Рабочая программа по предмету "История".
рабочая программа по истории (11 класс) на тему

Программа учебной дисциплины "История" предназначена для изучения истории в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. При освоении профессий НПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей в учреждениях НПО история изучается как базовый предмет в объеме 117 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_2012_g.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональное училище № 19

Рабочая программа

по предмету

«История»

Пермь,2012

Программа учебной дисциплины «История» предназначена  для изучения истории в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих. 

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) история в учреждениях начального профессионального образования (далее — НПО)  изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО  технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей в учреждениях НПО история изучается как базовый учебный предмет в объеме 117 часов.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 19».

Разработчик: Софьина Л.Н. преподаватель истории, первая квалификационная категория.

     

                                         


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.    

  1. СТРУКТУРА  И  ПРИМЕРНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.

  1. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ.

  1. КОНТРОЛЬ  И  ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ.


  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

1.1.Область применения  программы

   Программа учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»  предназначена для изучения истории в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих технического и естественно-научного  профиля.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5. формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня

1.2.  Место  дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной подготовки: дисциплина входит в «Общеобразовательный цикл» базового уровня

1.3.. Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения учебной дисциплины «История» учащийся должен

знать/понимать:

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  2. периодизацию всемирной и отечественной истории;
  3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  4. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  5. основные исторические термины и даты;

уметь:

  1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  2. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  3. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  4. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  2. использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  3. соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  4. осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

  1. СТРУКТУРА  И  ПРИМЕРНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

               Вид учебной работы                                    Объем часов

Максимальная учебная нагрузка                                   175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка                 117

Самостоятельная работа                                                  58

             2.2.    Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа учащихся.

Объем часов

Уровень освоения


Введение

Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их развития. Периодизация всемирной истории. Общественная роль и функции истории



2



1

Раздел 1. Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья


12


Тема 1.1

. Древний Восток

Древнейшая стадия истории человечества. Ранние цивилизации древнего Востока. Материальная культура и экономика ранних цивилизаций Востока. Социальный строй. Политическая и военная организация. Идеология.


   

2



1


Тема 1. 2.

Античный мир

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат. Религии Древнего мира.


2



2


Тема 1.3.

 Рождение европейской средневековой цивилизации.


Становление западноевропейской средневековой цивилизации. Хронологические рамки западного Средневековья. Основные этапы взаимоотношения римлян и варварского мира. Великое переселение народов и его историческое значение. Исторические итоги раннесредневекового периода. Политическая раздробленность и ее причины.




2




           1


Тема 1.4.


 Страны Западной Европы  в раннее Средневековье.

Социально-экономические особенности периода. Складывание средневековых классов и сословий. Отношения собственности. Феод. Вассальные связи. Аграрный характер средневековой цивилизации. Основные формы государственной власти Церковь и общество.



2



           2


Тема 1.5.

Византийская империя и восточнохрист.

Византийское государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной собственности. Город и деревня. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия. Внутренние и внешние причины гибели Византии.

Практическая работа: составление опорного конспекта «Византийская империя»


2



2


Тема 1.6.

Исламский мир.


Обобщение.

 




Возникновение ислама. Мухаммед. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламинизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу XV века. Арабская культура.

Контрольная работа. «Древний мир и раннее Средневековье».


1




          1



2

Раздел 2

История России с древнейших времен до конца XVII века


22


Тема 2.1

Восточные славяне

в древности.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования.



2

   

     2


Тема 2.2.

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины.

«Путь из варяг в греки». Точки зрения на происхождение государственности на Руси. Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Военные , дипломатические и торговые контакты Руси и Византии IX-XI веков. Владимир Святой. Введение христианства. Культурно-историческое значение христианизации.

Практическая работа: таблица «Основные события истории Древней Руси».


2


      2

Тема 2.3.

Государство и общество.




Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская Правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Истоки русской культуры.

 Самостоятельная работа. Сообщение «Первые русские князья».                  


      2



       4


     2  



      3


Тема 2.4.

