Урок "Отечественная война 1812 года"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Данный урок истории в 10 классе лучше провести на спаренных часах. На первом уроке учащиеся предлагают изучить те вопросы темы,которые им наиболее интересны и выходят за рамки учебника.Используя ресурсы сети Интернет они изучают материал и готовят к представлению свои проекты. На втором уроке каждая группа защищает свой мини-проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya.ppt | 630 КБ |
urok-proekt_korshunovoy_e.a.doc | 172 КБ |
internet-istochniki.doc | 25 КБ |
prilozhenie3_basni.doc | 29.5 КБ |
prilozhenie_2.ocenochnyy_list_proektnoy_deyatelnosti_grupp.doc | 46 КБ |
plan_izucheniya_voennyh_sobytiy.doc | 25 КБ |
prilozhenie.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап областного конкурса учителей истории общеобразовательных учреждений «200 лет Победы в Отечественной войне 1812 года»
МБОУ Верхнедонская гимназия
Методическая разработка урока-проекта
«Отечественная война 1812 года»
Коршунова Елена Анатольевна
учитель истории и обществознания
педагогический стаж – 16 лет
ст. Казанская
2012 год
Информационно-исследовательский урок-проект по теме «Отечественная война 1812 года»
Класс: 10
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
- сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории;
- показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
- подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
Задачи урока :
- формирование у обучающихся понимания неразрывности прошлого и настоящего.
- воспитание уважения к истории и культурным ценностям, толерантного отношения к представителям других народов
- развитие познавательного интереса учащихся
- развитие умения работать с интернет-источниками, с различными источниками исторической информации
- развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Задействованные педагогические технологии:
- традиционная,
- проектная,
- компьютерная технология,
- технология межпредметных связей,
- проблемные технологии,
- технология развития критического мышления
Межпредметные связи: литература, МХК, география, обществознание, информатика
Форма организации деятельности:
- фронтальная,
- групповая
- индивидуальная
Методы
• словесные,
• наглядные,
• практические
Предполагаемый результат:
После завершения проекта учащиеся смогут:
• понимать особенности современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
• понимать сущность проблемы цивилизационного выбора будущего России;
• представлять, какие последствия для Москвы и для России имело вторжение Наполеона;
• анализировать, обобщать и оценивать исторические факты, формулировать и аргументировать собственную точку зрения;
• использовать Интернет и различное программное обеспечение для создания презентаций.
Оборудование: 4 компьютера с доступом к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта «Отечественная война 1812 года», презентация (см. Приложение), пакеты документов (см. Приложение 1), оценочные листы (см. Приложение2), тексты басен Крылова (см. Приложение 3), буклеты «Памятка толерантности», Интернет-ресурсы
1. http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)
2. http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)
3. http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»)
4. http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции)
5. http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)
http://www. oboznik.ru
Методические рекомендации к проведению урока.
Данный урок – проект возможно провести в классе, где есть доступ к сети Интернет. При хорошей подготовленности учащихся урок проводится на 2-х спаренных. Если такой возможности нет, то можно спланировать 1 урок как урок погружения в проект. А на следующем по расписанию уроке истории провести 2 урок «Защиты проектов». Данная разработка предполагает большое поле для деятельности учителя. Материал урока дает большие возможности воспитанию гражданско-патриотического чувства у учеников.
Ход 1 урока:
I. Организационный этап.
Учитель: Ребята, представьте, что вы являетесь участниками игры Что? Где? Когда? Через одну минуту вы должны ответить на вопрос. Всё внимание на экран. (Презентация учителя)
Этому событию в истории посвящены произведения М.Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстова, создан художественный фильм, в честь этого события сооружен храм Христа Спасителя в Москве, памятник в Смоленске, две триумфальные арки, портретами участников этого события украшен один из залов Эрмитажа в Санкт –Петербурге, одному из главных героев поставлен памятник у стен Казанского собора, где покоится его прах, в его честь создан орден, которым награждали в ХХ в. лучших полководцев в войне с фашистской Германией.
Внимание, вопрос:
- О каком событии идёт речь и как будет звучать тема сегодняшнего урока?
(Выслушиваются ответы учащихся.Так как они изучали эту тему в 8 классе, то с данным заданием они справятся. На протяжении всего урока эти знания используются как опора для восприятия и расширения представлений по теме)
Эпиграф к теме:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
Так вопрошал А.С. Пушкин в X главе «Евгения Онегина».
Тема урока: Отечественная война 1812 г
II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Актуализация знаний
В этом году исполняется 200 лет со дня тех событий о которых говорил А.С. Пушкин. Давайте попробуем и мы сегодня на уроке дать ответ на вопрос:
Почему троекратно превосходившая наполеоновская армия двунадесяти языков потерпела поражение в России?
