Театр и музыка в Древней Греции
план-конспект урока (история, 10 класс) на тему
Конспект урока можно использовать на уроках МХК и истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_i_muzyka_v_drevney_grecii.doc | 60 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство науки и образования РФ
Муниципальнаябюджетная Городищенская средняя общеобразовательная школа №1
403003 Волгоградская область,
п. Городище, ул. Чуйкова, 6а т. 8 (844 68) 3-30-48
Конспект урока в 10 классе
по мировой художественной культуре
Тема: Театр и музыка в Древней Греции
Составила учитель истории
и обществознания
высшей категории
Денисова Татьяна Викторовна
Городище, 2012
Опережающее задание: между учащимися распределяются роли (актёры, корифеи, искусствоведы, хор, Дионис)
Форма урока: урок – путешествие в прошлое
Ход урока:
АОЗ
1. Физминутка (под музыку «Сиртаки»)
2. Оргмомент
- Хайрете пайдес. Калой кай агатой.
Здравствуйте дети, прекрасные и совершенные.
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Древней Греции. Давайте вспомним достижения греческой культуры.
3. Проверка домашнего задания.
Исторический диктант.
- Какому общественному деятелю V в. до н.э. принадлежит это высказывание?
«Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности» (Перикл)
- Какой город считается центром греческой цивилизации? (Афины)
- Относятся ли следующие архитектурные комплексы к греческой культуре. Ответьте – да или нет.
А) Ансамбль Акрополь (да)
Б) Храм Ники Аптерос (да)
В) Мегалиты (нет)
Г) Храм Амон-Ра в Луксоре (нет)
Д) Парфенон (да)
- Как зовут нимфу, воспитавшую юного бога Диониса, которой посвятил своё творение древнегреческий скульптор Скопас (Менада)
- Какое архитектурное сооружение располагается на южном склоне Акрополя? (театр Диониса)
ФНЗ
1. Введение в тему.
Литературно-художественный эпиграф:
(под торжественную музыку звучит текст из книги И.Бояджиева)
«В зале полная тишина, на заднем плане вырисовываются колонны древнего храма, и раздаётся глухая заунывная музыка. На сцену выходит актер, выходит большими шагами, он полон решимости, энергии, силы.
Его речь – страстный призыв к действию, к правому отмщению…
Звучат голоса Древней Эллады…»
Никогда человек не был так гармоничен, как в Древней Греции. Жизнь греков состояла из религии, а религия - из общения с богами. Жители Древней Эллады считали, что религия подобна жизни, а «человек подобен богам» - видимо, с этим и было связано гармоничное развитие нации.
Греческие мифы были основой для театральных зрелищ, которые постепенно переросли в важный вид искусства Т Е А Т Р.
Театр зародился в Древней Греции.
- Что такое «театр»?
(по словарю переводится как «место для зрелищ» и вид искусства на сцене) Зрелища, на которые собирался почти весь город, все свободные граждане Афин, имели очень большое значение.
2. Сообщение темы и целей урока.
Нам предстоит совершить путешествие в мир древнегреческого театра (запишите тему урока)
и выяснить (запись плана урока):
1. Что из себя представлял театр в Древней Греции?
2. Какое значение для древних греков имел театр?
3. Что общего и различного между театром древнегреческим и театром
современным?
4. Музыкальное искусство.
Сегодня на уроке присутствуют театроведы, настоящие участники и очевидцы древнегреческого театра.
- Какой греческий бог имеет прямое отношение к театру? (Дионис)
(выходит ученик в роли Диониса)
Дионис:
Я, Дионис, был первым демократическим богом в греческом пантеоне, и меня воспринимали не только как покровителя винограда, но и как покровителя художественных потребностей. Боги, как считали греки, могут всё, но не умеют страдать, т.к. они бессмертны.
Я же единственный бог, который умел страдать, то есть принимал страдания народа на себя.
С дионистических шествий, где люди во время ритуальных обрядов впадали в безумие, зарождались первые подобия комедий и трагедий.
Таким образом, я являюсь своего рода прародителем театра.
- Спасибо, уважаемый Дионис!
- А как же выглядело театральное помещение в Древней Греции?
Каково было его устройство?
Устройство древнегреческого театра
(на доске иллюстрация или слайд «Театр Древней Греции» - схема устройства)
Ученик: О том, как был устроен театр в Древней Греции, говорят уцелевшие во многих местах театральные сооружения. Их вместимость была довольно внушительная. Афинский театр Диониса вмещал, например, около 17 тысяч зрителей.
