«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Игра для 8-х классов
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Внеклассное мероприятие по истории, имеющее своей целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по Отечественной войне 1812 года. Может быть использовано в 8-9-х классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_8-9_kl_borodino.rar | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по истории
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...»
Игра для 8-х классов
Цель игры: обобщить и систематизировать знания учащихся по Отечественной войне 1812 года.
Подготовительный этап: учащиеся получают задание: 1) вспомнить пословицы и поговорки о Родине; 2)повторить ход сражения; 3) вспомнить фамилии русских и французских полководцев; 4) поработать с иллюстрациями, с изображением эпизодов войны.
Ведущий. В июне 1812 года в пределы России вторглась армия «двунадесяти языков», во главе которой стоял Наполеон Бонапарт. Для нашего народа эта война стала Отечественной, в ней решалась судьба России...
Русские армии, соединившись под Смоленском, продолжали отступать. Назначенный главнокомандующим русской армией М. И. Кутузов выбрал позицию для генерального сражения близ села Бородино. Бородинское сражение навсегда вошло в историю как пример героизма русских воинов и их любви к своей стране, I а Бородинское поле стало полем русской воинской славы.
I этап игры. Разминка
Командам предлагается привести 3-5 пословиц, в которых упоминается Родина, родная сторона. Ответы:
Родина — мать, умей за нее постоять.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.
Любовь к родине сильнее смерти.
Кто служит родине верно, тот долг исполняет примерно.
На чужой стороне родина милей вдвойне.
Нет ничего на свете краше, чем родина наша.
Золоту старости нет, родине — цены нет.
Человек без родины — соловей без песни.
Одна у человека родная мать, одна у него и родина.
II этап игры
Подготовка к сражению
• Задание 1
В донесении Александру I от 23 августа М. И. Кутузов отмечал, что позиция при деревне Бородино в 12 верстах вперед Можайска — одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно...
Объясните выбор данной позиции. Приведите не менее трех доводов.
(Ответ: высокий берег реки Колочи прикрывал правый фланг позиции, левый фланг упирался в Утицкий лес. Высоты позволяли выгодно разместить артиллерию. Лесной массив в тылу скрывал расположение резервов. Позиция закрывала новую и старую Смоленские дороги, ведущие на Москву.)
• Задание 2
Командам раздаются карты-схемы сражения, на которые не нанесены обозначения. Задача участников игры — обозначить на схеме расположение русской армии на Бородинском поле.
В ответе обязательно пояснение терминов «редут» и «флеши».
• Задание 3
Охарактеризовать цели сторон в сражении.
(Ответ: цель Наполеона — разгромить в генеральном сраже нии русскую армию и заставить Россию заключить выгод ный для него мир. Цель Кутузова — измотать и остановить наступление французов и защитить Москву.)
• Задание 4
Продолжите фразу Наполеона: «Если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я захвачу Киев захватив Москву ....
(Ответ: Киев — возьму Россию за ноги, захватив Москву, я поражу ее в сердце.)
III этап игры
Полководцы
Предлагаем ребятам прочитать приведенные стихотвор ные фрагменты и из перечня имен выбрать те, кому стихи посвящены.
Перечень имен: М. И. Кутузов, П. И. Багратион, М. Б. Бар клай де Толли, Н. Н. Раевский.
• Фрагмент 1
Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...
Всё спит кругом; одни лампады
Во мраке храма золотят
Столбов гранитные громады
И их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.
В твоем гробу восторг живет!
Он русской глас нам издает;
Он нам твердит о той године,
Когда народной веры глас
Воззвал к святой твоей седине:
«Иди, спасай!» Ты встал — и спас...
(А. С. Пушкин )
• Фрагмент 2
О, вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал...
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, —
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь, как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, —
Вотще! —
(А. С. Пушкин)
• Фрагмент 3
Когда все русское за родину стремилось,
Он двинулся с мечом — и пал — и стихнул гром.
Герой! Отечество в тебе одном
Ста тысячи сынов лишилось!
(«Русский вестник», 1812)
• Фрагмент 4
<...> слава наших дней, Хвала! Перед рядами Он первый грудь против мечей С отважными сынами.
(В. А. Жуковский )
(Ответ: фрагмент 1 — о Кутузове; 2 — о Барклае де Толли; 3 — о Багратионе; 4 — о Раевском)
• Игра со зрителями
Назовите не менее 5 французских полководцев, участни ков Бородинского сражения.
(Ответ: Мортье, Богарне, Коленкур, Ней, Даву, Мюрат, Бертье, Дюрок)
IV этап
Ход сражения
Командам предстоит рассказать о ходе Бородинского сражения, иллюстрируя ответы соответствующими фрагмен тами стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино». Тексты стихотворения раздаем командам, обеспечивая таким образом точное воспроизведение стихотворных строк.
