Право выбора - за тобой!
классный час по истории (8 класс) по теме
Данная разработка классного часа патриотического направления может быть рекомендована учителям истории и обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_dlya_uchashchihsya_8_klassa_kazachey_napravlennosti.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для учащихся 8 класса казачьей направленности
«Право выбора – за тобой!»
Цель:
Повысить правовую грамотность у учащихся
Задачи:
-познакомить учащихся с основами избирательного права в РФ;
-раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей;
-сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
-содействовать формированию активной гражданской позиции;
-развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; выражать собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию;
-развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике;
-способствовать выработке навыков исследовательской работы.
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право; всеобщее, прямое, тайное голосование, кандидат, порядок голосования, работа с избирательным бюллетенем
Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, образцы бюллетеней.
Проведение мероприятия:
На доске развешаны плакаты с высказываниями известных философов о значимости выборов в истории государства, об избирательных правах простого народа.
Вступительное слово учителя: “В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Сегодня мы будем говорить об истории выборов в нашей стране, избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах вместе на нашем мероприятии. История проведения выборов корнями уходит в далекое прошлое нашего государства.
- история выборов в России;
История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства, для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившей в русских землях до начала XVII века, варяжского князя Рюрика предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а общего политического решения объединенных славянских и финских земель.
Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления - феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ) избирались на определенный срок на общем собрании горожан. Решения принималось путем открытого голосования на вече. На городской площади собиралось большое количество людей, (обсуждение вопроса могло длиться не один день) собравшиеся выкрикивали свою точку зрения. Вопрос оставался открытым, пока участвующие в голосовании не приходили к «единогласию».
Случалось, сторонники разных точек зрения устраивали драки, выясняя, кто должен уступить при голосовании. С образованием централизованного государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно-представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом стали Земские соборы.
На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Голосование во время работы Земских соборов проходило устно, открыто, по сословиям; решение принималось на основе «единогласия». Земские соборы просуществовали менее 150 лет: первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний - в 1683-1684гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, дворецкими, воеводами, княжатами), то в 1653г на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь присутствовало купечество, простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства.
Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые появятся уже вновь в XX веке.
В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году.
Оно получило название Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Выборы в Государственную думу проводились на основе неравного представительства сословий и в несколько этапов. Выделяют четыре группы избирателей. От каждой избирались выборщики. При этом выборщик представлял 2 тысячи землевладельцев, 4 тысячи горожан, или 30 тысяч крестьян, или 90 тысяч рабочих. Право голоса не получили женщины, военнослужащие, кочевые народы. Полномочия Думы были ограничены.
Свержение самодержавия и приход к власти большевиков положили конец формированию в России парламентаризма.
Советская демократия была весьма своеобразным политическим явлением. Так, например, выборы сохранялись, но на них некого было выбирать. За 48 лет существования Верховного Совета СССР ни один из его 1500 членов ни разу не выступил против принятия законов и декретов, составляемых ЦК КПСС.
12 декабря 1993г. был проведен референдум. 58% участвовавших в нем одобрили президентский проект Конституции. Одним из положений стало образование нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания (верхняя палата Совет Федерации, нижняя Государственная дума). Выборы Президента России проводились в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 годах. Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991года.
Положение о прямых выборах Президента сохранилось и в Конституции Российской Федерации 1993года, однако срок его полномочий сокращен до четырех лет.
- принципы демократических выборов
Основные принципы демократического избирательного права:
- Всеобщее
- Равное
- Прямое избирательное право
- Тайное голосование
типы избирательных систем;
Мажоритарная избирательная система:
- Результаты выборов определяются абсолютным или относительным большинством голосов
- Выборы могут проводиться как за кандидата, так и за партию
- Избирательные округа являются одномандатными (может быть избран только один депутат или депутаты по одному списку)
- Партия или блок, победившие на выборах, получают абсолютное большинство в парламенте.
Пропорциональная избирательная система:
- Голосование по партийным спискам
- Избиратель отмечает список той партии, в пользу которой отдает свой голос
- При подсчете голосов партии получают в парламенте количество мест, пропорциональное количеству поданных за них голосов.
2. История Государственной думы (сообщения учащихся).
6 августа 2010 года исполнится 105 лет со дня учреждения первой Государственной Думы России, а 27 апреля 20010 года исполнится 104 года со дня начала ее работы.
