П.С.Бахлыков
методическая разработка по истории по теме

Ольга Николаевна Казлаускас

Исследование о жизни и творчестве краееведа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olga_cazlauscas.no3_.bahlicov.docx55.42 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Казлаускас Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания

МБВ(с)ОУО(с)ОШ№1 город Сургут,ХМАО-Югра

Номинация:

 «”Живая история” на уроке истории (1991-1999гг.)» .

Тема: 

Бахлыков Петр Семенович

Бахлыков Петр Семенович

«…Мы вышли из природы и 
не мыслим жизни без неё»
П. С. Бахлыков

Я выбрала   эту тему потому, что  очень люблю свой край и хочу знать о знаменитых людях, живущих в нашем округе.

Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Оно приобретает ярко выраженный социально-политический характер, особенно в связи с возросшим интересом к прошлому отдельных территорий, а также – ввиду обострения национальных, экономических, экологических проблем. О «малой родине» заговорили многие представители научных кругов, экологи, экономисты, педагоги, участники общественных движений.

С апреля 1990 года существует Союз краеведов России. Основным направлением его деятельности стала долговременная комплексная программа, направленная на поддержку и развитие краеведческой работы в России, а также ряд целевых программ: «Теория и история краеведения», «Природное наследие», «Школьное краеведение» и многие другие.

Краеведение – это всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Под краем понимается определенная часть страны, выделенная по самым различным признакам и, прежде всего на основе административно-территориального деления. Также правомерным считается распространение понятия «край» на такие обширные природно-экономические зоны как Урал, Сибирь, Дальний Восток.

Задачи и содержание краеведения чрезвычайно разнообразны. В его задачи входит изучение этнического состава местного населения, поиски полезных ископаемых, учет, охрана памятников архитектуры, устного народного творчества, изучение говоров и диалектов, художественных промыслов края. Тем самым краеведы создают необходимую основу для научных исследований в различных отраслях знания и вносят существенный вклад в формирование патриотизма и любви к родному краю у населения.

На региональном уровне наиболее уместен вариант культурного развития с учетом местной специфики и самобытности, возможностей территории – институциональных, материальных, человеческих и т.д. Именно на локальном пространстве достигается максимальная активность участия различных социальных групп в культурных процессах, в общественной жизни в целом. Краеведческая составляющая в той или иной мере, напрямую или косвенно, пронизывает все отрасли знания, участки и сферы интеллектуального и физического труда человека, придавая им конкретность, близость к человеку, читающему и ищущему.

Источники изучения края весьма разнообразны по своему характеру и содержанию. К их числу относятся, так называемые, вещественные источники: результаты археологических раскопок, памятники материальной культуры, образцы местной флоры и фауны, полезных ископаемых, изделия промышленного и сельскохозяйственного производства. Эти материалы собираются и хранятся в краеведческих музеях. Важное значение для познания истории и культуры края, быта его населения имеют лингвистические материалы (записи местных говоров и диалектов) и, особенно русское народное творчество (былины, сказания, пословицы, частушки и т.д.). Огромный интерес для исследователей представляют архивные документы и источники (мемуары, описи, приказы и т.п.).

Каждый человек по своей воле или под давлением жизненных обстоятельств независимо от возраста, пола, принадлежности к тому или иному этносу, научного ценза, профессии, места жительства сталкивается с краеведением, занимается им, пользуется его результатами. Кроме общения с самим краем мы неизбежно имеем дело с документально зафиксированными итогами краеведческих поисков, представленными в произведениях печати, рукописях, видео-документах или, иными словами, с «краеведческими документами».

Впервые этот термин  был предложен С.Н. Криворотенко в 1990 году. Краеведческим она назвала документ, содержащий и (или) формой связанный с краем; под содержанием краеведческого документа понимала только заключенную в нем информацию о крае, под формой – информацию о месте издания, авторской принадлежности и принадлежности к краю других лиц, участвующих в создании документа. Это определение учитывает не только содержательный, но формальный аспекты явления, что позволяет расширить круг документов, имеющих отношение к краю и включаемых в краеведческий фонд.

Надеюсь, что моя работа, о Петре Семеновиче Бахлыкове, окажется интересной и нужной не только для меня, а и для других. Очень хочется сохранить  историческую  память о краеведе, писателе и художнике П.С. Бахлыкове.

Бахлыков Пётр Семёнович (10.10.1932-16.05.1999) родился в д. Вахлово Сургутского района Остяко-Вогульского (ныне Ханты-Мансийского) автономного округа.

Начальное образование Пётр Бахлыков получил в школе д. Вахлово. Дальше учиться помешала война и тяжелые послевоенные годы. В 1960 г. семья Бахлыковых переезжает в п. Угут, где Пётр Семёнович работает в Тауровском промыслово-охотничьем хозяйстве (ПОХе) техником-лесоводом, егерем, заведующим производством.

Жизненный и творческий путь краеведа, основателя и директора краеведческого музея Петра Семёновича Бахлыкова поражает нелёгкими испытаниями судьбы и разнообразием видов деятельности: от егеря до художника, краеведа и писателя. Современников удивляет его дар, позволивший уже в зрелом возрасте заняться краеведением, а в 41 год увлечься живописью и за 22 года создать более ста картин, отличающихся тонкостью восприятия взаимоотношений Человек - Природа, Человек - Человек. Его коллекция предметов хантыйской культуры легла в основу Угутского краеведческого музея.

