Рабочая программа по предмету "История".
рабочая программа по истории (11 класс) на тему
Программа учебной дисциплины "История" предназначена для изучения истории в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. При освоении профессий НПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей в учреждениях НПО история изучается как базовый предмет в объеме 117 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_2012_g.doc | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 19
Рабочая программа
по предмету
«История»
Пермь,2012
Программа учебной дисциплины «История» предназначена для изучения истории в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) история в учреждениях начального профессионального образования (далее — НПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении профессий НПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей в учреждениях НПО история изучается как базовый учебный предмет в объеме 117 часов.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 19».
Разработчик: Софьина Л.Н. преподаватель истории, первая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ
1.1.Область применения программы
Программа учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» предназначена для изучения истории в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих технического и естественно-научного профиля.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной подготовки: дисциплина входит в «Общеобразовательный цикл» базового уровня
1.3.. Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения учебной дисциплины «История» учащийся должен
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- основные исторические термины и даты;
уметь:
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка 175
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 117
Самостоятельная работа 58
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа учащихся. | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их развития. Периодизация всемирной истории. Общественная роль и функции истории | 2 | 1 |
Раздел 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья | 12 |
Тема 1.1 . Древний Восток | Древнейшая стадия истории человечества. Ранние цивилизации древнего Востока. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций Востока. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология. | 2 | 1 |
Тема 1. 2. Античный мир | Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Эллинизм. Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат. Религии Древнего мира. | 2 | 2 |
Тема 1.3. Рождение европейской средневековой цивилизации. | Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Хронологические рамки западного Средневековья. Основные этапы взаимоотношения римлян и варварского мира. Великое переселение народов и его историческое значение. Исторические итоги раннесредневекового периода. Политическая раздробленность и ее причины. | 2 | 1 |
Тема 1.4. Страны Западной Европы в раннее Средневековье. | Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти Церковь и общество. | 2 | 2 |
Тема 1.5. Византийская империя и восточнохрист. | Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии. Практическая работа: составление опорного конспекта «Византийская империя» | 2 | 2 |
Тема 1.6. Исламский мир. Обобщение. | Возникновение ислама. Мухаммед. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламинизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XV века. Арабская культура. Контрольная работа. «Древний мир и раннее Средневековье». | 1 1 | 2 |
Раздел 2 История России с древнейших времен до конца XVII века | 22 |
Тема 2.1 Восточные славяне в древности. | Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. | Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. «Путь из варяг в греки». Точки зрения на происхождение государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Военные , дипломатические и торговые контакты Руси и Византии IX-XI веков. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Практическая работа: таблица «Основные события истории Древней Руси». | 2 | 2 |
Тема 2.3. Государство и общество. | Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Истоки русской культуры. Самостоятельная работа. Сообщение «Первые русские князья». | 2 4 | 2 3 |
Тема 2.4. Раздробленность Руси. | Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси , их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное , социальное и политическое развитие. Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство. Галицко-Волынское княжество. Земледелие , города и ремесло. Политическое устройство. | 2 | 2 |
Тема 2.5. Русь между Востоком и Западом. | Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды , ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды. Прибалтика в начале XIII века. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Русские земли в составе княжества Литовского. | 2 | 2 |
Тема 2.6. Москва во главе объединения русских. земель | Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.).Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. | 2 | 2 |
Тема 2.7. Россия : третье православное царство. | Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г) .Завершение образования единого Русского государства. Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Венчание на царство Ивана Грозного , формирование самодержавного идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Церковь и государство. Опричнина. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Практическая работа: схема «Система государственного управления» | 2 | 2 |
Тема 2.8. Кризис государства и общества. Смутное время | Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов. Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский Собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. | 2 | 2 |
Тема 2.9. Становление самодержавия Романовых. | Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской Думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Формы землепользования. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. | 2 | 1 |
Тема 2.10. Начало формирования многонационального государства. | Присоединение Казанского и Астраханского ханства Вхождение башкирских земель в состав России. «Дикое поле». Казачество. Народы Урала и Приуралья Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Присоединение Левобережной Украины. Практическая работа: таблица «Расширение территории государства». | 2 | 2 |
Тема 2. 11. Русская культура. Обобщение. | Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западом. Создание школ. Новые жанры в литературе. Контрольная работа. « Русь древняя и средневековая» | 1 1 | 2 |
