Восточные славяне
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Открытый урок проведенный на конкурсе "Учитель года" по теме "Восточные славяне" в 6 классе по истории России с древнейших времен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа с. Бай-Даг

Эрзинского кожууна Республики Тыва

Восточные славяне

/Урок истории в 6 классе/

Разработал

 учитель истории и обществознания,

 первой квалификационной категории

Балдир Буян Анатольевич

2012

Тип и место урока: Комбинированный урок.

Данный урок - это первый  урок при изучении темы: “Восточные славяне” в 6 классе.

Методы: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа.
  2. Повторение предыдущей темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление учебного материала.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

План урока:

  1. Происхождение и расселение восточных славян.
  2. Занятия славян.
  3. Быт и нравы.

Оборудование:

  1. учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2010год;
  2. карта “Киевская Русь в IX-XI веках;
  3. иллюстрации “Славянский посёлок”; «Жилища славян», «Одежда славян», «Орудия труда»
  4. ТСО (проектор, интерактивная доска, компьютер)

Цель урока: Сформировать  у учащихся   общее представление о восточных  славянах.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
  2.  Дать  ученикам общее представление о занятиях и  быте древних славян.
  3. Формировать умение работать с картой;
  4. Способствовать  овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций
  5. Развивать умение работать в группе;
  6. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Учитель:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Итогом его станет составление  кроссворда по новой теме. Чтобы узнать  тему нашего урока предлагаю вам вместе со мною разгадать кроссворд.

 Слова в нем будут основными понятиями из домашнего задания

С

к

а

з

к

А

Л

е

т

о

п

и

с

Ь

к

А

р

т

и

н

А

л

и

н

г

В

и

с

т

и

к

А

а

р

х

е

о

л

о

г

и

Я

с

о

в

р

е

м

е

Н

н

и

к

И

п

р

Е

д

к

и

 1.Произведение, создаваемое народом (сказка)

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись)

3.Вещественный исторический источник (картина)

4. Наука о языке (лингвистика)

5. Наука, изучающая историческое прошлое (археология)

6. Люди, живущие с нами в одно время (современники)

7. Люди, которые жили перед нами (предки).  

Учитель: Прочитайте слово в выделенных клетках.  Сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах.(Слайд 3)

Узнаем, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами.

Для того чтобы составить кроссворд вам нужно познакомиться с новыми словами, записать их определения. Информации у нас будет много, поэтому я предлагаю вам  составить Банк данных и  в течение урока пополнять его.

Учитель:  В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся  от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная (Показывает на карте). (Слайд4 )

Предки наших соседей – восточные славяне  заселили  большую часть Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте) (Слайд5 )

Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись  в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы.  Запись  терминов в банк данных.

Учитель: В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.

О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века (слайд 7)

Перед вами первый исторический источник: отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Прочитайте отрывок и подчеркните названия племен, которые встретятся в тексте.(Приложение)

Учитель: Названия каких племен вы встретили в тексте?

Ответы учеников ( дреговичи, кривичи…)

Учитель: А теперь, ребята, используя исторический источник  и материал учебника на стр.8 заполните таблицу «Происхождение названий племен». (Приложение карточка 2).

Карточка №2

Название славянских племен

Происхождение

Поляне

 Жили в поле

Дреговичи

Дрягва - болото

Полочане

Р.Полота

Древляне

Дерево, в лесах

Учитель: Ребята, а теперь поработаем с картой. Перед вами на карточках даны  название племени. Работаем в парах. Ищем  месторасположение этого племени на карте  и отмечаем его на карте.

Учитель проверяет.

Учитель: Ребята, как вы думаете,  почему именно на этих территориях остановились славяне. Я предлагаю вам прослушать, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответить на  поставленный вопрос.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Ответ учащихся  – места были водные, охотничьи, медовые.)

Учитель:  А чем же занимались  в этих богатых местах восточные славяне

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 8  и  слайд презентации.(Слайд 8)

Задание: мальчики мне скажут, чем могли заниматься мужчины в этой местности.  Девочки  - какую работу выполняли женщины.