За заслуги в области Советской культуры и многолетнюю плодотворную работу 25.04.1990 г. ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Перечень краеведческих трудов БахлыковаП.С. обширен, однако при жизни автора были изданы лишь этнографические исследования «Юганские ханты: история, быт, культура» (1996 г.), роман-сказание «Медвежья падь» (1997 г.) и два альбома репродукций живописных полотен. Уже после смерти издан сборник «Подвижник из Угута».

Подвижник и энциклопедист ушёл из жизни, но остался с теми, кто будет хранить и приумножать его наследие.

С 2000 г. учреждена стипендия им. П.С. Бахлыкова, которой поощряются особо отличившиеся учащиеся образовательно-эстетических учреждений Сургутского района.

В 2001 г. сбылась мечта угутского подвижника: открыто новое здание музея, с 1999 г. носящее имя своего создателя.

За значительный вклад в развитие района решением районной Думы от 23 декабря 1998 г. Петру Семёновичу присвоено звание «Почётный гражданин Сургутского района».

Меня заинтересовала личность П.С.Бахлыкова. Кто он? Откуда? Что давало силы этому простому человеку заниматься изучением нашего края? Что и кого он изображал на своих полотнах? О чем его книги?

Кто же этот человек?

 «Я, Бахлыков Петр Семенович, родился в 1932 году в деревне Вахлова Сургутского района Тюменской области, – начал он так, как и положено писать свою автобиографию и сразу сказал о том, о чем болела душа: – Родной деревеньки уже нет. Ее постигла такая же горькая участь, как и большинство малых деревень России. В соседнем селе проучился четыре года в начальной школе, ибо в Вахловой ее уже не было. Больше учиться не довелось. Как и многим ребятам тех трудных лет, с 12 лет пришлось работать в колхозе наравне со взрослыми.
Происхождение по отцовской линии знаю, к сожалению, плохо. Отец – из тобольских крестьян, родственники утверждают, что они – потомки ермаковых дружинников.
По материнской линии: дед Дмитрий Иванович Вахлов – основатель деревни Вахлово.Прежде он был мастером золотых дел. Был он и художником: расписывал церкви и писал иконы. Был родом из купцов. Бабушка талантами особыми не обладала, умела вышивать и вести хозяйство. Рукодельница. Была она из княжеского рода, чем и горжусь...»(1)
Так говорил о своих корнях человек, без которого уже немыслима история Сургутского района, да и, пожалуй, всего Югорского края. К своим двадцати годам Петр Бахлыков уже хорошо знал природу Тюменского Севера, а по сложившейся традиции потомственных сибиряков был страстным поклонником охотничьего дела. Но настоящий охотник в Сибири – не бездумный истребитель дичи. Люди подобного склада – одни из самых тонких и бережных ценителей лесной красоты.
Вахловой суждено было исчезнуть с лица земли в шестидесятые годы, когда советская власть занялась укрупнением сел, определив родную бахлыковскую деревню в малоперспективные. Вахловцы стали разъезжаться по другим местам в поисках лучшей доли.
Семья Бахлыковых выбрала отдаленный хантыйский поселок Угут, где жил тогда Алексей, брат Петра. Там Петр Семенович стал работать в охотничье-промысловом хозяйстве и постепенно познакомился с культурой коренных жителей здешних мест – юганских ханты.

_______________________________________________________________________.1- Автор: Корниенко Ольга Геннадиевна.Напечатано в альманахе Сургут, выпуск 2.

«О, что это за народец! До наивности простодушный и честный, – восхищался он. – В отличие от прочих цивилизованных наций, ханты не умеют обманывать, врать, воровать. В случае необходимости делятся последним, что имеют, не могут отказать в помощи. Никогда не претендуют на лучшую жизнь и блага, довольствуются тем, что имеют.
Эти прекрасные качества ханты так поразили меня, что я уже не разделял их судьбу со своей, старался хоть как-то облегчить их положение. Захотелось сделать все, что могу, для пропаганды их истории и культуры».(2)
Будущий краевед, художник и летописец в буквальном смысле оказался погружен в благодатную атмосферу, сотканную из уникальной самобытной культуры коренного народа и природной красоты юганской тайги.
Его философия жизни основана на принципе: «Человек – часть природы, органично вписывающаяся в ее систему. Всякое вмешательство в вечные, тысячелетиями отрегулированные законы жизнедеятельности всего сущего – недопустимо. И исключений здесь нет!».
Эта позиция в полной мере отражает представление художника Бахлыкова об истинном назначении человека.
Разрушение природной среды, нынешний крах экологического равновесия между цивилизацией и Природой, так ярко проявившиеся на землях древней Югры, не что иное, как явная неспособность человека пользоваться тем, что дает ему Природа, будь то сырьевые богатства или даже новейшие технологии.
Петр Бахлыков обладал особым даром – чувством глубокого единства с