Раздел 3. История индустриальной цивилизации: Страны западной Европы в XVI-XVII веках. | 10 |
Тема 3.1. Европа в начале Нового времени. | Понятие «Новое время». Предпосылки возникновения феномена «модернизация» и его содержательная сторона. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную Жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке | Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходства и различия абсолютных монархий Западной Европы. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция и ее значение для Европы | 2 | 2 |
Тема 3.3. Эпоха просвещения. | Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ разума. Идеи прогресса. Пути , способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции , Германии и Англии. Просвещение и власть , «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве. Практическая работа: таблица «Эпоха просвещения». | 2 | 2 |
Тема 3.4. Революции XVIII столетия. Тема 3.5. Обобщение. | Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституция. Феномен террора. Культурные новшества периода революции. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа. «Запад в Новое время». | 2 1 1 | 2 2 |
РАЗДЕЛ 4 Россия в XVIII веке. | 10 |
Тема 4.1. Эпоха Петра Первого. | Предпосылки реформ Петра Первого. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире. Провозглашение ее империей. Социально-экономическая политика Петра Первого и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство». Культурный переворот петровского времени. | 2 | 1 |
Тема 4.2. Дворцовые перевороты. Золотой век Екатерины II. | Причины дворцовых переворотов. Екатерина Первая. Верховный тайный совет. Петр Второй. Анна Иоанновна. Бироновщина. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Правление Петра III.Дворцовый переворот 1762г. и воцарение Екатерины Второй. «Просвещенный абсолютизм»Екатерины Второй. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги ее правления. Самостоятельная работа. Сообщение «Исторический портрет Петра Первого», «Исторический портрет Екатерины Великой». | 2 4 | 2 3 |
Тема 4.3. Расширение территории государства. | Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей. Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. Практическая работа: таблица «Расширение территории государства». | 2 | 2 |
Тема 4.4. Культура, образование и наука. | Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Русская культура в середине XVIII в. Идеи просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества Итоги развития русской культуры в XVIII в | 2 | 2 |
Тема 4.5. Обобщение. | Повторительно-обобщающий урок Контрольная работа. «Россия в XVIII веке». | 1 1 | 2 |
РАЗДЕЛ 5 Становление индустриальной цивилизации. | 6 |
Тема 5.1. Промышленный переворот и становление индустриальной цивилизации. | Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота. Технические изобретения и изменения отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Социальные последствия промышленного переворота. | 2 | 2 |
Тема 5.2. Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века. | Варианты политического переустройства общества: реформы или революции? Европейские революции середины XIX века. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменения в идеологических и правовых основах государственности. Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности. Социальный состав общества: старые и новые составляющие. | 2 | 1 |
Тема 5.3. Особенности развития Востока в XIX. Обобщение. | Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблемы Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за самосохранение. Обобщение изученного материала. | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ 6. Россия в XIX веке. | 8 |
Тема 6.1. Российское государство в первой половине XIX века. | Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба. Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай I. Смена политических приоритетов. Кризис идеологии самодержавия. Практическая работа: таблица «Основные направления внутренней политики России». | 2 | 2 |
Тема 6.2. Реформы 1860-1870 годов | Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение. Самостоятельная работа. Исследовательская работа «Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века в России» | 2 4 | 1 3 |
Тема 6.3. Общественные движения Росси XIX века. | Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли. Либералы и консерваторы власти. Особенности государственно-политического консерватизма. Российский либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. Правительственные репрессии и революционный террор | 2 | 1 |
Тема 6.4. Культура XIX века. | Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Развитие науки и техники в России. Правительственная политика в отношении образования. Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования. Книгопечатание. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр. | 2 | 2 |
Тема 6.5. Обобщение. | Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работа «Россия в XIX веке». | 1 1 | 2 |
РАЗДЕЛ 7. Россия и мир в начале XX века | 6 |
Тема 7.1. Новые тенденции в развитии общества в начале XX века. | Перемены в социальной структуре индустриальных стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного населения. Профсоюзное движение. Изменения в положении рабочих. Социальный и демографический состав российского общества. Российская правовая система. Государство. Особенности российской монархии. | 2 | 1 |
. Тема 7.2. Первая российская революция. | Революция 1905-1907 гг: причины, события, итоги. Социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. | 2 | 2 |
Тема 7.3. Российское общество и реформы. Экономическое развитие стран. | Социальный и демографический состав российского общества. Уровень образования. Особенности формирования городского населения .Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Российская правовая система. Особенности российской монархии. Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Степень готовности общества к экономической модернизации по западному образцу. | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ 8. Первая мировая война и революционные потрясения | 8 |
Тема 8.1. Первая мировая война. | Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: Техносфера человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система. Влияние войны на общество. Диспропорции в государственной системе России. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции. | 2 | 1 |
