Отечественная война 1812 года.
методическая разработка по истории по теме
Урок по истории. Тема: Отечественная война 1812 года.
План урока:
1. Правление Александра 1.
2. Война с Наполеоном.
3. Бородинское сражение.
4. Герои Отечественной войны 1812 года.
Цели урока:
1.Дидактические цели:
- создать условия для формирования представления о войне 1812 года;
- показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
2. Развивающие цели:
- продолжить развитие и становление:
- интеллектуальных умений;
- практических умений: работа с картой, справочниками, тестами;
- положительных качеств ребенка.
- расширить социальный опыт учащихся;
- обучать элементам творческой деятельности.
3. Воспитательные цели:
Воспитание патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опастности наш народ всегда находит силы дать отпор агрессору.
Наглядность:
- иллюстрации, посвященные Бородинской битве,
o портреты героев Отечественной войны 1812 года,
o настенная карта “Отечественная война 1812 года,
o выставка книг об Отечественной войне.
Подготовка к уроку
Учащиеся должны:
- знать:
- определение понятия Отечества;
- содержание и план работы с “памяткой для характеристики исторического деятеля”;
1. уметь:
- работать в группах;
- выделять главное в прочитанном;
- работать с картой;
- “исследовать” письма в архивах.
План урока
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Оргмомент | Приветствие |
2. Сообщение базовой темы. Актуализация базовых знаний | Беседа |
3. Поиск и формирование новой темы | Работа в группах (получение заданий) |
4. Изучение нового материала | 1. Работа с картой 2. Мини-доклады учащихся 3. Анализ полученного решения |
5. Закрепление изученного и контроль | Составление опорного конспекта. Работа с текстами. |
6. Поведение итогов | Рефлексия |
7. Домашнее задание | Дифференциация |
Ход урока
1. Оргмомент.
Учитель: Я желаю тебе сегодня добра!
Ты желаешь мне сегодня добра!
Если тебе будет трудно, я помогу!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvennaya_voyna_1812_goda..docx | 276.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории. Тема: Отечественная война 1812 года.
План урока:
- Правление Александра 1.
- Война с Наполеоном.
- Бородинское сражение.
- Герои Отечественной войны 1812 года.
Цели урока:
1.Дидактические цели:
- создать условия для формирования представления о войне 1812 года;
- показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны).
2. Развивающие цели:
- продолжить развитие и становление:
- интеллектуальных умений;
- практических умений: работа с картой, справочниками, тестами;
- положительных качеств ребенка.
- расширить социальный опыт учащихся;
- обучать элементам творческой деятельности.
3. Воспитательные цели:
Воспитание патриотизма, чувство национальной гордости за славные дела предков, за то, что перед лицом грозной опастности наш народ всегда находит силы дать отпор агрессору.
Наглядность:
- иллюстрации, посвященные Бородинской битве,
- портреты героев Отечественной войны 1812 года,
- настенная карта “Отечественная война 1812 года,
- выставка книг об Отечественной войне.
Подготовка к уроку
Учащиеся должны:
- знать:
- определение понятия Отечества;
- содержание и план работы с “памяткой для характеристики исторического деятеля”;
- уметь:
- работать в группах;
- выделять главное в прочитанном;
- работать с картой;
- “исследовать” письма в архивах.
План урока
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Оргмомент | Приветствие |
Актуализация базовых знаний | Беседа |
3. Поиск и формирование новой темы | Работа в группах (получение заданий) |
4. Изучение нового материала |
|
5. Закрепление изученного и контроль | Составление опорного конспекта. Работа с текстами. |
6. Поведение итогов | Рефлексия |
7. Домашнее задание | Дифференциация |
Ход урока
- Оргмомент.
Учитель: Я желаю тебе сегодня добра!
Ты желаешь мне сегодня добра!
Если тебе будет трудно, я помогу!
- Сообщение базовой темы. Актуализация базовых знаний.
Уч.: Есть события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сейчас услышим.
Инсценировка на фоне музыки стихотворения М.Ю.Лермонтова “Бородино”
“Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
………………………………..
Изведел враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!…
Уч.: Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (О войне).
1812 год связан с нашествием Наполеона на Россию, с бегством захватчика из России.