духовной, творческой энергией окружавших его людей, их древней
Югорской культурой. Именно этот дар позволил ему и, можно даже сказать, вдохновил его создать в своем роде уникальный музей, который фактически начался с одной случайной и, казалось бы, немудрящей находки...
«Стою на крутом берегу маленькой таежной речушки, на еле заметной тропинке, которую лишь мой опыт может угадать. Держу в руках древний хантыйский самолов «черкан», который я узрел среди сучьев многовековой ели. Сколько лет тому назад повесил его на этот сук хозяин? Что произошло после? Почему он не вернулся к своей добыче? То ли недостало сил еще раз пройти по своей извечной охотничьей тропе? Кончилась жизнь? Иссякли силы? Почему-то не продолжили его путь потомки и начала зарастать его тропа...
И только этот единственный инструмент, созданный его талантом, напоминает мне о хорошем человеке, некогда пребывавшем на суровой земле Югры и не принесшем ей никаких бед, никаких разрушений. Повесил свое великолепное создание на сук древнего дерева, словно на память, словно в знак хорошего отношения к природе и как символ чистоты дел и помыслов своих.
Разглядываю этот удивительный предмет и поражаюсь простоте и вместе с тем гениальности мышления неизвестного ханты, создавшего этот уникальный самолов. Мысленно ухожу в те далекие времена, в седую старину, в истоки жизни лесного народа, окунаюсь в его культуру, духовный мир. Но возвращаюсь опять к одному из его представителей, точнее, возвращает меня к нему вещь, которую держу в своих руках, держу трепетно, как великое сокровище, которое наконец-то мне удалось отыскать, за которым я ходил долго и упорно.
И вот она лежит на моих ладонях, ощутимая, осязаемая, пахнет древностью великой. Надо, надо хоть немного поведать о ней людям. Но как? И тут я снова возвращаюсь к мысли, которая посетила меня давно. Если бы удалось сотворить


2.- Автор: Корниенко Ольга Геннадиевна.Напечатано в альманахе Сургут, выпуск 2.

Это единственное место, где можно обо всем поведать, обо всем рассказать, все показать.»(3)
Этот нехитрый самолов и стал первым музейным экспонатом. С того дня Бахлыков принялся нести в дом все, что удавалось найти или приобрести. Односельчане смеялись: для чего ему нужно это старье, поэтому приходилось скрытно вести свой поиск, и коллекция росла.В начале шестидесятых и к отдаленному юганскому краю вплотную приблизился «нефтяной фронт». Бахлыков со своим чутким отношением к окружающей природе одним из первых заметил это и спрогнозировал последствия.
«Неоднозначная и сложная проблема – продолжение или прекращение разработки и добычи нефти на территории Угутского района. Если и дальше такими темпами и разорительно вести запланированное сверху освоение нашего региона, то будет загублена вся юганская земля. Она не сможет восстановиться и за сотни лет. Вот что грозит растительному миру. Что касается животного мира, то большинство видов исчезнет навсегда. Это бесспорно. Пока еще не поздно, надо остановить подобную промышленную деятельность в нашем крае. Надо сохранить хотя бы заповедную территорию в нашем округе. А главное – сохранить ханты. Я бы сказал – сохранить Богом данную, вопреки всему дожившую, дошедшую до наших дней через многие века человечность и культуру, как пример настоящей жизни, неразрывной с природой, умеющей ценить и беречь свои богатства, оставлять их на будущее...»(4) Бахлыков наметил большую программу исследований. Он собирал и реставрировал предметы духовно-материальной культуры ханты, занимался историей и природоведением края. В буквальном смысле спасал все, что еще можно было спасти.

Как о нем вспоминают односельчане.

Афонина Людмила Афанасьевна – жительница села Угут( проживает в поселке и сейчас)

«Мы ,практически в одно время ,поселились с П.С. Бахлыковым в Угуте. Конечно . время было трудное для нас, я, молодая медицинская сестра, многое не умела , ведь родилась и выросла в городе. Но на помощь пришла семья П.С. Бахлыкова, я работала в угутской больнице вместе с его женой. Вот и пришли они на помощь мне, то дров наколоть, то как лучше сохранить тепло в доме. Многое что было. Намоих глаза Петр Семенович начал заниматься краеведением, весь « хлам», как мне тогда казалось, тащил в дом. Но односельчане как- то осуждающе отнеслись к его затее. Тогда он все стал собирать, не афишируя свое хобби, а жена его поддерживала, и когда я приходила к ним, Петр Семенович с воодушевлениемпоказывал мне свои приобретения, особенно он гордился бивнем мамонта, который помогли ему найти ученики интерната. Петр Семенович был их хорошим другом, и дети всегда тянулись к нему, приносили ему свои находки»


3.- Автор: Корниенко Ольга Геннадиевна.Напечатано в альманахе Сургут, выпуск 2.
4.- Автор: Корниенко Ольга Геннадиевна.Напечатано в альманахе Сургут, выпуск 2.