Тема 8.2. Российская революция 1917 года. | Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат. Первые шаги советской власти. Государственное устройство. Формирование однопартийной системы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Практическая работа: опорный конспект «Февральская революция» | 2 | 2 |
Тема 8.3. Гражданская война в России | Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. «Военный коммунизм». Самостоятельная работа. Исследовательская работа «Гражданская война: история и судьбы». | 2 4 | 2 3 |
Тема 8.4. От Российской республики советов к СССР. Обобщение. | Кризис «военного коммунизма». Постепенный отход от идей «мировой революции». Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Основные направления национально-государственного строительства. Контрольная работа «Россия в начале XX века». | 1 1 | 2 |
РАЗДЕЛ 9. Мир в межвоенный период. | 4 |
Тема 9.1. Мировой экономический кризис. Тоталитарные режимы в Европе. | Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная коньюктура и стихийная реконструкция экономики ведущих мировых держав. Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианства и компромиссная схема Рузвельта. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Практическая работа: таблица «Особенности экономического кризиса в странах Западной Европы». | 2 | 2 |
Тема 9.2 Модернизация в странах Восток | Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия? | 2 | 2 |
РАЗДЕЛ 10. Социалистический эксперимент в СССР. | 6 |
Тема 10.1. Советская страна в годы НЭПа. | Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика: сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности. Практическая работа: опорный конспект «Результаты и противоречия НЭПа». | 2 | 2 |
Тема 10.2. Пути большевистской модернизации. | Развитие экономики в конце 20-30-х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. | 2 | 2 |
Тема 10.3. СССР в системе международных отношений. | Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытка возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война, присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ 11. Вторая мировая война. | 6 |
Тема 11.1. Агрессия гитлеровской Германии. | Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом океане и Атлантическом , в Африке и Азии. Война технологий. | 2 | 2 |
Тема 11.2. Боевые действия Великой Отечественной войны. | Общество в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Партизанское движение. Национальная политика. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Управление экономикой в военное время. Практическая работа: опорный конспект «Хронография военных действий». | 2 | 2 |
Тема 11.3. Победа антигитлеровской коалиции. Обобщение. | «Второй фронт» фронт в Европе. Миропорядок Ялты и Потсдама. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. Контрольная работа «СССР в 20-40-е гг XX века». | 1 1 | 2 |
РАЗДЕЛ 12. СССР и страны Запада во второй половине XX века. | 17 |
Тема 12.1. «Холодная война». | Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биополярного мира. Последствия «холодной войны». Практическая работа: таблица «Крупнейшие региональные конфликты и войны». | 2
| 2 |
Тема 12.2. СССР в 60-80-е годы. | Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. ГУЛАГ в системе советской экономики. Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных. ценностей. Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата. Общественно-политическое развитие СССР. Теория развитого социализма. Экономика СССР. Международное положение.
| 2 | 1 |
Тема 12.3. Общественно-политическое развитие Запада во второй половине XX века. | Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Современные биотехнологии. Европейская интеграция. «Государство благосостояния». Роль политических партий. Христианская демократия. Мир потребителей. Новый взгляд на права человека. | 2 | 1 |
Тема 12.4. СССР в период перестройки. | Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. СССР в системе международных отношений . | 2 | 2 |
Тема 12.5. Становление новой России. | Становление новой Российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская модель. Конституция РФ. Система разделения властей. Экономика. Переход к рыночным отношениям. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение. | 2 | 1 |
Тема 12.6. Мир в начале XXI века. | Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Технологии будущего. Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Место России в международных отношениях. Самостоятельная работа. Реферат «Культура XX века»
| 2 4 | 2 3 |
Тема 12.7. Духовная жизнь. | Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании. | 2 | 1 |
Тема 12.8. Итоговое занятие. | Повторение и обобщение изученного. Итоговая контрольная работа. | 1 2 | 2 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии кабинет «Истории».
Оборудование учебного кабинета:
- 15 ученических столов
- 1 стол преподавателя
- 30 ученических стульев
- 1 стул преподавателя
- 1 учебная магнитная доска
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники
Для учащихся
Волобуев О.В., Клоков В.А. Россия и мир, 10 кл. Базовый уровень:
Учебник для общеобразовательных учреждений.-М., Дрофа,2008.
Волобуев О.В., Клоков В.А. Россия и мир, 11 кл. Базовый уровень:
Учебник для общеобразовательных учреждений.-М., Дрофа,2008.
Левандовский А.А., Щетинов Россия в XX в. Базовый уровень:
Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение 2008.
Буганов В.И., Зырянов П.Н., История России конец XVII-XIX вв.
Учебник для общеобразовательных учреждений.-М., Просвещение 2006
Для преподавателя
Абдуллаев Э. Н., Морозов А.Ю. История России XX-начала XXI века Тематические задания. М., Экзамен, 2009
Ларина Л. И., Соловьев Д. А. История. Тематические задания. М., Экзамен,2010
Игнатов А.В. Методическое пособие к учебнику Россия и мир История XX в..М., Новый учебник 2005
Игнатов А.В. Методическое пособие к учебнику Россия и мир История. М., Новый учебник 2005
Козиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах) М. ЛистНью 2005
Волобуев О.В., Кулешов С.В. Дополнительные материалы к учебнику практикуму Россия в 90-е годы XX-
начале XXI в.
Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России 10 кл. М. Вако 2003
Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М. ЦентрКом 1997
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать:
основные исторические термины и даты | Контрольные работы фронтальный опрос индивидуальные задания |
уметь:
| Контрольные работы Фронтальный опрос Индивидуальные задания Практические работы |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | Самостоятельные работы Творческие работы Практические работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...