Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс) на тему
Рабочая программа по истории 10 класс по учебникам Волобуева и Журавлевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_10_klass.doc | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ лицей №64
Приморского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) среднее (полное) общее образование 10 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 70 Уровень базовый
(базовый, профильный)
Программа разработана на основе программ «История» 10 класс
Авторы : Волобуев О.В. История. Россия и мир. 10-11 кл. М., Дрофа, 2009.; Журавлевой О.Н История России с древнейших времен до середины XIXв. М., ВентанаГраф, 2011.
_______________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., программы Волобуева О.В. История. Россия и мир. 10-11 кл. М., Дрофа, 2009.; программы Журавлевой О.Н История России с древнейших времен до середины XIXв.
Данная программа ориентирована на учебник:
- Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIXвека: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., Дрофа, 2009.
- Журавлева О.Н, Пашкова Т.И. История России с древнейших времен до середины XIXв.Учебник для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений М., Вентана-Граф, 2011
Данная программа обеспечивает изучение курса истории учащимися 10 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Она рассчитана на 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю; 20 часов – всеобщая история, 50 часов – история России. В связи с тем, что экзамен сдается по истории России, то темы по отечественной истории были объединены и материал подан после понимания старшеклассниками общих закономерностей развития мирового сообщества.
Изучение истории в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:
- Систематизация и закрепление имевшихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса исторических знаний учащихся.
Задачи курса:
- Обобщить знания на теоретическом уровне;
- Сформировать представление о мировом историческом процессе в его единстве и многообразии;
- Сформировать у учащихся историческое мышление, понимание причинно-следственных связей, умения оперировать основными научными понятиями;
- Создать условия для того, чтобы учащиеся осознали место России в истории человечества, взаимосвязь истории страны с мировой историей, вклад России в мировую культуру;
- Воспитать у учащихся гуманистическое видение мира, неприятие всех проявлений дискриминации, уважение к другим культурам;
- Сформировать у учащихся гражданских идеалов и патриотических чувств.
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
- Умения работать с текстовыми и историческими источниками:
- Осуществляет самостоятельный поиск информационных источников;
- Отбирает источники на основе знаний информационных возможностей видов исторических источников;
- Работает с источниками знаний: учебной литературой, историческими первоисточниками, общественно-политической литературой, научно-популярной и художественной литературой;
- Пользуется библиографическими справочниками по истории;
- Использует мультимедийные, Интернет-ресурсы;
- Систематизирует источники информации, дает простой источниковедческий анализ (по определенной проблеме);
- Умения работать с внетекстовыми источниками информации:
- Получает, анализирует и систематизирует информацию из любых картографических источников, графиков, диаграмм;
- Использует фонды музейных композиций, документальные и художественные кино- видеозаписи по исторической тематике;
- Дает атрибутику и полное описание исторического вещественного и изобразительного источника;
- Систематизирует информацию вещественных и изобразительных источников и включает ее в содержание раскрываемой темы.
- Речевые умения:
- Владеет различными видами устной речи, включая доказательство, рассуждение, эвристическая беседа;
- Дает развернутый, обоснованный, полный по структуре устный ответ с использованием основной учебной информации и самостоятельно освоенных сведений, с отсылкой к источникам информации;
- Ведет защиту своего реферата;
- Рецензирует результаты учебной деятельности учащихся и собственную учебную работу.
- Умения письменной фиксации знаний:
- Составляет план, тезисы, конспект любых источников информации, включая учебную лекцию;
- Пишет аргументированное эссе по истории;
- Самостоятельно создает хронологические, генеалогические, обобщающие и сравнительные таблицы, логические схемы.
- Хронологические умения:
- Отслеживает историческое событие, процесс в динамике;
- Выделяет периоды исторических событий, явлений, процессов и объясняет основания для их периодизации;
- Соотносит исторические объекты с периодом, эпохой на основе изучаемой периодизации.
- Умения анализа, синтеза, сравнения, актуализации знаний:
- Самостоятельно определяет причины и отслеживает последствия исторических событий;
- Сравнивает исторические события, явления, процессы на основе самостоятельного выделения линий сравнения;
- Конкретизирует обобщающие характеристики, теоретические положения об историческом развитии на фактическом материале;
- Применяет знания из курсов Всеобщей и Российской истории, обществознания, географии для анализа исторического объекта.
