Олимпиада по истории
олимпиадные задания (история, 5,6,7,8 класс) по теме
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний. Кроме того, олимпиада дает возможность учителю проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_po_istorii..docx | 58.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика проведения школьной олимпиады по истории
- Введение
- Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний. Кроме того, олимпиада дает возможность учителю проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
- Цели проведения олимпиады:
а) Пропаганда исторических знаний и предмета «история».
б) Активизация творческих и познавательных способностей детей.
- Участники олимпиады:
Учащиеся 5, 6, 7, 8, 9 классов.
- Время проведения олимпиады: октябрь, ноябрь.
- Структура олимпиады
- Олимпиада проводится в 2 или 3 тура, т.к. дает возможность использовать разнообразные формы заданий, полнее раскрыть способности учащихся.
- 1 тур – заочный: учащиеся выполняют исследовательскую или творческую работы (исторические сочинения, эссе, рефераты …) на заданную тему. При проверке этого задания оценивается умение ученика самостоятельно искать, систематизировать и излагать информацию, формулировать и решать исторические проблемы, готовить задания для проверки материала.
- 2 тур – очный или заочный (так называемая домашняя олимпиада). Выполняется письменная работа по решению исторических задач. Участниками 2 тура могут стать все желающие. При выполнении заданий 2 тура предполагается применение учащимися следующих умений и навыков: - соотносить даты и события истории с определенным хронологическим отрезком; - группировать события и явления истории по какому-либо признаку; - показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и терминов истории; - выделять общее и различное в исторических событиях; - анализировать исторический источник; - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (карта, схема, диаграмма, таблица и т.п.); - устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями.
- 3 тур – очный (если есть возможность проведения).
Варианты:
- Игра для учащихся 5 – 9 классов «Непобедимая армада».
- Представление презентаций по заданным темам (7 – 9 классы), игра «Интеллектуальное казино» (5 – 6 классы, и могут участвовать учащиеся 7 класса, не создавшие презентаций).
- Защита исследовательских работ или диспут на заданную тему (8 – 9 классы) игра – 5–7 классы.
- Система оценки заданий
- При оценке отдельных заданий надо исходить из сложности вопроса и объема ответа. Есть вопросы, которые требуют однозначного ответа (да, нет, конкретная дата или имя). Такие ответы оцениваются в 1 балл те вопросы, которые развернутого ответа, обобщений, размышлений, аргументов, предлагается оценивать в диапазоне от 1 до 3 баллов либо от 1 до 5 баллов в зависимости от объема ответа. Есть вопросы – проблемные, на них нет однозначного ответа. Важно учитывать не совпадение позиции ученика с позицией учителя, а то, как он аргументирует свое мнение и насколько хорошо знает все точки зрения на проблему и умеет это изложить.
- Оценки, полученные в 1 и 2 турах, суммируются, и по сумме баллов определяется победитель.
- Оценки, полученные за задания в 1 и 2 турах, заносятся в ведомость «Результаты олимпиады» (Приложение № 1), где указывается количество участников.
- Победители олимпиады
- Победителями олимпиады становятся три участника, занявшие 1, 2, 3 места, набравшие максимальное количество баллов (более 50%). Награждаются грамотами.
- Остальные участники могут получить поощрительные грамоты за победу в номинациях: «Хит-рассказ», «Гран-при рассказ», «Самая интересная творческая работа», «Самый активный участник олимпиады»…
- Система поощрений оценкой: - победители (1 – 3 места) каждого тура получают дополнительную текущую оценку «5»; - остальные участники получают дополнительную текущую оценку «4» (во 2 туре необходимо выполнить 30 – 50% заданий).
- Ученики, занявшие 1 место в олимпиаде (по классу) могут участвовать в районной олимпиаде по истории.
- Используемая литература:
- Уткина Э.В. «Школьные олимпиады. История 5 – 9 классы». М.: Айрис-пресс, 2010
Приложение №1
Примерные вопросы по различным периодам истории
Олимпиада по ИДМ
2011 – 2012 уч. год
- Участники: учащиеся 5 класса
- Время проведения: октябрь
- Структура олимпиады: 2 тура
1 тур – заочный – творческая работа.
Задание «Имитация исторического источника».
Тема «Один день из жизни родового старейшины».
Условия: при создании «документа» учащиеся должны стать на место персонажа,
смотреть на мир глазами человека древности, попытаться понять его «изнутри».
Критерии оценки:
- полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –
до 5 баллов;
- грамотность изложения – до 5 баллов;
- оформление: рисунки, шрифт … - до 5 баллов.
Максимальная оценка за работу – 15 баллов.
2 тур – очный – решение исторических задач: чтение и анализ текста; умения
соотнести понятия и определения, проводить вычисления, располагать события
в хронологическом порядке.
Каждое задание имеет свою оценку.
