Урок по истории
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Реформа П.А. Столыпина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_stolypinu.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1

Ф.И.О.

Бамбурова Ольга Викторовна

2

Место работы

Бахиловский филиал ГБОУ СОШ с. Александровка м.р. Ставропольский

3

Должность

Учитель

4

Предмет

История

5

Класс

9

6

Тема и номер урока в теме

№ 8 тема: «Россия в начале XX в.»

7

Базовый учебник

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт

Социально-экономическое в 1907-1914 г.г..

Цели урока: 

  1. образовательные:

    повторить итоги первой российской революции ;

познакомить обучающихся с основными положениями реформы ; раскрыть основные цели и итоги реформы; выявить причины, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки ;

  1. развивающие:

   активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов;

продолжить формировать информационную компетентность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы;

  1. воспитательные:

 способствовать воспитанию у учащихся патриотизма на отдельных исторических личностях

Оборудование: проектор, компьютер,  презентация , карточки с        

                             заданиями , документы

Тип урока: комбинированный , с элементами лабораторной работы.

                       Эпиграф: «Главное богатство и мощь государства не в      

                                          казне и казённом имуществе, а в богатеющем

                                          и крепком населении.»

                                                                              П.А.Столыпин.

Ход урока

 I. Организационный  момент.

Мотивационная беседа.

        II. Актуализация опорных знаний по теме «Первая российская          

               революция» 

 1.В таблице приведите в соответствие политические силы и предлагаемые ими решения аграрного вопроса. В чем сущность предложенных аграрных проектов?( Проверка на доске.)

Политические силы

Проекты решения аграрного вопроса

1

Эсеры

А

Использование государственных, удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп.

2

Кадеты

Б

Продажа крестьянам государственных и удельных земель.

3

Октябристы

В

Социализация земли.

Ответ: 1- В; 2-А; 3-Б.

2.        Работа учащихся с тестом.

1. 3 января 1905 г. на Путиловском заводе вспыхнула забастовка в ответ на:

  1.  задержку зарплаты
  2. непомерные штрафы
  3. снижение тарифов и расценок
  4. увольнение нескольких рабочих

2. Забастовка на Путиловском заводе в январе 1905 г. находилась под контролем зубатовской организации «Собрание русских фабрично – заводских рабочих города Санкт - Петербурга», которую возглавлял:

а) Е.Ф. Азеф

 б) М.Г. Богров

 в) Г.А. Гапон

 г) Г.А. Гершуни

  3.Кульминацией первое революции в России принято считать:

а) «Кровавое воскресенье»

б) «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Князь Потемкин - Таврический»

 в) восстание на броненосце «Князь Потемкин - Таврический » и общероссийской стачку в октябре 1905 г.

      г) Всероссийскую стачку в октябре 1905 г. и вооруженное восстание в  

      декабре 1905 г. в Москве

  4.Соотнеси партии и их лидеров

                              Партии                                                   Лидеры

    А) конституционно-демократическая партия              1)В.М. Пуришкевич

        Б) монархическая партия                                                2) А.И.Гучков

        В) «Союз 17 октября»                                                     3) П.Н.Милюков

5 .Соотнеси события и года

             События:                                                                  Года:

 1)Кровавое воскресенье                                       а) 1907, 20 февраля-2 июня

      2)Манифест «Об усовершенствовании

         государственного порядка                                б) 1905,9 января

      3)Деятельность I Государственной думы           в) 1905, 17 октября                                                                              

4)Деятельность II Государственной думы          г) 1906, 27апреля-8июля

Ответ: 1-г; 2-в: 3-г; 4) А-3, Б-1, В-2; 5) 1-б; 2-в; 3-г; 4- а.

 

III.Переход к изучению новой темы

Первая российская революция не смогла разрешить все проблемы, которые её породили, но она заставила власть осуществить ряд преобразований

Опережающее задание.

Ответить на вопросы:1.Какие изменения произошли в русской деревне в начале XXв? 2.Какие пережитки крепостнической системы сохранились в аграрном секторе экономики?

Сообщение темы, задач урока.

     Тема урока:   Социально-экономическое развитие в 1907-1914 г.г..

       

IV. Изучение нового материала.-30 мин.

        План.

1.Личность П.А.Столыпина.

2.Цели и основные мероприятия реформы.

3.Осуществление реформы.

4.Итоги. Судьба П.А.Столыпина.

Основные понятия: отруб, хутор, кооперация, артель,

Дата: 1906, 9 ноября - указ о разрешении выхода крестьян из общины.

Персоналия : П.А.Столыпин.

1.Личность П.А. Столыпина.

Сообщение ученика о личности П.А.Столыпина.-1-2мин. Слайд №

  Учащиеся записывают краткую характеристику в тетрадь.

      Слово учителя. НА рубеже ХIХ-ХХ вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы. Самой острой из них по-прежнему оставалась аграрная. Как вы считаете, актуальна ли эта проблема?

 Все политические силы России осознавали это и предлагали свои способы её решения. Но все эти проекты будут отвергнуты государством. Растущее недовольство крестьян, усиление влияния левых партий в деревне, её активное участие в начавшейся в 1905 г. революции требовали от правительства решительных действий. Попытка успокоить крестьянство, направить его недовольство в парламентское русло не удалось: в I Государственной думе думское большинство и сформированная из крестьянских депутатов трудовая группа не стали опорой правительства в решении аграрного вопроса. После роспуска I Думы, в условиях роста крестьянской борьбы 9 ноября 1906 г. был издан указ «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Началась аграрная реформа П.А.Столыпина. Слайд №

3.Цели и основные мероприятия.-4 мин.

 Начать реформу Столыпин решил с переустройства жизни деревни. Идея «чёрного передела» помещичьих земель витала в умах, будоражила широкие массы народа. Крестьяне активно поддерживали революцию, и это тревожило правительство, привыкшее верить  в привязанность народа к престолу.

Задание. Работа с документами(с учетом дифференцированного подхода)

На основании высказываний П.А.Столыпина сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

Документ 1. «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу.»

Документ 2. «Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе ». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников- «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий.»

Документ  3. «Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении».

 

Проводится фронтальная устная работа. После корректировки ответов учащихся они фиксируются в тетрадях.

Слайд №

Цели: 1. «Успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли.2. Создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.3.Продолжение модернизации. В таблицу записываются цели реформы .

                     Цели реформы

                      Итоги реформы

<<Успокоение>> страны.

Создания слоя земельных собственников – социальной и экономической опоры монархии.

Продолжение процесса модернизации.

                           

Схема .Слайд №

    Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина.

9 ноября 1906 г. был издан закон, разрешавший свободный выход крестьян из общины. Объяснение учителя на основе схемы..-3 мин. Лабораторная работа с документами

Государственная

помощь крестьянским хозяйствам

Переселение крестьян

Развитие крестьянской кооперации

Создание новых форм землевладения и землепользования

Разрушение общины.

Крестьяне-

частные

собственники

своего надела

Хутор, отруб

Задание. Найти  в учебнике определение терминов «хутор»  и «отруб», кооперация . Выписать в тетрадь.

Работа с документами.  (работа  в мини- группах–)-5-мин.

Класс работает над подробной характеристикой мероприятий реформы на основании источников.  

Раздаточный материал в приложении.

Вопросы и задания к документам.(На доске)

Вопросы: 1.Какой пережиток феодально-крепостнического уклада стал основным объектом критики  П.А.Столыпина? 2.Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвигает Столыпин? 3.Какова процедура выделения из общины?

3.Осуществление реформы.

П.А.Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся не скоро.В 1909 г. он заявил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России»

Самостоятельная работа учащихся по учебнику стр. 50. -4 мин.