- Оценочные суждения:
- Различает субъективные и объективизированные исторические оценки;
- Высказывает оценочные суждения о месте, значимости изучаемого исторического объекта в историческом развитии страны, мира;
- Опыт самостоятельной учебной деятельности учащихся:
- Самостоятельно выполняет любые виды коллективной и индивидуальной учебно-познавательной деятельности по истории;
- Анализирует историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;
- Участвует в проектной деятельности, в историческом научном и художественном творчестве;
- Создает базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности, в том числе с использованием мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий;
- Самостоятельно создает реферат;
- Применяет элементарные приемы исследовательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий: учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся.
Преобладающей формой текущего контроля выступает индивидуально – ориентированный учебный план (ИОУП), содержащий задания различного уровня сложности.
Основное содержание курса
70 часов
История. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века
Введение
Задачи и особенности учебного курса. Основные тенденции мирового общественного развития. Россия и мировой исторический процесс.
Всеобщая история
Тема 1: Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
Древний Восток и античный мир. Начало преобразования человеком природы. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла и торговли. Ранние цивилизации и их особенности. Государство на Востоке. Деспотия. Возникновение античной цивилизации. Аристократия и демократия в античных полисах. Эллинизм: государство и общество. Римский мир Средиземноморья.
Рождение европейской средневековой цивилизации. Кризис поздней Римской империи. Великое переселение народов и его последствия для мира Средиземноморья. Падение Западной Римской империи. Начало эпохи Средневековья. Влияние античной традиции на политическую жизнь, право, градостроительство и архитектуру в эпоху Средневековья. Латинский язык и литература в духовной жизни Средневековья. Этническая карта Европы. Общественный строй варварских народов Европы. Роль христианства в жизни средневекового общества.
Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Природные условия и хозяйственная деятельность. Образование варварских королевств. Франкское государство и его завоевания. Образование государств во Франции, Германии и Италии. Формирование раннефеодального общества. Феодальная собственность и феодальное поместье. Феодальная лестница: сеньоры и вассалы. Дальнейшее политическое дробление. Образование Священной Римской империи. Сословия средневекового общества. Христианство и христианская церковь в жизни человека Средневековья. Духовная и светская власть.
Византийская империя и восточнохристианский мир. Природа и население. Особенности развития Византии. Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Государственная власть и церковь в Византийской империи. Раскол христианской церкви. Византия – крупнейшее христианское государство раннего Средневековья. Внешняя политика византийских императоров. Влияние Византии на славянский мир.
Исламский мир. Аравия – родина ислама. Проповедь Мухаммеда и возникновение новой религии. Вероучение ислама. Начало арабских завоеваний. Образование халифата. Раскол в исламе: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII – X в. Мусульманская культура.
Тема 2: Западная Европа в XI – XV веках
Экономическое и политическое развитие. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Развитие ремесла и техники. Средневековый город и горожане. Торговля и банковское дело. Укрепление королевской власти в Англии и во Франции. Создание централизованных государств. Ослабление Священной Римской империи. Изменение роли церкви в жизни западноевропейского общества. Еретические движения.
Взаимодействие средневековых цивилизаций. Католический, православный и мусульманский миры в раннее Средневековье. Крестовые походы. Судьба Византии и южнославянских государств. Реконкиста. Германская экспансия в Восточной Европе.
Культура средневекового Запада. Картина мира в представлениях средневековых европейцев. Христианство и культура. «Рыцарская культура». «Крестьянская культура». «Городская культура». Средневековые университеты.
Тема 3: Запад в Новое время.
Европа в начале Нового времени. Изменения в хозяйстве в начале Нового времени. Великие географические открытия XV-XVI веков. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Социальная структура западноевропейского общества. Реформация в Европе. Лютеранство и кальвинизм. Контрреформация и религиозные войны. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.
Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. Социально-экономическое развитие Европы в XVII в. «Революция цен» и кризис традиционной европейской экономики. Развитие товарно-денежных отношений. Процесс формирования и общие черты европейского абсолютизма. Абсолютизм во Франции. Экономическая политика эпохи абсолютизма. Английский абсолютизм. Английская революция XVII в. Начало формирования гражданского общества и правового государства.