Пример:
Восемь атак произвели французы на Багратионовы флеши. В схватке, по большей части рукопашной, были истощены силы как той, так и другой стороны. У М. Ю. Лермонтова читаем:
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Массированную атаку предприняли французы на батарею Раевского. Лишь к четырем часам дня она была захвачена. У Лермонтова читаем:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Вечером Кутузов отдал приказ контратаковать французскую армию на следующий день. Однако, получив сведения о поте рях в своих войсках, изменил решение.
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны-
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
V этап
Итоги сражения.
На этом этапе участникам игры предстоит на основе целей определить результаты битвы. В ответах команды отметят, что главных целей не добился никто. Это, однако, не принижает проявленных русскими солдатами доблести и мужества.
Наполеон бился против многих наций, но непобедимыми назвал только русских. «Из 50 данных мною сражений, — го ворил Наполеон, — это было сражение, в котором наиболее проявлено доблестей и достигнуто наименее результатов». Наполеон называл это сражение «битвой гигантов». Кутузов считал, что «сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов...».
VI этап
Военный совет в Филях
Следующий этап игры посвящен Военному совету в Фи лях. Демонстрируем иллюстрацию картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях».
• Вопросы:
1. Где состоялся Совет? Кто присутствовал на нем?
Покажите некоторых из названных военачальников на иллюстрации.
Информация для учителя
Как известно, Алексей Данилович Кившенко в работе над картиной следовал, в основном, за описанием Военного со вета в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: на картине то же расположение действующих лиц за столом (кроме Кайса рова, который у Толстого сидит на лавке рядом с Толем, а у Кившенко — стоит за спиной у Кутузова). Слева направо, «от печки»: полковник Паисий Сергеевич Кайсаров (стоящий с блокнотом у печки); фельдмаршал Михаил Илларионович Го-ленищев-Кутузов (сидящий в кресле). Далее вокруг стола по часовой стрелке: генерал-лейтенант Петр Петрович Коновни цын (положивший ногу на ногу), генерал-лейтенант Николай Николаевич Раевский (сцепивший руки в замок), генерал-лейтенант Александр Иванович Остерман-Толстой (присло нившийся к стене), генерал Михаил Богданович Барклай де Толли (закутавшийся в плащ), генерал-лейтенант Федор Петрович Уваров (держащий в руках карту), генерал Дмит рий Сергеевич Дохтуров (с циркулем в руке), генерал-майор и полковник главного штаба Алексей Петрович Ермолов (стоящий у торца стола), генерал-квартирмейстер полковник Карл Федорович Толь (сидящий спиной к зрителям, рядом с Ермоловым), генерал Леонтий Леонтьевич Беннигсен. Совет проходил в избе крестьянина Андрея Фролова. Ребята, как правило, могут назвать и показать Кутузова, Барклая де Толли, Ермолова.
2. Какое решение было принято на Совете?
(Ответ: отступить и оставить Москву без боя, чтобы сохра нить и укрепить армию для дальнейшего противостояния)
VII этап
Герои Бородина
На этом этапе игры участникам команд предстоит рассказать о конкретном участнике сражения и объяснить, почему этих человека можно считать героем. Участники игры выступают с небольшими докладами, подготовленными дома.
VIII этап
Память народа о Бородинском сражении
Командам заблаговременно давалось задание:
Назвать 2-3 художественных полотна с изображением битвы и пожара Москвы.
В каких музеях представлены живописные произведения, изображающие Бородинское сражение, Военный совет в Филях, оставление Москвы?
Какие памятники, архитектурные сооружения посвящены событиям 1812 года?
Ответы:
Серия картин В. В. Верещагина, посвященная войне 1812 года. Среди них: «Наполеон на Бородинских высотах», «Перед Москвой, в ожидании депутации бояр (Наполеон на Поклонной горе)» и др. ПанорамаФ. А. Рубо «Бородинская битва».
Музей-панорама «Бородинская битва», музей «Кутузов ская изба», Государственный исторический музей.
Триумфальная арка в Москве, храм Христа Спасителя.
• Игра со зрителями
Ведущий. События Отечественной войны 1812 года нашли свое отражение в русских пословицах и поговорках. Но особенно народная память выделяет Бородинское сраже ние, отступление русских войск через Москву без боя и пожар Москвы.
Задание. Привести примеры отражения этих событий в пос ловицах и поговорках. К выполнению этого задания привлекаем зрителей и наиболее активным из них начисляем баллы.