Краеведческий музей имени П.С.Бахлыкова

После долгих уговоров поселковое начальство уступило ему для музея старое помещение детского сада. С друзьями мастер переложил печи, перебрал полы, строгал доски, обшивал стены, устроил витрины. Сам добывал и делал чучела зверей и птиц. И потом девять долгих лет работал в музее один: заготовлял дрова, топил печи, отгребал снег, убирал помещение. Был и директором, и собирателем, и хранителем, и экскурсоводом. И лишь спустя девять лет его детище оформили как филиал окружного музея, утвердили штат работников. Появилась возможность больше времени уделять для приобретения новых экспонатов.
В конце девяностых в музее уже насчитывалось более тысячи единиц хранения – от капкана на медведя длиной в один метр до «чешуек», копеечных монет времен царствования Ивана III и Ивана Грозного. Музей стал принимать почти по шесть тысяч человек в год, в нем проводились десятки экскурсий. Бахлыкова начали посещать гости из западноевропейских стран, из Канады и США, даже из далекой Австралии. Так музей стал делом всей жизни скромного угутского художника. Подобного учреждения, представляющего прародину финно-угорских народов, больше в мире нет... Сегодня Угутский музей является жемчужиной историко-культурного наследия нашего региона, визитной карточкой в области национальной культуры Сургутского района и села Угут». 
Также хочу привести слова кандидата археологических наук, научного сотрудника Тюменского областного краеведческого музея Семеновой Валентины Ивановны: «Музей в Угуте выстроен по классической краеведческой схеме. Его материалы отражают весь регион, включающий в себя бассейн Большого Югана с притоками. Такой полной и качественной коллекцией по восточным хантам не располагает ни один музей Тюменской области».(5) 
История создания Угутского краеведческого музея проходила в трудных условиях непонимания целесообразности создания музея, как простым населением, так и властью. Достаточно сложно проходило и само развитие музея в период с 1979 г. по 2001 г. 
Существовало множество проблем. Это старое неприспособленное помещение с печным отоплением, отсутствие специализированного фондохранилища, мизерные выставочные площади, маленький штат сотрудников, минимальное финансирование. 
Но, несмотря на проблемы именно в этот период Угутский краеведческий музей накопил основные фонды, создал основные коллекции, по праву стал центром культурного наследия юганских ханты и села Угут, вошел в первые ряды музеев округа и стал известен далеко за его пределами. Сегодня потенциал краеведческих музеев далеко не исчерпан и позволяет решать очень важные проблемы, стоящие перед обществом. 
Петр Семенович в свое время писал: «Все наши беды и несчастья – от невежества и бескультурья, а значит нужно повышать культуру наших людей. Тут многое утрачено безвозвратно, но что-то можно наверстать. Нужно музейное дело поднимать и развертывать повсеместно и средств для этого не жалеть. Все затраты окупятся с лихвой пониманием красоты, чистотой душ людских, хорошими делами». (6)


5 Пётр Семёнович Бахлыков // Сургут и сургутяне : рассказ о людях и времени / сост. Г. В. Кондрякова. – Тюмень, 1998. – С. 210–212.

6.-Бахлыковские чтения – 2007: материалы науч.-практ. конференции., посвящённой угутскому просветителю П. С. Бахлыкову. / сост. И. А.




Заветной мечтой всей жизни П.С. Бахлыкова было новое здание музея, о необходимости строительства которого на протяжении многих лет он просил районные власти. Даже сам готовил проект здания. Но, к сожалению, до открытия, которого он не дожил.
Сейчас музей выглядит примерно так, как мечтал о нем его создатель. Это новое современное здание, торжественное открытие которого состоялось 24 октября 2001 года.
Площадь музея составляет 437 кв. м. с выставочным залом в 184 кв. м.
Здание музея оснащено современным мобильным выставочным оборудованием, витринами и планшетами с подсветкой, которые позволяют быстро менять экспозиционное пространство. 
Главное для Угутского краеведческого музея на сегодняшний день является его востребованность в обществе и в современной музейной сети Ханты-Мансийского автономного округа. 
Сегодня музей отдает приоритет культурно-образовательной деятельности. 
Количество экспонатов основного фонда Угутского краеведческого музея на конец 2006 года составило 3082 единицы хранения. Небольшой количественный состав фондов во многом определен тем, что музей применяет свои критерии отбора музейных предметов – это редкость, индивидуальность, своеобразие, интересный художественно-исполнительский стиль и неповторимость, что позволяет улучшить их качественный состав. 
По тематическому признаку выделяется 8 коллекций. Основной является этнографическая коллекция предметов юганских ханты. Так же в музее имеются коллекции по археологии и палеонтологии, нумизматике, флоре и фауне рек Большого и Малого Югана., коллекции документов и вещественных источников по истории села Угут и Угутского сельсовета, документы и личные вещи основателя музея, коллекция живописных полотен Петра Бахлыкова. Музей приложил все усилия, исходя из своих возможностей, для создания нормальных условий хранения фондов, в соответствии с современными требованиями, обеспечив тем самым длительное хранение фондового материала. Обширна и интересна экспозиционная деятельность Угутского музея, она актуальна и адекватна направлению музея и является неким познавательным источником образования и самообразования. В музее имеются экспозиции: «Жизнь и творчество П.С.Бахлыкова», «Домостроительная архитектура юганских ханты», Охота, рыболовство и средства передвижения юганских ханты»Мир женщины юганских ханты», «Мировоззрение юганских ханты», «Медвежьи игрища», «Природа Югании», «История села Угут». 
Кроме стационарных постоянно действующих экспозиций в музее, согласно ежегодным планам работы, устраиваются временные выставки.Как о нем вспоминают односельчане.


Афонина Эльвира Викторовна бывшая жительница села Угут (проживает в городе Сургуте)

«Я знаю П.С. Бахлыкова с раннего детства, Музей нам служим своеобразным «клубом». Туда мы бегали по несколько раз в неделю, а бывало и за один день мы его посещали по нескольку раз. Замерзли, катаясь на горке, шли греться в музей к дяде Пете, стало скучно, снова бежали в музей, появились проблемы, опять в музей, задали в школе что – либо по краеведению  -  снова туда. , беседовал с нами о нашем крае, о природе, о том, что надо беречь не только лес, реку, а каждую травинку, каждого муравья. Он никогда на нас не злился, что мы наследили в музее, что – либо сказали не так. Это уже став старше поняли, что он был там один: и директор, и сторож, и техничка, и истопник, и разнорабочий. А музей находился в деревянном здании с печным отоплением, водопровода не было. От него исходило какое-то тепло, с ним было легко и комфортно»

