявших в тяжелейших боях и покрывших себя неувядаемой славой. Вы узнали о Сталинградской битве, которая явилась началом коренного перелома II мировой войны.
Ведущий: Сегодня город, именем которого названа битва носит другое имя – Волгоград. Город стал музеем. Многочисленные памятники и монументы напоминают нам об этих днях. (Заочная экскурсия по Мамаеву кургану).
Ведущий: У стен Сталинграда 200 дней и ночей происходило величайшее сражение, которое 2 февраля завершалось крупным разгромом вражеских войск. Здесь под Сталинградом был занесен меч народного возмездия, который опустился в Берлине в мае 194 . Вот почему подвиг Сталинграда вызывал и вызывает до сих пор восхищение народов планеты и является символом мужества (муз. “День Победы” – без слов. На фоне музыки).
Там, где двести дней и ночей
Бушевала великая битва,
Там, где кровью тысяч людей
Каждый метр земли пропитан,
Там, где сила советских солдат
Сокрушала фашистскую силу,
Там давно уже пушки молчат
И поля от пожарищ остыли.
Там сегодня над Волгой-рекой
На священной земле Сталинград
Рвется к солнцу цветок полевой
Из-под каски пробитой солдатской.
Жизнь! Во благо и счастье людское
За него, за счастье твое и моё
Свои жизни отдали герои.
Вечная слава героям, павшим за свободу и независимость.
Поклонимся памяти погибшим. Отдадим дань памяти живым.
ОБОРОНА СТАЛИНГРАДА – 1 группа.
(Просмотр видеофильма).
1. Она началась в неблагоприятных для советских войск условия. Противник превосходил их на Сталинградском направлении: в личном составе - в 1,7 раз, в артиллерии и танках - в 1,3 раза, в самолетах - в 2 раза. Многие соединения созданного 12 июля Сталинградского фронта были недавно сформированы. Советским войскам приходилось спешно создавать оборону на неподготовленных рубежах. (Видеофильм)
2. Сложилась очень тяжелая обстановка для советских войск. Противник овладел несколькими высотами, господствующими над городом, занял ключевые позиции на подступах к Сталинградскому тракторному заводу, сосредоточил мощную группу танков для удара по авиагородку и Мамаеву кургану. Захватив выгодные позиции для наступления на город, н.ф. войска начали штурм Сталинграда 13 сентября. (Дата звучит как сводка с фронта).
1. 14 сентября немцы возобновили штурм Сталинграда, во второй половине дня захватили вокзал Сталинград-1. 2. 15 сентября полки 13 гвардейской дивизии вели бои в Сталинграде; 16 сентября гвардейцы штурмом взяли Мамаев курган.
1. В боях за центральную часть города противник потерял убитыми свыше 2 тысяч человек. С середины сентября улицы и площади города стали ареной ожесточенных боев. Несмотря на крупные потери, противник занял обширный район от реки Царицын до балки Купоросной, овладев половиной Мамаева кургана. В центре города н.ф. войска вышли к Волге. Гитлеровские войска продолжали атаковать позиции защитников Сталинграда. Самые тяжелые испытания выпади на долю 62 и 64 армий (генерал Чуйков, генерал Шумилов) 8 и 16 воздушных армий (генералы Хрокин, Рудвнко). Большую помощь оказывали моряки Волжской военной флотилии. Ожесточенные бои шли за каждую улицу, каждый дом. Местом кровопролитных сваток стали заводы тракторный, Баррикады, Красный Октябрь, ж/д вокзал Мельница. Мамаев курган несколько раз переходил из рук в руки как господствующая высота.
2. 11 ноября фашисты предприняли последнюю попытку овладеть городом, которая на принесла им успеха. В 4 месячном сражении группировка противника не достигла цели.
КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК – 2 группа.
К середине ноября 1942г. подготовительная работа была в основном завершена. План контрнаступления основывался на реальной оценке обстановки и соотношения сил. Окончательно он был утвержден 13 ноября Государственным комитетом Обороны под председательством Сталина. (Видеофильм).
В 7-30 19 ноября мощные залпы советской артиллерии возвестил о начале 2 периода Сталинградской битвы. (Видеофильм-кино).
Операция “кольцо”, целью которой была ликвидация окруженной группировки, стала завершающим периодом Сталинградской битвы.