Я предлагаю вам творчески поработать и создать мини-проект по теме нашего урока.
Учитель: У вас на столе находится пакет документов необходимых для работы на уроке. Возьмите план изучения войны. (см.Приложение 1) Тема нашего урока вам уже знакома из курса истории 8 класса. Обсудите в группах пункты плана, вспомните основные события, сделайте пометки и через несколько минут приступим к обсуждению.
Актуализация личного опыта учащихся.
Беседа по пунктам плана.
(Учащиеся смогут ответить лишь на некоторые вопросы. Учитель подводит к пониманию того, что хоть тема детям и знакома, но на многие вопросы они не могут дать детального ответа)
Итак, ребята, мы вспомнили основные события темы. Предлагаю вам рассмотреть их более детально.
В истории войны 1812 года много дискуссионных и неясных вопросов, требующих своего глубокого осмысления. Даже современники не могли дать ответа на многие из них. Это время стало переломным этапом в правлении Александра I. А тема войны 1812 года и победы русского народа подвигла многих деятелей культуры на создание своих замечательных работ.
Сейчас вы будете работать в группах над вопросами темы. Основным источником, который вы будете использовать будут ресурсы сети Интернет(см. Приложение), а также пакет документов. Ваша задача изучить вопрос, используя различный материал, а затем представить нам результат работы группы. Форма защиты работы на ваш выбор.
III. Изучение новой темы:
Итак, ребята, давайте подумаем, какие вопросы мы должны рассмотреть в нашем информационно-исследовательском проекте «Отечественная война 1812 года»
(Учащиеся предлагают вопросы исследования. Учитель корректирует формулировку и в соответствии с ходом освещения темы на доске записываются примерные вопросы)
1.Вопросы для исследования:
Дипломатическая дуэль кануна войны
Соотношение сил России и Франции
Ход военных действий. Планы сторон. Основные сражения и события.
Герои Отечественной войны 1812 года
Партизанское движение в войне 1812 г. Крестьянская самооборона от неприятеля.
Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
Итоги войны 1812 г.
Отечественная война 1812 г. в произведениях литературы и искусства
2. Организация деятельности групп
(В соответствии с количеством детей в классе можно сформировать 4 группы по 5 человек. Одна группа будет рассматривать по 2 вопроса (2человека 1 вопрос), а руководитель координировать всю работу. В кабинете 4 компьютера с доступом к сети Интернет. Используя их, а также пакет документов, подготовленный учителем заранее для каждой группы до конца 1 урока учащиеся справятся со своим заданием.)
Учитель предлагает учащимся выбрать лидера (руководителя) своей группы. Каждая группа выбирает вопросы для исследования. Учитель помогает учащимся групп составить план работы и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы.
3. Осуществление деятельности
Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах, парах, отбирается главное, основное содержание будущего проекта.
Перерыв
Ход 2 урока защиты проектов
I. Организационный этап.
Учитель: Битва на Чудском озере, Куликово поле, Бородино, Прохоровка
- они остались навечно в исторической памяти нашего народа. Как символы победы и возрождения, как воплощение священного народного гнева против захватчиков, посягнувших на родные земли, на мирные очаги, на само существование Русского государства, как неиссякаемый источник горячего патриотического чувства, связывающего прошлое с настоящим.
II. Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы).
а) вступительное слово учителя: “Главным объектом изучения сегодня на уроке являются события Отечественной войны 1812 года.
“Умереть – так только за Отчизну,
Жить – так только Родиной дыша”.
- Эти слова Муссы Джалиля сегодня мы посвящаем доблести, мужеству, горячей любви к Родине русского народа в войне 1812 года.
Сегодня по прошествию 2 веков со дня тех героических времён мы попробуем ответить на вопросы, которые волновали и современников и интересны нам – потомкам героев тех славных лет.
- мог ли быть другой исход войны 1812 года?
- был ли разгром «двунадесяти языков» в Бородинском сражении катастрофой для Наполеона?
- была ли возможность избежать последствий вторжения Наполеона для Москвы и для России?
- действительно ли «французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми»?
III. Защита проекта
1.Защита проекта группой № 1
а) Тема исследования: Дипломатическая дуэль кануна войны. Соотношение сил России и Франции.
2 ученика на основе изученных документов рассказывают о причинах и поводе к военным действиям, была ли возможность избежать войны.