Максимальное количество баллов – 33.
Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 48.
Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.
Олимпиада по истории, 5 класс
Раздел «Жизнь первобытных людей»
1 тур
- Соотнесите понятие с определением:
- Человеческое стадо А) обработка земли с помощью орудий труда;
- Земледелие Б) хозяйство при котором древние люди все
необходимое брали у природы;
- Присваивающее
хозяйство В) коллектив древнейших людей;
- Производящее Г) условная точка, от которой ведется счет лет;
хозяйство
- Эра Д) хозяйство, при котором люди все необходимое
для жизни производили сами;
- Родовая община Е) коллектив людей разумных, в котором жили
родственники и все делали сообща.
- Решите задачи А, Б, В
(Чтобы облегчить решение задач, надо начертить «линию времени» и выставить указанные в условии даты, а затем продумывать решение).
А. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?
Б. По преданиям первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 году до н.э., а в 394 году н.э. император Феодосий 1 запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?
В. В 221 году до н.э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?
- Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Появление древнейших людей на Земле.
- Возникновение земледелия и скотоводства.
- Овладение огнем.
- Появление «человека разумного».
- Появление родовой общины.
- Исправьте ошибки в тексте.
Родовые общины были большими. Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили племенные старейшины и уважаемые вожди. Они собирались на совет старейших. Самый главный из них становился старейшиной. Старейшины племени избирали его на общем собрании.
- Прочтите отрывок текста и ответьте на вопросы:
Искусство – это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и различные украшения. Оно требует особенного мастерства и вдохновения. У животных искусства нет. Древнейший человек тоже не создавал произведений искусства. Его воображение было неразвитым, а руки слишком неловкими. Искусство возникло у «человека разумного». Но неужели он творил просто ради развлечения?
Некоторые ученые считали, что первобытные художники хотели оставить память об удачной охоте. Другие ученые считали, что для наших далеких предков произведения искусства имели особый смысл.
Вопросы:
- Что такое искусство?
- Почему древнейший человек не создавал произведений искусства?
- Какие мнения ученых существуют о причине занятия искусством людей разумных?
Олимпиада по ИСВ
2011 – 2012 уч. год
- Участники: учащиеся 6 класса
- Время проведения: октябрь
- Структура олимпиады: 2 тура
1 тур – заочный – творческая работа.
Задание «Имитация исторического источника».
Тема «Один день из жизни средневековой монахини».
Условия: при создании «документа» учащиеся должны стать на место персонажа,
смотреть на мир глазами человека древности, попытаться понять его «изнутри».
Критерии оценки:
- полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –
до 5 баллов;
- грамотность изложения – до 5 баллов;
- оформление: рисунки, шрифт … - до 5 баллов.
Максимальная оценка за работу – 15 баллов.
2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат,
проведение вычислений, расположение событий в хронологическом порядке,
заполнение таблицы, определение исторического лица по его характеристике,
чтение и анализ текста.
Каждое задание имеет свою оценку.
Максимальное количество баллов – 44.
Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 59.
Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.
Олимпиада по истории, 6 класс
Раздел «Живое средневековье» (гл. 1, 2)
1 тур
- Соотнесите даты с событиями:
- 500 г. А) Образование священной Римской империи.
- 800 г. Б) Возникновение государства франков.
- 843 г. В) Верденский договор о разделе империи Карла Великого
- 962 г. Г) Провозглашение Карла Великого императором.
- Решите задачу А, Б
(Начертите «линию времени», выставьте указанные в условии даты, а затем продумывайте решение).
А. Гай Юлий Цезарь погиб в44 году до н.э. в возрасте 56 лет. В каком году он родился?
Б. Арабское государство образовалось в 630 году н.э. Сколько лет ему было бы в этом году?
- Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Падение Западной Римской империи, окончание истории Древнего мира.
- Великое переселение народов.
- Создание Хлодвигом Франкского королевства.
- Появление бенефиция.
- Феодальная раздробленность в Европе.
- Из предложенного списка имен королей Франкского государства составьте таблицу «Династии королевские».
Меровинги | Каролинги | Капетинги |
Короли: Карл Толстый, Хлодвиг, Хлоторь, Гуго Капет, Карл Мартелл, Людовик Ленивый, Карл Великий, Пипин Короткий, Хильдерик.
- Объясните значение слов:
Феод, бенефиций, крупные землевладельцы, феодал, феодальная раздробленность, сеньор.
- Исторический портрет.
О ком идет речь? – на карточках
№ 1
№ 7
- Исправьте ошибки в тексте.
Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался герцог: он был высшим судьей в спорах между ними; а во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати – герцогов и графов. В их владениях насчитывались 1 – 2 деревни, они распоряжались маленькими отрядами воинов. Ниже стояли бароны и виконты – сеньоры герцогов и графов.
