урок "Восстание декабристов"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Урок составлен для 8 класса по теме "восстание декабристов". На уроке применяется системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_konspekt.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Восстание декабристов.
ФИО (полностью): Маркелова Ирина Степановна |
Место работы: МБОУ «Булатниковская СОШ», Муромского района, Владимирской области |
Должность: учитель истории и обществознания |
|
Предмет: история |
Класс: 8 |
Тема и номер урока в теме: «Восстание декабристов» (урок 9) |
Список литературы: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России 19 в.» учебник для общеобразовательных учреждений – М. 2000. Просвещение, 8 класс; |
8.Методы обучения: иллюстративно-словестный, практический, работа с компьютерной моделью.
9.Пояснительная записка:
Данный урок занимает важное место в ряду уроков по истории XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства. Взгляды декабристов и их действия очень важны при раскрытии особенностей последнего периода царствования Александра I и прихода к власти его брата Николая I. Предпринятая декабристами попытка переустройства России во многом объясняет реакционную политику Николая I.
10.Цель урока:
Познакомить учащихся с событиями 14 декабря 1825 года, сформировать целостное восприятие события, оценить историческое значение восстания декабристов через активную самостоятельную работу учащихся
11.Задачи урока:
Воспитательные–
1.Формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;
2. Воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.
Развивающие –
1.Развитие навыков логического мышления и визуальную память через получение аудивизуальной информации;
2.Развитие умения устанавливать взаимосвязь между историческими процессами, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации;
3.Развитие навыков самостоятельной оценки учащимися исторических событий, т.о. формировать критическое мышление.
Обучающие –
1.Способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов;
2.Актуализировать интерес к данной теме через усиление мотивации к процессу обучения при использовании ИКТ.
12. Приобретаемые навыки детей: умение работать в сети Интернет, анализ, обобщение и систематизация знаний, умение объяснять новые понятия.
13. Тип урока: изучение нового материала.
14. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, парные; практические, самостоятельные.
15.Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, оборудованный АРМ учителя и каждого ученика с выходом в интернет и проектор.
16. Технические условия: урок проводится в компьютерном классе.
17.Структура и ход урока:
Таблица №1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационный момент | Организует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Готовят необходимые учебные пособия | 2 |
2. | Актуализация знаний Стадия вызова | Повторение ранее изученного материала | Отвечают на тестовые вопросы | 5 |
3. | Постановка цели урока | Осуществляется итог, подводит учащихся к постановке цели | Воспринимают информацию, ставят цель | 2 |
4. | Изучение нового материала Осмысление нового материала | ЭОР №1 Восстание декабристов. ЭОР№2 ЭОР№3 | Учитель вызывает учащихся к доске. Показ репродукции К.И. Кольмана «Выступление декабристов на Сенатской площади»,учащимся дается задание. Дает задание: открыть интернет ресурсы, ответить на вопросы. | Опережающее задание: учащиеся дают библиографические справки и портреты декабристов (выводят через проектор на экран). Рассматривают репродукцию, выполняют проблемное задание. Работают с историческими источниками, отвечают на вопросы. | 20 |
ЭОР №4 | Дает задание: открыть интернет ресурсы, описать репродукции, ответить на вопросы. | Рассматривают репродукции, отвечают на вопросы. |
5. | Физкультминутка | Проводит физкультминутку (гимнастику для глаз) в целях снятия напряжения и усталости глаз на начальном этапе утомления, что способствует положительному эмоциональному фону на уроке. | Выполняют гимнастику для глаз под музыкальное сопровождение | 1 |
6. | Закрепление | ЭОР №5 (практическая работа) ЭОР №6 ( тест) | Даёт задания для выполнении я | Выполняют практическое задание открытого типа (Линия жизни офицера), тест | 8 |
7. | Итоги урока | Подводит итоги урока, мотивирует учащихся сформулировать вывод, ставит оценки | Делают выводы по теме урока, фиксируют выводы | 4 |
8. | Домашнее задание | ЭОР№7 | Объясняет учащимся выполнение домашнего задания, задание дифференцированного характера (Более сильным учащимся - работа с ЭОР) | Записывают домашнее задание | 2 |
9. | Рефлексия | производят самоанализ своей деятельности на уроке | 1 |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Биографические справки и портреты декабристов | П | Анимация |
2 | Выступление декабристов на Сенатской площади | иллюстрация | http://www.libozersk.ru/pages/index/729 |
3 | Отзывы современников о событиях на Сенатской площади. | П | Анимация |
4 | «Петровский завод-место заключения декабристов», «Камера декабристов в Читинском заводе». | И | Иллюстрация |
5 | Задания открытого типа | К | Анимация |
6 | Тестовые задания к параграфу | К | тест |
7 | Вопросы и задания | К | Анимация |
План-конспект урока истории в 8 классе
Урок 19 Восстание декабристов.