Используя информацию, содержащуюся в учебнике и схему, заполняют таблицу «Результаты аграрной политики П.А.Столыпина»

Создание новых форм  

землевладения  и  землепользования                                              

                    Переселение крестьян

Положительные

   результаты

    Отрицательные

        результаты

Положительные

    результаты

   Отрицательные

       результаты

Проверка работы. Взаимоконтроль.

Лучшие работы зачитываются.

5.  Итоги. Судьба  П.А.Столыпина.-7 мин.Слайд№

На доске таблица «Цели и итоги реформы П.А.Столыпина»

Ученики заполняют итоги реформы

                     Цели реформы

                      Итоги реформы

<<Успокоение>> страны.

Добиться этой цели не удалось: сохранилось малоземелье крестьян, противоречие между крестьянами и помещиками; проявилась <<вторая социальная война>> в деревне; происходили конфликты между переселенцами и местными жителями.

Создания слоя земельных собственников – социальной и экономической опоры монархии.

Этот процесс только начался и после смерти Столыпина замедлился.

Продолжение процесса модернизации.

Развитие аграрного сектора экономики в целом ускорилось.

Задание к таблице:

1. Сформулируйте результаты реформы. 2.Соотнесите цели и результаты. 3.Сделайте вывод об  успехе реформы.                          

Выразите свою точку зрения на итоги реформаторской деятельности П.А.Столыпина .

  Судьба П.А.Столыпина. 

    Организуется просмотр видеофрагмента из видеофильма «История России. ХХ век». Видео Интернет

Предварительное задание. Почему судьба этого выдающегося государственного деятеля столь трагична?

Индивидуальное задание.

  1ученик. Прокомментируйте воспоминание В.Н.Коковцева, сменившего П.А.Столыпина на посту Председателя Совета министров:

«Императрица внимательно слушала меня и затем неожиданно остановила меня прикосновением руки и сказала по- французски : «Слушая Вас, я вижу, что Вы  всё делаете  сравнения между собой и Столыпиным. Мне кажется, что Вы очень чтите его память и придаёте слишком много значения его деятельности и его личности. Верьте мне: не надо так жалеть тех, кого не стало…Я уверена, что каждый исполняет свою роль и своё назначение, и если кого нет среди нас, то это потому что он уже окончил свою роль и должен был стушеваться, так как ему нечего было больше исполнять. Жизнь всегда получает новые формы, и Вы не должны стараться слепо продолжать то, что делал Ваш предшественник. Оставайтесь самим собой, не ищите поддержки в политических партиях: они у нас  так незначительны. Опирайтесь на доверие Государя - Бог Вам поможет. Я уверена. что Столыпин умер, чтобы уступить Вам место, и что это - для блага России».

Я записал буквально её слова. Не знаю, верно ли выражали они её мышление, но в ту минуту, как и теперь, мне было ясно одно: о Столыпине, погибшем на своём посту, через месяц после его кончине уже говорили тоном полного спокойствия, мало кто уже и вспоминал о нем, его глубокомысленно критиковали, редко кто молвил слова сострадания о его кончине».

  2 ученик. В одном из писем великий русский ученый, член ЦК Конституционно-демократической партии В.В. Вернадский писал: <<Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые>>. Согласны ли вы с подобным мнением?

V. Закрепление.-3. мин.

1.Назовите основные цели реформы.

2Перечислите основные мероприятия.

3.Что такое хутор, отруб, кооперация

4.Сделайте вывод об успехах реформы.

5.Что Вам понравилось в личности  П.А.Столыпина?

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

Обучающиеся формулируют итоги урока: что узнали нового и важного для себя? Какие личностные черты П.Л.Столыпина  могут для них быть примером. Какие выводы сделали? Выставление оценок с комментарием.

