Исторический турнир "Слава русского оружия"
классный час по истории (8 класс) по теме
Сценарий исторического турнира «Слава русского оружия» представляет собой подбор материала для проведения конкурса на историческую тему для обобщения и систематизации знаний по истории Отечественной войны 1812 года. Цель данного турнира: углубление знаний обучающихся по истории Отечественной войны 1812 г.; совершенствование умения интегрировать знания в новую ситуацию; воспитание гражданина и патриота Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_turnir_slava_russkogo_oruzhiya.doc | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исторический турнир «Слава русского оружия»
Цель
подбор материала для проведения конкурса на историческую тему для обобщения и систематизации знаний по истории Отечественной войны 1812 года.
Задачи
углубление знаний обучающихся по истории Отечественной войны 1812 г.;
совершенствование умения интегрировать знания в новую ситуацию;
воспитание гражданина и патриота Отечества.
Участники
обучающиеся 8 класса
Материальное обеспечение:
аудиовизуальная информация в виде слайдов;
музыкальное оформление;
инструкция для жюри;
секундомер и песочные часы;
карточки с заданиями для команд.
II. Подготовительная работа
Преподаватель определяет:
- объём материала для повторения;
- содержание конкурсов;
- состав жюри;
- награждение, призы.
Обучающиеся:
- формируют команду во главе с капитаном;
- определяет её эмблему, название, девиз;
- повторяют историю Отечественной войны 1812 г.;
- болельщики повторяют биографию А.В.Суворова, готовят номер художественной самодеятельности.
Ход турнира
Команды участвуют в конкурсах. Жюри определяет количество баллов, полученных за каждый конкурс командами, и подводит общий итог игры.
Конкурсы
1 конкурс. Разминка.
Что?
произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва);
произошло 22 июня 22 июня? (1 и 2 Армии соединились у Смоленска).
Где?
произошла «битва народов»? (Под Лейпцигом);
произошла «битва гигантов»? ( Под Бородино).
Когда?
французские войска перешли границу России? (12 июня 1812 года);
русские войска перешли границу России, начиная заграничный поход
(1 января 1813 года).
Как называлась?
река, которую перешли французы, вступая на территорию России? (Неман);
река, которую перешли остатки французского войска во главе с Наполеоном, покидая Россию? (Березина).
2 конкурс. Исторические портреты.
Биографии тех, кто оставил в истории страны заметный след, - это в какой-то мере ключ к пониманию истории.
Попробуйте определить, о ком идёт речь. Может быть, эти вопросы натолкнут вас на чтение жизнеописаний этих людей.
Исторические портреты
№1
- Он на шестнадцатом году поступил в полк и всю жизнь служил верой и правдой царю и Отечеству.
- Остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам медицины.
- А.В. Суворов называл его своей правой рукой.
- Опытный дипломат, он добился присоединения Бессарабии к России.
- Наполеон называл его «Старый лис севера».
- Слава его неразрывно связана со славой России.
(Кутузов М.И.)
№2
- Шотландец по происхождению, сын небогатого поручика.
- Однажды он сам повел за собой солдат по тонкому льду через Ботнический залив к берегам Швеции.
- Отличился в войнах с Наполеоном.
- В бою с французскими войсками пуля раздробила ему руку, но генерал, перевязав раненую руку, подняв шпагу здоровой рукой, повел войска в контратаку.
- Он был военным министром России.
- Его стратегия отступление не была понята во время Отечественной войны 1812 года.
- Награжден орденом Георгия Победоносца I класса.
- Фельдмаршал, получил княжеский титул.
(Барклай де Толли)
№3
- «Лучший генерал русской армии», - говорил о нём Наполеон.
- Участник Итальянского и Швейцарского походов Суворова.
- В битве у деревни Шенграбен его пятитысячный отряд задержал 30 тыс. французов, чтобы дать возможность отойти корпусу Кутузова.
- Австрийские крестьяне называли его арьергард «дружиной героев».
- В Отечественной войне 1812 года командовал 2-ой западной армией.
- В Бородинской битве ране осколком ядра, разбившим ногу.
- Свой последний подвиг свершил при Бородино.
(Багратион П.)
№4
- Её называли «русской амазонкой».
- До 16 лет её единственным наставником был гусар Астахов.
- Переодевшись в мужской костюм, она бежала на войну.
- В армии её звали Александра Соколова.
- Она была орденоносцем М.И. Кутузова.
- За храбрость награждена Георгиевским Крестом.
- Первая в России женщина – офицер.
- В отставке написала 7 произведений, в том числе и романтические повести.
- Стала прототипом Шурочки Азаровой в музыкальном фильме «Гусарская баллада».
(Дурова Н.А.)
№5
- Донской казак, сын войскового старшины, почетный доктор Оксфордского университета.
- Начав казачью службу в 13 лет, стал генералом, наказным атаманом войска Донского. К нему обращались: «Ваше сиятельство».
- Он участвовал в подавлении пугачевского бунта, взятии Очакова и Измаила.
- Отбывал ссылку в Костроме и в заключении в Петропавловской крепости.
- Наполеон подарил ему табакерку и в ответ получил от него лук со стрелами.
