К уроку "Христианские праздник"
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
Материал нетолько для урока, но и для проведения мероприятий по ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_hristianskie_prazdniki.docx | 370.97 КБ |
Предварительный просмотр:
К УРОКУ : ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
1. История
2. Классификация
3. Великие праздники
3.1 Двунадесятые праздники
3.2 Недвунадесятые великие праздники
3.3 Богослужебные особенности великих праздников
4. Православный календарь.
5. О двунадесятых праздниках
История
Правосла́вные пра́здники — торжественные дни в православии, посвященные празднованию священных событий и особо чтимых святых.
В богослужебном смысле это дни годового богослужебного круга в Православной Церкви, в которые совершается таинство Евхаристии, и в которые Типикон предписывает совершать службу преимущественно по Месячной Минее или же Триоди, либо только по Минее (без Октоиха) — в части изменяемых молитвословий. В строгом литургическом смысле, праздничными днями в Церкви можно полагать все дни, в которые Устав прямо не запрещает совершения евхаристии (полной литургии), то есть кроме седмичных дней Великого поста и среды и пятницы Сырной седмицы.
Русская Православная Церковь — это оплот христианской православной веры в Триединого Господа Бога — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. Православная Вера, Православная Религия празднует ряд великих и малых Православных Праздников. Все религиозные православные христианские церковные праздники имеют свою историю и своё особенное значение.
Классификация
По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на великие праздники (в числе которых Пасха, или Воскресение Христово), а также средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47‑я Типикона), причём Пасха имеет в ряду праздников совершенно особый статус и её служба значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Торжество Воскресения Христова воспоминается в Церкви каждый воскресный день (неделю), при этом совершается бдение.
По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные.
По месту празднования подразделяются на общие, одинаково торжественно отмечаемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местночтимых икон или святых. По особенностям богослужения престольные праздники принадлежат к разряду праздников средних (см. ниже), имеющих знак креста в полукруге. Указания о том, каким образом следует совершать службу храмовому празднику в соединении с другой в тот же день праздничной службой, содержатся в 58 главах Устава О храмѣхъ (в конце книги Типикон).
По типу праздники также разделяются на Господские (в честь Спасителя), Богородичные и праздники святых (соборов святых). Под святыми понимаются как люди (угодники Божии), так и ангелы.
Великие праздники
Великими называются наиболее значимые праздники с торжественным богослужением. К ним относится Пасха, все двунадесятые праздники, а также некоторые другие. В богослужебных книгах, содержащих Месяцеслов, и в Минеях отмечаются знаком красного креста в круге .
Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».
Двунадесятые праздники
По хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября:
Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
Крещение Господне — 6 (19) января;
Сретение Господне — 2 (15) февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
Вход Господень в Иерусалим (переходящий) — воскресенье перед Пасхой;
Вознесение Господне (переходящий) — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг;
День Святой Троицы (переходящий) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье;
Преображение Господне — 6 (19) августа;
Успение Богородицы — 15 (28) августа.
Недвунадесятые великие праздники.
Кроме Пасхи и двунадесятых праздников к великим относятся:
Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября;
Обрезание Господне и память свт. Василия Великого[3] — 1 (14) января;
Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи) — 24 июня (7 июля);
День святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля);
Обретение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).
Кроме того, в дониконовских (и в современных старобрядческих) уставах к великим праздникам относились также дни памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября, 8 мая), преподобного Сергия Радонежского (25 сентября) и все переходящие двунадесятые праздники.
Устав службы Господских и Богородичных двунадесятых праздников несколько различается. Так, например, воскресная служба полностью отменяется, если в воскресный день случается Господский двунадесятый праздник. Если же случается Богородичный двунадесятый, соответствующие службы (праздника и воскресная) соединяются.
Великие праздники в честь святых не имеют прибавления канона Божией Матери к канонам святых на утрене в отличие от средних праздников.
Двунадесятые праздники и Пасха имеют предпразднство, попразднство и отдание.
Предпра́зднство — это богослужебный период подготовления верующих к встрече праздника. Поэтому в богослужение вместе с молитвословиями дня и святых, поминаемых в этот день, включаются и молитвословия предстоящего праздника. Двунадесятые праздники имеют 1 день предпразднства, за исключением Рождества Христова (имеющего 5 предпразднственных дней), Богоявления (4 предпразднственных дня), а также Входа Господня в Иерусалим, Вознесения Господня и Дня Святой Троицы, не имеющих предпразднства. У Пасхи предпразднства также нет. Один день предпразднства имеет недвунадесятый малый праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста.
