Город Воинской Славы
методическая разработка по истории по теме

Берсенева Эльвира Николаевна

 

1. Операция «Дон»

2. От Чира к Северскому Донцу.

3. От Сальска до Ростова.

4. Штурм Ростова-на-Дону.

5. Город Воинской Славы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Город Воинской Славы25.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия г. Зернограда

Город Воинской Славы

К 70-летию освобождения

г. Ростова-на-Дону

технологическая карта урока истории

учитель Берсенева

Эльвира Николаевна

Зерноград

2013 г.

Тема урока: «Город Воинской Славы»

(Освобождение г. Ростова-на-Дону в 1943 г.)

Цели урока

Способствовать: 1) реализации деятельностного подхода (учащиеся работают с разными источниками информации, анализируют, делают выводы, работают с настенной картой контурной картой).

2) достижению метапредметных результатов (умение привлекать информацию из всеобщей истории, истории России, архивных документов).

3) реализации личностных результатов (работа индивидуально и в малых группах; выполнение заданий разного уровня сложности, выступление с сообщением, написание эссе)

Тип урока

Изучение нового материала

Образовательные ресурсы

1. Документальная кинохроника боёв на подступах к Ростову и на улицах г. Ростова-на-Дону 1943 г.

2. Документальные фото 1943 г. улиц Ростова-на-Дону освободителей города.

3. Документы эпохи: приказы, боевые донесения, письма, воспоминания участников боёв за Ростов, жителей Ростова – очевидцев событий.

4. Карта «Освобождение Ростовской области от немецко-фашистской оккупации (ноябрь 1942 г. – август 1943 г.).

5. Музыкальные записи к урокам, стихи, репродукции картин.

План изучения новой темы

1. Операция «Дон»

2. От Чира к Северскому Донцу.

3. От Сальска до Ростова.

4. Штурм Ростова-на-Дону.

5. Город Воинской Славы.

Методы и формы обучения

Методы: метод учебного «погружения» в эпоху; частично-поисковый; элементы практикума (работа с документами, картой).

Формы: индивидуальная; в парах или малых группах.

Обязательный минимум содержания регионального компонента по истории Донского края

Донской край в Великой Отечественной войне. Битва за Ростов.

Подвиги советских солдат и офицеров на Донской земле.

Боевой путь воинских частей на Донской земле.

Требования к уровню подготовки учащихся по истории Донского края

Знать/понимать:

факты и события Великой Отечественной войны на территории Ростовской области и её столицы – г. Ростова-на-Дону.

Уметь:

– использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в процессе изучения Всеобщей и Отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки ситуации в Ростовской области;

– анализировать карту, показывать на карте территорию Ростовской области, направления основных ударов Советской Армии на территории Ростовской области, дислокацию фашистских войск и направления их действий в районе г. Ростова-на-Дону.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

– самостоятельной работы со справочной, краеведческой литературой, с историческими документами в архивах и музеях, со свидетельствами очевидцев;

– высказывания и аргументирование своей оценки событий и личностей.

Планируемые образовательные результаты:

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта,

приобретенная компетентность

Получают возможность научиться: анализировать,

делать выводы, давать оценку событиям, поступкам

(подвигам); осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, архивах, музеях; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Коммуникативная компетенция:

– вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, работать с текстом, взаимодействовать в группе;

– владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, комментарии);

– выступать с устными сообщениями, корректно участвовать в дискуссии.

Организационная структура урока:

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие

компоненты,

задания

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Формы

организации совзаи-модействия на уроке

Универсальные учебные действия (УДД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Организационный

2 мин

Подготовка учеников к уроку. Эмоциональный настрой на тему урока

Проверяет готовность к уроку, включает музыкальный эпиграф, отрывочек песни:

«Теплый ветер дует,

Развезло дороги и на Южном фронте оттепель опять. Тает снег в Ростове, тает в Таганроге. Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать…

Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чем мы будем заниматься? После ответов детей включает на интерактивной доске тему урока

Отвечают на вопрос учителя после прослушивания музыкального эпиграфа. Записывают в тетради тему. Самостоятельно формулируют цель урока

фронтальная

Личностные: 

понимают значение знаний данной темы урока.

Результативные: принимают учебную задачу, формируют цели

Записи в тетради

2. Актуализация знаний

5 мин

Беседа по теме «Начало коренного перелома»

Вопросы:

1) Что происходило на фронтах Великой Отечественной войны к концу 1942 г. – началу 1943?

2) В районе Сталинграда?

Отвечают на вопросы, рассуждают, приводят доказательства своим рассуждениям.

Фронтальная

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями.