Прочитайте абзац на стр.74 вашего учебника.
О чем говорится здесь? Какая обстановка сложилась в Европе к этому времени?
Дети: К началу XIX века Наполеон завоевал почти всю Европу. Он мечтал о мировом господстве. “Я буду господином мира”, - говорил он.
Уч.: А я добавлю слова Наполеона: “…остается одна Россия, но я раздавлю ее”.
Что вам не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?
Дети: Слово “раздавлю”, точно Россия это какая-то букашка.
- Поиск и формирование новой темы.
Уч.: На борьбу с неприятелем поднялся весь народ. Все встали на защиту Отечества. И поэтому война получила название …? (Отечественная)
Уч.: Запишите в тетрадях тему урока “Отечественная война 1812 года”
(1 кадр)
В каком веке произошло это историческое событие?
Дети: Это относится к XIX веку.
(2 кадр)
Уч.: Между какими государствами и с какой целью происходила война 1812 года?
Дети: Отечественная война 1812 года была между Францией и Россией.
Наполеоновская армия совершила нашествие на Россию с целью завоевать ее.
Россия стала защищаться и изгнала наполеоновскую армию.
(3 кадр)
Уч.: Кто найдет ключевые слова и даст им толкование?
Дети: Нашествие – вторжение неприятеля в страну.
Изгнание – выдворение из страны, насильственное удаление.
Уч.: Французские войска переправились через реку Неман и вторглись на территорию России. И произошло это … (1812 году)
(4 кадр)
Уч.: Русские войска изгнали французов из страны. И случилось это все в том же… (1812 году).
Уч.: Сделайте вывод, как для русского оружия закончилась эта война?
Дети: Победой.
(5 кадр)
Уч. Пишем победное слово “Ура”. “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и ….(погибнет)
Уч.: А для французов чем все закончилось?
Дети: Поражением.
Уч.: Да, вот уж поистине: “На чужой каравай рот не разевай”. Плачевно для французов все закончилось. У нас нарисована поразившая их молния.
Уч.: Итак, общая картина ясна. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И победное “Ура!” далось русским ой как нелегко. Начинаем разбираться в деталях и для этого создадим группы исследователей.
- Изучение нового материала.
1-я группа: Каковы были планы Наполеона и французского командования? (По учебнику, по дополнительным источникам, принесенным из дома)
2-я группа: Каковы были планы русского царя Александра I? (По учебнику, по дополнительным источникам, принесенным из дома).
3-я группа: Какое решение было принято Кутузовым после сражения при Бородине?
4-я группа: Исследовательская работа в архивах: письма, написанные москвичами накануне вступления Наполеона. (раб. тетрадь стр.40)
Предполагаемые ответы.
1-я группа: Наполеон стремился завоевать весь мир.
(6 кадр)
А в это время почти все европейские страны были охвачены войной. Во Франции пришел к власти и провозгласил себя императором Наполеон Бонапарт. Он мечтал о мировом господстве. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Но, чтобы окончательно почувствовать себя мировым господином, ему нужно было завоевать Россию.
К началу 1812 года “Великая армия” Наполеона насчитывала 1 миллион 200 тысяч человек. Состояла она не только из французов, но из представителей народ, уже завоеванных Наполеоном. В поход на Россию он взял 600 тысяч человек. Во главе войск стояли умные, опытные, проверенные в боях военачальники.
Наполеон был уверен в скорой победе. На западной границе располагались три русские армии. Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Однако опытные русские генералы разгадали план неприятеля – Барклай-де-Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске.
Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились.
Дополнение учителя: Попробуем разобраться, почему Наполеон так стремился завоевать Россию. Своим маршалам Наполеон говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги. Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову. Если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.
(5 кадр)
2-я группа: К началу XIX века Россия была огромной державой, имевшей земли от Балтийского моря до Тихого океана. Она имела выход не только в Балтийское море, но и в Черное. В начале XIX века к России было присоединено Закавказье, что обеспечило защиту русских границ с юга и избавило от набегов горских племен. Но Россия продолжала войну с Турцией.
Александр I был вначале главнокомандующим.