Попра́зднство — это богослужебный период продолжения воспоминания великого праздника после дня самого праздника. Церковь прославляет в течение этих дней само событие и его участников. Чаще всего попразднство продолжается неделю. Зависит оно от приближения одного праздника к другому или к дням поста. Попразднство Пасхи продолжается 40 дней.
Отда́ние праздника — это последний день попразднства. Он характеризуется большей торжественностью богослужения, чем во все остальные дни, но меньшей, чем в сам день праздника. Молитвословия на богослужении во многом повторяют первый день праздника.
У великих недвунадесятых праздников предпразднства, попразднства и отдания нет. Это праздники -
Память святого апостола Иоанна Богослова
Память святителя Иоанна Златоуста
Память святителя Николая Мирликийского
Память святителей Кирилла и Мефодия
Память святого равноапостольного князя Владимира
Празднование Казанской иконе Божией Матери и другие.
Большинство праздников Русской православной церкви общие с другими православными церквами, но есть и особенные, например, Покров Пресвятой Богородицы, Всемилостивый Спас, Положение Ризы Господней, многочисленные праздники соборной памяти русских святых.
В Православной российской церкви в календарь ежегодных торжеств (вплоть до падения монархии 2 марта 1917 года) заносились следующие виды особых праздников: Царские дни, которые подразделялись на:
Высокоторжественные — дни восшествия на престол, венчания на царство и пр. Императора, Императрицы, Наследника, в которые накануне полагалось бдение тем святым, память которых случалась в соответствующий день, а в сам день праздника по окончании литургии — молебен со звоном;
Торжественные — дни рождения и тезоименитств прочих особ царствующего Дома;
Кавалерские дни — дни памяти святых, имя которых носил тот или иной кавалерский орден, как то (по юлианскому календарю): 3 февраля, 30 августа, 22 сентября, 8, 24, 26 и 30 ноября;
Викториальные — в ознаменование побед или заключения мира, например 27 июня — в память о победе «под Полтавою» в 1709 году.
Кроме того, до 10 мая 1904 года года законом запрещалось производство публичных работ в воскресные, праздничные и торжественные дни, причём ряд ограничений в отношении общественных развлечений и увеселений действовал и позднее.
Православный календарь.
Церковных православных праздников много и все их даты, дни празднования обычному человеку запомнить бывает достаточно сложно. Поэтому Православный Церковный Календарь Христианских Религиозных Праздников — это необходимая в хозяйстве каждого верующего человека вещь.
В Новом Завете празднование субботы уступает свою славу дню воскресному. Правило 29-е Лаодикийского Собора (ок. 364) гласит:Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати им в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще же обрящутся иудействующие: да будут анафема от Христа.
В большие религиозные праздники нельзя работать — это грех. Если человек ходит на работу и нет никакой возможности избежать работы в большой православный праздник, то такое нарушение вряд ли будет считаться грехом. Но если человек может не работать в великий христианский церковный праздник, то он должен в этот светлый день отдыхать, чтить Бога, молиться. Когда человек кушает скоромную пищу в пост — это тоже грех. А с грехами надо начинать бороться уже сейчас — потом может быть поздно. Поэтому Православный Церковный Календарь Христианских Религиозных Праздников всегда должен быть под рукой, чтобы служить своевременной подсказкой, какой сегодня или завтра православный праздник или другое значимое религиозное событие.
Самый главный — Великий Православный Праздник — это Пасха, Христово Воскресение ,Сына Божьего после Его распятия на Кресте.
Религиозный христианский православный праздник Пасхи имеет свою историю и особый, глубокий смысл — ведь Пасха — это основа Христианства. Великому и светлому празднику Пасхи предшествует Великий и очень строгий православный пост, который так и называется — Великий Пост. День празднования Пасхи Христовой каждый год — новый, т.е. дата празднования Пасхи ежегодно изменяется, передвигается по календарю.