В основе плана лежала идея: ударом с запада на восток расчленить окруженную группировку, а затем уничтожить немецкие дивизии, каждую в отдельности. После напряженных боев операции “Кольцо” 2 февраля закончилась полным разгромом противника. (Грамзапись).Советские войска взяли в план все дивизии и все остальные части противника. В плен попало 91 тыс.человек, в том числе свыше 2500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. В ходе этой битвы были уничтожены 2 немецкие армии, 2 румынские и 1 итальянская. Противник потерял 32 дивизии и 3 бригады; свыше 800 тыс.человек, до 2 тыс.танков и штурмовых орудий, более 10 тыс.орудий и минометов, 3 тыс. самолетов, свыше 70 тыс.автомашин. В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии объявлен 3-х дневный траур.
ВОЛГОГРАД. МАМАЕВ КУРГАН – 3 группа.
Город-герой на Волге широко известен миру.
В 1589 г. на юго-востоке России основан Царицын как крепость для защиты русских земель. В 1925 г. Царицын переименован в Сталинград, а в 1961 г. Сталинград переименован в Волгоград. Но ветеранам известен этот город как Сталинград. Название его в их памяти, наградных листах, солдатских книжках, в их ранах. Он в названии улиц, на Мамаевом кургане. Каждый день, каждый час напоминает о Сталинградской битве. После Сталинградской битвы иностранные архитекторы предложили не восстанавливать город, а обнести его колючей проволокой, как памятник тех суровых дней, а новый город построить ниже по Волге. Но город восстал из пепла. Он стал памятником мужества, стойкости, героизма советских людей. О жизненной силе этого города напоминает тополь на аллее героев. Он один сохранился из довоенного времени. Не осталось ни одного дерева. На этой улице стальные балки свисали как макароны, а этот тополь выжил. И только наросты на его теле говорят нам о тяжелых сражениях и боях.Одним из монументов памятников героям Сталинграда являются мемориальный ансамбль – музей “Сталинградская битва”. Мемориальный комплекс включает в себя музей и панораму “Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом”. Панорама была открыта для посетителей в июле 1982г. Со смотровой площадки перед зрителями раскрывается картина величайшей в истории человечества битва. На полотне изображен разгром н.ф. полчищ в конце января 1943 г. Но все основные боевые эпизоды и сюжеты связаны с центральной частью панорамы – Мамаевым курганом. Мамаев курган – легенда связывает его с именем татаро-монгольского хана Мамая, который разбил на этом холме во время пребывания в Приволжских степях свой лагерь. Мамаев курган – место самых ожесточенных боев в период Сталинградской битвы и 15 октября 1957 года на Мамаевом кургане был открыт величественный памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы. (Экскурсия по Мамаеву кургану на фоне песни “Растет в Волгограде березка” в исполнении Л. Зыкиной).Вводная композиция – горельеф, расположена на проспекте Ленина у подножия Мамаева кургана. В каменной стене высечено шествие людей разных возрастов и разных национальностей, чтобы отдать долг светлой памяти павшим героям. Аллея пирамидальных тополей. Подъем по ступеням лестницы в аллею пирамидальных тополей – в мир глубоких и благородных раздумий. По мере приближения к вершине кургана все явственнее проступает композиция “Стоять насмерть”.Площадь “Стоять насмерть”. Композиция “Стоять на смерть” отражает трудный период Сталинградской битвы. Как бы из великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита. Мужественное волевое лицо. В глазах решимость. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов он увидел смерть. Жажда победы сильнее смерти. Стены-руины. За композицией “Стоять насмерть” расположены стены-руины. Если смотреть на них внимательно, то из развалин выступают изображения человеческих лиц в определенном порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве. Стены-руины – каменная книга. Осколком снаряда, штыка куском металла оставляли солдаты в перерывах между боями автографы Где-то внутри стен звучит музыка. Она прерывается и звучит строгий приказ. Голос умолкает и опять слышна задушевная солдатская песня. Посредством пластических образов, текстов, музыки, посетитель переносится в обстановку той поры. На торце правой стены образ Михаила Паниках. На торце левой стены изображен момент переправы. Левая сторона раскрывает тему солдатской клятвы и верности. Площадь героев. Неожиданно открывается панорама площади героев. В центре – огромный водяной партер. В воде отражаются скульптурные композиции. Их шесть. Первая: “Выстояв, мы победили смерть”. Вторая: Рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Зенитчицы, связистки, летчики, танкисты, но чаще медсестры, санитарки, врачи. Третья: Композиция о славных моряках. Прижав связки гранат, решительно устремился моряк, готов броситься под танк, но не пропустить врага.
