Урок обобщение:Россия в первой половине XVII века
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Лысенко Любовь Фёдоровна

Обобщающий урок  истории в виде игры "Что? Где? Когда?"  в 7 классе, позволяющий проверить в игровой форме знания учащихся  о событиях, фактах, датах исторических событий и личностях России  XVII в. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok-igra_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  обобщения:

 Россия 

в первой половине  XVII века.

Урок  по предмету история, раздел История России  XVI-XVIII века.

7 класс.

Российская Федерация, Ставропольский край, Благодарненский район, село Сотниковское,

МБОУ СОШ № 4.

Учитель истории и обществознания  -

Лысенко Любовь Фёдоровна.

Цели урока:

-образовательная:

проверить знания  учащихся о развитии России

в XVII веке, знание дат, понятий,

фактического материала.

-развивающая:

развивать навыки работы с картой,

делать выводы самостоятельно.

-воспитательная:

воспитывать чувство патриотизма,

активизировать интерес учащихся к

истории своей  Родины.

Форма урока: учебная игра «Что? Где? Когда?».

Ход урока.

Класс делится на две или три команды в зависимости от количества учащихся. Избираются капитаны команд. Устанавливается заранее игровое поле, по аналогии с телевизионным  из передачи «Что? Где? Когда?», на него выкладываются конверты с заданиями. По жребию определяют, какая команда начинает играть первой. За каждый правильный ответ команда получает от 1 до 5 баллов, в зависимости от полноты ответа. Баллы записываются учителем на табло.

 

1 конкурс.

«Найди ошибки в тексте»

  1. «В период внутренних неурядиц пришли тревожные вести из Швеции;

там объявился «чудом спасшийся царевич Дмитрий». Все в России знали,

что это монах  Чудова монастыря Отрепьев»

  1. «Самозванец стал набирать войско для похода на Русь.

Он тайно принял православие, обещал посадить на русский престол

королевича Владислава»

  1. «Осенью 1612 года  войско Лжедмитрия перешло границу. Народ хотел

видеть в нем строго, деспотичного правителя, который укрепит порядок

 в стране».

2 конкурс.

 «Узнай политического деятеля».                                                                                                                     1) «Он показал себя стойким сторонником освобождения страны, сохранил свое

доброе имя, не вступил  в связи с изменниками. Путь его рати до Москвы

сопровождала икона Казанской богоматери»           

2)«Хитрый царедворец, потомок А.Невского, он вступил на престол в 1606 году,

заверил, что будет править в полном согласии с боярами и не допустит расправ

без суда».                                                     

 3)«Он пользовался большим авторитетом, был честным, справедливым человеком;

он рассылал грамоты от имени  Совета всей земли. 24 августа 1612года он

с конными сотнями переправился через Москву-реку  и ударил во фланг поляков».

3 конкурс.

«Записать имена русских царей первой половины    XVII века в две колонки».

  Избранные Земским собором, боярами

     Получившие власть иным путем

4 конкурс.

«Составь кроссворд».

1.Название рынка в Москве, где продавали деревянные дома

2.Сырьё для производства канатов.

3.Название государственных крестьян.

4.Название крестьян, принадлежащих помещикам.

5.Город, где появились первые металлургические мануфактуры России.

5 конкурс.

«Покажи на карте»

1)Путь повстанцев И. Болотникова.

2)Путь войск Лжедмитрия I.

3)Путь войск II ополчения.

6 конкурс.

«Неотправленная депеша»

  1. «Город вскоре будет затоплен, вынуждены сложить оружие».
  2. «Лучше взорвем себя, все погибнем, но врагу не сдадимся».
  3. «Нам предлагают выгодные условия сдачи

(сохранить жизнь, обещают подводы для раненых..),

но мы ждём помощи от соотечественников и не сдадимся».

7 конкурс.

«Конкурс эрудитов».

1)Как вы понимаете слова В.О.Ключевского о Лжедмитрии I:

«Он был лишь испечен в польской печке, а заквашен в Москве»?

2)В чём вы видите различие между Боярской Думой и Земским собором?

3)В  XVII веке в ходу были пословицы: «Обещать- то дело дворянское,

а слово держать- крестьянское»,

«Лошадь любит овёс , а воевода привоз».

В какой среде могли появиться эти пословицы?

4)Можно ли считать, что гибель царевича Дмитрия и личная ловкость

 явились причиной успеха Лжедмитрия I?

5)Во время Великой Отечественной войны было немало героев, которых называли Иванами Сусаниными нашего времени. О чём это свидетельствует?

6)Назовите причины возникновения самозванства в годы Смуты.

7)Определите роль русской православной церкви в событиях Смутного времени.

8)Как вы понимаете высказанную В.О.Ключевским оценку избрания

русским царем Михаила Романова: «Хотели выбрать не способнейшего,

а удобнейшего»?

8. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги игры, объявляя команду-победителя, отмечает наиболее отличившихся  игроков, выставляет оценки.

Затем оценивает игру проигравшей команды, также  выставляя  оценки  участникам.

Спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Пётр Первый. Россия на рубеже веков"

Урок истории для учащихся 7 классов....

Учебный фильм "Интерьер дворянской усадьбы первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."

Фильм посвящен усадьбе дворянского семейства Олениных вблизи современного Всеволожска. Глава семейства начинал свою карьеру как офицер, но успеха добился в первую очередь в качестве высокопоставленног...

Учебный фильм "Дворянская усадьба первой половины XIX века. "Приютино" вблизи Всеволожска."

Усадьба "Приютино" была в современном ее виде создана к 1805-6 годам. Она принадлежала известному государственному деятелю, меценату, первому директору Публичной библиотеки и руководителю Академии худ...

Внешняя политика России в первой четверти XIX века

Презентация к уроку истории по истории России в 8 классе...

Особенности русской литературы первой половины 19 века.

Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы:   1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...

Культура первой половины XIX века

Повторительно-обобщающий урок для 8, 10 классов в форме презентации с изображениями выдающихся личностей, памятников культуры, которых учащимся необходимо узнать....

Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета...