Программа 5 класс История Древнего мира
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа I вида составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией Ф.А.Михайловского программа курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений. Москва, «Русское слово» 2006. Программа рассчитана на 68 часов, но в соответствии методическими рекомендациями для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании истории в 2012-2013 учебном году, в 5 классе при изучении курса История Древнего мира, должно быть выделено не менее 10 часов на изучение пропедевтического модуля «Что изучает история». На основании выше перечисленной рекомендации и составлена эта программа. Последовательность тем не изменена. Количество часов по темам сокращено, добавлен пропедевтический модуль «Что изучает история», на основании Программа ориентирована на учебник Ф.А.Михайловский. История Древнего мира. М.: Русское слово, 2010.
Цели курса:
1. формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
2. развитие умений по применению исторических знаний в жизни; 3. приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
1. формирование исторического мышления учащихся;
2. развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
3. формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
4. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
5. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
6. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
7. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Тематическое распределение часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение | 1 часа | - |
Пропедевтический модуль | - | 10 часов | |
2 | ЧАСТЬ I ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ | 5 часов | 5 часов |
3 | РАЗДЕЛ I. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА | 3 часа | 3 часа |
4 | РАЗДЕЛ II ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ | 2 часа | 2 часа |
5 | Повторение и проверка знаний | 1час | - |
6 | Тема. Счет лет в истории | 1 час | - |
6 | ЧАСТЬ II ДРЕВНИЙ ВОСТОК | 19 часов | 16 часов |
7 | РАЗДЕЛ III. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН | 4 часа | 4 часа |
8 | Повторение и проверка знаний | 1час | - |
9 | РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | 4 часа | 4 часа |
10 | Повторение и проверка знаний | 1час | - |
11 | РАЗДЕЛ V ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. | 4 часа | 4 часа |
12 | Повторение и проверка знаний | 1час | - |
13 | РАЗДЕЛ VI ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА | 3 часа | 3 часа |
14 | Повторение и проверка знаний | 1час | 1 час |
15 | ЧАСТЬ III ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ | 19 часов | 17 часов |
16 | РАЗДЕЛ VII ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ | 3 часа | 3 часа |
17 | РАЗДЕЛ VIII РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА | 3 часа | 3 часа |
18 | Повторение и проверка знаний | 1час | - |
19 | РАЗДЕЛ IX ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ | 2 часа | 2 часа |
20 | РАЗДЕЛ X МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН | 3 часа | 3 часа |
21 | РАЗДЕЛ XI ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | 2 часа | 2 часа |
22 | Повторение и проверка знаний | 1час | - |
23 | РАЗДЕЛ XII МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ | 3 часа | 3 часа |
24 | Повторение и проверка знаний | 1час | 1 час |
25 | ЧАСТЬ IV ДРЕВНИЙ РИМ | 22 часа | 20 часов |
26 | РАЗДЕЛ XIII ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | 3 часа | 3 часа |
27 | РАЗДЕЛ XIV РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ | 3 часа | 3 часа |
28 | Повторение и проверка знаний | 1час | - |
29 | РАЗДЕЛ XV ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ | 5 часов | 5 часов |
30 | Повторение и проверка знаний | 1час | - |
31 | РАЗДЕЛ XVI РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ | 4 часа | 4 часа |
32 | РАЗДЕЛ XVII ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ | 4 часа | 4 часа |
33 | Повторение и проверка знаний | 1час | 1 час |
34 | Итого | 68 часов | 68 часов |
- Содержание обучения.