Далее другие участники группы представляют заполненную таблицу «Состав армий. Соотношение сил» , на основе данных сайта http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)
б) Ответы на вопросы других учащихся
в) Самооценка и оценка работы группы №1 по 5-ти бальной системе.(см.Приложение2)
Слово учителя:
10 июня Наполеон продиктовал приказ о наступлении. На всем пространстве, почти возле самого Немана стояли пехота, конница и артиллерия. Запрещено было разводить огни и велено хранить величайшую тишину, чтобы никакой бивачный дым, никакой шум не выдавали присутствие неприятельских полчищ на рубеже России. Солнце село, наступила темнота, и Наполеон начал руководить переправой. При нем были пущены на воду понтоны, в несколько часов навели мосты, и после полуночи, 12 июня, они заколыхались под тяжестью войск, и малой доли которых не суждено было воротиться на родину.
Так началась война, превзошедшая все войны, какие доселе освещало солнце.
2. Защита проекта группой № 2.
а) Тема исследования: Ход военных действий. Планы сторон. Основные сражения и события. Герои Отечественной войны 1812 года
(Учащиеся освещающие ход военных действий и основные сражения работают по карте на интерактивной доске, где используя инструмент «Перо» чертят направления движения войск и флажками обозначают места основных сражений и событий. Бородинское сражение представляется материалами сайта http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино») и демонстрацией панорамы битвы. Другие участники группы представляют мультимедиаэкскурсию по портретной галерее героев 1812 года.)
б) Ответы на вопросы других учащихся
в) Самооценка и оценка работы группы №2 по 5-ти бальной системе.
Слово учителя:
В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, у Бородино сражались 135 тысяч, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 10 тысяч человек.
- В отсутствии русской армии кто же мог наносить такой урон Французам?
Гибельной для захватчиков стала “малая война”.
- Как вы думаете, о какой войне идёт речь?
Под “малой войной” Кутузов понимал военные действия ополчений, армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива в организации армейских партизанских отрядов принадлежала М.Б. Барклаю-де-Толли. Он же являлся автором первой 1812 года инструкции о действиях партизан в тылу врага. М.И. Кутузов поддержал и развивал эту идею.
3. Защита проекта группой № 3.
а) Тема исследования: Партизанское движение в войне 1812 г. Крестьянская самооборона от неприятеля. Донские казаки в Отечественной войне 1812г.
(форма защиты проекта- компьютерная презентация)
б) Ответы на вопросы других учащихся
в) Самооценка и оценка работы группы №3 по 5-ти бальной системе.
Слово учителя:
Когда русские войска подошли к границе, солдаты приветствовали Кутузова криками: « Ура, спасителю России!» На что Кутузов ответил: «Не мне эта честь, а славному русскому солдату». И приказал бросить перед солдатами захваченные у врага французские знамёна. « Каждый из вас спаситель Отечества»- сказал Кутузов и поклонился солдатам.
В декабре 1812 года Кутузов доложил императору Александру Первому: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». 25 декабря Александр первый подписал Манифест об окончании войны.
4. Защита проекта группой № 4.
а) Тема исследования: Итоги войны 1812 г. Отечественная война 1812 г. в произведениях литературы и искусства
(Участники группы подводят итоги войны. В форме презентации или слайд-шоу представляют второй вопрос)
б) Ответы на вопросы других учащихся
в) Самооценка и оценка работы группы №4 по 5-ти бальной системе.
IV. Обобщение и систематизация изучаемого материала
Ответ на проблемное задание, поставленное в начале 1 урока:
Учитель: Отечественная война 1812 года закончилась. Так “кто же нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима, иль русский Бог?” (слова из эпиграфа урока).
Кто сыграл главную роль в победе над врагом?
Какая была война, подберите слова – характеристики. Почему война названа Отечественной, как бы вы по-другому назвали эту войну?
V. Закрепление
Учитель раздает каждой группе текст одной из 3 басен И.А. Крылова и ставит перед всеми группами задание: “Прочтите басню и определите, о каком событии Отечественной войны 1812 года повествует великий баснописец? Докажите свои доводы выдержками из предложенного вам текста”. (см.Приложение 3)
“Кот и повар” (о назначении М.И. Кутузова командующим)
“Ворона и курица” (голодные французы в Москве)
“Волк на псарне” (пребывание Наполеона в Москве)
VI. Оценка работы учащихся и выставление оценок.
VII. Подведение итогов (рефлексия):
а) - в заключении нашего урока мне хочется чтобы вы подумали над такими вопросами:
- Возможна ли жизнь без войн? Без конфликтов?
- Когда мир превращается в войну?
Да, скорее всего нет. Но в наших силах свести эти проблемы к минимуму. Нужно лишь следовать принципам толерантности. И на память о нашем сегодняшнем уроке я вручаю вам буклеты «Памятка толерантности»
Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей урока.
