Урок "Средневековое общество"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Интерактивный урок.
Тема: Средневековое европейское общество
Тип урока: изучение нового материала
Цель: формирование представления об устройстве средневекового общества;
Задачи:
1. выявить основные особенности феодального общества;
прийти к пониманию сущности феодальной зависимости;
развивать навыки самостоятельной работы.
Основные понятия: сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодал, феодальная лестница
Оборудование: компьютеры (по количеству уч-ся), схемы «Сословия в период Средневековья» и « Феодальная лестница», словарь новых терминов, учебник, тетрадь.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа «Расцвет Средневековья» (фронтальный опрос)
1. Что называется Всеобщей историей?
2. Какие разделы Всемирной истории вы уже знаете?
3. Назовите хронологические рамки Средневековья.
4. На сколько периодов историки делят средние века?
5. Назовите эти периоды и их продолжительность.
Итак, мы с вами закончили изучение первого периода – « Раннее Средневековье», в котором рассматривали как зарождалось новое общество. С сегодняшнего урока мы переходим к изучению 2-го периода – « Расцвет Средних веков»
Почему же период с XI – XIV вв. называют периодом расцвета? (работа с учебником).
(Предполагаемый ответ учащихся: В это время жизнь стала безопаснее, хозяйство и общество могло развиваться быстрее, увеличивается население, развивается сельское хозяйство).
III. Сообщение темы урока
IV. Изучение нового материала
1.Словарная работа (словарь новых терминов на каждой парте)
К концу раннего Средневековья в Западной Европе сложилось феодальное общественное устройство. Вся земля была поделена между феодалами.
Феод
феодал
За полученную землю феодалы несли военную службу. Крестьяне, жившие на этой земле, должны были работать на владельца этой земли и отдавать ему часть урожая. Таких крестьян стали называть зависимыми.
Зависимые крестьяне
Постепенно в разных странах и в разное время почти все крестьяне теряли связь с военным делом и попадали в зависимость от феодалов. Военное же дело становилось занятием профессиональных воинов.
Большую роль в Средневековой Европе играли служители христианской церкви.
Духовенство
Таким образом всё средневековое общество делилось на сословия.
Сословие
Более подробно рассмотрим отношения между феодалами и крестьянами.
2.Работа с ЭУМ: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9931b595-7ac0-4793-b76a-108ec5c6f766/%5BRVI6_17-13%5D_%5BML_U%5D.swf
1 задание: Прослушать лекцию «Благородное сословие». Какие особенности отличали благородное сословие? (Проверка)
задание : прочитать учебник (или отпечатанный электронный текст). Какие особенности были у сословия крестьян?
задание: прочитать учебник (или отпечатанный электронный текст). Какие отношения складывались между феодалами и крестьянами и как решались споры.
V.Закрепление.
Интерактивные задания:
- заполнить таблицу «Определите права и обязанности феодалов и крестьян»;
- подобрать определения к понятиям.
VI. Завершающий контроль (карточки).
Контрольный тест:
Утверждения | Да | Нет |
Все три сословия имели перед обществом свои права и обязанности. | + |
Отношения между сословиями регулировались обычаем и правом. | + |
Основными сословиями феодального общества были земледельцы-феодалы, рабы и свободные крестьяне. | - |
Сословная принадлежность зависела от рождения. | + |
Для улучшения своего положения в обществе требовалось только разбогатеть. | - |
Крестьяне работали на феодалов в силу принуждения и согласно устоявшимся обычаям. | + |
Феодалы охраняли и защищали «своих» крестьян. | + |
Феодалы были сословием воинов, а крестьяне не умели воевать. | + |
Граница между крестьянами и феодалами была легко преодолима. | - |
Крестьяне и феодалы мало отличались друг от друга по своему образу жизни. | - |
VII. Итог урока
VIII. Рефлексия
IХ. Д/З. Словарная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.
разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...
тема :"Общество", "Сферы жизни общества".
Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....
Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления
Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.
Цель урока - обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
От традиционного общества к обществу индустриальному
Первый урок по Новой истории для 8 класса по учебнику Юдовской....
Урок обществознания в 10 классе в разделе « Политическая сфера жизни общества». Тема урока: Выборы в демократическом обществе.
Цели урока.1. Обучающие: -познакомиться с избирательными системами, их типами и способами реализации в различных странах мира.2. Развивающие: -развить навыки анализа документов, участия в дискуссии, р...