Манифест 17 октября 1905 года провозглашал о созыве Государственной думы.
Задачей её было возбуждение дел об отмене, изменении действующих или издании новых законов, за исключением основных государственных. В отличие от многих стран мира, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение (в современном понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название — Государственная Дума и просуществовало около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва.
В целом работа Государственной Думы в России начала XX века являлась важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.
Формирование
Официально народное представительство в России было учреждено Манифестом от 6 августа 1905 г. В Манифесте говорилось: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их. призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов».
Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом контроль над Думой было решено осуществлять через избирательное законодательство. (Факсимиле манифеста).
23 апреля 1906 года Николай II утвердил «Свод основных государственных законов», который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. Более того, в «Свод основных государственных законов» был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы распустить Думу на один день и именно в этот день провести закон, который Дума наверняка не приняла бы.
Сами выборы не были всеобщими, равными и прямыми: исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств;
I Государственная дума
.
Выборы в I Государственную думу проходили весной 1906 года. Большинство оппозиционных ("левых") партий (большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры, Всероссийский крестьянский союз) бойкотировали выборы.
Председателем Государственной думы был также избран кадет С.А. Муромцев.
Свою работу Государственная дума начала 27 апреля 1906 года. Естественно, что после событий 1905 году одним из первых обсуждаемых вопросов был аграрный. Декларация правительства гласила, что разрешение аграрного вопроса на основе принудительного отчуждения помещичьей земли "безусловно недопустимо". В ответ Государственная дума вынесла резолюцию о полном недоверии правительству. Но министры не собирались уходить в отставку, и решение думы игнорировали.
9 июля 1906 года вышел указ о роспуске Государственной думы и назначении новых выборов. В последовавшем за этим манифесте сообщалось: "Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область". Около 230 членов I Государственной думы (кадеты и трудовики) решили не подчинятся указу и провели в Выборге два заседания, на которых решили: "ни копейки в казну, ни единого солдата в армию". Деятельность I Государственной думы способствовала разрушению надежд демократической интеллигенции на переход к конституционной монархии и не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса.
II Государственная дума
Выборы в Государственную думу второго созыва проходили в обстановке революционного движения. II Государственная дума открылась 20 февраля 1907года. Председателем Думы был выбран правый кадет Ф.А. Головин.
Основным по-прежнему оставался аграрный вопрос, по которому фракции представили свои проекты. В думе второго созыва обсуждался также продовольственный вопрос, государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве в армию.
Но и II Государственная дума не оправдала надежд правительства, поэтому министерством внутренних дел в тайне был подготовлен проект нового избирательного закона. В июне1907 года председатель Совета министров и министр внутренних дел Столыпин потребовал отстранения от участия в заседаниях Государственной думы социал-демократов и лишения некоторых из них депутатской неприкосновенности, обвинив их в подготовке к свержению правительства и императора.
Через 2 дня вышел царский манифест, возвестивший о роспуске II Государственной думы и изменении положения о выборах. Новый закон о выборах нарушал изданный ранее, согласно которому ни один закон не мог быть принят без одобрения его Думой. Это лишь утвердило мнение о том, что Государственная дума первого и второго созывов лишь формально являлась законодательным органом.
III и VI Государственные думы
Закон о выборах (3 июня 1907 года) предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов, а также делить избирательные собрания на самостоятельные отделения на всех стадиях выборов. Председателями Государственной думы третьего созыва становились: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.
Она продолжала свою работу с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 год В июне 1912 года полномочия депутатов III Государственной думы истекли, а осенью состоялись выборы в IV Государственную думу. Дума IV созыва начала свою работу 15 ноября 1912 года и продолжала её до 25 февраля 1917. Председателем всё это время был октябрист М.В. Родзянко
Государственная Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При Временном правительстве Дума работала под видом "частных совещаний". Дума выступила против создания Советов. Участвовала в августе 1917 года в подготовке неудачного корниловского похода на Петроград. Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. Его, как известно, в январе 1918 года разогнали большевики при деятельном участии своих партнеров по правительственному блоку – левых эсеров. Чуть ранее, 18 декабря 1917 года, одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия Государственной Думы. Так в России закончилась эпоха "буржуазного" парламентаризма.