Базовый учебник: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России 19 в.»
Цель урока:
Познакомить учащихся с событиями 14 декабря 1825 года, сформировать целостное восприятие события, оценить историческое значение восстания декабристов через активную самостоятельную работу учащихся
Задачи урока:
Воспитательные–
1.Формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;
2. Воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.
Развивающие –
1.Развитие навыков логического мышления и визуальную память через получение аудивизуальной информации;
2.Развитие умения устанавливать взаимосвязь между историческими процессами, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации;
3.Развитие навыков самостоятельной оценки учащимися исторических событий, т.о. формировать критическое мышление.
Обучающие –
1.Способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов;
2.Актуализировать интерес к данной теме через усиление мотивации к процессу обучения при использовании ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности
Техническое обеспечение: мультимедийный компьютер, мультимедийный проектор и экран.
Этапы урока:
1.Организационный момент……………………………………………………………… 1мин.
2.Актуализация опорных знаний учащихся……………………………………………... 6мин.
3.Постановка целей………………………………………………………………………. .3 мин.
4.Изучение нового материала по плану: ………………………………………………...20мин.
ПЛАН:
1. Причины восстания декабристов.
2. Выступление 14 декабря 1825 года.
3. Итоги, историческое значение движения декабристов.
5.Физкультминутка………………………………………………………………………. 1 мин.
6.Первичное закрепление полученных знаний………………………………………… 8 мин.
7.Подведение тогов урока…………………………………………………………………3мин.
8.Домашнее задание………………………………………………………………………..2мин.
9.Рефлексия ………………………………………………………………………………...1мин.
Итого: 45 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Вступление.(1 мин.)
Учитель.Добрый день! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с важным историческим событием - восстанием декабристов, но сначала давайте вспомним ситуацию, которая складывалась в стране после Отечественной войны 1812 года.
Как вы считаете, с каким настроением возвращались люди после освободительного европейского похода 1813-1814 годов? На какие уступки от властей они рассчитывали? Что являлось главным вопросом, который был не решен, но требовал немедленного решения?
Учащиеся. После наполеоновских войн многие ожидали, что в России начнутся новые времена. Солдаты и офицеры, познакомившись с более свободной жизнью европейских народов, в новом свете воспринимали печальную российскую действительность. Крепостные крестьяне, побывавшие в ополчении, испытавшие все тяготы походной жизни, смотревшие в глаза смерти, с тяжелым разочарованием убеждались, что они не заслужили даже свободы. Но через несколько лет после Отечественной войны 1812 года в политике Александра I проявляются откровенно крепостнические черты. Это выражалось не на словах, а в делах. И прежде всего – в создании военных поселений. Поэтому ситуация не изменилась. Это привело к недовольству народа и прежде всего передовых членов общества. Стали создаваться тайные общества, где разрабатывались программы реформации России.
А сейчас для того, чтобы нам повторить пройденный материал, вспомнить сложившуюся ситуацию проведем тест: (работа учащихся)
Тест (5 минут):
Тест 1
1.Общественное движение было направлено на ускорение темпов буржуазного развития России
А) да Б) нет
2. Союз благоденствия был создан
А) 1814 г. Б) 1816 г. В) 1818 г.
3. Уничтожение самодержавия предусматривала
А) Конституция Н. Муравьева Б) "Русская правда" П. Пестеля
4. Установление конституционной монархии предусматривала
А) Конституция Н. Муравьева Б) "Русская правда" П. Пестеля
5. Первые тайные организации были созданы в
А) Петербурге Б) Москве В) Киеве
6. Одним из руководителей Южного общества был
А) С. Муравьев-Апостол Б) П.Г. Каховский В) С.П. Трубецкой
Г) А.А. Аракчеев
7. Одним из руководителей Северного общества был
А) М. Муравьев-Апостол Б) К.Ф. Рылеев В) М. М. Сперанский
Г) М. И. Кутузов
8. Члены тайных обществ - это выходцы из
А) дворян Б) буржуазии В) крестьянства Г) купечества
Тест 2
1. Общественное движение было направлено на уничтожение бесчеловечного буржуазного общества
А) да Б) нет
2. Союз спасения был создан
А) 1812 г Б) 1814 г. В) 1816 г.
3. Северное и Южное общества возникли в период
А) 1821-1822 гг. Б) 1823-1824 гг. В) 1824-1825 гг.
4. На формирование взглядов будущих декабристов не оказали влияния
А) война 1812 г.
Б) заграничные походы русских войск в 1812-1814 гг.