П.С.Бахлыков и его картины
П.С. Бахлыкова одолевала еще одна мечта. «Еще в детстве потянулся к рисованию и музыке. На чем только не рисовал! На песке, на снегу, на старых книгах. И вот когда я стал лесоводом, а затем егерем, появилось свободное время, а мне уже было за сорок, и часто мучило сознание того, что годы идут, а я все не осмеливаюсь заняться живописью, боялся – вдруг не получится маслом.
Я перечитал и пересмотрел о художниках все, что попадалось под руку. Наконец решился скопировать из учебника для 4-го класса иллюстрацию картины Васнецова «Три богатыря». Подготовил полотно, самодельные кисти и, собравшись с духом, коснулся маслом до влекущей и пугающей поверхности полотна.
О чудо! Какой восторг! Не верилось, что это мои руки творят такое. И что за чудо краски! Какой запах! Какие цвета! С этой минуты забыл все на свете, все тяготы и лишения. Ночью стоял перед картиной при свете свечки (электричества не было). 
Затем два года художничал на досуге, и вот прошла первая моя выставка в сельском клубе Угута. Следующая была в тюменской картинной галерее. Три работы приобрел Ханты-Мансийский окружной Дом народного творчества.»(7)
Критики теперь определяют его искусство как «особое философско-символистское и провиденциальное, мифологическое направление в искусстве перехода к XX веку, знаменующее экокультурное возвращение лучшей части человечества к своему первородному космосу, обогащенному информационными технологиями, той техногенной начинкой, которая не вызывает «ни слезинки ребенка, ни гибели животно-растительного мира». Не назад в природу, а вперед, в гармонии с ней.
Центральное место в картинах Бахлыкова занимает человек, его взаимоотношения с природой, с себе подобными, взаимовлияние культур. Любимые темы Бахлыкова – разумный и гармоничный союз человека и природы, судьба духовно-культурного наследия юганских ханты, их история, возрождение края.
Лейтмотив творческих исканий – история соразвития и взаимодействия двух различных цивилизаций: хантыйской и русской. Прожив долгие годы на земле коренных обитателей Югры – ханты и манси, – художник глубоко познал культуру этих народов и относился к ней как к неотъемлемой части общечеловеческой культуры.Последние десятилетия, как и предвидел Петр Бахлыков, принесли немало стеснений культуре народов Севера, в том числе и хантыйской. Покорение, «новое освоение» Сибири, основанное на добычи газа и нефти, повлекло за собой уменьшение охотничьих угодий и, следовательно, сужение жизненного пространства, распад традиционных способов существования целых этносов. Ко всему прочему добавились многочисленные попытки «оцивилизовать» жителей тайги. В результате ханты, манси и другие малочисленные народы Севера, как носители цельной самобытной культуры, оказались на грани вырождения и вымирания.


7 Пётр Семёнович Бахлыков // Сургут и сургутяне : рассказ о людях и времени / сост. Г. В. Кондрякова. – Тюмень, 1998. – С. 210–212.


Лишь в девяностые годы усилиями новых властей Ханты-Мансийского автономного округа, местной интеллигенции, национальных деятелей началось шаг за шагом возрождение культуры обь-угорских народов. Петр Бахлыков по-своему пытался защитить бесценное достояние Югры. Он создал большую серию картин, посвященных ханты.
Чрезвычайно интересна его портретная галерея. В нее вошли и герои народных эпических сказаний («Богатырь Тонья»), и образы земляков («Рукодельница»), и хранители древнего культа («Шаман»). По сути дела, эта небольшая серия стала своеобразным концентратом национальной культуры ханты.
Ее дополнила и выразительная в своей художественной, живописной наивности серия «Культура и история ханты». Как правило, сюжеты картин Петра Бахлыкова основаны на реальных событиях, имевших место как несколько столетий назад, так и в наши дни. Картины подкупают своей простотой и искренностью, а более всего – безграничной добротой, которая пронизывает все полотна художника.
Выставляться начал Бахлыков с 1973 г.: в Угуте, Сургуте, Нефтеюганске, на окружных и областных выставках, наконец, в 1995 г., в далекой Португалии. Позднее стал хорошо известен в Голландии, Бельгии, Швеции. В Москве его работы, кроме ВДНХ, экспонировались в Третьяковской галерее.
 Живопись Петра Бахлыкова – отражение уникальной культуры маленького народа, еще справляющего медвежьи праздники. Люди, реки, птицы, животные на холстах... – они рождают настоящие, теплые чувства, как если бы мы смотрели на детские рисунки, всегда подкупающие своей искренностью.
Рассматривая картины художника Петра Семеновича Бахлыкова, невольно попадаешь под обаяние той безыскусной теплоты и любви, с которой написана каждая работа. В созданном им мире нет ничего случайного, надуманного или сиюминутного. Время приостанавливается, становится тягучим, заставляет нас задуматься, вглядеться в картины и услышать то, что хочет сказать художник, что он открыл и понял за свою жизнь.
"Человек – часть природы, органично вписывающаяся в ее систему. Всякое грубое вмешательство в вечные, тысячелетиями отрегулированные законы жизнедеятельности всего сущего – недопустимо. И исключений здесь нет!" /П. Бахлыков/

За 26 лет своей художественной деятельности П. С. Бахлыков создал более ста тридцати картин, которые еще при его жизни увидели посетители 19 выставок. 
Прижизненные выставки П. С. Бахлыкова
* 1974 — с. Угут
* 1975 — г. 
Тюмень, г. Ханты-Мансийск
* 1978 — с. Угут
* 1980 — г. 
Сургут, г. Ханты-Мансийск, г. Москва (ВДНХ)
* 1987 — г. Ханты-Мансийск
* 1988 — г. Москва
* 1989 — г. Сургут
* 1990 — г. Сургут, г. 
Нефтеюганск
* 1991 — г. Тюмень
* 1993 — с. Угут
* 1995 — с. Угут, Португалия г. 
Лиссабон (Португалия)
* 1996 — г. Сургут
* 1999 — с. Угут, п. 
Белый Яр

Как о нем вспоминают односельчане.

