Игра-эстафета «Кто лучше всех знает Россию»
методическая разработка по истории (8 класс) на тему

Елена Николаевна Сидорова

Внеклассное  мероприятие  по  истории.  Игра-конкурс  между  командами  8-11  классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_istorii.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное  мероприятие  по  истории

Игра-эстафета  «Кто  лучше  всех  знает  Россию»

Цель:  повышение  интереса  к  изучению  истории  России

Задачи  урока:

Систематизация  знаний  по  истории  России;

Развитие  логического  мышления;

Формирование принципов  коллективизма,  умения  переключаться  с одного  вида  деятельности  на  другой;

Воспитание  интереса  и  уважения  к  истории  своей  страны.

Оборудование  урока:

Карточки  с  заданиями

Тестовый  материал

Игровое  поле  с  названиями этапов

Опережающее  задание:  найти  объяснение  крылатым  выражениям  и  события,  с  которым  они  связаны.

План  мероприятия:

Сообщение  темы  и  постановка  целей – 4 мин.

Игра-конкурс  между  командами  8-11  классов – 34 мин.

Рефлексия – 2 мин.

Ход  урока:

I.  Организационный  момент.

Учитель.  Сегодня  на  уроке  мы  будем  вспоминать  историю  России. Наше  занятие  будет проходить  в  форме  игры – эстафеты.   После  отборочного  тура  каждой  команде  будет  дано  право  выбрать  на  игровом  поле  тему  вопроса. Главное  правило – работать  коллективно.  Для  подведения  итогов  будет  работать  жюри  (представить  жюри)

II.  Организация  игровой  деятельности.

1.  Отборочный  тур  для  выявления  команды,  которая  первой  начнёт  игру.

Вопрос:  «Фамилия  поэта  Есенина  Сергея  Александровича  образована  от  славянского  слова  «есень».  А  как  бы   по-русски  звучала  его  фамилия?»

 

Игровое  поле  (на  доске)


Человек – загадка


Шутить  по-русски


Крылатое  выражение


Одно  имя  на  двоих


Куча – мала


Историческая  мозаика

       

Задания  для  игрового  поля.

Конкурс  «Человек-загадка»

Задание:   определить  о  ком  идёт  речь?

 

А)  эта  женщина  жестоко  отомстила  за  смерть  своего  мужа.  Назовите  его  имя. (Игорь)

 

Б)  о  ком  написала  Н. Кончаловская:

В  монастырской  келье  узкой,

В  четырёх  глухих  стенах

О  земле  о  древнерусской

                          Быль  записывал  монах.         (Нестор)

В)  этот  царь  значительно  расширил  землю  России.  При  нём  был  принят  Судебник,  созван  Земский  собор.  Был  женат  7  раз.  Отличался  жестокостью  и  маниакальной  подозрительностью,  первый  смертный  приговор  вынес  в  13  лет.      (Иван  IV Грозный)

Г)  этот  царь  был  четырнадцатым  ребёнком  в  семье.  Сам  имел  12  детей,  но  в  живых  осталось  двое.  Создал  систему  светских  школ,  ввёл  гражданский  шрифт.  Подписал  указ  о  создании  Академии  наук.  Ввёл  Россию  в  ранг  европейских  держав.      (Пётр  I)

Д)  этот  хан  привёл  полчища  монголо-татар  на  Русь.   (Батый)

Конкурс  «Куча – мала»

Задание:  каждый  член  команды  отвечает  на  два  вопроса  и  передаёт  листок  с  вопросами  другому  игроку.

1. Кого  в  старину  на  Руси  называли  вепрем?

А) Лося               б)  кабана                    в) филина                        г) медведя

      2.  Мехом  какого  животного  отделана  шапка  Мономаха?

           А)  соболя            б) горностая              в) бобра                          г) куницы

      3.  Какое  из  предложенных  животных  не  является  лошадью?

           А) орловский  рысак                                                   в)  сибирская  кобылка                                

           Б) владимирский  тяжеловоз                                     г)  лошадь  Пржевальского

      4.  Как  в  Древней  Руси  называли  строй  клином,  который  использовали  немецкие  рыцари?

           А) овца                      б) собака                       в) свинья                      г) бычок

      5.  Какое  российское  животное  стало  символом  XXII  Олимпийских  игр,  прошедших  в    Москве  в  1980 г.?

           А)  конь                        б) петух                       в) медведь                     г) волк

      6.  На  какое  дерево  прилетели  грачи  на  известной  картине  российского  живописца  А.К.Саврасова?

          А) на  берёзу                  б) на тополь                 в) на  ель                      г) на  дуб

      7.  На  льду,  какого  озера  происходило  Ледовое  побоище?

          А) Ильмень-озера                  б) Онежского                в) Чудского                г) Байкала

      8.  Какой  пищевой  продукт  дал  название  московскому  бунту  в  июне  1648 г.?

          А) соль                       б) сахар                    в) мука                          г) пиво

      9.  Почему  на  Руси  считалось  хорошим  тоном,  приходя  в  гости,  на  праздник,  стучать   в  дверь  ногами?

          А) чтобы  сбить  грязь  с  ног

          Б)  чтобы  все  слышали,  что  пришёл  гость

          В)  чтобы  отпугнуть  нечистую  силу

          Г)  потому  что руки  должны  быть  заняты

      10.  Какая  подвижная  игра  была  раньше  популярна  в  России?