Раздробленность Руси.

Причины раздробленности. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси , их особенности. Великий Новгород. Хозяйственное , социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Земледелие , города и ремесло. Политическое устройство.


2


     2


Тема 2.5.

Русь между Востоком и Западом.                          


Общественно-экономический строй монгольских племен. Образование державы Чингисхана монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь.

Образование Золотой Орды , ее социально-экономическое и политическое устройство. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII века. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский. Русские земли в составе княжества Литовского.


2


     2

Тема 2.6.

Москва во главе объединения русских.

земель

Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.).Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Государев двор. Организация войска.


2

 

      2


Тема 2.7.

Россия : третье православное царство.


Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г) .Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Государев двор. Организация войска.

Венчание на царство Ивана Грозного , формирование самодержавного идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Церковь и государство. Опричнина. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного.

Практическая работа: схема «Система государственного управления»


2

 

     2


Тема 2.8.

Кризис государства и общества. Смутное время

Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов.

Начало гражданской войны в России. Самозванцы. Народные восстания.

Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские войска в Москве. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский Собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны.

 

2


    2

Тема 2.9.

Становление самодержавия Романовых.

Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской Думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия.

Формы землепользования. Политика протекционизма. Внутренний рынок. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права.

Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина.


2


     1


Тема 2.10.

Начало формирования многонационального государства.

Присоединение Казанского и Астраханского ханства Вхождение башкирских земель в состав России. «Дикое поле». Казачество. Народы Урала и Приуралья Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Присоединение Левобережной Украины.

Практическая работа: таблица «Расширение территории государства».


2


      2


Тема 2. 11.

Русская культура.


Обобщение.



Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западом. Создание школ. Новые жанры в литературе.

Контрольная работа. « Русь древняя и средневековая»


1



          1

 

       2

                                                                                                                                                                                         



Раздел 3.

История индустриальной цивилизации: Страны западной Европы в XVI-XVII веках.



10


Тема 3.1.

Европа в начале Нового времени.


Понятие «Новое время». Предпосылки возникновения феномена «модернизация» и его содержательная сторона. Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную Жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников.


2


      2

Тема 3.2.

Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм. Сходства и различия абсолютных монархий Западной Европы. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Английская революция и ее значение для Европы


2


     2


Тема 3.3.

Эпоха просвещения.


Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ разума. Идеи прогресса.

Пути , способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции , Германии и Англии. Просвещение и власть , «просвещенный абсолютизм». Просветительские идеи в литературе и искусстве.

Практическая работа: таблица «Эпоха просвещения».


2


      2



Тема 3.4.

Революции XVIII столетия.






Тема 3.5.

Обобщение.


Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституция. Феномен террора. Культурные новшества периода революции.


Повторительно-обобщающий урок.                                                                      


Контрольная работа. «Запад в Новое время».


2






1


1


      2






       2


РАЗДЕЛ 4

Россия в XVIII веке.




10


Тема 4.1.

Эпоха Петра Первого.    

Предпосылки реформ Петра Первого. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире. Провозглашение ее  империей.

Социально-экономическая политика Петра Первого и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени.


2


     1


Тема 4.2.

Дворцовые перевороты.

Золотой век Екатерины II.

Причины дворцовых переворотов. Екатерина Первая. Верховный тайный совет. Петр Второй. Анна Иоанновна. Бироновщина. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Правление Петра III.Дворцовый переворот                

1762г. и  воцарение Екатерины Второй.

«Просвещенный абсолютизм»Екатерины Второй. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Оценка личности императрицы и итоги ее правления.

 Самостоятельная работа. Сообщение «Исторический портрет Петра

Первого», «Исторический портрет Екатерины Великой».


2







4


      2







       3


Тема 4.3.

Расширение территории государства.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Внешняя политика России во второй половине XVIII века. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Практическая работа: таблица «Расширение территории государства».


2


      2


Тема 4.4.

Культура, образование и наука.

Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство.

