Две войны - одно отечество
план-конспект урока истории (11 класс) по теме
Методическая разработка урока, посвященного анализу двух отечественных войн - 1812 года и 1941-1945 годов. Сравниваются причины войн, битвы за Москву, итоги и подвиг солдат.В ходе урока дается ответ на главны вопрос - почему эти войны называются Отечественными?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.zip | 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
1. Соотнесите события и войны в правильном временном порядке и кратко охарактеризуйте их.
Отечественная война 1812 года | Великая Отечественная война 1941-1945г.г. |
-буржуазная революция;
-Версальско-Вашингтонская система;
-Тильзитский мир;
-образование коалиций;
-Пакт о ненападении;
-формирование национал-социалистической партии ;
-попытка создать систему коллективной безопасности;
-провозглашение империи.
2. Почему в ходе Московского сражения, советское командование не использовало тактику М.Кутузова и не оставило Москву?
Ответить на этот вопрос вы сможете, познакомившись с документами немецкого командования.
«Для решения Германского вопроса может быть только один путь – путь насилия… Цель Германии – захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация». (Из речи на совещании в имперской канцелярии 5 ноября 1937 г. «Совершенно секретно! Только для командования»).
13 мая 1941 г. распоряжением начальника штаба Верховного Главнокомандования вооруженных сил Германии «Об особой подсудности в районах «Барбаросса» и об особых мероприятиях войск» концентрировано были выражены планы истребления и закабаления советских людей, планы германских монополистов. Директива предписывала «полную безжалостность к гражданскому населению: уничтожать партизан, сопротивляющихся, сочувствующих, подозреваемых.»
6 сентября 1941 г. фашистское командование вынуждено было внести изменения в сроки плана «Барбаросса» и разработало план захвата Москвы – операцию «Тайфун». Выступая в штабе группы армий «Центр» на совещании А. Гитлер заявил, что город Москву следует окружить, чтобы «ни один русский солдат, ни один житель…не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой». Москва и окрестности будут затоплены и где стоит город будет море, которое навсегда скроет столицу русского народа от цивилизованного мира.
В тезисах доклада «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941г., подготовленного в ставке А. Гитлера и направленного в штаб германского верховного командования, в частности говорилось:
«…в/ сначала мы блокируем Ленинград геометрически и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией…
…д/ Остатки «гарнизона крепости» останутся там на зиму. Весной мы проникаем в город,… вывозим все, что осталось живое, вглубь России, или возьмем в плен, сравняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».
3. Опираясь на воспоминания участников событий, попробуйте определить к какой войне относится каждое из них .
Можно ли на основании этих документов сделать вывод о причинах победы русского (советского) солдата в Отечественных войнах XIX и XX веков?
«Вот идет один солдат: на нем женская юбка. Другой повесил на плечи кусок овчины. Третий обмотал голову простыней. Многие обернули руки разноцветной бумагой. Солдаты с обмороженными ногами не могут надеть обувь. Они натягивают на ноги планшеты, части рюкзаков. Мешки для хлеба или белья»
«Русские проявили большую отвагу; укрепления и территория, которые они вынуждены были уступить нам эвакуировались в порядке. Их ряды не приходили в расстройство; наша артиллерия громила их,……., но неприятельские массы трудно было сдвинуть с места; они храбро встречали смерть и лишь медленно уступали нашим отважным атакам. Ещё не было случая, чтобы неприятельские позиции подвергались таким яростным и таким планомерным атакам и чтобы их отстаивали с таким упорством.»
4. Домашнее задание:
1. Определите, какие памятники, архитектурные сооружения нашего города посвящены событиям 1812 г.?
2.Какие музеи нашего города рассказывают об Отечественной войне 1812 г.?
3.Выясните, названия, каких улиц и переулков нашего города хранят память о войне 1812 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "За любовь к Отечеству. Награды и знаки отличия Отечественной войны 1812 года"
Презентация может быть использована на уроках истории, во внеклассной работе....
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»
внеклассное мероприятие предназначено для проведения мероприятия к 200-летию Отечественной войны 2012 года...
Зовет к Отечеству любовь (Отечественная война 1812 года)
Классный час посвящен Отечественной войне 1812 года, и в частности партизанскому движению под руководством Герасима Курина в Богородском и Павлово-Посадском районах. Фильм "Аты-баты" находится зд...
Урок-конференция на тему: Брянщина в годы Великой Отечественной Войны (история Отечества)
Урок для 4 курса специальность 050146 Преподавание в начальных классах...
Выступление на тематическом педагогическом совете "Подготовка защитника Отечества - одно из главных направлений духовно-нравственного воспитания в кадетском корпусе"
Правительство РФ уделяет большое внимание подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах. Колпашевский кадетский корпус, организовывая учебно-воспитательный процесс, уделяет большое внимание данному...
Право на имя: саратовский дворянин первой половины XIX в. П.И. Бекетов (еще одна восстановленная история служения отечеству)
Данное исследование посвящено героической судьбе малоизвестного героя Отечественной войны 1812 года, дворянина по имени Петр Иванович Бекетов. Герой нашего исследования может быть отнесен к лучшим сын...
Сравнительно-сопоставительный анализ стихотворений Е. Евтушенко «Армия» и Р. Рождественского «Концерт». Одна война, одна Победа—разный взгляд.
Урок литературы для 11 класса в рамках изучения творчества поэтов-шестидесятников....