VII. Домашнее задание. 

  §6, §7 стр54-55. Подготовить развернутый ответ на тему:« Сущность, итоги и значение реформы Столыпина»-1мин

 Вопросы и задания на стр.51, понятия, даты. Индивидуальное задание. Подготовить историческую справку о личностях:  А.И.Гучкове, П.Н.Милюкове. Задания в рабочей тетради 2,4,6.

 

                                         

Приложение.

Раздаточный материал по основным мероприятиям реформы.

Документ 1                                                  

Из письма П.А. Столыпина Николаю II:   <<Жажда земли, аграрные беспорядки сами по себе указывают на те меры, которые могут вывести крестьянское население из настоящего ненормального положения. Единственным противовесом общинному началу является единоличная собственность>>.

Документ 2

Из указа <<О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и земле пользования>>, 9 ноября 1906 г.:

  <<Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                  Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность переходящего к личному владению домохозяина… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником…

Документ 3

Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907 г.:

     <<Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни… Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…>>

Документ 4

Из речи П.А. Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907 г.:

         <<Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками - бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы>>.

II. Мнение:

  1. П.Н. Милюков:

<<…в порядке чрезвычайного внедумского законодательства… был издан указ 9 ноября 1906 г., предопределивший направление аграрной политики в чисто дворянском духе… оставалось разрушение общины по принципу: богатым прибавится, у бедных отнимется. Этим, во – первых, отвлекалось внимание крестьян от раздела дворянских земель и вбивался клин между зажиточными и бедными крестьянами; во – вторых, создавался класс <<крепких мужиков>>, кандидатов на пополнение убывающих рядов <<правящего класса>>; и, в – третьих, приобреталось либеральное прикрытие классовой реформы: освобождалась частная инициатива и частная собственность от принужденных тисков, в которых оставили крестьян освободители 1861 г.>>.

Судьба П.А.Столыпина

Прокомментируйте воспоминание В.Н.Коковцева, сменившего П.А.Столыпина на посту Председателя Совета министров:

«Императрица внимательно слушала меня и затем неожиданно остановила меня прикосновением руки и сказала по- французски : «Слушая Вас, я вижу, что Вы  всё делаете  сравнения между собой и Столыпиным. Мне кажется, что Вы очень чтите его память и придаёте слишком много значения его деятельности и его личности. Верьте мне: не надо так жалеть тех, кого не стало…Я уверена, что каждый исполняет свою роль и своё назначение, и если кого нет среди нас, то это потому что он уже окончил свою роль и должен был стушеваться, так как ему нечего было больше исполнять. Жизнь всегда получает новые формы, и Вы не должны стараться слепо продолжать то, что делал Ваш предшественник. Оставайтесь самим собой, не ищите поддержки в политических партиях: они у нас  так незначительны. Опирайтесь на доверие Государя - Бог Вам поможет. Я уверена. что Столыпин умер, чтобы уступить Вам место, и что это - для блага России».

Я записал буквально её слова. Не знаю, верно ли выражали они её мышление, но в ту минуту, как и теперь, мне было ясно одно: о Столыпине, погибшем на своём посту, через месяц после его кончине уже говорили тоном полного спокойствия, мало кто уже и вспоминал о нем, его глубокомысленно критиковали, редко кто молвил слова сострадания о его кончине».

  2 ученик. В одном из писем великий русский ученый, член ЦК Конституционно-демократической партии В.В. Вернадский писал: <<Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые>>. Согласны ли вы с подобным мнением?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

План-конспект интегрированного урока по истории и изобразительному искусству «Портрет в контексте истории»

Урок представлен 22.04.2009 г. на городском семинаре руководителей лицеев и гимназий г. Омска «Использование ИКТ в проектной деятельности как средство формирования учебно-исследовательской компетенции...

Урок по истории "Счет лет в истории"

Цель урока :сформировать у обучающихся представления о хронологических датах как части исторических знаний;продолжить формирование умений счета лет в истории.Вопрос об измерении времени годами, веками...

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.

Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....