Примечание - к заданию № 6.
№ 1. Применяя подкупы, предательство и насилие, он истребил других военных вождей, вместе с которыми завоевывал Галлию. Особенное рвение проявил он в уничтожении своих родственников. И таким образом, он стал королем – единственным верховным правителем государства. Ему подчинялось теперь не одно племя, а население всей страны . Король передавал власть по наследству своим сыновьям. Действия против короля наказывались смертью.
№ 7.
Войско этого короля совершило поход в Испанию. Война с арабами для него была неудачной, и франкам пришлось отступить. Отход войска прикрывал маленький отряд во главе с племянником – графом Роландом. В суровых Пиренейских горах отряд попал в засаду и был полностью перебит в ожесточенном бою с местными жителями-басками.
Олимпиада по новой истории, 7 класс
(2011 – 2012 уч. год)
- Участники – учащиеся 7 класса
- Время проведения – октябрь
- Структура олимпиады – 2 тура
1 тур – заочный – творческая работа.
Задание «Историческое сочинение».
Тема «Дневник русского путешественника по Европе в эпоху Реформации» (с 1517 г. возможно описание одного или нескольких дней; причина: недостаточное количество времени для объемной работы – 2 дня на 1 и 2 тур).
Условия: написать рассказ о событиях, связанных с процессом Реформации от лица русского путешественника.
Критерии оценки:
- полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –
до 5 баллов;
- грамотность изложения – до 5 баллов;
- литературный стиль близок к эпохе – до 5 баллов.
Максимальная оценка за работу – 20 баллов.
2 тур – очный – решение исторических задач: располагать события в хронологическом порядке, объяснить значение терминов, определить, о ком из исторических лиц идет речь, соотносить события с историческими датами, чтение и анализ источников, решение проблемного вопроса.
Каждое задание имеет свою оценку.
Максимальное количество баллов – 61.
Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 81.
Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.
Олимпиада по истории, 7 класс
(Новая история, глава 1)
- Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Аугсбургский религиозный мир.
- Реформация в Европе (начало).
- Великие географические открытия.
- Тридентский собор.
- Религиозные войны в Германии.
- Объясните значение слов:
Мануфактура, капитал, биржа, банк, рассеянная мануфактура, протестанты.
- Исторический портрет (укажите, о ком идет речь, выбрав из предложенных имен исторических деятелей: Джордано Бруно, Карл Пятый, Николай Коперник, Мартин Лютер, Христофор Колумб, Фернан Магеллан).
А) Быть императором в эпоху перемен сложно, особенно во время начала Реформации в Германии, когда вся страна оказалась ввергнутой в вооруженное противостояние, когда император в 1529 году подтвердил решение Вормского сейма о запрете лютеранства …
Б) Этот ученый при помощи сложных вычислений сделал вывод: Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси…. В 1543 году вышла его книга «О вращении небесных сфер», но он был уже при смерти. … Сегодня никто не знает, где его могила.
В) Осенью 1519 года из порта г. Севилья (Испания) на пяти каравеллах его эскадра отправилась на поиски пути к «островам пряностей», идя на запад и обогнув новый континент … Открыли новый океан, назвав его Тихим … Плавание продолжалось 4 месяца.
- Соотнесите события с историческими датами:
1) Начало Реформации А) 1492 год
2) Экспедиция Бартоломеу Диаша Б) 1488 год
3) Открытие Нового Света В) 1517 год
Христофором Колумбом
- Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.
Из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери»
(1597) Томаса Делони
В горнице просторной и длинной
Стояло двести станков, прочных и крепких:
На этих станках – истинная правда –
Работали двести человек,
Все в одну шеренгу.
Возле каждого из них
Сидело по прелестному мальчику,
Которые с большим восторгом
Приготовляли челноки.
А тут же в другом помещении
Сто женщин без устали чесали шерсть,
С радостным видом и звонко
Распевая песни.
В следующей комнате, находившейся возле,
Работали сто девушек в красных юбках,
С белыми, как молоко,
Платками на головах.
Эти прелестные девушки не переставая пряли
В этой горнице весь день, распевая нежно-пренежно
Сладкими, как у соловьев, голосами.
После этого они вошли в другую комнату,
Где увидели бедно одетых детей:
Все они сидели и щипали шерсть,
Отбирая самую тонкую от грубой;
Всех их было полтораста, детей бедных,
Слабых родителей;
В награду за свои труды каждый получал вечером
По одному пенни, кроме того,
Что они выпьют и съедят за день,
Что было для этих бедных людей
Немаловажным подспорьем.
В следующем помещении он видит
Еще пятьдесят молодцов:
Это были стригали, показывавшие здесь
Свое искусство и умение.
Тут же, возле них, работали
Целых восемьдесят гладильщиков.
Кроме того, он имел еще красильню,
При которой держал сорок человек,
Да еще на сукновальне двадцать.
