Смутное время
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
конспект урока в 10 классе по теме "Смутное время"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel.docx | 19.29 КБ |
презентация к уроку | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Тамбовская СОШ
Методическая разработка урока истории в 10 классе по теме:
Учитель: Сизоненко О.В.
Цель: Воспитание гражданственности, национального самопознания, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; освоение систематизированных знаний об истории России, формирование целостного представления о месте и роли перечисленных событий в истории России.
Задачи:
- Формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории России.
- Развитие коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.
- Формирование умений конструирования альтернативных вопросов.
- Развитие интереса к истории России на примере углубленного изучения исторических личностей.
Метод: Проблемно-поисковый
Тип: Изучение нового материала.
Форма: Урок с элементами самостоятельной работы.
Ход урока
- Вступительное слово учителя. Во вступительном слове учитель говорит о роли личности в истории, настраивает, мотивирует учащихся на активную работу в течении всего урока.
- Опрос: Тестирование.
- Изучение нового материала.
1.Учитель: В конце 16 в. в стране резко обострились социальные противоречия. Тяжелый кризис, порожденный опричниной и воинами, привел к новому витку закрепостительных мер. В 1581г. были введены «заповедные годы».
В тетрадь: «заповедные годы». – Годы, в которые запрещались крестьянские переходы к другому хозяину.
Учитель: В 1597г. принимаются указы об «урочных летах» и усиление зависимости холопов.
В тетрадь: «урочные лета» - срок в период, которого помещики имели право на розыск своих беглых крестьян ( обычно 5-15 лет).
Учитель: Однако, эти меры еще только начало крепостничества: крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу.
Федор Иоаннович (1584-1598) встал перед необходимостью исправления положения и дальнейшего укрепления государства. Личные качества царя Федора не способствовали его активному участию в государственных делах, чем и объясняется борьба между боярскими группировками Бельских, Шуйских и Годунова после смерти Ивана Грозного. Крупнейшим политиком этого периода стал брат жены Федора, Борис Годунов.
- Учитель: У царя Ивана Грозного было 2 сына, Федор и Дмитрий.
Федор Дмитрий
1598г. умер. 1591г. умер в Угличе.
Бездетный. С его смертью Поползли слухи, о том,
Прекратилась династия что убили по приказу
Рюриковичей, которая Бориса Годунова.
Правила Русью 700 лет.
В 1598г. начинается процесс дестабилизации внутреннего равновесия российского общества из-за утраты законной власти монарха. Под запись причины смуты.
Сам термин «Смутное время» был принят историками 19-19вв. Сейчас понятие «Смуты» возвращается и одновременно предполагается называть события начала 17в. в России гражданской войной, ибо в них были задействованы практически все социальные группы и слои.
Работа с учебником параграф 30 п.1. Сообщение о Борисе Годунове.
Учитель: Конец 90-х гг. был прерван неурожаем. В стране начался голод, цена на хлеб поднялась в 100 раз. Правительство пыталось бороться с голодом, однако предпринимаемые меры не давали желаемых результатов. Голод привел к восстаниям. В 1603г. – восстание Хлопка ( по учебнику стр. 201).
Учитель: в этих не простых условиях на Руси появились Лжедмитрий І.
( предположительно послушник Чудова монастыря, Григорий Отрепьев, который выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия Иоанновича).
Стр. 201 по учебнику п.3. Работа с картой. Сообщение по Лжедмитрию.
1604 – 1 поход на Москву Лжедмитрия I.
Неожиданным подарком для самозванца стала внезапная смерть Бориса Годунова.
7 мая 1605г. – венчание на царство Лжедмитрия I.
Учитель: первоначально народ приветствовал Лжедмитрия I, однако, вскоре новый царь вызвал недовольство во всех слоях московского населения.
Под запись с экрана.
К весне 1606г. Лжедмитрий остался без поддержки. Вспыхнул заговор, в ходе которого самозванец был убит.
3.Закрепление. Вопросы односложные, ответы.
Учитель: после смерти Лжедмитрия I, царем стал Василий Шуйских (1606 – 1610_. Свое выступление на престол царь ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Он брал на себя обязательства сохранить привилегии боярства: не отнимать вотчин; не судить бояр без участия Боярской Думы.
Бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия распустили слухи о том, что царь не погиб, а спасся и пребывает где-то в Польше. Вскоре появился и «воевода» царя Дмитрия – Иван Болотников.
4.Домашнее задание: самостоятельно приготовить по параграфу 30. Ход восстания Ивана Болотникова (1606-1607).
- на доске 1) стр. 203 параграф 30.
- прочитать
- заполнить таблицу
2)выучить термины и даты в тетради.
Предводитель | |
Территория | |
Соратники | |
Социальный состав | |
Цели | |
Ход военных действий | |
Причины поражения |
Предводитель | |
Территория | |
Соратники | |
Социальный состав | |
Цели | |
Ход военных действий | |
Причины поражения |
Предводитель | |
Территория | |
Соратники | |
Социальный состав | |
Цели | |
Ход военных действий | |
Причины поражения |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 10 классе "Смутное время"
Смутное время.Цель:через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.Задачи:- создать условия для понимания и усвоен...
Тест по теме "Смутное время"
Интерактивный тест выполнен при помощи шаблонов. Заменяет привычную работу по карточкам. Позволяет быстро оценить работу ученика и предоставляет возможности для самопроверки. (2 варианта по 5 во...
Контрольный тест по теме: «Россия в XVII веке». «Смутное время».
Контрольный тест с ответами по теме: «Россия в XVII веке» «Смутное время» содержит задания части А с выбором ответа....
Конспект урока истории 10 кл "смутное время Российского государства"
Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени;знать отношение различных слоев к этому явлению;выделять основные периоды ...
Смутное время и династический кризис
Смутное время...
Разработка урока по теме:"Смутное время в России.400-летие окончания Смуты".
Урок разработан в связи с празднованием 400-летия со дня окончания Смуты и освобождения Москвы от иноземных захватчиков....
Тест по теме "Смутное время"
Контрольный тест по теме "Смутное время". 7 класс...