( Ответы учащихся)

Учитель: запишите в банк одно из занятий (Например: охота – занятие восточных славян)

(Слайд )

Ребята,  я предлагаю вам внести в свой банк  такое слова -  бортничество. Это тоже одно из  занятий славян - собирание дикого меда.

Главным же  занятием восточных славян было земледелие.

 Выращивали в основном пшеницу, реже – рожь, ячмень, просо, гречиху.

Ученики записывают  в банк  данных: сельскохозяйственные культуры: пшеница, рожь и.т.д.

Учитель: Возделывать землю было сложно. Я предлагаю вам прочитать учебник на  странице 8 и ответить на вопрос: «Какими способами славяне возделывали землю»

( Ответы учащихся: 2 способа подсечно-огневая, переложная система) (слайд)

Учитель: Какой тип земледелия вам кажется более трудоемким. Обоснуйте свое мнение.      (Ответы учащихся)

Учитель: Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов. Сначала землю обрабатывали сохой.  Затем почву выравнивали бороной. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренную погоду, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. А в конце лета урожай убирали серпами .

Пополняем банк данных – серп, борона, соха – орудия труда восточных славян.

Учитель: О повседневной жизни славян, т.е. о быте (запись в тетрадь  быт – повседневная жизнь) известно немного.

Я предлагаю  вам разделиться на группы по 4 человека. Каждая группа получит свое задание.(Слайд ). По различным материалам (иллюстрациям, историческим источникам) изучить предложенную тему и приготовиться коротко изложить ее.  (Время на подготовку 7 минут, время выступления 1 мин) В конце выступления вы должны будете предложить другим группам записать в банк данных одно слово.

Задания для групп.

1-я группа -  «Внешний вид, черты характера наших предков». (Приложение)

2-я группа - «Поселок древних славян» (Приложение)

Физминутка  (между выступлениями групп)

Учитель: Славяне жили в суровых условиях и всё делали сообща.  Сейчас зима, представим, как древние славяне могли согреться. Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разводите ладони. Тепло чувствуется? Разводите ладони до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться.  Согрели мы ладони, наверно, как и наши предки согревались зимой.   И, конечно, согревало славян их жилище.

3-я группа - «Жилище восточных славян» (Приложение)

4-я группа - «Одежда восточных славян» (Приложение)

Учитель: А теперь группам я предлагаю составить кроссворд на тему «Восточные славяне».

Результаты вывешиваются на доске.

Домашнее задание: п.1 стр7-11, составить кроссворд. Оформить его красочно.

Используемые источники:

  1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца ХVI века. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2010
  2.  Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. М.: Экзамен, 2006
  3. Серов Б. Н., Гаркуша Л. М., Лескинен М. В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века 6 класс. М.: ВАКО, 2003
  4. www.lesson-history.narod.ru 
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/



Предварительный просмотр:

«Повесть временных лет»

«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные мазовшане, иные поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»

«Повесть временных лет»

«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные мазовшане, иные поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»

«Повесть временных лет»

«...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные мазовшане, иные поморяне.

Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»

Карточка №2

Название славянских племен

Происхождение

Поляне

Дреговичи

Полочане

Древляне

Карточка №2

Название славянских племен

Происхождение

Поляне

Дреговичи

Полочане

Древляне

Карточка №2

Название славянских племен

Происхождение

Поляне

Дреговичи

Полочане

Древляне

Карточка №2

Название славянских племен

Происхождение

Поляне

Дреговичи

Полочане

Древляне

Карточка №2

Название славянских племен

Происхождение

Поляне

Дреговичи

Полочане

Древляне

Карточка №2

Название славянских племен

Происхождение

Поляне

Дреговичи

Полочане

Древляне

1

 2

3

4

 

5

6

 

7

 1.Произведение, создаваемое народом

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам.