Двунадесятые Непереходящие Православные Церковные Праздники - это такие религиозные православные праздники, день празднования которых всегда остается неизменной. День, дата празднования христианских церковных праздников в любой год — одна и та же. Двунадесятыми называются лишь 12 самых главных, основных, основополагающих православных церковных праздников, посвященных самым важных событиям в жизни Сына Божьего Иисуса Христа и Богородицы Девы Марии. Само слово «двунадесятые» происходит от старорусского «два на десять» - двенадцать. Двунадесятые 12 православных праздников делятся на праздники с постоянной, неизменной датой — это 9 двунадесятых непереходящих православных праздников - и на праздники со сменной, непостоянной датой празднования — это двунадесятые переходящие праздники — таких праздников всего 3.
Православные Двунадесятые (9) Церковные Непереходящие Праздники с постоянной датой:
Название Православного Двунадесятого Непереходящего Праздника | День Церковного Праздника по новому стилю в любом году |
Рождество Христово | 7 января |
Крещение Господне | 19 января |
Сретение Господне | 15 февраля |
Благовещение Пресвятой Богородицы | 7 апреля |
Преображение Господне | 19 августа |
Успение Пресвятой Богородицы | 28 августа |
Рождество Пресвятой Богородицы | 21 сентября |
Воздвижение Креста Господня | 27 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 4 декабря |
Двунадесятые Переходящие Православные Церковные Праздники - это 12 основных религиозных христианских праздников, день, дата празднования которых каждый год изменяется, не является постоянной. Двунадесятых Переходящих Православных Христианских Праздников — 3: это церковный праздник Вознесения Господня, православный праздник Входа Господня в Иерусалим, христианский праздник Святой Троицы (Пятидесятницы).
Православные Двунадесятые (3) Церковные Переходящие Праздники каждый год с новой, переменной, подвижной датой:
Название Православного Двунадесятого Переходящего Праздника | День празднования Церковного Праздника по новому стилю относительно даты Пасхи |
Вход Господень в Иерусалим | За 7 дней до Пасхи Христовой |
Вознесение Господне | 40-вой день после Пасхи Христовой |
День Святой Троицы (Пятидесятница) | 50-тый день после Пасхи Христовой |
Великие Религиозные Христианские Православные Праздники - это особенные церковные православные праздники, которые имеют особый вес и значение для Православной Веры и Русской Православной Церкви. К Великим Православным Праздникам относится праздник Обрезания Господня, церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, религиозный праздник Рождества Иоанна Предтечи, праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и христианский праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Великие Православные Церковные Праздники (5) с постоянной датой празднования:
Название Великого Православного Христианского Праздника | День празднования Церковного Праздника по новому стилю в любом году |
Обрезание Господне | 14 января |
Рождество Иоанна Предтечи | 7 июля |
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла | 12 июля |
Усекновение главы Иоанна Предтечи | 11 сентября |
Покров Пресвятой Богородицы | 14 октября |
Православный Церковный Календарь немыслим не только без религиозных христианских праздников, но и без православных церковных однодневных и многодневных постов, сплошных седмиц и особых дней поминовения усопших.
О двунадесятых праздниках.
Рождество Богородицы(21 сентября)
Первый Двунадесятый праздник осени установлен в IV веке. В апокрифическом Протоевангелии от Иакова говорится о благочестивой иудейской чете Иоакиме и Анне, проживавших в Назарете. Долгое время Господь не давал им потомства. Однажды, когда Анна молилась в саду, ей явился ангел и возвестил о скором рождении ребёнка. Через 9 месяцев у престарелых супругов появилась дочь Мария, которую родители в знак благодарности решили посвятить Богу – отдать в храм на служение.
Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
Христос был приговорён к казни – распятию на кресте. Место распятия, Голгофа, привлекало паломников. В начале II века император Адриан, враждебно настроенный как к иудаизму, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему, религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру, где находился гроб Господень, построив на священном для всех христиан месте храм Венеры. Император Константин (время правления 306-337 гг.) приказал снести капище и начать раскопки. Современник событий, христианский историк Евсевий, пишет: «Снимали слой за слоем, вдруг в глубине земли сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, апотом – честное и всё святое знамение спасительного Воскресения». То была пещера. Через некоторое время Палестину посетила престарелая мать Константина I царица Елена. Ей удалось отыскать крест, на котором был распят Христос. Согласно св. Иоанну Златоусту, определить, что это был именно Крест Господень, смогли по надписи на нём. Царица нашла крест вблизи Голгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности , на святыню положили мертвеца – и он ожил. Найденную реликвию патриарх Макарий «воздвиг» над молящейся толпой. С этого дня отмечается праздник Воздвижения Креста Господня. Накануне праздника во время Всенощной священник выносит изображение Креста на середину храма и «Воздвигает» его на 4 стороны света.
Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).
Праздник связывается с воспоминанием о том, как родители Девы Марии исполнили свой обет – привели девочку в храм.
Знаменательная деталь: принимая дитя, Деву Марию, первосвященник Иерусалимского храма ввёл её в святое святых – Двир – место, где находились Ковчег Завета и место Божественного Присутствия, скрытое от взоров людей. Туда входили (раз в год) только первосвященник. Там, в пустоте, пребывала, согласно преданию, незримая Слава Господня.
После введения во храм Мария оставалась в помещении для девственниц при Храме, где воспитывались посвящённые на служение Богу. Свой досуг она отдавала чтению Священных Писаний и вышиванию священных покровов для нужд Храма.
Рождество Христово (7января)
Главный праздник католической церкви. Предваряет его Рождественский пост, который начинается 28 ноября. Два воскресения, предшествующие празднику, посвящены памяти предков Христа. Согласно евангельской версии, как раз перед рождением Иисуса цезарь Август издал пов еление произвести по всей империи всенародную перепись, чтобы было удобнее собирать дань.
Крещение Господне (19 января
Этот праздник напоминает о поворотном моменте в жизни Иисуса Христа. Почти 30 лет оставался он вдали от мира в провинциальном Назарете.
Предание повествует, что к Иоанну Предтече, крестившему народ в Иордане, однажды пришёл никому не известный странник . Пришелец попросил у Иоанна крещения. Погрузившись в Иордан, он тотчас вышел из реки и стал молиться. В этот момент Иоанн увидел, как небеса разверзлись и Дух Святой в виде белого голубя спустился на молящегося. До слуха Предтечи донеслись слова Бога: «Сей есть сын мой возлюбленный, в котором моё Благословение». Так были явлены все три лика Пресвятой Троицы – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Приняв крещение, Иисус удалился в пустыню на 40 дней. Иоанн, обращаясь к народу, присутствовавшему при чудесном событии, сказал: «Я не знал его, но Пославший меня крестить в воде, сказал мне: На кого увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нём, тот есть крестящийся Духом Святым». И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий!». Иоанн Был первым, кто открыто назвал Иисуса Агнцем Божиим. Праздник Богоявления предваряется сочельником. К концу вечери приурочено первое освящение воды.
Сретение Господне. Приходится на 40-й день после Рождества
(15 февраля)
Праздник был введён иерусалимской церковью в IV веке; с V века – празднуется повсеместно.
Сретение (слав. – «встреча») знаменует символическую встречу Ветхого и Нового Заветов. Согласно Евангелию от Луки , произошла она в Иерусалимском Храме на 40-й день после рождения Иисуса. Иосиф и Мария принесли младенца в дом Божий. Они стояли среди других семей, ожидая очереди, когда к ним приблизился старец Симеон, живший при храме, которому было предсказано, что он не оставит земли и не сможет успокоиться до тех пор, пока не увидит пришедшего в мир Мессию – Спасителя.
Благовещение ( 7 апреля )
День весеннего равноденствия празднуется с IV века. В Евангелии от Луки можно прочитать о том, как архангел Гавриил возвестил Марии о том, что она родит сына Божьего. Достигнув совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закону, Мария оставила Иерусалимский Храм и была обручена престарелому плотнику- Обручнику её девства. Иосиф взял её к себе, чтобы под видом супружества быть ей защитником. Живя в Назарете в доме Иосифа, Мария большую часть времени проводила в уединении, предаваясь молитвам. Спустя 4 месяца, во время её благочестивых размышлений, предстал перед ней архангел Гавриил, и сообщил, что своими глубоким смиренномудрием она обрела величайшую благодать - быть Матерью Сына Божия. Мария не усомнилась в словах Божьего посланника, только выказала недоумение, как может родиться сын у той, которая обрекла себя на девство, на что Вестник ответил: « Дух Святой найдёт на тебя и сила Всевышнего осенит тебя: посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божьим».
Преображение Господне ( 19 августа).
