Восточные славяне
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Ложкина Любовь Алексеевна

Урок изучения нового материала с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ.

Учащиеся получают  представление о занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве восточных славян через работу с картой, анализ исторических источников, выполнение проблемно-познавательных заданий. Разнообразие заданий, использование ИКТ позволяют организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_6_klasse.docx20.17 КБ
Файл vostochnye_slavyane.ppsx1 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 6 классе

Учитель: Ложкина Л.А.

Тема: Восточные славяне

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: технологии проблемного обучения и информационно-компьютерные

Цель:

        1. Учащиеся должны получить  представление о занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве восточных славян

2. Формирование умения работать с картой, извлекать информацию из разных видов источников; развитие умения сворачивать  и разворачивать информацию, умения обобщать, делать выводы, устанавливать связи между природными условиями и занятиями славян

        3. Способствовать воспитанию толерантности, осознанию роли труда в жизни человека.

        Оборудование: слайдовая презентация, рабочие  тетради, раздаточный материал с текстами документов (византийские писатели о славянах), макеты орудий труда (соха, борона, серп)   аппликации с изображением сельскохозяйственных работ,  инструктивные карточки, план урока на доске (занятия славян, быт и нравы, верования, управление), новые понятия (вервь, язычество, идол, капище, народное ополчение, вече на слайде), карта «Киевская Русь» (на слайде),  схемы родовой и соседской общины, д.з. на доске

        Учащиеся разделены на 2 группы

I. Подготовка к изучению нового материала

- Назовите тему нашего урока

- Прочитайте эпиграф к уроку.

Русь опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна.

        Так видел начало нашей Родины русский поэт А. Блок.  На  сколько это описание соответствует действительности, мы с вами выясним сегодня на уроке.

        Д.з: п.1, зад.4 стр.4 ф.т

- Что нам известно о происхождении восточных славян?

- Покажите на карте, где жили племена восточных славян?

- Откуда мы узнали о расселении восточных славян?

- Когда славяне пришли на Восточно-Европейскую равнину, здесь уже жили угро-финны и балты. Однако военных столкновений между ними и восточными славянами не было. Почему?

- Что бы еще вы хотели узнать о жизни наших предков? (План на доске)

Беседа по картинам слайда

(о занятиях, жилище славян)

- Какую информацию можно извлечь из схемы 3 на стр. 4 Ф.Т.?

- На какие вопросы мы не можем сейчас ответить?

        II.  Изучение нового материала.

        Самостоятельная работа учащихся в группах по карточкам.

1 группа: работа учащихся с текстом учебника на стр.8 и заполнение схемы 3 на стр. 4 Ф.Т.

        Учащиеся с помощью аппликации определяют последовательность работ и составляют рассказ о системе земледелия у восточных славян

2 группа: Какие орудия труда использовали восточные славяне?  Какие циклы можно выделить в сельскохозяйственных работах восточных славян? (учащиеся работают с текстом учебника стр. 9 и макетами орудий труда). Заполняют схему в Ф.Т. зад. 5

        Представление результатов работы и заполнение схем всеми учащимися.

(схемы для проверки в готовом виде на экране)

        Определите,  о каких занятиях  рассказывают нам пословицы и поговорки (на экране)

Без клещей кузнец, что без рук.

Куй железо пока горячо.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Глину не мять – горшков не видать.

Мед  есть – в улей лезть.

Не учась, и лаптя не сплетешь.

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает.

Есть ли что-то общее в этих поговорках? Сформулируйте общую идею этих пословиц и поговорок.

4) Быт и нравы (работа с источником)

- Как вы понимаете слово «быт»? «нравы»?

Учащиеся получают отрывки из источников о жизни славян. Используя прием «переводчик» каждый в группе представляет свою часть источника, затем один учащийся представляет общий результат.

- На какие стороны жизни славян обращают внимание византийские писатели? Почему именно эта сторона жизни особенно интересовала византийских писателей?

        Византийский писатель Маврикий Стратег о славянах.

«Племена славян многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, охраняют их. Находящихся у них в плену, они не держат в рабстве, как прочие племена, но, ограничивая    срок рабства определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей?»

        «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин, превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь…»

        «Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют...»

        «Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями…Опытны они и в переправе через реки…Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов…».

        «Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, неспособны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин, они умеют отлично сражаться…»

        2 группа работает с источником на 13 стр. учебника.

        Верования славян (сообщение учащегося) схема на экране

Беседа:

- Почему верования древних славян называют язычеством?

- Как в язычестве отразились занятия славян?

