Город Афины
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Марченко Галина Григорьевна

Разработка урока по истории Древнего мира для 5 класса. Форма урока: урок-путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_afiny.docx596.61 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 66

Разработка урока  по истории древнего мира

 на тему: « Город Афины».

Учитель истории

 Марченко Г.Г.

Краснодар 2013г.

Тема : ¨Город Афины¨(урок – экскурсия)

Цель урока: 1) Воспитательная: научить ценить и уважать прекрасное достояние чужой            

                          культуры;

                     2) Обучающая: Продолжить формирование умений составлять рассказ,  

                         описывать памятники   культуры, правильно употреблять и объяснять

                         исторические термины, понятия.

                     3) Творческая: на примере презентации урока показать творческий подход к  

                          оформлению и содержанию ученических сообщений и проектов; дать

                          возможность визуально оценить красоту афинской культуры и мастерство                                  

                          древних мастеров и художников.

Новые термины и понятия: Акрополь, Пропилеи, Ника Аптерос, Парфенон, Афина Промахос, Афина Парфенос, Эрехтейон, кариатиды, театр Диониса.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Афины – самый прекрасный город древней Греции», рабочая тетрадь

                                                                                        «Город, увенчанный фиалками, что                            

                                                                                          должен быть воспет в песне…

                                                                                         Твердыня эллинов – Афины…»

                                                                                                                (Пиндар. 5 век до н.э.)

План урока: Ι . Проверка знаний учащихся по теме : « В гаванях афинского порта Пирей».

                      ΙΙ. Переход к изучению новой темы и постановка задачи для учащихся.

                      ΙΙΙ.Изучение новой темы.

                      ΙV.Закрепление изученного на уроке.

                      V. Итог урока.

Ход урока:  I. Проверка домашнего задания                                                                                                                          

                     1. Подготовить рассказ от имени путешественника, посетившего древний Пирей  

                     ( один ученик). Отзыв на ответ ученика одноклассников.                            

                     2. Работа с классом. Игра ¨Кто является вымышленным героем, а кто историческим                                

          Лицом? ¨. (Хеопс,  Аполлон, Сет, Хаммурапи, Соломон, Прометей , Зевс, Гомер,    

          Посейдон , Ахиллес, Геракл, Одиссей, Дарий первый, Тутмос).

                   

 ΙΙ.  Постановка задачи для учащихся.                                                                                              

                     Слова учителя: Итак, мы только что выслушали рассказ путешественника,                                              

          побывавшего в гаванях порта Пирей.  Этот порт был главным в афинском государстве.

          А каким сам был город Афины? Сегодня я предлагаю Вам совершить экскурсию в

                     город богини Афины. И помогут нам в этом наши экскурсоводы.

                 

  III. Изучение новой темы

Каждый город имеет свою историю. У одного она короткая и яркая, у другого – длинная и ничем не примечательная, третий знает взлеты и падения. Городом с длинной и противоречивой судьбой являются Афины. Жизнь здесь возникла 5 тысяч лет тому назад, когда на европейском континенте не существовало ни одного из современных городов. С тех пор он пережил много событий: войны, разрушения, восстановление и новый упадок. Из многовековой истории Афин мы выделим только одну – вторую половину 5 века до н.э., которую принято называть золотым веком греческой истории.

Я думаю, всех интересует – почему город получил название Афины. Есть прекрасный миф о споре грозного бога морской пучины Посейдона и мудрой воительницы Афины.

(Ученик рассказывает миф и вывешивает на доске изображение с древнегреческой амфоры с рисунком спора).

Среди афинян в то далекое время сложилась пословица, наиболее точно выражающая значение и красоту города: «Да ты чурбан, коли Афин не видывал! Осёл, коли, увидев, не пришел в восторг! Верблюд, коли покинул их по собственной воле!»

Мы сегодня совершим небольшую виртуальную экскурсию на одно из самых загадочных и красивейших мест в Афинах – на Акрополь.

                                       

 Акрополь – это высшее достижение древнегреческой архитектуры и скульптуры классического периода. Многократно разрушенный, ограбленный, превращенный в руины, этот памятник золотого века Афин все же и сегодня сохраняет величественность и стройность. Давайте войдем в Акрополь через центральный вход – Пропилеи.

Ученик читает стихотворение Д.С.Мережковского:

Мне будет вечно дорог день,

Когда вступил я, Пропилеи,

Под вашу мраморную сень,

Что пены волн морских белее,

Когда, священный Парфенон,

Я увидал в лазури чистой

Впервые мрамор золотистый

Твоих божественных колонн,

Твой камень, солнцем весь облитый,

Прозрачный, теплый и живой,

Как тело юной Афродиты,

Рожденной пеною морской.

