Повторение по теме:"Советский Союз в 1945 - 1953 г.г."
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Материал данного урока позволяет обобщить и ситематизировать знания, выделить и рассмотреть проблемы социально - экономического ,политического развития нашей страны в послевоенный период. Данный материал может быть так же использован на уроках истории России в 9, 11 классах при закреплении, объяснении и проверке полученных учащимися знаний, умений, навыков по теме: " СССР в 1945 - 1953 г.г."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_po_teme_sovetskiy_soyuz_v_1945_-_1953_g.g..docx61.37 КБ

Предварительный просмотр:

Повторение по теме: « Советский Союз  в 1945-1953г.г.»

Образовательные цели: повторить основные события экономического, политического, социального развития СССР, обобщить и систематизировать  знания о развитии нашей страны в период с 1945 по 1953 г.г.

Развивающие  цели: продолжить формирование умений: оценивать общественные явления, обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями, диаграммами, историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения устанавливать причинно - следственные связи активизировать познавательную деятельность учащихся.

Воспитательные цели: формировать интерес к отечественной истории.

Оборудование : карты « Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства 1946-1958 г.г.»; портрет И.В.Сталина; диаграмма «Развитие народ ного хозяйства в 1945- 1953 г.г»; исторический документ     «Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г.», «Выступление И.В.Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского округа»; сравнительная таблица «Цена на продукты питания и промышленные товары в 1948 и 2006 г.г, % от средней заработной платы».

Ход урока:

       Период с 1945 по 1953 год в истории нашей страны – это послевоенное время, когда советский народ восстанавливал народное хозяйство, время надежды на то, что в стране начнутся перемены, время, на которое приходится апогей власти Сталина, время обостре ния отношений СССР и США, начало « холодной войны ».

      И сегодня, мы с вами вспомним эти события, постараемся проанализировать их, рас крыть причины и влияние этих событий на дальнейшее развитие нашей страны.

      Открываем тетради, записываем «Повторение по теме: «Советский Союз в 1945-1953 г.г.».

       Для работы на уроке нам понадобятся:

  1. карта « Народное хозяйство СССР 1945 -1953 г.г.» стр. в атласе 2;
  2. исторический документ «Выступление И.В.Сталина на предвыборном собрании избирателей Сталинского округа»;
  1. исторический документ « Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г. » учебник стр. 271.

Непосредственно с темой нашего урока связаны ряд понятий, дат, имен. Давайте вспомним наиболее важные.

9 мая 1945 год                              У. Черчилль                            репрессии

5 марта 1946 год                              И.В. Сталин                               апогей

декабрь 1947 года                                                                            реформа

I. Территориальные изменения   (карты)

    Границы нашего государства на протяжении всей первой половины XX века изме нялись. В 1945г.  произошло очередное изменение границ. Проанализируйте эти изменения с 1940 года по 1945 год. Используя карту, определите причины этих изменений и их последствия (работаем по картам атласа и настенной карте).

   Вывод: Таким образом, границы Советского Союза были значительно расши рены. Они почти

   достигли пределов Российской империи до начала первой  мировой войны.

     На территории Советского Союза в 1945 году проживало 162 млн. человек. Духовный и нравственный подъем народа, победившего в справедливой, освободительной войне, вызывал в советских людях гордость за свою страну, чувство самоуважения. Благодаря активной пропаганде и сложившемуся стереотипу мышления, Победа в сознании подавляющего большинства народа связывалась с прочностью режима и гениальностью совет ского лидера - И.В.Сталина (портрет И.В. Сталина).

II. Восстановление народного хозяйства

     Неограниченная власть Сталина значительно влияла на все сферы жизни общества: и на экономическую, и на политическую, и на социальную, и на культурную.    

Давайте попытаемся это доказать, опираясь на исторические документы и факты.

1. Возьмите документ «Выступление Сталина на предвыборном собрании в Сталинском округе». Работая с документом, ответьте на вопросы:

      а)  О каких первоочередных задачах, стоящих перед советским народом, говорит  Сталин в своем выступлении?   б)  Какие сроки их выполнения он определяет?