"Россия – это страна, которая выбрала для себя демократию волей собственного народа. Она сама встала на этот путь и, соблюдая все общепринятые демократические нормы, сама будет решать, каким образом – с учетом своей исторической, геополитической и иной специфики – можно обеспечить реализацию принципов свободы и демократии". (В.В. Путин. Из послания Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года).
Основным приоритетом деятельности Думы нового созыва стало законодательное обеспечение важнейших направлений стратегического развития страны: рост экономики, борьба с бедностью, модернизация системы обороны и безопасности.
В своем выступлении на первом заседании Государственной Думы четвертого созыва 29 декабря 2003 года Президент Российской Федерации В.В. Путин напутствовал депутатов следующими словами: "Вам, вновь пришедшим в Государственную Думу депутатам, предстоит продолжить и дальше развить традиции заметно окрепшего отечественного парламентаризма и, разумеется, вписать свою страницу в его историю. Хотел бы здесь подчеркнуть: только от вас зависит, какой она будет, от вас в значительной степени будет зависеть экономический прогресс в России, рост реальной демократии и уровня жизни наших граждан".
Учитель. Мы много можем говорить об ошибках истории, о преемственности поколений. На все исторические события можем давать собственную оценку и,
Порой, не очень грамотную, поверхностную. На сегодняшний день существует две позиции по отношению к выборам и, после озвучивания их, хотелось бы услышать мнение присутствующих – кто же из выступающих прав, а кто ошибается.
3.Выступление ученика, который отстаивает позицию “против” осуществления активного избирательного права. Он приводит аргументы, подтверждающие эту позицию.
- Власть далека от народа, не признает над собой ни какого контроля. Граждане РФ не могут воспользоваться конституционными правами. Реальность такова: бедность, жилье, недоступное простым людям, очереди в детские сады; страх перед армией; ухудшение здоровья нации; платное образование.
- Накануне выборов некоторые лидеры политических партий дают безответственные обещания: половина населения скоро станет средним классом; пенсии увеличатся в 4 раза; заработки подскочат до 1400 долларов; продолжительность жизни вырастет до 70 лет и т. д.
- Растет разрыв между бедными и богатыми - 10% самых богатых россиян имеют доходы в 50 раз больше, чем бедные. Афишируется буйное расточительство избранных.
- Молодежь в РФ лишена основных конституционных прав: права на труд, отсутствие доступного жилья для молодых семей. Складываются своеобразные ценности и идеалы: большая часть молодежи не считает привлекательной работу, приносящую пользу обществу. Все хотят быть чиновниками, т. к. это стабильно растущее содержание и защита государства.
- Здоровье нации становится все хуже и хуже: наркомания поселилась в школе, растет число заболевших СПИДом, туберкулезом ( самый высокий уровень в мире в РФ).
- Бесплатное образование в ВУЗах – это декларация: коррупция достигла огромных масштабов, число бюджетных мест сокращается или распределяется по спискам.
- Растут цены на самые необходимые товары, а власти дискутируют по поводу ограничения этого роста. Реальные меры не принимаются.
Выступающий делает вывод о том, на выборы можно ходить, а можно не ходить, потому что для простого народа ничего не измениться. Государственную думу депутаты используют как место, где можно реализовать свои политические амбиции. “Они делают вид, что у нас демократия, а мы делаем вид, что законопослушны”, но жизнь от этого не меняется
Выступление 2 ученика выражает прямо противоположную точку зрения: избирателям обязательно нужно идти на выборы. Почему?
1)Выборы существуют для того, чтобы проверить качество народа: насколько он разбирается в политике, в программах, в людях, которые выступают от политических партий. Насколько народ уважает себя: способен ли он отличать тех, кто реально работает на будущее России, от тех, кто обещает несбыточное.
2) Здоровье и богатство связаны и не связаны. Богатые могут объедаться и болеть, но среди них есть те, кто занимается спортом – держит форму. Среди бедных существуют любители спиртного, а также те, кто на лыжах бегает, в речке купается. Все здравомыслящие люди, независимо от материального положения, знают о вреде курения, алкоголя, самостоятельно делают выбор. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. За последний период открывается много медицинских учреждений как на федеральном так и на местном уровне.