- Его портреты рисовали на фарфоровых тарелках, тканях, на платках, изображали на хрустальных чарках.
- Его казаки стали грозой для французов в Отечественной войне 1812 года.
- 50 лет он провёл в военных походах и получил прозвище «Героя – победителя всех врагов».
(М.Платов)
№6
- Сын командира Полтавского конного полка.
- Начал службу в 17 лет юнкером в Кавалергардском полку, затем в гусарском.
- Участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова.
- Был адъютантом Багратиона, воевал на Дунае против турок.
- Его «звёздный час» настал в Отечественную войну 1812 года.
- Был инициатором партизанской войны.
- Знаменитый поэт, партизан, гусар, которого воспели Пушкин, Жуковский.
- Его стихи знала наизусть вся Россия.
(Д.В. Давыдов)
3 конкурс. Найди ошибку.
В текстах, которые вы сейчас получите, намеренные ошибки. Найдите их и вос становите историческую действительность прошлого. В каждом фрагменте по 3 ошибки, за каждую найденную ошибку присваивается по 1 баллу.
2 (1) cентября 1812 года в Тарутино (Фили) под Москвой сос тоялся совет русских генералов. По инициативе Барклая (Кутузова) было принято решение оставить Москву без боя.
3 (6) октября французская армия покинула Москву. Наполеон попы тался перейти (уйти с неё) на Старую Смоленскую дорогу, но потерпел поражение под Смоленском (Малоярославцем).
5 (1) января русские войска перешли границу России, начался загранич ный поход русской армии 1813-1814 г. (1813 - 1814 гг.). В марте 1814 г. русские войска под командованием М.И. Кутузова (Александра I) вошли в Париж.
В 1815-1816 гг. (1814-1815 гг.) в Париже (Вене) проходил конгресс, который рассматривал вопросы устройства европейских государств. Было принято решение об отделении (вхождение в состав) от России Царства Польского.
4 конкурс. Заполни пропуски.
Каждой команде дается листок с историческим текстом, где пропущены даты, географические названия, имена. Нужно заполнить пропуски. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. (Всего 10 пропусков – 10 баллов). Выполнять это задание команды будут без капитанов.
Заполни пропуски.
Русские войска были расставлены на границе и разделены на две армии:
1-ой командовал Барклай де Толли, 2-ой - Багратион
Сам император находился в городе Санкт – Петербурге. С громадной армией численно стью в 420 тыс. человек Наполеон 12 июня 1812 года переправился через ре ку Неман в пределы России. Александр I уехал в Москву. Командование войсками было поручено Барклаю . Первая и вторая русские армии соединились в городе Смоленск. По совету приближенных Александр I назначил главноко мандующим Кутузова. Он 26 августа решил дать генеральное сражение Наполеону.
5 конкурс. Конкурс капитанов.
Первую его часть назовём исторической математикой.
История - это даты, их трудно, но можно запомнить. Это задание можно выразить простой формулой: ДАТА + МЕСТО = СОБЫТИЕ
Итак, я называю дату и место, а вы событие, давая ему краткую характеристику. Принимаются ответы от болельщиков, их цена 1/2 балла.
- 1807 г. + Тильзит = ………….. (Тильзитский мир между Россией и Францией, признавший за Францией завоевания в Европе.)
- 1812 г. + Смоленск = ………….. (Соединение 1 и 2 армии, сражение)
- 1813 г. + Лейпциг = ………...... (Битва народов, поражение Наполеона)
- 1814 г. – 1815 г. + Вена = ……….. (Венский конгресс. Раздел Европейских государств, создание «Священного союза»)
- 1812 г. + Тарутино = …………… (Тарутинский маневр)
- 1815 г. + Ватерлоо = …………… (Окончательное поражение Наполеона)
Команды сдают листы с результатами «Заполни пропуски».
6 конкурс. Договоримся о терминах.
А теперь блиц-турнир «Договоримся о терминах».
Кто это? Что это?
Гранадеры – особые подразделения пехоты, выполнявшие наиболее ответственные задания.
Гусары – солдаты легкой кавалерии, выполнявшие вспомогательные задачи (разведка, преследование отступающих).
Драгуны – конные воины, обученные к действию как в пешем, так и в конном строю.
Инфантерия = пехота.
Каре – боевой строй войска в виде прямоугольника для оказания отпора коннице.
Егеря – легкая пехота, стрелки.
Кирасиры – воины тяжелой кавалерии.
Палаш – прямая и широкая сабля, применявшаяся в тяжелой коннице.
Редут – земляное укрепление, подготовленное к круговой обороне.
Уланы – солдаты легкой кавалерии.
Флеши – полевые укрепления в виде тупого угла.
7 конкурс. Акростик. (Разновидность кроссворда)
Максимальная оценка - 5 баллов. (Кто быстрей и правильней)
Если правильно впишите слова по горизонтали, по вертикали получится фамилия одного из русских генералов.
По горизонтали:
- Река, которую перешли французы, отступая из России.
- Название пункта, где произошло сражение в октябре 1805 года.
- Служащий легкой кавалерии (Эскадрон летучих).