Русская культура в середине XVIII в. Идеи просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России. Быт и нравы, повседневная жизнь различных слоев общества Итоги развития русской культуры в XVIII в


2




      2


Тема 4.5.

Обобщение.

Повторительно-обобщающий урок


Контрольная работа. «Россия в XVIII веке».                                                                                           

         1

         

          1


      2

                                                 


РАЗДЕЛ 5

Становление индустриальной цивилизации.

6


Тема 5.1.

Промышленный переворот и становление индустриальной цивилизации.

Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота. Технические изобретения и изменения отношения к ним в обществе. Изобретатели и предприниматели. Развитие транспортно-коммуникационной системы. Социальные последствия промышленного переворота.

     

2

 

      2

Тема 5.2.

Особенности развития стран Запада во второй половине XIX века.

Варианты политического переустройства общества: реформы или революции? Европейские революции середины XIX века. Движения за реформы: требования, формы организации, результативность. Изменения в идеологических и правовых основах государственности.

Возникновение идейно-политических течений. Консерватизм, либерализм, социализм: идейные платформы и социальная база. Становление партий и формы партийной деятельности. Социальный состав общества: старые и новые составляющие.


2


      1


Тема 5.3.

Особенности развития Востока в XIX.

Обобщение.

Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации.

«Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблемы Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за самосохранение.

Обобщение изученного материала.

   

2


     2

РАЗДЕЛ 6.

Россия в XIX веке.

8


Тема 6.1.

Российское государство в первой половине XIX века.

Территория и население империи. Особенности российской колонизации. Роль географического фактора в социально-экономическом и политическом развитии России. Национальный вопрос.

Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Социальный и культурный разрыв между сословиями

Реформы начала царствования Александра I. Проблема соотношения просвещения и самодержавия. Дворянский консерватизм. Аристократическая оппозиция. Идейная борьба.

Россия в 1815-1825 гг. Конституционные проекты. Причины неудач реформ Александра I. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы.

Николай I. Смена политических приоритетов. Кризис идеологии самодержавия.

Практическая работа: таблица «Основные направления внутренней политики России».

     

2


     2


Тема 6.2.

Реформы 1860-1870 годов

Россия после Крымской войны. Александр II. Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые преобразования. Реформы в области просвещения и печати. Итоги реформ, их историческое значение.

 Самостоятельная работа. Исследовательская работа «Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века в России»

2





4

     1





      3


Тема 6.3.

Общественные движения Росси XIX века.

Власть и общество. Формы общественного движения. Основные направления общественной мысли.

Либералы и консерваторы власти. Особенности государственно-политического консерватизма. Российский либерализм.

Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам. Правительственные репрессии и революционный террор


2


     1


Тема 6.4.

Культура XIX века.

Российский феномен: философия, литература и литературная критика вместо политической борьбы. Развитие науки и техники в России. Правительственная политика в отношении образования.

Великие реформы и русская культура. Перемены в системе образования. Книгопечатание. Развитие науки и техники. Золотой век русской литературы. Музыкальная культура. Живопись. Архитектура. Театр.


2


      2


Тема 6.5.

Обобщение.

Повторительно-обобщающий урок.


Контрольная работа «Россия в XIX веке».


1


1


     2

                             

                                                         


РАЗДЕЛ 7.

Россия и мир в начале XX века

     

6


Тема 7.1.

Новые тенденции в развитии общества в начале XX века.

Перемены в социальной структуре индустриальных стран. Урбанизация. Снижение доли аграрного населения. Рост экономического веса сферы услуг. Повышение образовательного населения. Профсоюзное движение. Изменения в положении рабочих.      

Социальный и демографический состав российского общества. Российская правовая система. Государство. Особенности российской монархии.

     

2


      1

.

Тема 7.2.

Первая российская революция.

Революция 1905-1907 гг: причины, события, итоги. Социальный заказ на  модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет.


2

 

      2


Тема 7.3.


Российское общество и реформы. Экономическое развитие стран.  

