Учебный фильм "Песня о смерти".
видеоурок по истории (6 класс) на тему
Как относились люди к жизни и смерти в XVII веке. Уникальное свидетельство - самая знаменитая песня столетия, написанная итальянским композитором Стефано Ланди. Она называется "Passacaglia della vita".
Гиперссылка на фильм - http://www.youtube.com/watch?v=cKs1goWZLbg&list=UUjMpaYSIpXlNcgS_cvumWVg&index=1&feature=plcp
Вот перевод ее текста, весьма странного для современного человека:
О, напрасно ты думаешь, что смерть далека.
Всем придётся умирать.
Жизнь только сон. Она, кажется, так сладка,
но радость скоротечна. Всем придется умирать.
Не помогут врачи, бесполезен хинин,
исцелиться нельзя. Всем придется умирать.
Грош цена слезам, угрозам, браваде, что
рождает кураж. Всем придется умирать.
Никакое учение не найдет слов, чтобы утешить
эту горечь. Всем придется умирать.
Нет такой уловки, чтобы развязать этот
узел, и нет проку бежать. Всем придется умирать.
Для всех одно, и хитрец не избежит удара.
Всем придется умирать.
Умирать с пением, с игрой на цитре
или мюзете. Умирать всем придется.
Умирать в танце, на попойке, в пиру.
Все - мертвецы, всем придется умирать.
Немилосердная смерть, вероломна со всеми,
опозорит каждого. Всем придется умирать.
Кто сходит с ума или бредит - обманет
одного себя. Всем придется умирать.
И детство, и юность, и зрелость - все
закончится прахом. Всем придется умирать.
Здоров или болен, силен или немощен -
никто не вечен. Всем придется умирать.
Смерть в твоей груди, когда ее меньше
всего ждешь. Всем придется умирать.
Не думаешь о ней, как свет вдруг померкнет
в глазах и ты уже мертв. Скажитеперь...
Всем придется умирать.
Что это: кокетство или обреченность? Может быть розыгрыш? Вершина отчаяния? На концерте, на котором я впервые ее услышал, слушатели восприняли ее как любовную серенаду (не зная ее содержания). Каждый ансамбль старинной музыки трактует ее по разному. В фильме 3 интерпретации самыми известными певцами и инструменталистами Франции и Италии. Создается впечатление, что звучат разные песни. Фильм можно использовать на уроках по истории искусства (барокко)
Краткие сведения о Ф. Ланди:
Стефано Ланди родился в Риме в 1587 году. В 1595 году он поступил в Римский колледж (Collegio Germanico) и начал петь в церковном хоре колледжа, где его учителем был Асприло Пачелли. В 1599 году Ланди принял один из младших духовных санов, а с 1602 года он начал учиться в Римской семинарии. В тот период капельмейстером семинарии был Агостино Агаццари и, скорее всего, он был одним из учителей Ланди. В 1607 году Ланди упоминается как композитор и режиссёр одного из карнавалов, а в 1611 году — как органист и певец. В 1614 году он стал капельмейстером церкви Санта-Мария-делла-Консолацьоне. В 1618 году Ланди переехал на север Италии и в Венеции опубликовал книгу 5-голосых мадригалов, в этом же году он получил должность хормейстера в Падуе. В Падуе он написал свою первую оперу «Гибель Орфея» (La morte d’Orfeo), которая использовалась как часть торжеств к свадьбе. Его пребывание на севере Италии имело важное значение для развития его стиля, здесь он познакомился с прогрессивными работами венецианской школы (англ.), которые, как правило, избегались консервативным Римом.
В 1620 году Ланди вернулся в Рим, где провёл остаток жизни, служа разным семействам и покровителям, среди них кардинал Морис Савойский, семьи Боргезе и Барберини, которые стали его основными работодателями в конце 1620-х — 1630-х годах. В 1629 году он также стал певцом папского хора. Именно для семьи Барберини, для открытия их театра «Четырёх фонтанов», в 1632 году Ланди написал свою самую известную работу — оперу «Святой Алексий». В этот период творчество Ланди был достаточно продуктивным: он сочинил много месс, арий, респонсориев, преимущественно в стиле «второй практики», довольно смелое решение, так как в консервативном Риме считалось, что духовная музыка должна сочинятся в соответствии с рекомендациями Тридентского собора — в стиле «первой практики» Джованни Пьерлуиджи Палестрины. Примерно с 1636 года здоровье Ланди сильно ослабло, и в 1639 году он умер в Риме. Похоронен в церкви Санта-Мария-ин-Валичелла.
В фильме в качестве видеоряда использованы картины Жоржа де Латура и Бартелеми Д"Эйка.
04.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Крепка, как смерть, любовь,…любовь прекрасна» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Методическая разработка урока по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет"...
Классный час "СПИД = смерть"
Классный час на тему «СПИД = смерть», посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом ( 1 декабря)...
Презентация "Курение - дорога к смерти" из цикла "Здоровый образ жизни"
Материал презентации можно использовать как на классных часах так и в элективном курсе: "Здоровый образ жизни"...
Урок открытых мыслей (внеклассное чтение по стихотворению Д. Кугультинова "Смерть сайгака, или расстрелянное утро"
Урок открытых мыслей посвящен очень важной для нашего региона теме - сохранению древнейшего уникального животного, проживающего в степях Калмыкии. Он построен на стихотворении известного п...
Лекция для родителей "Игра в белую смерть."
Знаете ли вы, господа родители, что вашим детям то и дело предлагают НАРКОТИКИ? Любые, по сходной цене и даже бесплатно!?Массовое подростковое и молодёжное сознание признало наркотики банальностью......
Учебный фильм "Повседневная жизнь высокопоставленного советского партийного работника в сталинскую эпоху". Квартира С. М. Кирова в день его смерти.
Видеоэкскурсия по практически неизвестному современному россиянину (и даже живущему в самом Санкт-Петербурге человеку) музею. Не секрет, что школьники очень плохо представляют себе реалии прошлого и и...
Презентация к уроку по учебному предмету «Литература» в 8-ом классе на тему «Любовь сильнее смерти…». Факты биографии И.С. Тургенева.
Данная презентация познакомит с фактами биографии И.С. Тургенева, с историей взаимоотношений писателя и Полины Виардо; подготовит к пониманию содержания повести «Ася» и других произведений...