Савченко Анатолий Викторович  (проживает в городе Сургуте)

« Я жил и учился в Угутской школе -  интернат. Конечно, как и все дети , бегал в музей, особенно мне там нравилось оформление, я мог проводить в музее несколько часов подряд.  Естественно, всегда были вопросы к дяде Пете. Как он делает чучела? Как у него получаются из воска ягоды? А кто рисует на стенах? Он все терпеливо объяснял, а порой и показывал.Когда ему выделили домик на окраине поселка.в лесу, то мы бегали уже в его «мастерскую».  «Мастерская» была  на веранде, он ее утеплил и там рисовал свои картины. Ни о какой композиции, холсте мы ведь не знали, а то что рисовал . практически на наших глазах, дядя Петя  было для нас чудом. На его картинах изображены реальные люди, которых мы знали.так на его картине «Мадонна» изображена его жена,А на картине «Медвежий праздник « изображен наш учитель истории Яков А ведь рисовал он в основном на простом  оргалите, т.е. на тех материалах, что были ему доступны. Дома мы требовали от своих родителей что бы купили и нам такие краски, мы хотели рисовать.

Живопись и увлечение историей родного края настолько тесно переплелись в жизни и творчестве сибиряка, что отдать предпочтение чему-то одному невозможно. Увиденное и пережитое он старался передать всеми возможными способами. Так родилась его публицистика – статьи и очерки. Помимо этого, Бахлыков вел дневниковые записи, а затем приступил к написанию большого романа. Живопись Петра Бахлыкова – отражение уникальной культуры маленького народа, еще справляющего медвежьи праздники. Люди, реки, птицы, животные на холстах... – они рождают настоящие, теплые чувства, как если бы мы смотрели на детские рисунки, всегда подкупающие своей искренностью.

Художественные произведения П.С.Бахлыкова
«1979 год был для меня наполнен важными делами и событиями. Решил попробовать осуществить свой дерзкий замысел – начал писать книгу: решил описать историю моего родного края, рассказать о моих предках, о деде Дмитрии Ивановиче, о быте и культуре русских и ханты. Я подумал: если я не напишу, то кто же сможет?
Многое мне рассказала мать, да и бабушку я хорошо помню, но плохо помню деда. Многое помню сам, да и многое испытал на собственной шкуре.
Пишу о том, как все было, не меняя ни имен, ни фамилий, хотя книга художественная, и название уже придумал – «Медвежья падь». Что из этого получится, пока не знаю».(8)
«Медвежья падь» – это роман-быль о жизни деревни Вахловой, начиная с исхода XIX века. Первая русская революция, первая мировая война, революция 1917 года, гражданская война, установление советской власти... Несмотря на этот непрерывный круговорот трагических событий и перемен, вахловцы сумели создать свой, особый крестьянский мир в государстве. Они могли, знали и умели делать все, что нужно человеку для достойной жизни в гармонии с природой, соседями и местными жителями – остяками. Они создали, говоря современным языком, «экологически чистый мир», и главными героями этой эпопеи стали сама земля, природа.


8.Бахлыковские чтения – 2007: материалы науч.-практ. конференции., посвящённой угутскому просветителю П. С. Бахлыкову. / сост. И. А.


Роман был издан в Тюмени в 1997 г. Тюменский литературовед В.А. Рогачев считает, что «Петр Бахлыков впервые в нашей литературе поставил природу как божественно распорядительную силу всего сущего на планете, выше человека, отверг образ человека как венца вселенной, правда, не отменяя при этом его огромную роль в земном Бытии».
Годом раньше, также в Тюмени, вышла книга Петра Бахлыкова «Юганские ханты: история, быт, культура». Раскрывая особенности хантыйской жизни, фольклора и мифологии, нравов и обычаев, Бахлыков стремился убедить нас взять все полезное от этой северной цивилизации, сохранить культуру ханты, способствовать их возрождению. Главы о жилищах, поездках и походах, промыслах и орудиях, одежде и домашней утвари, прикладном творчестве и музыке вносят и научный вклад в угроведение. Многое Бахлыков описал впервые (к примеру, некоторые игры и праздники, инструменты). Фактически, одной небольшой книгой этот человек подарил целый кладезь научных знаний историкам, финно-угроведам, этнографам.
«Нередко мне задают одни и те же вопросы: что двигает мной, что заставляет заниматься творчеством, как успеваю, где беру столько времени, какие закончил университеты?
Главный, непревзойденный и незаменимый университет мой – это жизнь, трудная, с трагедиями и лишениями. Жизнь в этом суровом крае, в этом противоречивом мире, жизнь среди людей разной веры, различной культуры, интеллекта, национальности, обычаев, трудовой деятельности. Приходится часто сталкиваться с непониманием меня окружающими, с несправедливостью и некомпетентностью тех, кто вершил судьбы людей, кто обязан поднимать культуру на местах.
Уверен, что суть и содержание искусства, его значение связаны с человеком и пробуждают его духовные и нравственные силы. Гуманистические идеалы, ценности, человечность и добро должны пронизывать жизнедеятельность государства».(10)
Как о нем вспоминают односельчане.