Выступая в феврале 1946 на предвыборном собрании избирателей Сталинского округа И.В. Сталин сказал: «…Основные задачи пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти этот уровень в более или ме нее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отме нена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производ ства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно- исследовательских институтов, могущих дать возможность науке раз вернуть свои силы. Я не сомневаюсь, что, если окажем должную помощь нашим уче ным, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны.

Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоен ным уровнем». ( работа всего класса с документом – один обучающийся зачитывает )

2.Восстановление народного хозяйства требовало огромных капиталовложений. Посмотрите на диаграмму «Распределение капиталовложений в промышленность СССР в 1945-1953 г.г.». Проанализируйте ее данные.

 Распределение капиталовложений в промышленность СССР в 1945-1950г.г.

                 ТЯЖЕЛАЯ                                                                              ЛЕГКАЯ И ПИЩЕВАЯ

20 %%

      ПРОМЫШЛЕННОСТЬ                                                                       ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

80 %

3. Западные же эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Какие факторы, рычаги советской системы они не учли при этом? Почему советская экономика достигла довоенного уровня в кратчайшие сроки?

      Важнейшим источником ресурсов для восстановления экономики страны стала деревня. Послушайте воспоминание о жизни в колхозе в послевоенное время (творческое задание).

О своей жизни в колхозе после войны рассказывает Куприянова Татьяна Герасимовна,

1926 года рождения.

    После войны мне было 19 лет. Жила я в Алтайском крае, в деревне Алексеевка. Образова ние - 4 класса, больше не училась, потому что в нашей деревне была только 4-х летка, а 8 - летка находилась в 3 км  от нашей деревни в селе, в Афонино.

     Всю войну и после войны работала в колхозе. Летом -  на полях, а зи мой работала на ферме - дояркой. В поле копали вручную, боронили на быках, техники не было. Деньги за работу не платили, работали за трудодни. Трудодни считали по годам, на них затем давали хлеб, больше ничего. Воскресенье был выходным, днем все работали на своем огороде.

    Деревня у нас была домов 200.На всю деревню один магазин. Там, помню, покупали конфеты - подушечки, а можно было поменять яйца на них, в магазине их принимали. Ребятишки стащут из дома яйцо и бегут в магазин - меняют на подушечки.

    Одежды, обуви в магазине не было. Сами сеяли лен, из него и шили одежду. Ходили в лап тях. Зимой некоторые надевали шахтерские галоши, купленные на рынке в Новокузнецке. Был свой огород, скотина (1 корова ,2-3 курицы), но за них нужно было платить. Налог платили деньгами приезжающему уполномоченному. На огороде сажали очень много картошки, семечек, а также рожь. Чтобы заплатить налог, картошку и семечки ходили продавать в Новокузнецк, 140 километров туда и обратно. Позже разрешили держать свиней, можно было продавать на рынке, но обязательно нужно было снять кожу и сдать. Налог также платили мясом, у кого не было, покупали на рынке; сдавали в год яиц  -100 штук; масло - 13 кг; 1 овечью шкуру. Электричества не было, были только керосиновые лампы.

     Это были голодные годы. Из колхозов убегали в город. Убегали тайком.

      Материальные лишения военного времени воспринимались как необходимые и неизбежные. Поэтому было естественным пробуждение надежд на улучшение материального благосостояния после войны. 14 декабря 1947 года было опубликовано постановление о денежной реформе и отмене продовольственных карточек.

      1.Назовите основные положения реформы. (фронтальный опрос); 2. Как изменила денежная реформа благосостояние народа. Чтобы ответить на этот вопрос  была проведена исследо вательская работа.

Индивидуальное задание: Сопоставьте среднюю месячную заработанную плату в 1948 году, которая составляла 480 рублей , 1950 - 640 рублей в городах и 164 рублей в деревне и нынешние цены на указанные продукты и промышленные товары первой необходимости ( уровень средней з/п рассчитайте из числа доходов взрослых членов вашей семьи) . В результате вы заполните предлагаемую таблицу.

