«Формирование Древнерусского государства».
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Пояснительная записка к уроку.
Данный урок по теме «Формирование Древнерусского государства», требует предварительной работы учащихся на основе упреждающего задания с литературными источниками. В ходе подготовки к уроку учащиеся должны прочитать текст параграфа 3, ответить на поставленные вопросы и выполнить задания.
Тема: «Формирование Древнерусского государства».
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Комбинированный с элементами парной практической работы
Цели познакомить детей с историей образования древнерусского государства.
Задачи урока:
1) образовательные задачи:
- ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян;
- выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;
- изучить систему управления Древнерусским государством;
- 2) развивающие задачи:
- развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему;
- развивать умение работать в парах.
- формирование навыков работы с историческим источником и трудами историков
3) воспитательные задачи:
- воспитание патриотизма,
- уважения к истории и традициям нашей Родины;
- воспитание коллективизма, товарищества.
Место урока в изучении темы (блока). Урок продолжает тему № 1 «Русь древняя»
Оборудование: Оформление доски, Карта «Русь в 9-10 вв», Учебное пособие: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина «История России с др. времен до конца 16 века» §3, документ к §3 Древнерусская летопись «Повесть временных лет», дидактический материал: индивидуальные карточки.
Литература для учителя: История России с древнейших времен до конца 16 в «поурочные планы» по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной. История России с древнейших времен до начала 16 в.О.Г. Набатова издательство ВЛАДОС
Литература для учащихся: А. И. Ишимова История России в рассказах для детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Цель этапа | Деятельность учащегося |
1. Организационный | Организация, целеполагание и мотивация | Приветствие, проверка готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей); Озвучивание цели урока; Оговаривание условий и методов работы. | Ответ на приветствие; демонстрация готовности к уроку; участие в обсуждении условий и методов работы. | |
2. Повторение и контроль по Д/З
| Проверить знания учащихся по теме «Восточные славяне». | Ребята, на прошлом уроке вы узнали, как появились на Восточно-Европейской равнине племена восточных славян, каков был их быт, как складывались взаимоотношения восточных славян с соседними народами. | Закрепить знания учащихся по теме «Восточные славяне». | Выполняют задания на листках. Сдают работы учителю Отвечают на вопрос и озвучивают решение кроссворда |
Задание 1. Установите соответствие между названием племен и местностью где они жили (Приложение №1) Задание 2. Отгадайте кроссворд (Приложение №2) Краткий анализ и коррекция ответов | ||||
3. Изучение нового материала 3.1. Организация и мотивация на изучение нового материала Озвучивание Д\З | Определение исторической и практической значимости темы и постановка учебных задач. Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала.
Сообщить домашнее задание и способы его выполнения. | Ребята, мы начинаем изучать ключевую тему нашего курса. Обратите внимание на доску: здесь написан главный термин сегодняшнего урока: «Государство». Давайте найдем слова, спрятанные в этом опре- делении 1)суд 2)удар 3)государь 4)сударь Определим основные признаки понятия! территория и границы правитель законы армия (войско) налоги Итак, мы стоим сегодня у истоков Русской государственности: Проблема, которую мы будем решать сформулирована еще в далекой древности летописцем Нестором: «Откуда есть пошла земля Русская» Откроем тетради и запишем тему нашего урока: «Формирование Древнерусского государства». Сформулируем задачи: - ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян; - выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; - изучить систему управления Древнерусским государством; Запишем домашнее задание п 3 учить, опираясь на записи в тетроде, вопросы 4, 5 письменно, В тетраде личности охарактеризовать деятельность первых князей (Кий, Рюрик) | Постановка целей и задач этапа изучения нового материала | Отвечают на вопросы. Работа в тетрадях При помощи учителя формулируют задачи урока Запись д/з |
3.2 Практикум на основе упреждающего задания | Организовать работу по рядам. Формировать представления об изучаемых фактах и событиях | Ребятам заранее было дано задание по рядам. 1.Норманнская теория 2.Центриская теория 3.Славянская теория Ребята рассказывают теории и приводят доказательства. Учитель оценивает ответы. Итак, мы выяснили, что Русская государственность возникла как закономерное и самостоятельное развитие общества, но не без участия норманнских вождей (центристская теории) | Систематизация знаний, полученных самостоятельно в ходе выполнения упреждающего задания Решение познавательных задач. Выход на проблему при помощи учителя | Индивидуальные ответы учащихся по каждой теории, дополнение ответов по своему заданию Проговаривание выводов по проблеме |