Эпоха Просвещения. Научные открытия и появление механической картины мира. И.Ньютон. Рационализм. Распространение материализма и атеизма. Общественная мысль эпохи Просвещения. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Идеи правового государства, разделения властей. Ш.Монтескье. Воздействие идей Просвещения на политические и духовные процессы Нового времени. Просвещенный абсолютизм в странах Европы.
Революции XVIII столетия. Переход к новому обществу. Английские колонии в Северной Америке. Начало войны за независимость. Дж.Вашингтон. Принятие Декларации независимости США. Основные принципы американской государственности.
Кризис французского абсолютизма. Начало Великой французской революции. Ее основные этапы. Декларация прав человека и гражданина. Развитие идей гражданского общества и правового государства. Диктатура якобинцев. Значение Великой французской революции.
Тенденции развития европейской культуры XVI – XVIII вв. Идеи гуманизма. Культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение и его творцы. Искусство барокко. Его особенности в различных странах. Превращение Франции в центр европейской художественной культуры. «Большой стиль».
Тема 4: Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации
Эпоха наполеоновских войн. Термидорианский режим. Директория. Переворот 18 брюмера. Провозглашение Франции империей. От войн республики к войнам империи. Антинаполеоновские коалиции. Изменения политической карты Европы. Российско-французские отношения. Тильзитский мир. Наполеоновские войны и социально-политические перемены в Европе. Крах наполеоновской империи.
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Предпосылки перехода к промышленному производству. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Начало промышленного переворота в Англии и его значение. Промышленный переворот во второй половине XIXв. Изменения в структуре общества.
Революции и реформы. Венский конгресс и его решения. Образование Священного союза. Революции 1830 г. и 1848г. во Франции. Империя Наполеона III. Революции 1848 – 1849 гг. в Германии, Австрии и Италии. Утверждение основ конституционализма. Парламентские реформы в Великобритании. Борьба против рабства в США. Гражданская война. Формирование гражданского общества и правового государства.
Идейные течения и политические партии. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Французский социализм. Марксизм. Идеи национализма.
Колониальные империи. Ослабление «старых» колониальных империй – Испании и Португалии. Колониальные империи Голландии, Франции и Великобритании. Последствия европейской колонизации для стран Востока. Возникновение независимых государств в Латинской Америке.
Особенности развития стран Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Выдвижение Германии и США в лидеры мировой экономики. Новые явления в экономике стран Запада. Возникновение монополистического капитализма. Колониальные захваты и создание новых колониальных империй. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIXв.
Научно-технический прогресс и общество. Научные представления о строении природы. Эволюционная картина мира. Развитие образования. Средства массовой информации. Научно-технический прогресс и общество.
Мировая литература и художественная культура. Литература и жизнь. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Основные направления художественной культуры. Театральное искусство. Изобразительное искусство. Музыка.
История России
Тема 5: Древняя Русь
Народы Восточной Европы. Природно-географические условия и хозяйственно-культурные типы. Великое переселение народов и новая этническая карта Восточной Европы. Расселение славян. Финно-угорские, балтские племена. Тюркский каганат. Хазария и Волжская Булгария.
Восточные славяне в древности. Влияние природной среды на занятия и образ жизни восточных славян. Хозяйство. Особенности земледельческой культуры. Родоплеменная организация восточных славян и ее эволюция. Племенные союзы. Языческие верования. Устройство мира в представлении восточных славян. Славянские боги.
Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Предпосылки формирования Древнерусского государства. Русь и варяги. Первые князья. Военные походы. Русь и Византия. Княжение Владимира I. Христианизация Руси и ее значение.
Государство и общество. Организация управления государством. Полюдье. Начало княжеских усобиц. Правление Ярослава Мудрого. Центробежные тенденции в Древнерусском государстве. Владимир Мономах. Община и вотчина. Социальная структура древнерусского общества. Русская Правда.
Церковь и культура. Русская православная церковь. Влияние христианства на культуру. Развитие каменного зодчества. Древнерусская живопись. Образование. Литература. Летописание. Бытовая культура.
Раздробленность Руси. Экономические и политические причины раздробленности. Натуральный характер сельского хозяйства. Расширение боярского землевладения. Рост городов. Окончательный распад Древнерусского государства. Борьба за великокняжеский стол. Владимиро-Суздальское княжество и рост его политического влияния. Новгородская земля. Система государственного управления. Культура Руси в XII – начале XIIIв. Архитектура. Живопись. Литература.