Наименование товара (кг)

Цена в 1948 г. (в рублях )

% от средней зарабо тной платы

Цена в 2010 г. (в рублях)

% от средней заработной платы

Хлеб пшеничный

4-8

0,83-1,6

5,4

0,13

Мясо

28-32

5,8-6,6

120-150

3-3,7

Молоко (1л)

2,5-5

0,5-1,04

19-26

0,4-0,6

Платье женское шерстяное

500 - 560

104- 116

1200-3000

30- 75

Туфли женские

260 -280

54-58 -,3

500-2000

37,5 - 75

Вывод: Итак, говоря, о развитии экономики в послевоенное время, нужно отметить: Удалось за столь короткое время восстановить большинство городов и промыш ленных предприятий, разрушенных во время войны. В н. 50-х г.г. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства. Бесспорно, в восстановлении народного хозяйства большую роль сыграл трудо вой энтузиазм советских людей, стремившихся скорее наладить нормальную, мирную жизнь. Его невероятными усилиями и жертвами были достигнуты, казалось, невозможные экономические результаты. Приоритетом считалось развитие отраслей тяжелой промышленности. Стали более широко использо ваться научно - технические разработки на производстве.

III. Политическая обстановка в стране

      Война изменила и общественно - политическую атмосферу, сложившуюся в СССР в 30-ые г.г. Особые условия войны заставляли людей мыслить творчески, действовать самостоятельно принимать на себя ответственность. Победа в войне породила надежды на новую, счастливую жизнь. Власть была обеспокоена подобными настроениями. Возникшее социальное напряжение было решено подавить путем, с одной стороны, внешней демократизации, а с другой – путем усиления борьбы с «вольнодумством» и укрепле ния режима. Неслучайно политический режим в СССР в конце 40-х - начале 50-х называ ют репрессивным.

       Что указывает на репрессивный характер режима? Какие факты? Сопоставьте репрессивную политику Сталина в 30 -ые годы и в послевоенные годы, сделайте выводы?

IV. Внешняя политика

      Внутриполитическая напряженность в СССР сопровождалась и внешнеполитическими противоречиями. Пережившие страдания, лишения, горечь утраты близких, люди в десятках стран мира, в том числе и в СССР, мечтали, чтобы закончившаяся война была последней в истории человечества. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Отношения между державами - победительницами, СССР и США, в 1945-1947 г.г. стремительно ухудшались. Начинается гонка вооружений, борьба за контроль над ключевыми районами мира, растет число локальных конфликтов, создаются системы военных союзов.

1. К чему же привело соперничество СССР и США? Чтобы ответить на этот вопрос выполните следующее задание: Вместо цифр поставьте первые буквы понятий так, чтобы можно было прочитать словосочетание (холодная война ).

  1. Переселение на участок за пределами деревни (хутор)
  2. Военное формирование, созданное в помощь действующей армии, преимущественно на добровольных началах (ополчение)
  3. Форма помощи союзникам: продовольствием, вооружением,

медикаментами (ленд-лиз)

  1. Сведение  разрозненных полос земли в один участок (отруб)
  2. Переплетение двух властей в России после Февральской

революции - буржуазного Временного правительства и органов

революционной диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов

(двоевластие )

  1. Передача из частной собственности в собственность государства

крупных предприятий или целых отраслей промышленности, земли, банков (национализация)

  1.  Высшая точка развития, расцвет (апогей)
  2. Налог, взимаемый с коренного населения (ясак)
  3. Внутренняя политика Советского правительства в годы гражданской войны ; попытка непосредственного перехода к коммунистическому производству и распределению ( военный коммунизм )
  4. Занятие чужой территории военной силой с целью осуществления каких - либо притязаний (оккупация )
  5. Система экономических мероприятий, сменившая политику « военного коммунизма »; состояла в введении продналога, разрешении внутренней свободной торговли при сохранении за государством монополии на внешнюю торговлю и крупной промышлен ности ( НЭП )
  6. Форма правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть (абсолютизм)

2. Дайте определение понятию « холодная война»

   Многие историки считают, что выступление Черчилля 5 марта 1946 года в Фултоне и поло жило начало развязыванию «холодной войны».

3. Работа с документами: (зачитывают ученики)

Из выступления Черчилля в г. Фултоне (США) 5 марта 1946 года.

« От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Я не верю, что Советская Россия хочет войны. Она хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Русские больше всего восхищаются силой..

По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах..»

Из интервью И.В.Сталина газете « Правда » 14 марта 1946 года.

Вопрос: Как Вы расцениваете последнюю речь г-на Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?

Ответ: Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора

 между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.

Вопрос: Можно ли считать, что речь г-на Черчилля причинит ущерб делу мира и безопасности?