Определите, к какому типу предприятия относилось предприятие Джека из
Ньюбери. Найдите в тексте черты предприятия нового типа, указывающие
на его отличия от мастерской ремесленника. Подсчитайте, сколько человек
работало на этом предприятии.
- Проблемный вопрос:
Какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чем вы видите причины того, что лютеранская церковь существует в 21 веке?
Олимпиада по Новой истории, 8 класс
(2011 – 2012 уч. год)
- Участники – учащиеся 8 класса
- Время проведения – октябрь
- Структура олимпиады – 2 тура
1 тур – заочный – творческое задание: составить текст с ошибками по указанной теме.
Темы:
- «Англия: сложный путь к величию и процветанию»
- «Объединение Италии»
- «Германия: на пути к единству».
Условия: из 5 – 8 предложений составить текст, имеющий логическую последовательность изложения, дающий общее представление о происходящих событиях в стране.
Критерии оценки:
- полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –
до 5 баллов;
- грамотность изложения – до 5 баллов.
Максимальная оценка за работу – 10 баллов.
2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат; определение исторического лица по его характеристике; расположение событий в хронологическом порядке; объяснение значений терминов, чтение и анализ источника, решение проблемного вопроса.
Каждое задание имеет свою оценку.
Максимальное количество баллов – 40.
Общий максимальный балл (1 и 2 туры) – 50.
Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.
Олимпиада по Новой истории
8 класс
- Соотнесите события с датой:
- 1799 – 1804 гг. А) Первая империя во Франции
- 1804 г. Б) Поход Наполеона в Россию
- 1804 – 1814 гг. В) Период консульства во Франции
- 1812 г. Г) Наполеон Бонапарт становится
«императором французов»
- 1848 – 1849 гг. Д) Революции в Европе («весна народов»)
- Исторический портрет (из предложенных имен определите, о ком идет речь).
А. Стал известен во время Великой французской революции. После переворота 18 – 19 брюмера 1789 года стал главой Французского государства. Занимался восстановлением экономики Франции. При нем у Франции была активная внешняя политика, воевала с Россией.
Б. Эпоху с 1837 по 1901 года В Англии называют по имени этой королевы. Англия в годы ее правления стала «мастерской мира», создает свою колониальную империю.
Политические деятели: Фуше, Наполеон Бонапарт, Эммелина Панкхорст, Виктория.
- Расположите в хронологическом порядке следующие события:
- Разгром империи Наполеона
- Объединение Италии
- Восстановление династии Бурбонов во Франции
- Революции 1848 – 49 гг. в Европе
- Деятельность Бисмарка по объединению Германии.
- Объясните значение слов:
Капитализм, конкуренция, либерализм, индустриальное общество.
- Работа с документом.
Задание: прочитайте документ и сделайте вывод об уровне подготовки Франции к войне с Пруссией.
Из докладной генерала Трошю
(Извлечения)
Генерал Трошю, начальник парижского гарнизона в начале франко-прусской войны, писал о мобилизации солдат: «… С минуты объявления войны сухим путем и морем, в вагонах и на судах, постепенно и хаотично приводятся в движение сформированные части войск, интендантские склады, продовольственные запасы и т.п., загромождая все пути, они скучиваются в огромном числе и совершенно случайно –
в том или другом пункте. Каждому отряду, который высаживаются всегда с недостатками в снаряжении ив беспорядке, какой только возможно представить, говорили: «Разберитесь» - и отряд тут же беспечно отправлялся навстречу неприятелю с этой чисто французской формулой … Не успели еще разобраться, как неприятель нагрянул огромными массами и застал все в невообразимом хаосе».
- Проблемный вопрос:
Как вы считаете, почему в европейской истории первых двух третей
19 века движения протеста и революции были частым явлением?
Почему в Англии, в отличие от Европейского континента, движения протеста не перерастали в революции?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по истории г. Владивостока
Задания олимпиады для учащихся 8-х классов разработаны к 150-летию г. Владивостока. ...
Олимпиада по истории
Дидактический материал для проведения внутри училищной (школьной) олимпиады....
Материалы к школьной олимпиаде по истории 7-8класс.
тестовые олимпиадные задания по истории Росии для 7-8классов...
олимпиады по истории
школьный тур олимпиады по истории для 9 - 11 классов, составлены на основе Методических рекомендаций по проведению Всероссийской олимпиады школьников...
Школьная олимпиада по истории 6 класс
Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....
лицейская олимпиада по истории 19 века
Олимпиада состоит из 5 блоков: Кто? Где? Когда? Что? Почему? и позволяет учащимся проверить все основные знания по истории 19 века. Работа может быть использована и после прохождения курса в...
Задания олимпиады по истории России
Задания для подготовки или проведения внутриклассной олимпиады по истории....