Ответы:
Шумел, горел пожар московский.
Приехал Кутузов бить французов.
За нами Москва!
Сам себя сжег француз, сам себя и поморозил: отогрелся в Москве, да замерз на Березине.
Француз вступил в Москву в гости, да оставил там свои кости.
Голодный француз и вороне рад.
Придется батюшке-Парижу расплатиться за матушку-Москву.
Командам предлагается вслух прочитать басни И. А. Кры лова «Ворона и курица» и «Волк на псарне». Какие истори ческие сюжеты легли в основу этих басен?
Ворона и курица
Когда Смоленский князь,
Противу дерзости искусством воружась,
Вандалам новым сеть поставил
И на погибель им Москву оставил,
Тогда все жители, и малый и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися,
Как из улья пчелиный рой.
Ворона с кровли тут на эту всю тревогу
Спокойно, чистя нос, глядит.
«А ты что ж, кумушка, в дорогу? — Ей с возу Курица кричит. — Ведь говорят, что у порогу
Наш супостат». —
«Мне что до этого за дело? —
Вещунья ей в ответ. — Я здесь останусь смело.
Вот ваши сестры — как хотят;
А ведь Ворон ни жарят, ни варят:
Так мне с гостьми не мудрено ужиться,
А может быть, еще удастся поживиться
Сырком, иль косточкой, иль чем-нибудь.
Прощай, хохлаточка, счастливый путь!»
Ворона подлинно осталась;
Но, вместо всех поживок ей,
Как голодом морить Смоленский стал гостей —
Она сама к ним в суп попалась.
* * *
Так часто человек в расчетах слеп и глуп.
За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:
А как на деле с ним сочтешься —
Попался, как ворона в суп!
Волк на псарне
Волк ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню.
Поднялся вдруг весь псарный двор, —
Почуя серого так близко забияку,
Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;
Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьем,
Иной с ружьем.
«Огня! — кричат, — огня!» Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут не перед стадом, И что приходит, наконец, Ему рассчесться за овец, — Пустился мой хитрец В переговоры
И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим общий лад!
А я, не только впредь не трону здешних стад,
Но сам за них с другими грызться рад
И волчьей клятвой утверждаю,
Что я...» — «Послушай-ка, сосед, —
Тут ловчий перервал в ответ, —
Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой».
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
Ответы:
В основе басни «Ворона и курица» — рассказы москвичей, которые смогли выбраться из занятой французами Москвы, о том, что голодные французские солдаты ежедневно стре ляли ворон и варили «вороний суп».
В басне «Волк на псарне» Крылов высмеивал попытки На полеона начать мирные переговоры. Под Волком подразу мевался Наполеон, а под Ловчим — Кутузов.
• Игра со зрителями
Ведущий. Осенью 1941 года, когда немецко-фашист ские войска рвались к Москве, у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе герои-панфиловцы сдерживали на тиск немецких танков. Бессмертным стал призыв политрука В. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» А какой русский генерал в Бородинском сражении обратился к солдатам с аналогичным призывом?
(Ответ: генерал Д. С. Дохтуров. После ранения Багратиона Кутузов направил Дохтурова на Семеновские редуты с при казом «держаться до последней крайности». Тогда Дохтуров обратился к солдатам со словами: «За нами Москва! Умирать всем, но ни шагу назад!»)
Пока проводится игра со зрителями, жюри подводит итоги.
По окончании игры объявляется команда-победитель и самый активный зритель. Для победителей игры желательно за ранее придумать награды, связанные с тематикой 1812 года.
БОРОДИНО
— Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри—-не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля,
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
1. Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия!2. 7 сентября 2012 года исполнится 200 лет со дня Бородинск...
Конспект интегрированного урока (литература, история) 5 класс "Недаром помнит вся Россия про день Бородина"
Конспект открытого интегрированного урока по литературе для 5 класса. Разработан специально к 200-летию Бородинской битвы. В приложении к уроку имеются ииллюстрации....
Внеклассное мероприятие по литературе для 7-ых классов «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»
Цели мероприятия: повышение интереса к изучению творчества М.Ю. Лермонтова; расширение кругозора учащихся; вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развити...
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина» (М.Ю. Лермонтов) Классный час, посвященный Бородинскому сражению (5 класс)
развивать у детей чувства патриотизма и гордости за свое Отечество, интереса к истории своей страны, формирования активной гражданской позиции....
Устный журнал «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», для обучающихся 5-9 классов
Устный журнал«Недаром помнит вся Россия про день Бородина»,для обучающихся 5-9 классов...
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
Конспект внеклассного мероприятия по истории в 9 классе«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»...