Ответ: Безусловно, да. По сути дела, г-н Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют

нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господ-

ство добровольно - тогда все будет в порядке, в противном случае неизбежна война ...

Вопрос: Как Вы расцениваете ту часть речи Черчилля, где он нападает на демократический строй  соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские отношения между этими государствами и Советским Союзом?

Ответ: Эта часть речи Черчилля представляет смесь элементов клеветы с элементами грубости

и бестактности ...»

Вопросы для обсуждения:

              1. Так кто же был прав в споре двух старых противников? Черчилль? Сталин?

              2.На кого же ложится главная вина в развязывании « холодной войны »? Запада или

                 Советского Союза?

V. Вывод    Мы вспомнили и проанализировали основные события в истории нашей страны в  

                    1945-1953г.г. Итак, какие же необходимо сделать выводы о послевоенном развитии

 нашей страны. (Послевоенный период (1945-1953 г.г.) был одним из наиболее противоречивых и              напря женных в истории СССР. Стране удалось восстановиться после тяжелейших потерь, поне сенных в Великой Отечественной войне, более того - достигнуть ощутимых успехов в целом ряде направлений науки и техники, промышленности, связанных с обороной  ядерными исследованиями. Однако успехи были достигнуты дорогой ценой, за счет вели чайшего напряжения и жертв народа. Размах репрессий и политический гнет государства достигли таких размеров, что необходимость некоторого ослабления режима стала уже ощущаться и среди правящей элит).

VI. Самостоятельная работа

Для закрепления материала изученной темы, выполните несколько самостоятельных заданий .

1.Из перечисленных ниже способов и средств финансирования восстановления хозяйства и развития экономики выберите те, которые использовались в послевоенный период:

     а) деление бюджетных средств по принципу приоритетного и остаточного финансирования;

     б) пропорциональность и эффективность распределения и использования средств;

     в) привлечение иностранных инвестиций, кредитов.

2.Из перечисленных ниже способов привлечения трудовых резервов для восстановления и  

    развития хозяйства выберите те, которые преобладали в первый послевоенный период:

      а) материальные стимулы                                      в) социалистическое соревнование                  

      б) самоотверженность и героизм в труде             г) трудовое законодательство

3. Верно ли утверждение: ( ДА, НЕТ)

      а) в ходе послевоенного восстановления экономики главное внимание уделялось сельскому хозяйству;

      б) в годы правления Сталина партия отказалась от руководства страной;

      в) в первые послевоенные годы ( 1945-1950 ) в СССР были введены 8-часовой рабочий день и отпуска;

      г) важнейшее мероприятие в экономике 50-х г.г.- начало промышленного освоения Кузбасса.

     Записываем домашнее задание: продолжить творческую работу по сбору материала ( воспоминания родных, знакомых о жизни в послевоенное время).

     Рефлексия : Что мы узнали нового сегодня на уроке? Что вас удивило?   Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Самый умный" - Советский союз в 1945-1991 гг.

Материал представляет собой презентацию, выполненную в стилистике игровой программы "Самый умный". Точнее её финального тура. Игра проходит по тем же правилам, но на историческую тематику. Макет вполн...

Презентация по истории на тему "Советский Союз в предвоенные годы"

Презентация по истории на тему "Советский Союз в предвоенные годы"...

Тестирование по теме « Советский союз после войны (1945-1953гг.)

Тестирование по теме « Советский союз после войны (1945-1953гг.) предназначено для учащихся 9, 11 классов....

Авторская программа . "Великая Отечественная война Советского Союза (1941-1945 гг.) в экспозициях музеев г.Москвы и Московской области". Предмет-Музееведение (дополнительное образование).

Данная программа опробируется автором уже несколько лет в личном преподавании как во внеклассной работе в качестве классного руководителя, так и в дополнительном образовании в смешанных возрастных гру...

Итоговый урок по теме: "Советский Союз в Великой Отечественной войне 1941-1945"

Повторительно-обобщающий урок по теме ВОВ. Решающие битвы, герои Великой Отечественной войны....

Кроссворд на тему: «СССР после войны 1945-1953 гг»

Кроссворд позволит быстро повторить исторические события и основные действующие лица 1945-53гг. Борьба за власть после смерти Сталина....