Социальный и демографический состав российского общества. Уровень образования.            Особенности формирования городского населения .Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления.

Российская правовая система. Особенности российской монархии. Экономические реформы С.Ю. Витте и  П.А. Столыпина. Степень готовности общества к экономической модернизации по западному образцу.


2


       1

                                     

         


РАЗДЕЛ 8.

Первая мировая война и революционные потрясения



8


Тема 8.1.

Первая мировая война.

Истоки и причины. Особенности военных конфликтов в XX в.: Техносфера человечества. Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно-административных империй. Версальская система.

 Влияние войны на общество. Диспропорции в государственной системе России.

Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции.

 

2

 

        1


Тема 8.2.

Российская революция 1917 года.

Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Первые шаги советской власти. Государственное устройство. Формирование однопартийной системы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными.

Практическая работа: опорный конспект «Февральская революция»


2


        2


Тема 8.3.

Гражданская война в России


Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция. «Военный коммунизм».

 Самостоятельная работа. Исследовательская работа «Гражданская война: история и судьбы».



2




           4

 


         2




          3

Тема 8.4.

От Российской республики советов к СССР.


Обобщение.


Кризис «военного коммунизма». Постепенный отход от идей

   «мировой революции». Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование СССР. Выбор путей объединения. Основные направления национально-государственного строительства.


Контрольная работа «Россия в начале XX века».



1




1

           



          2

                                                                     

                                 


РАЗДЕЛ 9.

Мир в межвоенный период.


4


Тема 9.1.

Мировой экономический кризис. Тоталитарные режимы в Европе.

Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная коньюктура и стихийная реконструкция экономики ведущих мировых держав. Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианства и компромиссная схема Рузвельта.

Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов.

Практическая работа: таблица «Особенности экономического кризиса в странах Западной Европы».


2


       2


Тема 9.2

Модернизация в странах Восток

Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху.  Китай: путь к обретению самостоятельности. Антиколониальная борьба народов Азии и Африки: ненасилие или вооруженное сопротивление? Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?


2


       2


РАЗДЕЛ 10.

Социалистический эксперимент в СССР.


6


Тема 10.1.

Советская страна в годы НЭПа.

Кризис «военного коммунизма». Новая экономическая политика: сущность и направления. Диспропорция экономического и социально-правового статуса личности.

Практическая работа: опорный конспект «Результаты и противоречия НЭПа».


2


       2

Тема 10.2.

Пути большевистской модернизации.

Развитие экономики  в конце 20-30-х годов. Форсированная  модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса.


2


        2

Тема 10.3.

СССР в системе международных отношений.

Внешняя политика СССР в 20-30-е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытка возврата к границам Российской империи: советско-финляндская война, присоединение  Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии.


2

 

          1

РАЗДЕЛ 11.

Вторая мировая война.


6

Тема 11.1.

Агрессия гитлеровской Германии.

Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом океане и Атлантическом , в Африке и Азии. Война технологий.


2


       2

Тема 11.2.

Боевые действия Великой Отечественной войны.

Общество в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Партизанское движение. Национальная политика.

Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Управление экономикой в военное время.

Практическая работа: опорный конспект «Хронография военных действий».


2


        2

Тема 11.3.

Победа антигитлеровской коалиции.

Обобщение.

«Второй фронт» фронт в Европе. Миропорядок Ялты и Потсдама. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение  и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Контрольная работа «СССР в 20-40-е гг XX века».

     

1


1


        2

РАЗДЕЛ 12.

СССР и страны Запада во второй половине XX века.





          17

Тема 12.1.

«Холодная война».

Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в

формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки.

Распад колониальной системы. Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Крах биополярного мира. Последствия «холодной войны».

Практическая работа: таблица «Крупнейшие региональные конфликты и войны».


2

                               


        2






Тема 12.2.

 СССР в 60-80-е годы.

Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. ГУЛАГ в системе советской экономики.

Усиление традиционализма в общественной жизни. Интеграция коммунистической идеологии в систему традиционных. ценностей.