- Один из генералов - героев войны 1812 года (он со своими сыновьями ходил в атаку).
- Части, выступающие впереди остальных войск.
- Пункт, где был подписан мир между Россией и Францией 1807 года.
- Страна, в которую А. В. Суворов совершил один из последних своих похо дов.
- Тактика, которой придерживались русские на Бородинском поле.
1 | Б | Е | Р | Е | З | И | Н | А | |
2 | А | У | С | Т | Е | Р | Л | И | Ц |
3 | Г | У | С | А | Р | ||||
4 | Р | А | Е | В | С | К | И | Й | |
5 | А | В | А | Н | Г | А | Р | Д | |
6 | Т | И | Л | Ь | З | И | Т | ||
7 | И | Т | А | Л | И | Я | |||
8 | О | Б | О | Р | О | Н | А | ||
9 | Н | Е | Й |
8 конкурс. Конкурс болельщиков. Что мы знаем об А.В. Суворове?
- Даты жизни А.В. Суворова (1730-1800).
- В каком звании начал свою службу? (Капрал).
- Назовите турецкое имя Суворова (Топал – паша, Хромой паша).
- Какими титулами был пожалован? (Граф Рымникский, князь Италийский, граф Священной Римской империи).
- Где родился? (В Москве).
- Какое село Тверской губернии связано с именем А.В. Суворова? (Кончанское).
- Назовите девиз Суворова (Три составные части науки побеждать: глазомер, быстрота, натиск).
- Назовите самую великую победу Суворова (взятие Измаила).
- В какой высший военный чин согласно табели о рангах произведен Суворов? (Фельдмаршал).
- Когда созданы суворовские военные училища? (1943 год).
9 конкурс. Дальше, дальше ….
Команды за одну минуты стараются ответить на большее количество вопросов, при этом пропуская вопрос, на который не знают правильного ответа.
- Общая численность французской армии…. (640 тыс.)
- Численность французской армии вторжения ….(420 тыс.)
- Система набора во французскую армию …. (всеобщая повинность)
- Первой русской армией командовал (Барклай де Толли)
- Предлагалось соединить 1-ю и 2-ю армии под …. Витебском)
- Кутузов дал генеральное сражение у села …. (Бородино)
- Расположение 1-ой Армии прикрывала батарея …. (Раевского)
- Потери Франции в Бородинском сражении ….(60 тыс.)
- Совет в Филях состоялся …. (1 сентября)
- Французы отступали из Москвы по дороге …. (Старой Смоленской)
- Д.Давыдов – один из руководителей ….(партизанского движения)
- В апреле 1813 года в Бреслау умер ….(Кутузов)
- После Бородино Кутузову присвоено звание …. (фельмаршала)
- В марте 1814 г. союзные войска вошли в …. (Париж)
- При вступлении в Париж русской Армией командовал …. (Александр I)
- Общая численность русской Армии …. (590 тыс.)
- Армия, расположенная на границе, насчитывала …. (220тыс.)
- Система набора в русскую Армию …. (рекрутская)
- 2-ой русской Армией командовал …. (Багратион)
- 1-ая и 2-ая Армии соединились в ….(Смоленске)
- 24 августа французы захватили …. (Шевардинский редут)
- Расположение 2-ой Армии на Бородинском поле прикрывали …. (Багратионы флеши)
- Потери русской Армии в Бородинском сражении …. (44 тыс.)
- Французы вошли в Москву ….(2 сентября)
- Русские стали лагерем южнее Москвы в селе … (Тарутино)
- В. Кожина – (руководитель партизанского движения….)
- После смерти Кутузова главнокомандующим стал… (Александр I)
- Заграничный поход русской армии состоялся … (1813-1814 г.)
- Венский конгресс состоялся в столице государства … (Австрия)
- Сенат присвоил Александру I звание …. (Благословенный).
Подведение итогов турнира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Слава русского оружия». игра – викторина по военной истории
Цель: развивать интерес учащихся к военной истории, способствовать развитию коллективных качеств,...
Слава русского оружия
"Слава русского оружия" - это экскурсия для школьного музея. В основу ее легла коллекция оружия XIX века нашего городского краеведческого музея. Методическая разработка содер...
Слава русского оружия
Главная цель этой игры - «баталии» - развивать интерес учащихся к военной истории, способствовать развитию коллективных качеств у ребят во время подготовки и во время самой игры.Концентрическое ...
Методические материалы для школьной конференции в рамках единого дня краеведения «С любовью к Отечеству», посвященного 200-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
В настоящее время обращение к страницам славного прошлого нашей страны особенно актуально. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знам...
Воспитательный час «Слава русского оружия – автомат Калашникова».
Учебно-методическое сопровождение :- Крылов В.М. и др. Калашников – человек, оружие, легенда- Плакаты по устройству автомата Калашникова- Учебные автоматы Калашникова- Презентация «Слава русского оруж...
Старинное русское оружие
Презентация основана на материалах книги Ю. С.Рябцева и С.И.Козленко "История русской культуры 10-17 вв.", 7 классСодержит иллюстративный материал по теме, сведения, вопросы для провер...