Познавательные:

Общеучебные – формулируют ответы на вопросы учителя;

Логические: осуществляют поиск информации (из учебника, рассказа учителя, одноклассников)

Устный опрос

3. Изучение нового материала

25 мин

Просмотр документальной кинохроники «Освобождение Ростовской области (от Сальска до Ростова) и г. Ростова-на-Дону и фотодокументов (демонстрация слайдов): уникальных фотографий, запечатлевших моменты уличных боёв, лица освободителей города, виды разрушенных домов и улиц освобожденной столицы Дона).

Работа с картой Ростовской области и Ростовского укрепрайона.

Работа с текстами документов и текстами свидетельств очевидцев и участников событий (см. приложения к уроку № 2, 3)

Рассказ учителя; комментарии учителя к фотодокументам, к карте (см. приложения к уроку № 1)

Учитель организует работу с картой, инструктирует учащихся перед работой с документами. Из «мозаики» документов «сложить» общую картину освобождения Ростова: «Как это было».

Просматривают кадры хроники, слушают объяснение учителя. Выступают с сообщениями, подготовленными дома о героях штурма Ростова. Показывают свои маленькие презентации по теме сообщения.

Показывают на карте место сражения, о котором сообщают.

Самостоятельно изучают текст документа, анализируют, высказывают свое впечатление об узнанном, дают оценку

Весь класс

индивидуальная

Работа в парах, малых группах

Познавательные:

Общеучебные – умеют структурировать знания, дополняют и расширяют знания; осуществляют поиск информации;

Логические: строят логическую цепь рассуждений.

Личностные: применяют правила делового общения.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем;

Коммуникативные: выражают свое мнение; вступают в диалог при обсуждении документов; допускают существование различных точек зрения, выслушивают другое мнение, вместе делают выводы.

Записи в тетрадях.

Тексты сообщений и сделанные презентации.

Устные ответы

4. Первичное осмысление и закрепление

5 мин

Выполнение заданий в контурных картах (отметить направления основных ударов, мест сражений) ксерокопию контурной карты каждому ученику

Учитель нацеливает на выполнение практического задания

Самостоятельно выполняют задания

Индивидуально

Познавательная: самостоятельно наносят на карту информацию, услышанную на уроке.

Личностная: оценивают собственную учебную деятельность

Практические задания в контурных картах

5. Итоги урока. Рефлексия

6 мин

Обобщающая беседа

Вопросы:

1. Какие задачи стояли перед в/ч в ходе Ростовской наступательной операции?

2. Какие из них были реализованы, а какие нет? Почему?

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Познавательная: общеучебная – самостоятельно формулируют выводы.

Логическая – приводят примеры и доказательства сформулированных вводов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

6. Домашнее задание

2 мин

Написать эссе: 1) Ростов-на-Дону – город Воинской Славы».

2) «Великая Отечественная война на Дону в судьбе моей семьи» (по выбору) проиллюстрировать своим рисунком или фото из семейного архива

Конкретизирует домашнее задание.

Темы включены на интерактивной доске

Записывают задание и рекомендации по выполнению

Индивидуальная

Список литературы:

1. При составлении технологической карты урока использованы материалы записи личных бесед с военным

    историком Афанасенко В.И.

2. Документы, материалы из фондов музея гимназии г. Зернограда (воспоминания очевидцев, освободителей, фото).

3. Карты, схемы боевых действий предоставлены Южным научным центром Российской Академии наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архангельск-город воинской славы

С момента своего основания в 1584 году город Архангельск был и остаётся северным форпостом России, внёсшим свой весомый вклад в становление и развитие военного могущества Отечества, формирование славн...

Город Воинской Славы

1. Операция «Дон»2. От Чира к Северскому Донцу.3. От Сальска до Ростова.4. Штурм Ростова-на-Дону.5. Город Воинской Славы....

Город Воинской Славы

1. Операция «Дон»2. От Чира к Северскому Донцу.3. От Сальска до Ростова.4. Штурм Ростова-на-Дону.5. Город Воинской Славы....

Школьный фестиваль "Города-герои - города воинской славы" (город-герой Волгоград)

Материал подготовлен для выступления на школьном фестивале "Города-герои". Может быть использован на кл.часах, внеклассных мероприятиях ко Дню ВОВ, Дню защитника Отечества. (презентация + материал для...

Города-герои и города воинской славы. Справочный материал

Представлен  краткий -информационно справочный материал по городам-героям,  и городам воинской славы России.Звание «город-герой» стали получать с середины 1940-х годов те города СССР, жители...

«Города – герои и города воинской славы Краснодарского края»

Сценарий мероприятия для старшего школьного возраста содержит сведения об освобождении Кубани от немецко-фашистских захватчиков....

"Города-герои и города воинской славы"

Классный час посвещенный городам-героям и городам воинской славы...