(7 кадр)
Русская армия имела 590 тысяч человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тысяч человек. Почему? Потому что на юге продолжалась война с Турцией. И только за три месяца до начала войны удалось подписать мирный договор с Турцией, но эти войска не могли принять участие в сражениях, они очень устали.
Численное превосходство французов сказывалось на русской армии, и тогда российский император Александр I решился на необыкновенный шаг. Он издал манифест с призывом создать народное ополчение. Это послужило началом для формирования и партизанских отрядов тоже. На всем протяжении военных действий партизаны вступали в постоянные стычки с наполеоновскими войсками, нанося им существенный урон.
Итак, 12 июня 1812 года Наполеон переправился через реку Неман и вторгся в пределы Российской империи.
(8 кадр)
Уч.: Армия была разделена на три части, стоявшие друг от друга очень далеко. Одной группой командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, Второй – Петр Иванович Багратион. А третьей – генерал Александр Петрович Тормасов, но он не принимал участие в сражениях под Смоленком.
(9 кадр)
22 июля 1812 года состоялось кровопролитное сражение у Смоленска.
(10 кадр)
После сдачи Смоленска стал снижаться боевой дух русской армии. И Александр I был вынужден назначить главнокомандующим Михаила Илларионовича Кутузова.
(11 кадр)
Узнав, что Смоленск оставлен, Кутузов с огорчением сказал: “Ключ к Москве взят”.
Доклад о Кутузове.
Под Москвой находилось селение селение Бородино. Через него проходило две дороги. Заняв их , русские преградили путь к Москве.
Бородинская битва началась 26 августа.
(12 кадр)
За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. К ночи бой затих. Поле боя осталось за рускими. Но какой ценой!
(13 кадр)
“Огромная площадь редутов взрыта ядрами, - вспоминал участник сражения,- везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью…”
Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.
(14 кадр)
3 группа: На военном совете в Филях 1 сентября Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранив при этом армии и подготовившись к последующим битвам.
(15 кадр)
Французкий император долго ждал, что москвичи принесут ему ключи от города, как это бывало во многих городах Европы. Но напрасно ….
“Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою… - писал А.С.Пушкин.
(16 кадр)
Входя в опустелую Москву, наполеоновские воины надеялись отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву и обрывки бумаг.
2 сентября в Москве начался пожар. Он полыхал несколько дней.
Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии. За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тысячи своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку гработелей и разбойников.
Не дождавшись предложения о заключении мира, 7 октября Наполеон покинул Москву.
Кутузов, расположившись в местечке Тарутино под Москвой, перекрыл французской армии на еще неразоренную дорогу на Калугу, и заставил их отступать по старой Смоленской дороге, где села были сожжены и разграблены.
Наполеоновские войска преследовала русская армия, со всех сторон теснили партизаны. От бескормицы падали лошади французской кавалерии, голодали солдаты. Да еще в это время начались сильные холода (17 кадр) Одетые легко французы замерзали и кутались в награбленное белье, женские платки, скатерти.
Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж. А жалкие ее остатки в середине декабря перешли Неман, откуда начинали свой поход.
Кто же они герои Отечественной войны 1812 года? Это талантливые военачальники: Н.Н. Раевский, А.П.Ермолов, П.И.Багратион, Д.В.Давыдов и многие другие.
(18 кадр)
Но прежде всего – это народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне уничтожали или прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.
Французы жаловались, что русские воюют “неправильно”: неожидано нападают на обозы с продовольствием, забирают оржие и скрываются в лесах.
Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: “Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вам сим именем”.
Уч.: Молодцы, ребята! Вы славно потрудились. А теперь давайте еще раз посмотрим на опорный конспект.
Закрепление материала.
(19 кадр)
- Назовите тему урока.
- Между какими государствами шла война?
(20 кадр)
- Каковы ее результаты?
- Почему победили русские?
- Почему война названа Отечественной?
Уч.: А теперь проверим себя, выполнив тест.
(21 кадр, 22 кадр, 23 кадр, 24 кадр, 25 кадр, 26 кадр)
Молодцы!
Домашнее задание. (27 кадр, 28 кадр)
- Какие памятники, посвященные событиям 1812 года, есть в нашем городе?
- Узнай о героях волйны по другим прочитанным книгам, картинам, кинофильмам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...