б) Анкетирование учащихся
Вопросы анкеты:
1. Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно?
С каким настроением я работал?
2. Доволен ли я собой?
3. Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
4. Достиг ли я цели обучения?
5. Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы? (практики, просто
интересен)
6. В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?
VIII. Домашнее задание
Предлагаю вам сделать информационные буклеты по темам, освещаемым вашей группой. Их можно вручить родителям, учащимся нашей школы и просто прохожим. Может быть и они узнают для себя что-то новое.
Предварительный просмотр:
Интернет-источники:
1. http://www.museum.ru./1812/ (сайт об Отечественной войне 1812 года, содержит ссылки на источники, научную и художественную литературу)
2. http://www.imda.ru (официальный сайт Военно-исторической ассоциации)
3. http://borodino.ru (сайт музея-заповедника «Бородино»)
4. http://genstab.ru (официальный сайт журнала «Сержант», посвящённого военно-исторической реконструкции)
5. http://tellur.ru (сайт российского электронного журнала «Мир истории)
6. http://www. oboznik.ru (сайт о партизанском и крестьянском движении в годы войны 1812 г.)
7. http://hero-1812.narod.ru/
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бородинское_сражение
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года
10. http://photopeach.com Сайт для создания СЛАЙД-ШОУ
11. http://www.calameo.com/ Сайт для создания публикаций
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Басни И.А.Крылова
Волк на псарне
Волк, ночью, думая залезть в овчарню,
Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор.
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;.
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня!» — кричат: «огня!» Пришли с огнем.
Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.
Зубами щелкая и ощетиня шерсть,
Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;
Но, видя то, что тут не перед стадом,
И что приходит, наконец,
Ему рассчесться за овец,—
Пустился мой хитрец
В переговоры,
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад,
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я... » — «Послушай-ка, сосед»,
Тут ловчий перервал в ответ:
«Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
ВОРОНА И КУРИЦА
Когда Смоленский Князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
"А ты что ж, кумушка, в дорогу?-
Ей с возу Курица кричит.-
Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат".
"Мне что до этого за дело?-
Вещунья ей в ответ.- Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры - как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!"
Ворона подлинно осталась;
Но вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей -
Она сама к ним в суп попалась.
____________
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься;
А как на деле с ним сочтешься -
Попался, как ворона в суп!
КОТ И ПОВАР
Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратись, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет: -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как, быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти какой позор! Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Предварительный просмотр:
Оценочный лист проектной деятельности групп
№ | Критерии выполнения и защиты проекта | Само - оценка | Оценка других групп |
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 |
1. | Качество: Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры. |
|
|
|
|
|
2. | Корректность текста: Отсутствие ошибок, точность, законченность. |
|
|
|
|
|
3. | Дизайн: Разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию. |
|
|
|
|
|
4 | Взаимодействие: Коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность. |
|
|
|
|
|
5 | Выступление: Качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. |
|
|
|
|
|
| Общее количество баллов |
|
|
|
|
|
а) Заполнение на доске сводной таблицы (выписываются общее количество баллов выставленных каждой группе их оппонентами и в результате самооценки).
№ группы | Общее количество баллов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Рейтинговая оценка (среднеарифметическая) | Итоговая оценка |
№1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема выставления оценок:
20 - 25 баллов – “5”
15 – 19 баллов – “4”
10 – 14 баллов – “3”
б) Подсчет рейтинговой (среднеарифметической) и выставление итоговой оценок (по одному представителю от каждой группы).
Предварительный просмотр:
План изучения военных событий
1. Причины и повод вооруженного столкновения (войны).
2. Готовность сторон к вооруженному столкновению.
3. Хронологические рамки вооруженной борьбы.
4. Этапы.
5. Ход военных действий (по этапам):
·планы сторон на начало каждого этапа;
·основные сражения и события;
·особенности стратегии и тактики;
·военные и политические итоги этапа;
·причины успеха или неудачи той или иной стороны;
·полководцы и другие героические участники военных действий.
6. Раскройте в целом военные и политические итоги вооруженной борьбы, определите, каких результатов добилась победившая сторона, отметьте условия мира: оцените значение этой победы, уроки.
7. Международные последствия войны.
Предварительный просмотр:
Приложение № 1
ДОКУМЕНТЫ
Документ № 1
Приказ Наполеона при переходе армии через Неман. 10 июня 1812 г.
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы.
Наполеон.