В) сознание того, что манный тормоз развития России - самодержавие
Г) влияние идей Радищева и французских просветителей
Д) желание выслужиться, сделать карьеру
5. Уничтожение крепостного права в России предусматривала
А) Конституция Н. Муравьев Б) "Русская правда'' П. Пестеля
7. По проекту П. Пестеля Россия должна была стать
А) конституционной монархией
Б) демократической республикой
В) самодержавной монархией
8. По проекту Н. Муравьева Россия должна была стать
А) конституционной монархией
Б) демократической республикой
В) самодержавной монархией
3.Постановка цели ( 2 мин).
Учитель. Тема нашего урока-«Восстание декабристов», мы на прошлом уроке говорили о готовящемся восстании членов «Северного» и «Южного» обществ. Какую цель данного урока вы можете сформулировать, опираясь на пройденный материал.
Учащиеся. (Примерный ответ) Мы должны изучить ход восстания подготовленное тайными обществами, подвести итоги и понять значение для дальнейшего развития России.
4. Изучение нового материала (20 мин.):
Учащиеся. Запись темы и плана в тетради.
Учитель. Мы с вами познакомимся с героями тех событий. На дом было дано задание – работа с материалами интернет - ресурсов.
Учащиеся. Дают библиографические справки о декабристах, знакомят с портретами (Е.П.Оболенский, И.Я. Якушкин, И.И.Горбачевский, П.Г. Каховский, Н.Муравьев, П.Пестель и др.) (ЭОР№1)
Учитель. А сейчас по ходу рассмотрения вопроса выступления декабристов, опираясь на иллюстрацию, определить, в чем сильные и слабые стороны движения декабристов (проблемное задание). (ЭОР№2)
Работа с репродукцией К.И. Кольмана «Выступление декабристов на Сенатской площади».
На столах: схема, почасовой план событий.
Задание:
Сравните схематическое изображе ние с художественным изображением данных событий К.И. Кольманом и от ветьте на вопросы:
Совпадают ли изобра жения событий на схеме и картине худож ника? (каре декабристов, а также конногвардейцев, окруживших каре де кабристов, народ)
Сравните поведение простонаро дья на картине Кольмана с приведенны ми выше свидетельствами.
Определите примерное время изо браженных на гравюре событий.
Как вы полагаете, можно ли считать эту картину историческим источником? Что дает нам основание считать картину Кольмана достоверным источником ин формации об исторических событиях?
1. Декабристы на Сенатской площади.
Учитель. Задание: по ходу рассказа составить план.
Учащиеся. Составляют план. (примерный план)
1. Сбор на Сенатской площади.
2. Переговоры с восставшими.
3. Расстрел.
14 декабря 1825 г. к памятнику Петру I был выведен Московский полк, гвардейский морской экипаж, лейб-гвардии гренадерский полк. Всего около 3 тысяч человек.
У Николая I было более 10 тысяч человек. Когда вышли на площадь стало ясно, что Трубецкой не явился. Декабристам стало известно, что Сенат уже присягнул государю и они стоят перед пустым зданием. Что делать? Декабристы на площади не считали, что их дело проиграно. Герцен писал: 14 декабря так сильно потрясло всю молодую Русь оттого, что было на Исаакиевской площади. Был брошен вызов самодержавию. Впервые дворяне (оплот государства) выступили с требованием вольностей и прав.
Декабристы стояли с оружием в руках, но силу не применяли. Первые атаки на декабристов отражались холостыми залпами. Для урегулирования вопроса Николай I посылает митрополита Серафима, который призывает солдат вернуться в казармы. Воины осенили себя крестным знамением и сказали: «Поди, батюшка, домой, помолись за нас, за всех, - здесь тебе делать нечего».
Попытался уговорить солдат разойтись с площади герой войны, генерал-губернатор М.А. Милорадович, прозвучал трагический выстрел Каховского и Милорадович был смертельно ранен. После чего начался расстрел восставших, к 6 часам восстание было разгромлено. Помощь декабристам их других полков не пришла, а привлекать народ на свою сторону они не захотели.
Учитель. Сейчас делимся на пары. Работаем с интернет – ресурсами, откройте ссылку. Мы познакомимся с отзывами современников о восстании декабристов. (ЭОР№3)
Учащиеся. Делятся на группы. Работа с историческим источником:
1-ая группа. Воспоминания Фонвизина М.А. о событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
-Как рассматривал это событие Фонвизин, какие причины поражения декабристов он видел?
2-ая группа. Воспоминания Горчакова А.М.- князя, одного из самых известных соучеников А.С. Пушкина по Царскосельскому лицею.
-Почему он отрицательно относился к восстанию? Как он называл декабристов?