3) С состоянием образования тоже не все так однозначно. С 2006 года введено обязательное полное среднее образование. Но кто это оценил? Достаточно посмотреть на “успехи” некоторых учащихся нашей школы: опоздания, пропуски, плохие оценки. А ведь государство взяло на себя огромные расходы, дав детям возможность закончить одиннадцать классов. Еще один пример: за последнее время школы полностью оснащены компьютерами и Интернетом, это дает возможность старшеклассникам участвовать в дистанционных формах обучения, олимпиадах, конкурсах. Появились профильные классы и школы, обучаясь в которых выпускники имеют возможность подготовиться в ВУЗы без репетиторов. Хочу сказать о высшем образовании. Почему все стремятся в ВУЗы: кто может и кто не может учиться? Нужно ли государству такое количество специалистов с высшим образованием, которое ежегодно выпускают наши ВУЗы? Будут ли выпускники обеспечены рабочими местами? Все знают, что в нашей стране не хватает специалистов-рабочих, но молодые люди выбирают платное обучение в ВУЗах – ведь платят родители.
4) Растут цены на продукты. По-другому быть и не может, так как жить в деревне и заниматься сельскохозяйственным трудом не престижно. Именно поэтому наша страна не может обеспечить себя продовольствием, а значит, зависит от мировых цен.
5) Молодежная политика. Есть такая поговорка: “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Молодежную политику должна создавать сама молодежь, определяя, что ей интересно и полезно. Ведь сколько бы взрослые не придумывали и не предлагали своих идей, нам это будет не понятным. Вспомним, как проходили выборы президента школьного самоуправления: многие просто не явились, а теперь не довольны, что в школе мало интересных дел.
Обсуждение выступлений. Большинство участников выразили мнение, что на выборы нужно ходить, так как это одно из проявлений политической культуры гражданина, без которой невозможно существование демократического общества.
4.Анкетирование.
Анкета. ( Желающие учащиеся могут прокомментировать ответы)
1.Волнует ли вас ваше будущее?
а) Да б) Нет
2.Волнует ли вас судьба вашей страны?
а) Да б) Нет
3.Хотели бы вы принимать участие в её судьбе?
а) Да б) Нет
4.Если завтра будут выборы, вы пошли бы голосовать?
а) Да б) Нет
5.Почему вы бы пошли или не пошли голосовать?
а) Это мой долг б) Потому что все ходят
в) Не знаю г) Понимаю, что надо, но лень идти
д) Это ничего не изменит е) Неинтересно
А что же должен знать молодой избиратель, пришедший на избирательный
участок?
-Участвовать в различных избирательных действиях, быть избранным может гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет.
-Принять участие в выборах и быть избранным может гражданин Российской Федерации, независимо от вероисповедания.
Слово учителя. А теперь пусть каждый из присутствующих на данном мероприятии сделает свой выбор: на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да»- быть активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов».
5.Итоги мероприятия.
В заключении нашего мероприятия хотелось бы привести высказывания выдающихся философов прошедшего времени.
«Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над государством»
Аристотель
«Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия»
Гельвеций
Список используемой литературы:
- Конституция Российской Федерации, глава II;
- Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы под редакцией О.Е. Куфатина. Москва, “Юрист”, 2005 год.
- Полковникова Т. А. Ролевая дискуссия. Преподавание истории и обществознания в школе, № 1, 2007 год, стр. 71 – 75.
- Человек и общество. Обществознание 2 ч. под редакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, “Просвещение”, 2005 год.
- Федеральный закон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Выбор за тобой"
Классный час в форме круглого стола. Тема - выбор выпускниками профессии....
Профилактическое занятие с элементами тренинга для подростков "Выбор за тобой"
Цель занятия: · Выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от употребления психоактивных веществ (ПАВ);·...
ВЫБОР ЗА ТОБОЙ
Памятка - буклет для обучающихся по профилактике употребления ПАВ...
Буклет "Выбор за тобой" (о вреде курения)
Буклет содержит авторское стихотворение о вреде сигареты...
Выбор за тобой!
Презентация о пагубном воздействии табакокурения на здоровье подрастающего поколения. В рамках профилактики табакокурения подростками было проведено внеклассное мероприятие с воспитанниками школы-инте...
Классный час на тему: "Право выбора за тобой"
Сценарий классного часа на тему : "Право выбора за тобой"...
Право выбора - за тобой!
Право выбора - за тобой!...