Русь между Востоком и Западом. Держава Чингисхана. Первые завоевательные походы монголов. Нашествие на Волжскую Булгарию и на Русь. Батый. Борьба русских княжеств с монгольским нашествием и его последствия. Образование Золотой Орды. Система государственного управления. Русские земли в составе Золотой Орды. Александр Невский. Борьба со шведами и немцами. Отношения с Ордой.
Тема 6: Российское государство в XIV – XVII веках
Москва во главе объединения русских земель. Начало возвышения Москвы. Первые московские князья, рост их владений. Русские земли в составе Великого княжества Литовского и Русского. Правление в Московском княжестве Дмитрия Донского. Куликовская битва и ее значение. Василий I. Василий II. Междоусобица в Московском княжестве. Рост территории Московского княжества. Русь и государства-наследники Золотой Орды.
Россия: третье православное царство. Политика Ивана III. Конец ордынского владычества. Завершение процесса объединения русских земель. Система органов государственной власти. Боярская дума. Судебник 1497г. Концепция «Москва – третий Рим». Централизация государственного управления. Формирование сословно-представительной монархии. Экономическое развитие в XIV – XVIвв. Изменения в социальной структуре общества. Дворянство. Формирование сословий. Начало оформления крепостного права.
Кризис государства и общества. Смутное время. Иван IV. Ливонская война. Опричнина. Самодержавие Ивана Грозного. Правление Бориса Годунова. Причины и начало Смуты. Лжедмитрий I. Основные этапы смуты. Интервенция Польши и Швеции. Первое и Второе ополчения. К.М.Минин, Д.М.Пожарский. Роль церкви в усилении национально-освободительного движения. Земский собор 1613 г.
Становление самодержавия Романовых. Воцарение династии Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Начало формирования самодержавия Романовых. Политика Алексея Михайловича. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол православной церкви. Старообрядчество. Изменения в экономике и социальном строе. Соборное уложение 1649г. Народные волнения. Новые явления в духовной жизни общества.
Начало формирования многонационального государства. Политическая карта Восточной Европы в XVI в. Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья. Освоение Дикого поля. Казачество. Освоение севера европейской части России. Присоединение к России Восточной Сибири, Прибайкалья и Забайкалья. Присоединение Левобережной Украины.
Русская культура. Общая характеристика развития культуры. Книжное дело. Литература. Архитектура. Живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Последний век русской средневековой культуры. Светские тенденции в культуре.
Тема 7: Российская империя в XVIII веке
Власть и общество. Предпосылки петровских реформ. «великое посольство». Борьба за выход к Балтике. Северная война. Создание регулярной армии и флота. «Регулярное» государство Петра I. Государственные преобразования. Утверждение абсолютизма. Провозглашение империи. Церковная реформа. Борьба за наследие Петра. Просвещенный абсолютизм в России. Правление Екатерины II. Расширение дворянских привилегий. «Жалованная грамота дворянству».
Социально-экономическое развитие страны. Деревня и город на рубеже XVII – XVIIIвв. Развитие мануфактурной промышленности. Сельское хозяйство. Торговля и финансы. Сословный строй России. «Золотой век» российского дворянства.
Расширение территории государства. Северная война и территориальные приобретения России. Внешняя политика Екатерины II. Расширение западных границ России во второй половине XVIIIв. Россия и Польша. Борьба за выход к Черному морю. Продвижение на Юг. Территориальное расширение России на Восток. Освоение Сибири и Дальнего Востока.
Образование, наука и культура. Новая эпоха в отечественной культуре. Реформы Петра I в области культуры и быта. Образование и наука. Создание Академии наук. Открытие Московского университета. Утверждение светских тенденций в культуре. Литература. Архитектура. Изобразительное искусство.
Тема 8: Россия в первой половине XIX в.
Российское государство в первой половине XIX в. Россия на рубеже столетий: Павел I. Преобразовательные проекты Александра I. Противоречивость внутренней политики. Царствование Николая I. Внутренняя политика. Государство и крестьянский вопрос в России в первой половине XIXв. Крепостничество как сдерживающий фактор экономического развития страны.
