Историческая сага о Николае Втором.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Урок подготовлен координатором и учащимися(с помощью учителя), как обобщающий урок к теме "Россия на рубеже веков. Николай Второй"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskaya_saga_o_nikolae_vtorom.docx | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ак-Тал
Историческая сага о
Николае II.
Эртине С.К. – учитель истории и обществознания МБОУ СОШ
с.Ак-Тал Чеди-Хольсого кожууна.
2008-2009 уч. год
К уроку ученики готовятся самостоятельно с помощью координатора. Учащиеся приготовили сообщения и выступают по очереди.(Данный урок был проведен от имени исторических личностей. Например: Я- Мария Фёдоровна, мать императора Николая 2.)
Тема: Историческая сага о Николае II
Цель урока:
1. Подвести учащихся к усвоению эпохи Николая II, поглубже узнать о родителях, о политической карьере и крахе Николая II.
- Выявить человеческие качества Николая II.
- Продолжать формирование исследовательских навыков у учащихся.
4. Продолжать формирование умений:
а) картографических
б) хронологических
в) оценка исторического деятеля.
Оборудование: фотографии, карта, хронология, схемы.
Тип урока: урок-повторение.
Домашнее задание: Россия после Николая II.
План урока:
- Семья Николая II.
- Коронация Николая II.
. Николай II-как император.
. Отречение от престола и смерть семьи Николая II
Значение слова «сага».
Сага значит скандинавские предсказания, скандинавский эпос, летопись.
Слово учителя:
Личность Николая II, основные черты его характера, достоинства и недостатки вызывали противоречивые оценки современников. Многие отмечали в качестве главенствующей черты его личности "слабоволие", хотя существует немало свидетельств, что царь отличался упорным стремлением к осуществлению своих намерений, нередко доходящим до упрямства (лишь однажды ему была навязана чужая воля Манифест 17 октября 1905). В отличие от своего отца Александра III Николай не производил впечатления сильной личности. Вместе с тем, по отзывам близко знавших его людей, он обладал исключительным самообладанием, которое иногда воспринималось как безразличие к судьбам страны и людей (например, известия о падении Порт-Артура или о поражениях русской армии во время Первой мировой войны он встречал с хладнокровием, поражавшим царское окружение). В занятиях государственными делами царь проявлял "необыкновенную усидчивость" и аккуратность (он, например, никогда не имел личного секретаря и сам ставил печати на письма), хотя в целом правление огромной империей было для него "тяжкой обузой". Современники отмечали, что Николай обладал цепкой памятью, острой наблюдательностью, был скромным, приветливым и чутким человеком. При этом больше всего он дорожил своим покоем, привычками, здоровьем и особенно благополучием своей семьи.
Николай II – самая трагическая фигура среди европейских монархов новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине 19 и в начале 20 в. Социальные, экономические, внутри- и внешнеполитические проблемы его времени были чем-то таким, о чем Николай никогда не имел адекватного представления. Безусловно, особые условия в Российской империи стали бы неразрешимой проблемой и для более умного, образованного и подготовленного монарха.
Задача данного урока попытаться рассмотреть личность императора Николая II с человеческой точки зрения, его поведение, воспитание, семью и окружение.
Этот день ни чем не отличался от других, но в семье Александра и Марии был это радостный, волнительный день. Потому что у них родился сын, его прозвали Николаем.
Дальше урок ведет координатор. Она знакомит класс планом урока и приглашает ораторов к доске.
В первом вопросе ученики раскрывают об Александре и Марии Федоровны, как они познакомились, сколько у них детей, как они не соглашались на брак сына.
Во втором вопросе о коронации Николая II. Что за злой рок преследовал что. Какой отклик оставил этот день, 18 мая в душе и жизни Николая II и его семье.
В третьем вопросе ученики подробно раскрывают о внешней и внутренней политике России во времена Николая II. О мировой войне, русско-японской войне, о буржуазии, конституции, о кровавом воскресении, о Столыпина.
В четвертом вопросе ученики рассказывают, когда и почему Николай престола и в пользу кого, как расстреляли его семью, кто в нем участвовал, где это произошло, где теперь находятся остатки семьи последнего императора.
После каждого выступления учащихся и учитель задают вопросы, дополняют ораторов. Каждый оратор использует дидактические материалы: схемы, карточки, портреты, показывает на карте действие войне, границы России.
Заключительное слово учителя:
Расстре́л ца́рской семьи́— убийство бывшего российского императора Николая II, его семьи и прислуги в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года во исполнение постановления Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками. Наличие санкций большевистского руководства (Ленина и Свердлова) на расстрел Николая II современной исторической наукой признается установленным фактом, при этом вопрос о наличии санкций Москвы на убийство родных Николая Александровича остается в современной историографии спорным: некоторые историки признают наличие санкций центральной власти также и на их расстрел, некоторые историки ставят это обстоятельство под сомнение. Останки пяти членов императорской семьи и их слуг были найдены в июле 1991 года неподалеку от Екатеринбурга под насыпью Старой Коптяковской дороги. В ходе следствия по уголовному делу, которое вела Генпрокуратура России, останки были идентифицированы. 17 июля 1998 года останки членов императорской семьи были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В июле 2007 года были найдены останки царевича Алексея и Великой княжны Марии.
Канонизация семьи последнего царя в чине новомучеников была предпринята вначале зарубежной православной церковью 1991 году. Подготовка к канонизации в России началась в том же 1991 году, когда были возобновлены раскопки в Ганиной яме. По благословению архиепископа Мелхиседека 7 июля в урочище был установлен Поклонный крест. 17 июля 1992 года прошёл первый архиерейский крестный ход к месту захоронения останков царской семьи.
Вывод: Фронтальный опрос, работы на карте.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Россия после Николая II.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочная работа по теме "Историческая и батальная живопись России второй половины XIX в."
проверочная работа по теме "историческая и батальная живопись второй половины XIX века. используется для текущего контроля соответствующей темы....
Исторический диктант для 5 класса (второй вариант)
Второй вариант заданий исторического диктанта для 5 класса...
Саги о Кухулине (Похищение быка из Куалнге) (презентация)
Материал к уроку курса «Зарубежная литература» по программе Н.П. Михальской...
Сценарий "Сага о воде"
Данный сценарий был опробирован обучающимися 11 класса как номер художественной самодеятельности в районных соревнованиях сан постов. Сценарий расчитан на любой возраст. Может быть использован т...
Презентация к уроку развития речи "Малые формы творческих работ. Создание мини-саги"
Этот материал предназначен для уроков развития речи в 8 классе, знакомит учеников с новым жанром сочинения - мини-сагой. Эта версия презентации сокращенная, полную версию можно посмотреть на мое...
Урок Знаний, посвященный окончанию Второй мировой войны «Исторический подвиг России»
Цель: Приобщение подрастающего поколения к системе социокультурных ценностей, отражающих историю своего Отечества, на примере участия России в завершении Второй мировой войны.Задачи: расширить зн...