Четвертая: Передает напряженность раненого командира, который продолжает руководить боем. Пятая: Погиб знаменосец, но знамя подхватил другой воин и устремился вперед. Шестая: Аллегорическая. Два советских воина уничтожают фашистскую гадину. Эта композиция – памятник всем живым и мертвым рядовым и полководцам. Зал воинской славы. Сурово и строго ее оформлен вход в Зал воинской славы. Нависшие потолки, серые бетонные плиты напоминают вход в блиндаж. Но вот крутой поворот и перед глазами сверкающий золотом зал. На фоне золотой смальты по всему периметру свисают 34 символических Красных знамени. На них начертаны имена воинов, павших в Сталинградской битве. Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре потолка сделан проем. В проеме золотой венок, обвитый лентой от медали “За оборону Сталинграда”.Центр зала занимает мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня. По мере подъема по спирали, открывается изображение главного монумента. Выходим на площадь Скорби. Площадь Скорби. На площади – склонившаяся фигура женщины – матери. Перед тем как похоронить погибшего сына, она обняла его и погрузилась в безграничную скорбь. Лицо воина закрыто Знаменем. Война принесла горе в каждую семью. И пусть в облике воина каждая мать увидит памятник сыну, не вернувшемуся домой. Главный монумент. Над площадью Скорби поднимается курган – братские могилы. Здесь похоронены защитники города. От площади Скорби к главному монументу ведет Серпантинная дорожка, вдоль которой надгробница плиты – знаки братских могил. Венчает ансамбль скульптура Родины-матери. Высоко подняв меч, она призывает к борьбе. Величественная скульптура Родины-матери поднялась над курганом на 52 метра и видна со всех концов города. Каких бы богатырей не ставили мы на братских могилах, мы прекрасно осознаем в бой шли мальчишки и девчонки. У многих в санитарных сумках были куклы. Тяжело в 18 лет превратиться в памятники из бронзы. Родина звала воинов изгнать фашистских захватчиков с советской земли, освободить народ Европы от фашистского ига. Уже в феврале 1943 года с вершины кургана стала видна заря Победы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия по истории для 5-6 классов"Черный ящик"
Внеклассное мероприятие по истории "Черный ящик" для учащихся 5-6 классов. Разработка +презентация....
Внеклассное мероприятие по истории Средних веков, 6 класс
Разработка внеклассного мероприятия по истории Средних веков по окончании изучения данного курса в 6 классе....
Внеклассное мероприятие по истории древнего мира 5 класс
Игра проводится во внеурочное время и предполагает перемещение команд из одной учебной аудитории (станции) в другую. Содержание охватывает темы “Древний Восток” и “Древняя Греция”.Цель мероприят...
Внеклассное мероприятие по истории Казахстана в 6 классе.
Цели: 1. Сформировать знания учащихся о деятельности тружеников тыла в годы Великой Отечественной Войны, подвести учащихся к важному выводу, что "Фронт и тыл – единый боевой лагерь"....
Внеклассное мероприятие по истории Казахстана в 6 классе.
Цели: 1. Сформировать знания учащихся о деятельности тружеников тыла в годы Великой Отечественной Войны, подвести учащихся к важному выводу, что "Фронт и тыл – единый боевой лагерь"....
Внеклассное мероприятие по истории Казахстана в 6 классе
Цели: 1. Сформировать знания учащихся о деятельности тружеников тыла в годы Великой Отечественной Войны, подвести учащихся к важному выводу, что "Фронт и тыл – единый боевой лагерь"....
Сценарий внеклассного мероприятия по истории для 5-9 классов "Занимательная история»
В первом туре разыгрываются вопросы, совершенно не связанные между собой, своего рода "всякая всячина". Основными критериями их отбора являются правдоподобность и информативность. Последнее озна...