Введение (пропедевтический модуль ) | 10 часов |
Что изучает история | |
Лента времени | |
Моя родословная. Я и мое имя. | |
История на карте | |
История в архитектурных памятниках | |
История вещей и одежда в разные времена | |
История письменности | |
Гербы, флаги, гимны, государства. | |
Россия многонациональное государство. | |
Повторительно-обобщающий урок. | |
ЧАСТЬ I ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ И ИХ ОТКРЫТИЯ | 5 часов |
РАЗДЕЛ I. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА | 3 часа |
Первые люди на земле | |
Открытия и изобретения древних охотников | |
Искусство и религия первобытных людей | |
РАЗДЕЛ II ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ | 2 часа |
Великая революция каменного века: возникновение земледелия и скотоводства | |
От первобытности к цивилизации | |
ЧАСТЬ II ДРЕВНИЙ ВОСТОК | 15 часов |
РАЗДЕЛ III. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН | 4 часа |
Египет – дар Нила | |
Страна двух рек | |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | |
Индия и Китай в древности | |
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ | 4 часа |
Фараоны и пирамиды | |
Жизнь в Древнем Египте | |
Завоевания фараонов | |
Культура Древнего Египта | |
РАЗДЕЛ V ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. | 4 часа |
Финикийские мореплаватели | |
Древняя Палестина | |
Ассирийская военная держава | |
Победители Ассирии | |
РАЗДЕЛ VI ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА | 3 часа |
Образование державы Маурьев в Индии | |
Единое государство в Китае | |
Великая Персидская держава | |
Повторение и проверка знаний | 1 час |
ЧАСТЬ III ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ | 17 часов |
РАЗДЕЛ VII ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ | 3 часа |
Греция и остров Крит в эпоху бронзы | |
Поэмы Гомера | |
Боги и герои Эллады | |
РАЗДЕЛ VIII РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА | 3 часа |
Греческие полисы и Великая колонизация | |
Афинский полис | |
Древняя Спарта | |
РАЗДЕЛ IX ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ | 2 часа |
Победа греков над персами в Марафонской битве | |
Персидское нашествие на Грецию | |
РАЗДЕЛ X МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН | 3 часа |
Расцвет демократии в Афинах | |
Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э. | |
Пелопоннесская война | |
РАЗДЕЛ XI ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | 2 часа |
Граждане, ученые и атлеты Греции | |
Архитекторы, скульпторы, поэты Греции | |
РАЗДЕЛ XII МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ | 3 часа |
Возвышение Македонии | |
Завоевания Александра Македонского | |
Греческий Восток | |
Повторение и проверка знаний | 1час |
ЧАСТЬ IV ДРЕВНИЙ РИМ | 20 часов |
РАЗДЕЛ XIII ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | 3 часа |
Рим под властью царей | |
Республика римских граждан | |
Рим во главе Италии | |
РАЗДЕЛ XIV РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ | 3 часа |
Первая война с Карфагеном | |
Война с Ганнибалом | |
Рим – завоеватель Средиземноморья | |
РАЗДЕЛ XV ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ | 5 часов |
Народные трибуны – братья Гракхи | |
Сулла – первый военный диктатор Рима | |
Восстание Спартака | |
Цезарь – повелитель Рима | |
Падение республики | |
РАЗДЕЛ XVI РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ | 4 часа |
Император Октавиан Август | |
Цезари Рима | |
Жизнь в Римской империи | |
Жизнь в Римской империи | |
РАЗДЕЛ XVII ПОЗДНЯЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ И ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ | 4 часа |
Кризис Римской империи в III веке | |
Христианство | |
Императоры Диоклетиан и Константин | |
Падение Западной Римской империи | |
Повторение и проверка знаний | 1час |
3. Требования к подготовке учащихся по предмету.
Знать/Понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
Археологический словарь / Пер. с англ. М., 1990.
Вейс Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия в 3 т. М., 1998. Т. 1: Классическая древность (до IV в. н.э.).
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с фр. СПб., 1996.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / Пер. с фр. СПб., 1996.
Джеймс П., Торп Н. Древние изобретения / Пер. с англ. М., 1997.
Мифы народов мира: Энциклопедия / Под ред. С.А.Токарева. Т. 1-2. М., 1991.
Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. М., 1990.
Санчурский Н.Б. Римские древности. СПб., 1886; М., 1995.
Словарь античности / Пер. с нем. М., 1989.
Хроника человечества. М., 1996.
Вейнберг Й.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. М., 1986.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. М., 1988.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995; 1996.
Грант М. Греческий мир в доклассическую эпоху / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Двенадцать цезарей / Пер. с англ. М., 1998.
Грант М. Крушение Римской империи / Пер. с англ. М., 1998.
Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985.
Джонс А.Х.М. Гибель античного мира / Пер. с англ. Ростов н/Д, 1997.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________ /И. В. Барабаш/
учителей от ___ № _______ «___» ___________. 2012 г.
__________/_____________/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5 класс. История Древнего мира. Тема: Религии Древней Индии
Религии Древней Индии. План-конспект урока в 5 класса. В данной разработке в форме игры повторяется изученный предыдущий материал, изучается религия Древней Индии, ее особенности....
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс
Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Методическая разработка урока. Тема: Древняя Индия. 5 класс . История древнего мира.
Разработка урока по теме Древняя Индия для 5 класса. Цель урока научить составлять вопросы к тексту. развивать умение работать в группе. решать кроссфорды....
Рабочая программа по всемирной истории 5 класс "История древнего мира" по ФГОС
Данная рабочая образовательная программа предназначена для преподавания курса всеобщей истории в 5 классе. При составлении рабочей образовательной программы учтены требования Федерального ...