От Евангелии от Марка говорится: « И по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и повёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними: одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег. И явился к ним Илия с Моисеем; и беседовал с Иисусом». Три апостола – Пётр, Иаков, Иоанн – стали свидетелями того, как на горе преобразился их Учитель, представ во всём величии Сына Божьего, на равных беседующего с Ветхозаветными пророками – Моисеем и Илиёй, которые говорили с Христом о Его близком отношении к Богу Отцу. Далее Марк рассказывает о том, как всех осенило светлое облако и из него послышался голос: « Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». От Евангелии от Марка говорится: « И по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна и повёл на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними: одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег. И явился к ним Илия с Моисеем; и беседовал с Иисусом». Три апостола – Пётр, Иаков, Иоанн – стали свидетелями того, как на горе преобразился их Учитель, представ во всём величии Сына Божьего, на равных беседующего с Ветхозаветными пророками – Моисеем и Илиёй, которые говорили с Христом о Его близком отношении к Богу Отцу. Далее Марк рассказывает о том, как всех осенило светлое облако и из него послышался голос: « Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».
Успение Пресвятой Богородицы ( 28 августа).
Из нового Завета мы знаем. Что после распятия Христа Богоматерь занимала почётное место среди апостолов и жила в доме Иоанна в Иерусалиме. Нет точных сведений о том, где дева Мария провела свои последние дни. Одни предания связывают конец земного пути Девы Марии с Эфесом, другие с Гефсиманией. В обоих местах есть храмы, посвящённые Успению Богородицы. Предание гласит, что проводить Богоматерь в последний путь собрались все 12 апостолов, и что смерть Марии была лишь кратким сном, за которым последовало воскрешение и вознесении.
Вход Господень в Иерусалим( 28 марта)
Отмечается в последнее предпасхальное воскресенье. В основе праздника лежит евангельский рассказ о том, как Иисус перед своей мученической кончиной и воскресеньем прибыл в Иерусалим, где народ шумно и радостно приветствовал его, бросая под ноги пальмовые ветви. На Руси праздник символически ассоциируется с вербой. Отсюда другое название – Вербное Воскресенье. В этот день жилища и храмы украшают освящёнными в церкви ветвями вербы.
Пасхе предшествует Страстная Седьмица, в первые дни которой вспоминают последнее пребывание Господа в Иерусалиме. Великий четверг – день установления Евхаристии (греч.- причащение, благодарность), день Тайной Вечери. Великая пятница – день распятия. Великая суббота – погребение. Кульминационный момент цикла – Светлое Христово Воскресение.
ПАСХА
Душа моя, ликуй и пой, наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель мой ! Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына бог и с ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь сошёл в жилище тьмы,
Облёкся в перст, оделся в плоть –
Да не погибнем мы!
Душа моя, ликуй и пой, наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына бог и с ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь сошёл в жилище тьмы,
Облёкся в перст, оделся в плоть –
Да не погибнем мы!
К. Кюхельбекер
Литература:
- Мировая художественная литература: методическое пособие для учителя/ авт.-сост. Ю.Е. Галушкина.- Волгоград: Учитель, 2007. – 309 с.
- Газета «Скатерть-самобранка» - № 2, март, 2012 г. Гл.редактор – Г.П. Щербо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника-концерта" Новогодний праздник"
Цель: поздравить ребят с успешным завершением первого полугодия; организовать праздник-концерт для класса и их родителей...
Cценарии праздников "Цветок для мамы" и Праздник Урожая
Сценарии Праздника Урожая и Дня матери "Цветок для мамы" разработаны для детей разновозрастной группы от 4 до 15 лет....
Разработка урока по ОПК в 4 классе по теме: "Праздник праздников. Торжество торжеств".
В разработке урока особое внимание уделяется знакомству учащихся с обычаями и традициями празднования главного православного праздника – Светлого Христова Воск...
Всякая душа празднику рада. Сценарий рождественского праздника СВЯТКИ
Формирование качеств гражданина - патриота Отечества - одно из важнейших и актуальных направлений деятельности педагога - воспитателя. Источниками для национально - регионально...
сценарий внеклассного мероприятия (праздник праздников Пасха)
мероприятие было проведено в 3 классе . материал был опубликован в "Учительской газете " продолжительность 1 урок ,дети дарили открытки нарисованные зарание....
Сценарий праздника "С праздником, любимые!"
Сценарий общешкольного праздника 8 марта....
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...