3-я группа. Воспоминания Телешова И.Я.- чиновника Департамента разных податей и сборов Министерства финансов, помощника Карамзина Н.М.
-Какую оценку он дает событиям, на чье мнение он ориентируется?
Учитель. Итак. Учитывая мнения современников, рассмотрев это событие ответьте на поставленный вопрос:
- В чем сильные и слабые стороны выступления декабристов?
Учащиеся. Сильные стороны:
а) вызов самодержавию, выдвинуты требования
б) не применялись силы
Учащиеся. Слабые стороны:
а) не явился Трубецкой – диктатор восстания
б) малочисленное выступление
в) аресты накануне выступления
г) нет поддержки
Однако выступление декабристов имеет огромное значение. О чем поговорим позднее.
2. Восстание Черниговского полка (ученик).
3. Николай I и декабристы.
Император Николай I был третьим сыном Павла I. В детстве увлекался военными играми, в юности – военно-инженерным делом. Общественные науки не уважал и с презрением относился к духовной жизни. Будучи в Берлине удивлял немецких офицеров прекрасным знанием прусского военного устава. Новый император отвергал Конституцию и либеральные идеи. Государство представлялось ему неким механизмом, где у каждого есть свои функции, подчиняющиеся общему заведенному порядку. Выступление декабристов едва не нарушившее этот порядок было подавлено.
Николай I лично допрашивал декабристов, считал, что разрушил звено тайной европейской организации революционеров и был горд своей победой.
Новое правительство приняло ряд мер для укрепления порядка. 1826 г. – учреждено III отделение «Собственной его императорского величества канцелярии» - главный орган политического сыска и отдельный корпус жандармов под руководством А.Х. Бенкендорфа. Показания декабристов, данные на следствии, открыли неприглядную картину российской жизни. Николай I стал принимать меры по укреплению империи.
4. А между тем, судьба декабристов была ужасна.
5 декабристов – Пестель, Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский – казнены.
Учитель. Работаем с интернет - ресурсами, рассмотрим иллюстрации: «Петровский завод-место заключения декабристов», «Камера декабристов в Читинском заводе». (ЭОР№4)
Опишите, как содержаться декабристы? В какие места их занесла судьба, где им приходится трудиться? Об этом ли они мечтали?
Учитель. Пушкин пишет 14 августа 1826 г. «Повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна» после того, как с осужденных сорваны эполеты и над головами у них переломлены шпаги, - участники событий 14 и 29 декабря, променявшие княжеские титулы и высокие чины на титул «государственный преступник», были размещены по крепостям империи, вплоть до отправки в Сибирь или рядовыми на Кавказ.
5. Декабристы на Севере (ученик).
6. Декабристы в Сибири (ученик).
Учащиеся делают вывод по вопросам:
Так в чем значение этого восстания - завершившегося полным провалом задуманного?
Что изменило оно в России?
Учитель. Запишите значение восстания декабристов в тетрадь.
5.Физкультминутка.
6.Закрепление.
Дифференцированное задание, работа в группах (ЭОР№5), (ЭОР№6).
Учитель. Одна группа учащихся работает с интернет - ресурсами: выполняет задание.
Вторая группа работает с интернет – ресурсами: выполняет тесты.
7.Подводятся итоги урока: звучит оценка работы обучающихся, учащиеся самостоятельно делают выводы по теме урока.
8.Домашнее задание.
-Параграф № 8-9, работа с документами стр.62-63, с терминами стр.63.
-Для группы сильных учащихся работа с интернет – ресурсами. (ЭОР№7).
9.Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.
Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
Допустил ошибки – 7-8 баллов.
Не справился – 4-6 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Декабристы". 7 класс
Материал к уроку "Поэма Н.А.Некрасова "Руские женщины"...
Урок "Движение декабристов"
Урок "Движение декабристов" предназначен для работы в компьютерном классе или при организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья или в период актированных дней при по...
Восстание декабристов в судьбе русских женщин
урок историии в 8 классе...
Урок истории по теме: "Восстание декабристов"
Цели урока: выяснить причины возникновения движения декабристов, цели участников тайных организаций, значение восстания на Сенатской площади. развивать навыки работы в группе, учиться выделять гла...
урок-практикум «Восстание декабристов»
Конспект урока-практикума содержит основные этапы работы, вопросы к текстам, указание к слайдам презентации...
презентация по теме " Восстание декабристов"
Данная презентация может служить самостоятельным элеентом урока изучения нового материала. а может использоваться на уроке-практикуме, размещенном на сайте....
Межпредметный урок по истории и литературе по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности"
Интегрированный урок по теме "Истинный подвиг декабристов в их жизни и деятельности".Урок по длительности - 2 урока.Он включает сообщения и презентацию, сделанные учащимися в качестве опережающего зад...