3.3 Изучение новых фактов, процессов и явлений | Обнаружить и устранить обнаруженные пробелы. Закрепить знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы с текстом учеб. пособия | Подведение учащихся к определению рабочих задач: - выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; - изучить систему управления Древнерусским государством; 1. В доказательство центристской теории предлагаю выполнить задание (работая в парах): Используя текст учебника с.12, с.19-26, выясните предпосылки и этапы образования Древнерусского государства, и ответ запишите в виде схемы (Приложение №3) Выводы по практической работе: Важнейшие предпосылки образования Древнерусского государства 1.Развитие торговли 2.Появление первых поселений 3.Появление вождей и дружин 4.Переход от родовой общины к соседской 5.Возникновения неравенства (Приложение 4) Схема Возникновение государства у восточных славян 2. Любое государство имеет определенную внутреннюю организацию. Выясним, какова была система управления Древнерусским государством. Для этого предлагаю выполнить следующее задание: Используя текст учебника на с.25-27, составьте схему «Внутренняя организация Древнерусского государства» (Приложение №5) Для окончательного закрепления данного вопроса учитель показывает «эталон» схемы | Формулирование предпосылок… Схематическая систематизация нового материала Само -и взаимо- контроль | Участие в определении рабочих задач Заполняют схемы, используя текст учебника: §1,3. с.12, с.19-26. Выполняют самопроверку и взаимопроверку. Контрольное заполнение схемы на доске
Работают в группе. Используя опорные слова, учащиеся составляют схему. Объясняют результаты своей работы с оформлением на доске |
4. Рефлексия Подведение итогов изучения нового материала. | Формирование системы саморефлексии и обобщения | Подведение итогов. Итак, сегодня на уроке мы: познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян. Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. Узнали систему управления Древнерусским государством. Мы научились работать с проблемным вопросом, защищать свою точку зрения. К каким же выводам мы пришли? На доске написаны опорные фразы «Сегодня мы встали у истоков…… «Важнейшие предпосылки формирования древнерусского государства…. На начало 9 века определились следующие признаки государства:…. территория правитель армия (войско) В структуру русского государства входит …… | Развивать умение выделять главное. Формулировать выводы | Участвуют в формулировании выводов по стандартным началам предложений |
5. Этап оценки деятельности уч.на уроке | Выставить отметки. Прокомментировать ответы. |
Приложение
Приложение №1
Установите соответствие между названием племен и местностью где они жили
Название племени | Местность |
1.Поляне | Болото, трясина |
2.Ильменские словене | «Живущие в лесах» |
3.Древляне | Озеро Ильмень и века Волхов |
4.Дреговичи | Берега Днепра,устьеДесны |
5.Полочане | «Живущие в полях" |
Приложение №2. Отгадайте кроссворд
Приложение №3
Схема Возникновение государства у восточных славян
Приложение 4 Схема Возникновение государства у восточных славян
Приложение №5
«Внутренняя организация Древнерусского государства»
Князь
Дружина
Племена
Полюдье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории "Формирование Древнерусского государства".
Данная презентация на основе схем, карт, иллюстративного материала рассказывает о предпосылках и механизме формирования Древнерусского государства. Презентация составлена на основе параграфа учебника...
Урок истории в 6 классе по теме: «Формирование Древнерусского государства»
Методическая разработка урока истории с использованием элементов интерактивных методов обучения....
Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"
Презентация к уроку в 10 классе по истории России по теме "Формирование Древнерусского государства"...
Формирование древнерусского государства - проверочная работа
Проверочная работа...
Формирование Древнерусского государства
Урок разработан для учебника Данилова, Косулиной: История России. 6 класс...
Конспект и презентация урока "Формирование древнерусского государства"
Цели: показать процесс формирования государства у восточных славян; - выяснить, что явилось предпосылками, а что причинами создания Древнерусского...
Проверочная работа 10 класс. Формирование древнерусского государства. Правление первых киевских князей.
Проверочная работа подходит для постепенной подготовки учащихся к ЕГЭ, позволит оценить уровень подготовленности учащихся...
Комментарии
Конкурс посвящён Первой
Конкурс посвящён Первой мировой войне. Прочтите внимательно: http://nsportal.ru/konkurs/1914
Ваша работа не соответствует тематике конкурса.
Работа не соответствует теме.
Работа не соответствует теме. Как историк, Вы должны знать разницу между Древней Русью и Первой мировой войной.
Читайте положение конкурса.
Читайте положение конкурса. Совершенно не соответствует теме