Ежова Лидия Николаевна- бывший главный специалист Угутского сельского совета (Сейчас проживает в городе Тольятти, но каждый год посещает село Угут)

« Я прожила в Угуте 30 лет. Свою первую книгу «Медвежья падь» он написал , можно сказать на моих глазах . Он поделился своими планами, но видно было, что это для него очень важно, что он выстрадал эту идею, и говорить о будущее книге он мог часами, он хотел  своими знаниями поделиться со всеми. Конечно, в селе его многие считали «чудаком», а его затея – просто блеф. Да и кто напечатает книгу, какого – то Бахлыкова, у которого и образования нет. У него не было даже бумаги печатать свою книгу, а денег в семье было мало. За его работу в музее платили «копейки», а львиная доля зарплаты уходила на музей, Петр Семенович очень много приобретал в музей за свои деньги. Но он не отступил. Туже бумагу понемногу давала и я , и школа, а учителя литература правили текст . Когда книга вышла, радости Петра Семеновича не было предела. Всем кто ему как- то помогал, верил в него , он подарил свою книгу. Вот и у меня храниться книга с дарственной надписью П. С.Бахлыкова»

10 Пётр Семёнович Бахлыков // Сургут и сургутяне : рассказ о людях и времени / сост. Г. В. Кондрякова. – Тюмень, 1998. – С. 210–212.

Заключение

Итак, рассмотрев и изучив творческий путь П.С.Бахлыковави его непростую, но такую яркую и насыщенную жизнь сделал выводы, что художник, краевед, этнограф, автор романа "Медвежья падь" и книги "Юганские ханты» еще при жизни стал легендой края. Родился в глухой сибирской деревушке. Успел окончить только четыре класса начальной школы. Из сурового детства вынес редкостное умение удивляться и радоваться жизни, любовь и боль за судьбу людей, живущих единой жизнью с природой. Позже, работая техником лесоводом, егерем, серьезно увлекся краеведением. Итогом многих лет кропотливого собирательства и изучения края стало открытие в 1979 г. в селе Угут поселкового музея. В основу его экспозиции легли собранные Бахлыковым коллекции по истории и материальной культуре юганских ханты. Талант художника раскрылся в нем неожиданно и для окружающих, и для него самого. Первые его живописные работы возникли как бы по необходимости, восполняя недостаток музейных экспонатов. В галерее наивных портретов, исторических и бытовых картинках проявилась самобытная система мировидения художника, трогательно изобразившего традиции, занятия, одежду, утварь маленького лесного народа, почти исчезнувшего с лица земли. "Человек — часть природы, органически вписывающаяся в ее систему. Всякое грубое вмешательство в вечные, тысячелетиями отрегулированные законы жизнедеятельности всего сущего недопустимо. И исключений здесь нет!" Десять лет Бахлыков один выполнял все работы по оформлению экспозиций, приему посетителей, содержанию помещения, лично открыл несколько археологических памятников, нашел ряд старинных предметов, представляющих большую культурноисторическую ценность, организовал экспедиции по изучению культуры юганских ханты и сбору археологического материала. Сейчас в музее более двух тысяч экспонатов — от капкана на медведя метровой длины до "чешуек" — копеечных монет времен царствования Ивана III. Интересны материалы археологических раскопок (ордынская серебряная чаша ручной ковки с позолотой), иконы, кремневые ружья и др. Музей содержит хантыйские хозяйственные постройки, есть небольшая церковь. Но пожалуй, все же главным экспонатом музея является живопись самого Бахлыкова. Им созданы свыше ста тридцати уникальных живописных работ, которые экспонировались на многочисленных выставках в России и за рубежом. Ныне работы Бахлыкова хранятся в музеях Угута, ХантыМансийска, Сургута и Тюмени.
Бахлыков 35 лет занимался тем, о чем заговорили лишь недавно. И трудился в условиях непонимания, недоверия, неприятия. Слылэдаким деревенским чудаком. У него пытались выторговать уникальные находки, обокрали музей, крали и портили картины. Обыватели завидовали его заслуженной славе, признанию, которое пришло в начале восьмидесятых. Для местных чиновников Бахлыков тоже не вписывался со своими трудами в ведомственные рамки. Зато в Угут зачастили иностранные гости, западные ученые-угроведы. Слава пришла, как это часто у нас бывает, из-за рубежа.
В 1990 г. Петру Семеновичу Бахлыкову было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», в 1995 г. – «Заслуженный деятель литературы и искусства Ханты-Мансийского округа». 1 января 1999 г. он был удостоен звания «Почетный гражданин Сургутского района», а в мае того же года его не стало...
Несколько лет спустя в Угуте было возведено новое современное здание музея, куда вошли большая часть из двух тысяч экспонатов, собранных деревенским энтузиастом, и постоянно действующая выставка его картин. Музею было присвоено имя юганского подвижника, по велению сердца создававшего духовное пространство не только любимых им просторов Югана, но и без преувеличения – всей Сибири. И, значит, всей страны.
Жизненный и творческий путь краеведа, основателя и директора краеведческого музея Петра Семёновича Бахлыкова поражает нелёгкими испытаниями судьбы и разнообразием видов деятельности: от егеря до художника, краеведа и писателя. Современников удивляет его дар, позволивший уже в зрелом возрасте заняться краеведением, а в 41 год увлечься живописью и за 22 года создать более ста картин, отличающихся тонкостью восприятия взаимоотношений Человек - Природа, Человек - Человек. Его коллекция предметов хантыйской культуры легла в основу Угутского краеведческого музея.За заслуги в области Советской культуры и многолетнюю плодотворную работу 25.04.1990 г. ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Перечень краеведческих трудов Бахлыкова П.С. обширен, однако при жизни автора были изданы лишь этнографические исследования «Юганские ханты: история, быт, культура» (1996 г.), роман-сказание «Медвежья падь» (1997 г.) и два альбома репродукций живописных полотен. Уже после смерти издан сборник «Подвижник из Угута».