Выполнение задания «Найди лишнее»

- Почему у славян не было бога Посейдона? Диониса?

- Объясните значение понятий: волхвы, идол, капище.

- Найдите капище на макете стр. 10

Сообщение о языческих праздниках (на экране картины с праздниками)

-Какие языческие праздники и обряды изображены?

- Какие из них  сохранились до наших дней?

Управление (объяснение учителя с опорой на схемы)

- Составьте рассказ на тему «Жизнь человека в родовой общине».

- Что такое родовая община? Кто стоял во главе родовой общины?

- Сравните обе схемы? Что общего? Что различного? Как теперь называется общество людей?

(Вервь) Соседская община – это общество людей, связанных жизнью на одной территории, т.е. соседскими отношениями.

- Кто теперь решал все важные вопросы?

Вече – народное собрание на Руси

- Кто защищал соседскую общину в случае опасности?

- Как называется такое войско?

- Составьте рассказ по опорной схеме (на слайде)

        III Закрепление

- Как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт восточных славян? (называют занятия и объясняют почему)

- Как и почему называют верования восточных славян?

- Объясните значение терминов (слайд)

5. Проблемно-познавательные задания (на слайде)

        У древних славян особенно ценились деревья с пробитым молнией продольным дуплом. Для чего служили эти деревья?

        В Древней Руси славяне почитали своих умерших предков – чуров. Чуры были хранителями домашнего очага, поэтому обрубок дерева, с помощью которого разжигался костер, называли чуркой.  А как называли деревянное изображение самого духа?

        Древние славяне. Как и другие язычники, приносили скот в жертву богам. Позднее жертвенное животное стали заменять фигуркой, испеченной из теста.         Какой именно?

        Дерево играло большую роль в жизни славян. В русских сказках всегда присутствует дерево. Дерево спасало, могло превратиться в человека и наоборот. Ветку какого дерева  клала девушка в карман юноше для пожелания счастья?

        Итог урока. Вернуться к эпиграфу. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Восточные славяне

Слайд 2

Русь опаясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна А.Блок

Слайд 6

Подсечно-огневая система земледелия Переложная система земледелия В лесах В степи и лесостепи Вырубали деревья, Выкорчёвывали и сжигали пни Участки земли распахивали, использовали до полного истощения, затем переходили на новые участки

Слайд 7

Сельское хозяйство Орудия труда: Соха Борона Серп Сельско-хозяйственные культуры: Пшеница Просо Ячмень Гречиха Домашние животные: Коровы Козы Овцы Свиньи Лошади Другие занятия: бортничество, рыболовство, охота, ремесло.

Слайд 8

Пословицы и поговорки: Без клещей кузнец, что без рук. Куй железо пока горячо. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без топора не плотник, без иглы не портной. Грибов ищут – по лесу рыщут. Глину не мять – горшков не видать. Мед есть – в улей лезть. Не тот стрелок, кто стреляет, а тот, кто попадает. Не учась, и лаптя не сплетешь.

Слайд 9

БОГИ Ярило – бог солнца Дажьбог – бог света и жизни Макошь – богиня плодородия Велес – покровитель скотоводства Стрибог – повелитель ветра Перун – бог грома и молнии Волхвы, идол, капища

Слайд 16

Найди лишнее Перун Макошь Посейдон Ярило Стрибог Велес Дионис Дажьбог

Слайд 17

Управление Союз племен Племя (во главе вождь) Родовая община (во главе старейшина) Соседская община (вервь) (все важные вопросы решает вече)

Слайд 18

Запомни: Вервь Язычество Идол Капище Народное ополчение Вече

Слайд 19

Разминка для ума 1. У древних славян особенно ценились деревья с пробитым молнией продольным дуплом. Для чего служили эти деревья?

Слайд 20

Задача 2. В Древней Руси славяне почитали своих умерших предков – чуров . Чуры были хранителями домашнего очага, поэтому обрубок дерева, с помощью которого разжигался костер, называли чуркой. А как называли деревянное изображение самого духа?

Слайд 21

Задача 3 Древние славяне, как и другие язычники, приносили скот в жертву богам. Позднее жертвенное животное стали заменять фигуркой, испеченной из теста. Какой именно?

Слайд 22

Задача 4 Дерево играло большую роль в жизни славян. В русских сказках всегда присутствует дерево. Дерево спасало, могло превратиться в человека и наоборот. Ветку какого дерева клала девушка в карман юноше для пожелания счастья?

Слайд 23

Вернёмся к эпиграфу Русь опаясана реками И дебрями окружена. С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна… А. Блок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Словарь "Восточные славяне. Первые князья"

Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...