Общественная жизнь в первой половине XIX в. Общественные настроения в начале XIX в. Появление общественно-политических организаций. Декабристы. Консерватизм: в поисках государственной идеологии. Западники и славянофилы. Зарождение идей русского социализма.
Россия – многонациональная империя. Расширение территории в первой трети XIX в. Кавказская война и ее итоги. Присоединение Казахстана и Средней Азии. Завершение формирования территории империи. Заседание Сибири и Дальнего Востока. Население Российской империи: этносы и конфессии. Пути создания империи.
Культура России в XIX в. Просвещение. Литература в жизни общества. Театр. Изобразительное искусство. Музыка, опера, балет.
Календарно-тематическое планирование по истории – 10 класс
Программа по истории Волобуева О.В. Россия и мир. 10-11 кл. М., Дрофа, 2009.; Журавлевой О.Н История России с древнейших времен до середины XIXв.
(базовый уровень)
учебники:
Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIXвека: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., Дрофа, 2009.
Журавлева О.Н, Пашкова Т.И. История России с древнейших времен до середины XIXв.Учебник для 10 кл. общеобразоват. учеб. заведений М., Вентана-Граф, 2011
2 часа в неделю, 70 учебных часов за год
№ п/п | Тема урока | § учебника | Тип занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | Примечание | ||
Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||||||
Введение | |||||||
Вводный урок. | С.3-4 | лекция | |||||
Всеобщая история Тема 1: Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья (7 ч.) | |||||||
1. | Древний Восток и античный мир. | §1 | Комбин. | Знает понятия: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, государство, цивилизация, социальная структура общества, мировые религии. Имеет представление о процессе развития общества, об основных проблемах его социально-экономической, политической и духовной эволюции; проследить особенности различных цивилизационных общностей. | Умеет работать с текстовыми и внетекстовыми источниками информации, владеет разными видами устной речи, защищает свою работу перед одноклассниками, умеет составлять хронологические таблицы, умеет анализировать, сравнивать, высказывает оценочные суждения, создает презентацию своей деятельности с использованием компьютерных технологий. | ||
2. | Лабор. | ||||||
3. | Рождение европейской средневековой цивилизации | § 2 | лекция | ||||
4. | Страны Западной Европы в раннее Средневековье | § 3 | Комбин. | ||||
5. | Византийская империя и восточнохристианский мир | § 4 | Комбин. | ||||
6. | Исламский мир | § 5 | Лекция | ||||
7. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья» | § 1-5 | Лабор. | Тест №1 | |||
Тема 2: Западная Европа в XI – XV веках (4 ч.) | |||||||
1. | Экономическое и политическое развитие | § 14 | лекция | Знает понятия: внутренняя колонизация Европы, отделение ремесла от сельского хозяйства, католицизм, православие, централизованное государство, крестовые походы, Реконкиста, ересь Имеет представление об особенностях средневековой европейской цивилизации, понимают процесс ее взаимодействия с восточнохристианским миром и исламскими странами. | Умеет работать с текстовыми и внетекстовыми источниками информации, владеет разными видами устной речи, защищает свою работу перед одноклассниками, умеет составлять сравнительные таблицы, умеет анализировать, сравнивать, высказывает оценочные суждения, создает презентацию своей деятельности с использованием компьютерных технологий. | ||
2. | Взаимодействие средневековых цивилизаций | §15 | Комбин. | ||||
3. | Культура средневекового Запада | §16 | Комбин. | ||||
4. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Западная Европа в XI – XV веках» | §14-16 | Лабор. | Тест №2 | |||
Тема 3: Запад в Новое время (6 часов) | |||||||
1. | Европа в начале Нового времени | §24 | Лекция | Знает понятия: мировая торговля, капиталистические отношения, абсолютизм, революция, колониальные империи, лютеранство, протестантизм, Возрождение, Просвещение. Имеет представление о закономерностях экономической эволюции западного общества и сопровождавшей ее ломки политических институтов, о роли католической ментальности в формировании общественных отношений нового типа на Западе. | Умеет работать с текстовыми и внетекстовыми источниками информации, владеет разными видами устной речи, защищает свою работу перед одноклассниками, умеет составлять обощающие таблицы, умеет анализировать, сравнивать, высказывает оценочные суждения, создает презентацию своей деятельности с использованием компьютерных технологий. | ||