Награды П. С. Бахлыкова
* 25 мая 1988 г. — 
Медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири»
* 12 мая 1989 г. — 
Медаль «Ветеран труда»
* 1 августа 1989 г. — Значок «За отличную работу» от Министерства Культуры СССР
* 25 апреля 1990 г. — Присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»
* 22 марта 1995 г. — Юбилейная медаль « 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 −1945 гг.»
* 7 декабря 1995 г. — Присвоено почётное звание «Заслуженный деятель культуры» ХМАО
* 23 декабря 1998 г. — Присвоено звание «Почётный гражданин Сургутского района» с занесением имени в «Книгу Почёта и Памяти» Сургутского района

Подвижник и энциклопедист ушёл из жизни, но остался с теми, кто будет хранить и приумножать его наследие.

С 2000 г. учреждена стипендия им. П.С. Бахлыкова, которой поощряются особо отличившиеся учащиеся образовательно-эстетических учреждений Сургутского района.

В 2001 г. сбылась мечта угутского подвижника: открыто новое здание музея, с 1999 г. носящее имя своего создателя.

лЛитература:

Бахлыков П. С. Живопись / Комитет по культуре Сургут.район. адм., Комитет по разв. эконом. и культуры народ. Севера Сургут.район. адм. – Сургут, 1995. – 35 с.

Бахлыков П. С. Медвежья падь : роман / предисл. В. А. Рогачева. – Тюмень :СофтДизайн, 1997. – 240 с.

Бахлыков Петр Семенович // Югория : энциклопедия ХМАО : [в 3 т.]. – Ханты-Мансийск, 2000. – Т.1: А-И. – 400 с.

Бахлыков П. С. Юганские ханты: история, быт и культура : краткое историческое повествование о ханты Сургутского района / послесл. С. Г. Пархимовича. – Тюмень : «СофтДизайн», 1996. – 208 с.

Бахлыковские чтения – 2003 : материалы науч.-практ. конференции, посвященной 70-летию угутского просветителя Петра Семеновича Бахлыкова, (22 января 2003 г., с. Угут) / Ком. по культуре адм. Сургут. р-на, МУК «Сургутская районная центральная библиотека» ; сост. Н. Р. Токмакова. – Сургут, 2003. – 92 с.

Бахлыковские чтения – 2007: материалы науч.-практ. конференции., посвящённой угутскому просветителю П. С. Бахлыкову. / сост. И. А. Ковалёва, Н. Н. Харченко ; отв. за вып. В. П. Новосёлова. – Сургут : Изд.- полиграф.комплкс, 2007. – 63 с.

Захаров И. П. Запомним эти имена // Сургут : все нам дорого в этом городе : фотоальбом / сост. и авт. текста И. П. Захаров. – Сургут, 2000. – 100 с.
Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб : «Норинт», 1998. – 1536 с.

Петр Семёнович Бахлыков : ( 10/X – 1932 г. – 16/V – 1999 г.) : библиогр. указ. / Ком.по культуре Сугут. район. адм., МУ «Сургутская район. ЦБС» ; [сост. Н. Корякина]. – Сургут: [Сургут тип.], 1999. – 30 с.

Пётр Семёнович Бахлыков // Сургут и сургутяне : рассказ о людях и времени / сост. Г. В. Кондрякова. – Тюмень, 1998. – С. 210–212.

Подвижник из Угута : Бахлыков Петр Семенович : неопубликованные и малоизвестные страницы творчества. – Тюмень : Изд-во Ю. Мандрики, 2000 – 144с. : ил.

Сургутский район в калейдоскопе времени : справочник-дайджест. В 14 кн. / Адм. «Сургут.р-на, МУК «Сургут. район. центр. б-ка им. Г. А. Пирожникова» ; ред.-сост. Н. Р. Токмакова. – Сургут : Изд. полиграф.комплекс, 2008. Кн. 12 : Сельское поселение Угут / Угут. б-ка ; сост. Е. А. Эсаулова – 96 с. : фот.

Югория : энциклопедия ХМАО : [ в 3 т. ] Т. 1 : А-И. – Ханты-Мансийск : Сократ, 2000. – 400 с. : ил.

Угут (Ханты-Мансийский автономный округ) [Электронный ресурс] : материал из Википедии – свободной энциклопедии. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Угут_(Ханты-Мансийский_автономный_округ) . – Загл. С экрана.

Я живу на Севере [Электронный ресурс] / Адм. Сургут.р-на, Студия дирекции культ. программ ; запись, сведения и дизайн: Н. Кивенко, О. Левицкий. – Электрон.изд. – Сургут, [2000]. – К 80-летию Сургутского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П.С.Бахлыков

презентация о жизни и творчестве краеведа П.С.бахлыкова...