3.Вещественный исторический источник

4. Наука о языке

5. Наука, изучающая историческое прошлое

6. Люди, живущие с нами в одно время

7. Люди, которые жили перед нами

1

 2

3

4

 

5

6

 

7

 1.Произведение, создаваемое народом

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам.

3.Вещественный исторический источник

4. Наука о языке

5. Наука, изучающая историческое прошлое

6. Люди, живущие с нами в одно время

7. Люди, которые жили перед нами

1

 2

3

4

 

5

6

 

7

 1.Произведение, создаваемое народом

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам.

3.Вещественный исторический источник

4. Наука о языке

5. Наука, изучающая историческое прошлое

6. Люди, живущие с нами в одно время

7. Люди, которые жили перед нами



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок по теме: «Восточные Славяне» был проведен в 6 классе.

 Урок проводил с использованием компьютерных технологий.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа.
  2. Повторение предыдущей темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление учебного материала.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оборудование:

•        учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времён до конца XVI века”. Москва, “Просвещение”, 2010год;

•        карта “Киевская Русь в IX-XI веках;

•        иллюстрации “Славянский посёлок”; «Жилища славян», «Одежда славян», «Орудия труда»

•        ТСО (проектор, интерактивная доска, компьютер)

На уроке решалась:

Цель урока: Сформировать  у учащихся   общее представление о восточных  славянах.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
  2.  Дать  ученикам общее представление о занятиях и  быте древних славян.
  3. Формировать умение работать с картой;
  4. Способствовать  овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций
  5. Развивать умение работать в группе;
  6. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

       В классе  19 учащихся. Все  учащиеся имеют хорошо развитую устную речь. Коллектив класса дружный, сплоченный, основная масса учащихся проявляют большой интерес к предмету история. Активно работают на уроке.

       В ходе урока решалась триединая задача. А в целом я хотел привлечь внимание к предмету посредством использования компьютерных технологий.
      Перед уроком я начал с подсказки
исследования темы урока.

Учащиеся справились с этим заданием…


        Формы контроля усвоения знаний, навыков осуществлялись посредством работы с картой «Киевской Руси», с исследовательской работой по заданным темам.

        Темп урока был задан быстрый, потому что тема поистине неисчерпаема и многосторонняя.

        Из всего вышеперечисленного

Вид урока: урок – беседа с привлечением к ответу школьников для придания большей наглядности использовалась интерактивная доска, то есть словесный метод сочетался с наглядным.

          Содержание учебного материала осуществлялось в подборе разнообразных видов заданий и задач на всех этапах урока по данной теме.

Рационально было распределено время на всех этапах урока, которые были логически связаны между собой.

          Подобная структура была  рациональна для решения следующих триединых задач.

        Для активизации мыслительной и познавательной деятельности, для развития логического мышления применяли различные методы:

  1. методы, обеспечивающие передачу учебной информации (словесные, практические, наглядные, репродуктивные, исследовательские);
  2. методы стимулирования и мотивации учения (поощрение, игры, занимательность);


        Нетрадиционная форма урока способствовала развитию интереса к теме, к предмету в целом, активизации познавательной деятельности, пробуждению творческих способностей у детей.
        Контроль усвоения знаний осуществлялся на всех этапах урока: подводились итоги, делались выводы. Связи между этапами были логичными и последовательными.  

        Время, отведенное на урок, использовалась рационально.
       На уроке были задействованы и оценены все учащиеся класса. Ребята  хорошо справились с предложенными заданиями. В течение урока поддерживалась доброжелательная психологическая атмосфера.

     Я считаю, что урок достиг поставленной цели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Произведение, создаваемое народом 2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. 3.Вещественный исторический источник 4. Наука о языке 5. Наука, изучающая историческое прошлое 6. Люди, живущие с нами в одно время 7. Люди, которые жили перед нами 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 2

Восточные славяне Подготовил Балдир Б.А.