2. | Государство и общество стран Западной Европы в XVII в. | §25 | Комбин. | ||||
3. | Эпоха Просвещения | §26 | Комбин. | ||||
4. | Революции XVIII столетия | §27-28 | Комбин. | ||||
5. | Тенденции развития европейской культуры XVI – XVIII веков | §29 | Комбин. | ||||
6. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад в Новое время» | §24-29 | Лабор. | Тест №3 | |||
Тема 4: Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации (8 часов) | |||||||
1. | Эпоха наполеоновских войн | §34 | Лекция | Знает понятия: промышленный переворот, индустрия, либерализм, консерватизм, социализм, монополистический капитализм, национализм, национальные государства, научно-технический прогресс, классицизм, реализм, импрессионизм. Имеет представление о складывании гражданского общества и правового государства как результата социально-экономической и духовной эволюции западного общества, показывает процесс взаимодействия крупнейших государств Европы, России и стран Востока, связь между интенсивным развитием науки и изменениями в жизни людей, процесс возникновения новых стилей и направлений в мировой художественной культуре. | Умеет работать с текстовыми и внетекстовыми источниками информации, владеет разными видами устной речи, защищает свою работу перед одноклассниками, умеет составлять таблицы разного типа, умеет анализировать, сравнивать, высказывает оценочные суждения, создает презентацию своей деятельности с использованием компьютерных технологий. | ||
2. | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | §35 | Лекция | ||||
3. | Революции и реформы | §36-37 | Комбин. | ||||
4. | Идейные течения и политические партии | §38 | Лекция | ||||
5. | Колониальные империи | §39 | Комбин. | ||||
6. | Особенности развития стран запада во второй половине XIX в. | §40 | Комбин. | ||||
7. | Научно-технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура | §48-49 | Комбин. | ||||
8. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации» | §34-40, 48-49 | Лабор. | Тест №4 | |||
История России Тема 5: Древняя Русь (9 часов) | |||||||
1. | У истоков человеческой цивилизации | §1 | Лекция | Знает понятия: природно-географическая среда, хозяйственно-культурный тип, индоевропейская языковая общность, племенной союз, язычество, родовая община, соседская община. Имеет представление об особенностях жизни древнего населения Северной Евразии, корнях славянства, процессе его расселения, особенностях формирования Древнерусского государства, особенностях культуры Древней Руси, ее международных связях. | Умеет работать с текстовыми и внетекстовыми источниками информации, владеет разными видами устной речи, защищает свою работу перед одноклассниками, умеет составлять таблицы разного типа, умеет анализировать, сравнивать, высказывает оценочные суждения, создает презентацию своей деятельности с использованием компьютерных технологий. | ||
2. | Народы и древнейшие государства на территории Восточной Европы | §2 | Лекция | ||||
3. | Ранняя история восточных славян | §3 | Комбин. | ||||
4. | Становление государственности на Руси | §4-5 | Комбин. | ||||
5. | Русь от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого | §6 | Лекция | ||||
6. | Политическое и социальное устройство Руси в XI-XII вв | §7 | Комбин. | ||||
7. | Полицентризм на Руси | §8-9 | Комбин. | ||||
8. | Культура домонгольской Руси (X- начало XIIIв) | §10 | Комбин. | ||||
9. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь» | §1-10 | Комбин. | Тест №5 | |||
Тема 6: Русские земли и княжества в XIII – XV веках (8 часов) | |||||||
1. | Русские земли в эпоху иноземных завоеваний XIIIв. | §11 | Знает понятия: крепостное право, мануфактурное производство. Имеет представление о процессе формирования централизованного Российского государства, выделяет особенности российской государственности, показывает историческое значение борьбы русского народа за независимость, имеет представление о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве. | Умеет работать с текстовыми и внетекстовыми источниками информации, владеет разными видами устной речи, защищает свою работу перед одноклассниками, умеет составлять таблицы разного типа, умеет анализировать, сравнивать, высказывает оценочные суждения, создает презентацию своей деятельности с использованием компьютерных технологий. | |||