Пропилеи представляют собой сооружение, состоящее из трех частей. Это крытые ворота с пятью проходами между колонн. Рядом с ними раньше находилась галерея для выставки работ афинских и заезжих мастеров. А с юга примыкает небольшой храм богини Ники Аптерос.

                                                       

(Ученик рассказывает о богине Ники и о том, почему ее изображение греки выполнили Аптерос, т.е. бескрылым и на слайде показывает изображения Ники с крыльями и без). Да, действительно афиняне, чтобы не потерять свою Победу, сделали статую Ники бескрылой. Так она уже никогда от них не ускользнет.

Пройдя через Пропилеи, мы оказываемся на большой площади, в центре которой возвышалась 11-12-метровая статую Афины Промахос (Воительницы). Тело Афины было покрыто пластинками тончайшего золота, которое сверкало на солнце, и царственная богиня была видна за многие сотни метров. Ныне статуя не сохранилась, но описание ее есть в трудах греческих ученых и историков.

Самое высокое место на Акрополе занимал величественный храм Афины Девы – Парфенон. 

                                                  Он был сооружен в период с 447 по 438 г. до н.э. Это поразительное сооружение, состоящее из 136 (8х17) колонн, высотой более 10 метров, перекрытых фронтоном крыши. По преданию ранее внутри находилась 12-метровая статуя Девы Афины Парфенос, давшей название храму, воздвигнутому в ее честь. Это была  статуя,  сделанная из золота (волосы, одежда) и слоновой кости (обнаженное тело) на деревянном каркасе)  работы древнегреческого скульптора Фидия (освящена в 438 г.  до н. э.).

Спустившись к северному склону, мы увидим храм более поздней постройки – Эрехтейон.  Храм был воздвигнут на месте спора Афины и Посейдона (Эрехтея). И, если верить грекам, у стен его до сих пор растет та самая олива, посаженная самой Афиной. Наиболее интересная часть Эрехтейона – небольшая беседка-портик, пристроенная к храму. Посмотрите на иллюстрацию.

                                                     

Что необычно в изображении данной беседки? (Ученики отмечают, что колонны выполнены в виде женских фигур). По-гречески девушка – «кора», и потому  скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в здании (или образно выражает эту функцию) называют кариатидой (записываем определение).

На южном склоне Акрополя располагается театр бога Диониса (ученик рассказывает о Дионисе и дионисиях в его честь). Вместимости театра может позавидовать любой современный зал – 17 000 человек могли разместиться на ступенях амфитеатра!

Ученик читает стихотворение М.Волошина:

Серый шифер. Белый тополь.

Пламенеющий залив. 

В серебристой мгле олив

Усеченный холм – Акрополь.

Ряд рассеченных ступеней,

Портик тяжких Пропилей,

И за грудами камений

В сетке легких синих теней

Искры мраморных аллей.

Небо знойно и бездонно –

Веет синим огоньком.

Как струна, звенит колонна

С ионийским завитком…

Луч заката брызнул снизу…

Над долиной сноп огней…

Рдеет пламенем над ней он –

В горне бронзовых лучей

Загорелый Эрехтейон…

Ночь взглянула мне в лицо.

Черны ветви кипариса.

А у ног, свернув кольцо,

Спит театр Диониса.

IV. Закрепление. Наша экскурсия на сегодня подошла к концу. Возможно, вам доведется побывать в настоящих Афинах и прогуляться по реальному Акрополю. А чтобы вам не пришлось там заблудиться и или попасть впросак, повторим элементы данного архитектурного комплекса.

  1. Священное место в Афинах, где находились главные храмы и статуи города.
  2. Парадный проход к священному месту афинян.
  3. Главный храм города Афины
  4. Храм в Афинах, построенный на месте спора богов о власти над городом.
  5. Имя бескрылой богини, которой выстроили храм в Афинах.
  6. Название статуи  Афины, выполненной Фидием.

V.Домашнее задание: параграф 38, рабочая тетрадь 1,2(стр.68-69), нарисовать постройку своего храма, представив себя древнегреческим архитектором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "В городе богини Афины " (5 класс)

Урок - заочное путешестие, в ходе которого учащиеся погружаются в мир культуры Древней Греции....

Урок-путешествие "В городе богини Афины" 5 класс

Разработка урока и презентация к нему....

Презентация "Древнегреческая керамика" к уроку "В городе богини Афины"

Презентацию можно использовать на уроке истории в 5 классе "В городе богини Афины", когда изучается район Керамик....

Интерактивная карта "План города Афины"

Данный ресурс можно использовать на уроках истории в 5 классе при изучении темы "В городе богини Афины"...

Контурная карта "Город Афины в 5-м веке до н.э." из ТПО Годера

Задание для работы на уроке или индивидуальной работы...