“Отечественная война 1812 г” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14
Документ № 2
Приказы главнокомандующих накануне сражения под Бородино
Приказ Наполеона:
«Воины! Вот сражение, которого желали. Победа в ваших руках: она нужна нам. Она доставит вам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возращение в отечество, Действуйте так, как действовали под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске и под Смоленском, и позднее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в этот день. Да скажут о каждом: и он был в великой битве под стенами Москвы».
Обращение М.И. Кутузова:
«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!
Документ № 3
Воспоминания французского офицера Боссе
«Утром мы были изумлены: русская армия исчезла. Какое грустное зрелище представляло поле битвы! Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем, на котором мы остались победителями. Все потрясены и подавлены. Армия неподвижна, она теперь больше походит на авангард. Многие солдаты отправляются в окрестности искать пропитания или дров.
Решительно ни на одном поле сражения я не видел до сих пор такого ужасного зрелища. Куда ни посмотришь, везде трупы людей и лошадей, умирающие, стонущие и плачущие раненые, лужи крови, кучи покинутого оружия; то здесь, то там сгоревшие или разрушенные дома.
Огромная площадь трех главных редутов взрыта ядрами; на ней виднеются тела, разбросанные члены, глубокие ямы, вырытые снарядами, с погребенными на дне их трупами. Ясно видны те места, где разорвавшимся снарядом разбиты лафеты пушек, а кругом убиты все — люди и лошади. В некоторых местах битва была такой ожесточенной, что трупы нагромождены там кучами. Солдаты роются не только в мешках, но и в карманах убитых товарищей чтобы найти какую-нибудь пищу. Говорят, что Наполеон велел переворачивать трупы офицеров, чтобы определить, чем они убиты. Почти все изранены картечью. Трудно представить себе что-нибудь ужаснее внутренних частей главного редута. Кажется, что целые взводы были разом скошены на своей позиции и покрыты землей, взрытой бесчисленными ядрами. Тут же лежат канониры, изрубленные кирасирами около своих орудий; погибшая тут почти целиком дивизия Лихачева, кажется, и мертвая охраняет свой редут
Иногда под кучами мертвецов завалены раненые, призывов и стонов которых никто не услыхал в течение ночи. С трудом извлекают некоторых из них. Одежда и оружие — все покрыто грязью и кровью; штыки согнулись от у даров по лошадям».
Французский офицер Боссе
Исторические справки о полководцах Отечественной войны 1812 года
Михаил Богданович Барклай-де-Толли, русский генерал фельдмаршал, князь. Происходил из старинного шотландского рода, переселившегося в Ригу. На военной службе с1776 г. Участвовал в русско–турецкой войне 1787-1791 г. и русско–шведской войне 1788-1790 г. Отличился во время войны с Францией в 1806-1807 г., с 1807г. командовал дивизией. В 1809-1810 гг. генерал губернатор Финляндии. С января 1810г. военный министр.
Петр Иванович Багратион/1765-12.09.1812 г/ князь, русский генерал от инфантерии. Выходец из старинного грузинского княжеского рода. На военной службе с 1782 г. Служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой воне1787-1791 гг. и Польской кампании 1793-1794 гг. В Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова в 1799 г. в чине генерал-майора командовал авангардом и отличился во всех крупных сражениях. Во время войны с Францией 1805-1807 гг. возглавлял арьергард русской армии. Участвовал в русско-шведской войне1808-1809 гг. командовал дивизией. С марта 1812г. командующий 2-ой Западной армией.
Александр Петрович Тормасов/1752-1819/ граф, русский военачальник, генерал от кавалерии. На военной службе с 1772г. Участвовал в русско-турецкой войне1787-1791гг. и подавлении Польского восстания 1794г. В1803-1808гг. – Киевский и рижский генерал – губернатор. В1808-1811гг. главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии. С 1811г. член Государственного Совета. В начале Отечественной войны 1812г. командовал 3-й армией. Весной 1813 г. во время болезни М.И.Кутузова – исполнял обязанности главнокомандующего. С1814г. главнокомандующий в Москве, много сделал для ее восстановления после пожара 1812 г.
Михаил Илларионович Кутузове
Михаил Илларионович Кутузов/1745-1813/ - великий полководец и дипломат. После окончания в 1795 г. с отличием Дворянской школы был приглашен в нее преподавателем математики. В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. отличился в битвах. В бою под Алуштой /1774 г./ был тяжело ранен в висок и правый глаз. В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. командовал левой колонной русских войск на Балканах.
Участвовал во взятии Измаила. А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника, сказал о нем: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой».
Одна из главных черт Кутузова – осторожность. «Лучше быть острожным, чем обманутым».
Другой чертой была хитрость. «Старый лис Севера», - называл его Наполеон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....