          А) «головёшки»                    б) «горелки»                    в) «жжёнки»                г) «палёнки»

Конкурс  «Крылатое  выражение»

Задание:  объяснить  значение  выражения  (раздаточный  материал  каждой  команде  одновременно)

А) «быть  на  седьмом  небе»,  «не  всё  коту  масленица»

Б)  «тютелька  в  тютельку»,   «олимпийское  спокойствие»

В)  «кануть  в  лету»,  «проще  пареной  репы»

Г)  «разрубить  гордиев  узел»,  «подвести  под  монастырь»

Конкурс «Историческая  мозаика»

Задание:  разгадать  шарады  (раздаточный  материал  каждой  команде  одновременно)

 

Вот  вам  лёгкая  шарада:

К  ноте  «н»  прибавить  надо.

Нота  больше  не  поёт,

А  рекой  она  течёт     (Дон)

Часть  первая  моя – предлог

Вторая – нота,  видит  Бог.

А  если  вместе  их  сложить,

То  можно  город  получить.      (Уфа)

Часть  первая – мост,                                                       Часть  первая –

Но  без  буквы  конечной.                                                Вкусная – вкусная  сласть.

Вторая – звучит                                                               Частицей  вторая

На  болоте  беспечно.                                                      Является  часть.

А  целое – местность,                                                        А  в  целом – строенье,

Любимая  пламенно,                                                        Которым  столица

Которую  люди                                                                 Со  всем  основанием

Зовут  Белокаменной.    (Москва)                                    Может  гордиться.      (Кремль)

Он  бредёт  едва-едва                                                     Я  широка  и  полноводна,

И  кричит:  «Устал! И-а»                                                Россия  вся  гордиться  мной

Букву  «с»  на  «р»  сменил –                                         Но  «и»  ты  спереди  прибавишь –

Город-птицу  получил. (Осёл – Орёл)                          И  стану  птицей  я  лесной.  (Волга – иволга)

С  «з» - рычу  я  и  кусаю,

С  «д» - вас  в  дом  я  пропускаю,

С  «Т»  же – город  я,  ребята,

Был  Калинином  когда-то. (зверь-дверь-Тверь)

В  кузов  машины  слог  «ту»  погрузили…

И  в  полководца  его  превратили.

Наш  полководец,  с  раненым  глазом.

Кто  назовёт  нам  фамилию  сразу?      (кузов – Кутузов)

Конкурс  «Шутить  по-русски»

«Шутка – минутка,  а  заряжает  на  час»  

(русская  пословица)

Что  в  России  на  первом  месте,  во  Франции  на  втором,  а  в  Германии  на  третьем?  (р)

Какая  российская  река  помещается  в  ладони,  какая  в  бокале,  а  какая  в  канистре?  (Дон  в  ладони,  Ока  в  бокале,  Истра  в  канистре)

Какой  приток  реки  Самары  течёт … по  проводам?   (Ток)

Какие  русские  реки  бегут  по  шоссе?  (Волга,  Ока,  Иж)

Какой  предлог  русского  языка  бежит  по  Италии?  (река  По)

Какой  российский  город  назван  в  честь  немецкого  физика,  установившего  основной  закон  электрической  цепи?   (Омск  назван  в  честь  Ома)

Какой  песок  в  Волге?   (мокрый)

Какой  полуостров  жалуется  на  свои  размеры?   (Ямал)

Какими  в  старой  России  были  дворяне  и  дороги?  (столбовыми)

Как  называется  мини-фотоальбом  с  единственной  фотографией,  который  есть  у  каждого  взрослого  гражданина  России?    (паспорт)

Назовите  разновидность  кулачного  боя  на  Руси?

            А.  Стенка  на  стенку                                В. Забор  на  забор

            Б.  Крыша  на  крышу                     Г.  Окно  на  окно

Как  звучит  открытое  объявление  боя  или  борьбы  по  древнему  воинственному  кличу  наших  предков?

           А.  Бегу  на  Ты                В.  Стою  на  Я                    

           Б.  Иду  на  Вы                  Г. Мчусь  на  Они

Закончите  крылатую  фразу  М. Горького:  «Любите  книгу – источник …..»

А.  Диктантов  и  изложений                         В.  Знаний

Б.  Макулатуры                                                Г.  Киносценариев

Конкурс  «Одно  имя  на  двоих»

Задание:  отгадайте  слово,  имеющее  два  разных  значения.

Не  только  большое  мощное  независимое  государство,  но  и  символ  власти  (в  России – золотой  шар  с  короной  или  крестом  наверху)   (держава)

Не  только  мысль,  размышление,  но  и  нижняя  палата  Федерального  собрания  России  (дума)

Не  только  часть  тела,  но  и  устаревшее  слово  «жизнь»    (живот)

Не  только  умение  писать  и  читать,  но  и  официальный  документ  Древней  Руси.   (грамота)

Не  только  сто  рублей,  но  и  придворный  чин  на  Руси  до  XVII века   (стольник)

Не  только  стрекоза,  но  и  хозяйственный  предмет,  помогавший  носить  воду  (коромысло)

Не  только  задние  парты  в  школьном  классе,  но  и  название  полуострова  РФ.  (Камчатка)

Не  только  детская  игрушка  и   кость  в  теле  человека,  но  и  мыс  полуострова  Камчатка  (лопатка)

Не  только  дикий  хвойный  лес  на  севере,  но  и  город  в  Костромской  области  (тайга)

Не  только  атмосферные  осадки  в  летний  период,  но  и  старинное  название  города  на  Руси  (град)

III.  Подведение  итогов   урока.

Выбранное  жюри  считает  количество  баллов,  набранных  командами,  отмечает  самых  активных  учеников  из  команды  и  умение  команды  работать  коллективно. Команды  награждаются  грамотами  по номинациям:  «Самая  умная»,  «Самая  сплоченная»,  «Самая  быстрая».