2. | Русские земли под игом Золотой Орды | § 12 | Лекция | ||||
3. | Борьба за лидерство в Северо-Восточной Руси | § 13 | Комбин. | ||||
4. | Возвышение Москвы | §14 | Комбин. | ||||
5. | Междоусобная война на Руси во второй четверти XVв | §15 | Лекция | ||||
6. | Великое княжество Литовское в XIII-XVвв | §16 | Комбин. | ||||
7. | Культура Руси XIII-XVвв | §17-18 | Комбин. | ||||
8. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли и княжества в XIII – XV веках» | §11-18 | Комбин. | Тест №6 | |||
Тема 7: Россия в конце XV- начале XVIIв (9 часов) | |||||||
1. | Образование единого Российского государства на рубеже XV- XVIвв | §19 | Лекция | ||||
2. | Органы управления, право и суд в России на рубеже XV- XVIвв | §20 | Лекция | ||||
3. | Российское общество конца XV- XVIвв | §21 | Лекция | ||||
4. | Московия в 30-50-х гг.XVIв. Реформы Ивана Грозного | §22 | Лекция | Знает понятия: Имеет представление | Умеет работать с текстовыми и внетекстовыми источниками информации, владеет разными видами устной речи, защищает свою работу перед одноклассниками, умеет составлять таблицы разного типа, умеет анализировать, сравнивать, высказывает оценочные суждения, создает презентацию своей деятельности с использованием компьютерных технологий. | ||
5. | Опричнина и последние годы царствования Ивана Грозного | §23 | Лекция | ||||
6. | Внешняя политика России в конце XV- XVIв | §24 | Комбин. | ||||
7. | Культура России в конце XV- XVIв | §25 | Комбин. | ||||
8. | Россия накануне Смутного времени | §26 | Лекция | ||||
9. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в конце XV- начале XVIIв» | §19-26 | Лабор. | Тест №7 | |||
Тема 7: Россия в Новое время ( 16часов) | |||||||
1. | Смута начала XVII в | §27 | Лекция | Знает понятия: «регулярное государство», просвещенный абсолютизм в России, «золотой век» российского дворянства, дворцовые перевороты, полицейское государство, славянофильство, народничество, западничество, модернизация. Имеет представление о переменах, произошедших в стране в 18 веке, закономерностях и своеобразии петровских реформ, деятельности Екатерины II; о кризисе крепостнической системы, поиске путей выхода из него, особенностях либеральных реформ в России, оживлении общественной жизни в стране, динамике развития пореформенной экономики, всемирном значении русской науки и культуры XIX в. | Умеет работать с текстовыми и внетекстовыми источниками информации, владеет разными видами устной речи, защищает свою работу перед одноклассниками, умеет составлять таблицы разного типа, умеет анализировать, сравнивать, высказывает оценочные суждения, создает презентацию своей деятельности с использованием компьютерных технологий. | ||
2. | Новые черты в развитии России XVII в | §28 | лекция | ||||
3. | Социальные движения XVII в | §29 | Комбин. | ||||
4. | Внешняя политика России в XVII в | §30 | Комбин. | ||||
5. | Внутренняя политика России в первой четверти XVIIIв | §32 | Лекция | ||||
6. | Российское государство в период дворцовых переворотов | §33 | Комбин. | ||||
7. | Внутренняя политика России во второй половине XVIIIв | §34 | Лекция | ||||
8. | Социально-экономическое развитие России в XVIIIв | §35 | Комбин. | ||||
9. | Внешняя политика России в XVIIIв | §36 | Комбин. | ||||
10. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII- XVIIIв» | §27-36 | Лабор. | Тест №8 | |||
11. | Внутренняя политика России в первой половине XIX в | §38 | Комбин. | ||||
12. | Общественное движений первой половины XIXв | §39 | Лекция | ||||
13. | Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в | §40 | Комбин. | ||||
14. | Внешняя политика России в первой половине XIX в | §41 | Комбин. | ||||
15. | Культура России в Новое время | §31,37,42 | Комбин. | ||||
16. | Повторительно-обощающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в» | §38-42 | Лабор. | Тест №9 | |||
Итоговое повторение | Лабор. | ||||||
Итоговое повторение | Лабор. |
Учебно – методический комплект
Литература
- Учебник Волобуев О.В. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М., «Дрофа», 2007.
- Учебник О.Н.Журавлева, Т.И Пашкова, Д.В. Кузин. «История России» 10 класс – М., Вентана-Граф, 2011
Цифровые – образовательные ресурсы
- http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2002
- Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2003
- Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»
- Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».