Слайд 3

Происхождение и расселение восточных славян Карта расселения индоевропейцев. Индоевропейцы – племена населявшие часть Европы и часть Азии. Находились в постоянном движении. Постепенно отдельные группы индоевропейцев стали отделяться друг от друга.

Слайд 4

Происхождение и расселение восточных славян Индоевропейцы Балтославянские индоевропейские племена балты славяне восточные западные южные украинцы белорусы русские

Слайд 6

Быт и нравы славян Женщина - славянка Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Славяне были добродушны и гостеприимны. Славяне почтительно относились к родителям.

Слайд 7

Не́стор Летописец — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря

Слайд 8

«Повесть временных лет» «...Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где ныне земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так, одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян на дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные — мазовшане, иные — поморяне. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ...»

Слайд 9

Занятия славян Основным занятием славян было земледелие. Орудиями труда служили борона – суковатка для того, чтобы боронить вспаханную сохой землю. Зерно толки в деревянной ступе или мололи на ручных жерновах .

Слайд 10

Занятия славян Кроме земледелия славяне занимались скотоводством: разводили свиней, коров, коз, лошадей. Большую роль в жизни славян играло бортничество – сбор меда и воска диких пчёл , рыболовство и охота. Успешно развивались ремёсла – выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело, гончарное.

Слайд 11

Подсечно-огневая система земледелия Переложная система земледелия В лесах В степи и лесостепи Вырубали деревья, Выкорчёвывали и сжигали пни Участки земли распахивали, использовали до полного истощения, затем переходили на новые участки

Слайд 12

Задания для групп: 1 группа: Внешний вид, черты характера восточных славян 2 группа: поселок восточных славян 3 группа: жилище восточных славян 4 группа: одежда восточных славян

Слайд 13

Верования славян Восточные славяне были язычниками , то есть поклонялись многим богам. Перун , или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила.

Слайд 14

Верования славян Сварог — олицетворение неба, создатель мира. Некогда Сварог расколол облака стрелами молнии и зажег факел солнца. Своим могучим мечом он поражает демонов тени.

Слайд 15

Верования славян Макошь (Мокошь) – божество плодородия. Единственное женское божество в верованиях славян.

Слайд 16

Верования славян Славяне верили в загробную жизнь и почитали предков, тени которых представлялись в виде домового . Будто бы они оставались в доме и охраняли потомков от бед. Признавалось существование разного рода нечистой силы – в чаще леса обитал лесной дух – леший .

Слайд 17

Верования славян Души умерших детей и утонувших женщин представлялись славянам в образе русалок . В глубине озёр и рек, по представлениям славян жил водяной .

Слайд 18

Верования славян Для поклонения богам славяне не строили храмов. Они совершали обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные, а иногда и каменные статуи языческих богов – идолы. С богами могли общаться волхвы и кудесники.

Слайд 19

В самую короткую ночь (22 июня) устраивались гуляния с купаниями и прыжками через костры. Девушки пускали по реке венки для поиска жениха. Считалось, что травы в ночь на Купалу приобретают чудодейственную, целебную силу, поэтому их собирала ведунья. Нечистая сила также была особенно опасна в эту ночь.

Слайд 20

Верования славян Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы – Масленицу . На празднике сжигали чучело Масленицы. Масленица сопровождалась пиршествами и гуляниями – катаниями с гор, ряжением и другими потехами. На масленицу обязательно стряпали блины как символ бога солнца Ярило.

Слайд 21

Управление Славяне делились на рода. Во главе каждого рода стоял родовой старейшина, имевший большую власть. По мере расселения славян их объединения распадались – родовая община была заменена на соседскую общину – Вервь . Поселок восточных славян

Слайд 22

Управление На общинном совете - Вече – решали все важные вопросы жизни общины: Выборы старейшины Владение сенокосами и лесными угодьями Распределение пашенной земли. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Орудия труда восточных славян

Слайд 23

Домашнее задание Параграф 1, стр.7-12 Выписать новые слова в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Словарь "Восточные славяне. Первые князья"

Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...