Приход к власти Н.С. Хрущева. Попытки преодоления культа личности. Либерализация сверху. Концепция построения коммунизма. Реформа государственного аппарата.

Общественно-политическое  развитие СССР. Теория развитого социализма. Экономика СССР. Международное положение.

 


2


        1

Тема 12.3.

Общественно-политическое развитие Запада во второй половине XX века.


Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Современные биотехнологии.

Европейская интеграция. «Государство благосостояния». Роль политических партий. Христианская демократия. Мир потребителей. Новый взгляд на права человека.


2


       1

Тема 12.4.

СССР в период перестройки.




Причины реформ М.С. Горбачева. Кризис классической советской модели социализма. Попытки экономической модернизации. Движущие силы. Готовность общества к переменам. Изменения в правовой и государственной системе. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма. СССР в системе международных отношений .


2


       2

Тема 12.5.

Становление новой России.

Становление новой Российской государственно-правовой системы. Парламентская или президентская  модель. Конституция РФ. Система разделения властей.

Экономика. Переход к рыночным отношениям. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества.

Российское общество. Либеральные идеи и социальная инерция. Социальное расслоение.


2


      1

Тема 12.6.

Мир в начале XXI века.










 Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Технологии будущего.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт  традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений.

Россия в мировых интеграционных процессах и формирование современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Место России в международных отношениях.

Самостоятельная работа. Реферат «Культура XX века»

        


2









4


      2









       3

Тема 12.7.

Духовная жизнь.

Формирование новой научной картины мира. Дегуманизация

искусства. Технократизм и иррационализм в общественном  сознании.


2


      1

Тема 12.8.

Итоговое занятие.

  Повторение и обобщение  изученного.

  Итоговая контрольная работа.                                                                                    

           1

           2

       2

 

  1. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии кабинет «Истории».

Оборудование учебного кабинета:

    -   15 ученических столов

    -   1 стол преподавателя

    -   30 ученических стульев

    -   1 стул преподавателя

    -   1 учебная магнитная доска

   


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники

                   Для учащихся

  Волобуев О.В., Клоков В.А. Россия и мир, 10 кл. Базовый уровень:

Учебник для общеобразовательных учреждений.-М., Дрофа,2008.

Волобуев О.В., Клоков В.А. Россия и мир, 11 кл. Базовый уровень:

Учебник для общеобразовательных учреждений.-М., Дрофа,2008.

Левандовский А.А., Щетинов  Россия в XX в. Базовый уровень:

Учебник для общеобразовательных учреждений. М.,Просвещение 2008.

Буганов В.И., Зырянов П.Н., История России конец XVII-XIX вв.

Учебник для общеобразовательных учреждений.-М., Просвещение 2006

                   Для преподавателя

Абдуллаев Э. Н., Морозов А.Ю. История России  XX-начала XXI века  Тематические задания. М., Экзамен, 2009

Ларина Л. И., Соловьев Д. А.  История. Тематические задания. М., Экзамен,2010

Игнатов А.В. Методическое пособие к учебнику Россия и мир История XX в..М., Новый учебник 2005

Игнатов А.В. Методическое пособие к учебнику Россия и мир История. М., Новый учебник 2005

Козиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России (в таблицах и схемах)  М. ЛистНью 2005

Волобуев О.В., Кулешов С.В. Дополнительные материалы к учебнику практикуму Россия в 90-е годы  XX-

начале XXI в.

Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России 10 кл. М. Вако 2003

Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М. ЦентрКом   1997

                                                 4. Контроль и оценка  результатов освоения дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  2. периодизацию всемирной и отечественной истории;
  3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  4. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

       основные исторические термины и даты

 

  Контрольные работы


  фронтальный опрос


  индивидуальные задания

уметь:

  1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  2. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  3. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  4. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;



Контрольные работы


Фронтальный опрос


Индивидуальные задания

Практические работы

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  2. использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  3. соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



                    Самостоятельные работы


        Творческие работы


        Практические работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...