(слайд «Театр Диониса в Афинах», схема устройства древнегреческого театра)
Древнегреческий театр напоминал скорее театральный стадион. Представление шло под открытым небом, на круглой площадке – ОРХЕСТРЕ. Помещение, откуда актёры выходили на орхестру,
называлось СХЕНА.
Скамьи для зрителей вырубали прямо на каменистых склонах холма, у подножия которого устраивалась орхестра. Этот простейший зрительный зал назывался у греков – ТЕАТРОН.
- Как сейчас называется место для игры актеров? – (СЦЕНА - очень похоже на древнегреческое слово СХЕНА – «возвышение»).
Что же происходило во время представлений на орхестре, нам расскажут настоящие актеры из древнегреческого театра.
Искусство актера в древнегреческом театре
(под музыку выходят актеры и Корифей - они в костюмах)
Актер: Актеры в Древней Греции выступали в масках, обозначающих либо сценический тип персонажа (царь, герой, женщина и т. п.), либо душевное состояние (радость, горе, надменность, отчаянье и т. д.) и в париках.
Женские роли играли мужчины. Приходилось увеличивать и фигуру актера, который для этого надевал обувь на высокой подошве – КОТУРНЫ.
Кроме актеров в спектакле участвовал ХОР, возглавляемый КОРИФЕЕМ.
Корифей: Я, Корифей, обращаясь к многотысячной аудитории, рассказывал миф, положенный в основу трагедии. А хор поддерживал героя в его правой борьбе, осуждал его за ошибки, гневно корил за преступления, впадал в отчаянье при бедствиях, рыдал над погибшим. Но во всех случаях хор выражал мнение народа, публики, ведь хор состоял из граждан Афин и был как бы символом живого участия народа в представлениях.
В древнегреческом театре почти не было декораций. Вся эта скромность изобразительных средств (костюмы, маски, парики, отсутствие декораций и т. д.) существовала потому, что искусство в древнегреческом театре в основном опиралось на слуховое и зрительное восприятие актерского мастерства. И главными средствами выразительности были ЖЕСТЫ, РЕЧЬ, ДЕКЛАМАЦИЯ.
- Вопросы к классу: Что определило подобный внешний вид
древнегреческих актеров?
-Кто такой Корифей сегодня?
Представления древнегреческого театра были «думой о жизни», здесь, на орхестре совершались важные захватывающие события, сталкивались мощные характеры.
- Какие виды представлений проходили в театре Древней Греции?
Что вы о них знаете?
О представлениях древнегреческого театра
Ученик: На сцене проходили два вида представлений.
ТРАГЕДИЯ – изображает на сцене такие события, когда герой
борется со злыми силами и погибает.
КОМЕДИЯ – изображает на сцене такие события, которые
вызывают смех.
Все эти понятия являются частями одного целого и называются – ДРАМАТУРГИЯ, т. е. литература для театра.
А ДРАМАТУРГ – это автор, создающий литературу для театра.
- Давайте познакомимся с самыми известными древнегреческими
драматургами. Слово театроведам…
Ученик: Всемирную славу древнегреческому театру принесли три величайших афинских драматурга – «отец трагедии» Эсхил и два его современника – Софокл и Еврипид.
Эсхил – был автором 90 трагедий, из них сохранились 7, среди них трагедии «Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и др. Побеждал в состязаниях драматургов 13 раз. Главная тема трагедий Эсхила – проблема моральной ответственности за причиненное зло, проблема рока как силы, стоящей над обществом, и возмездия.
Софокл – был автором 123 трагедий, из которых до нас дошли тоже 7.
Созданные им трагедии – «Антигона», «Царь Эдип», «Электра» - глубоко человечны. Главное в его пьесах – это противоборство человека и неотвратимости судьбы. Софокл признавался великим трагиком на состязаниях 24 раза(!).
Еврипид - младший из трех знаменитых драматургов, его творчество отличает интерес к человеческой личности, к её индивидуальности. Созданные им образы, особенно женские (Медея, Федра), отличаются глубиной и психологизмом. Еврипид написал 92 трагедии, их них сохранились 19.
Древнегреческую комедию прославил Аристофан. Среди его комедий «Всадники», «Лягушки», «Осы», «Облака» и др. В форме язвительной сатиры Аристофан высмеивал в своих комедиях политическую жизнь Афин.
- Какое значение для древних греков имел театр? Думается, на этот вопрос
лучше всего ответят настоящие граждане Афин.
Корифей - 1:
Мы, греки, очень любим свой театр. Спектакли идут очень долго, а зрители в дни представлений сидят в театре с восхода до заката – другого освещения, кроме солнечного, мы не знаем. Перед началом представления на орхестре происходят разные общественные церемонии: делегации союзных городов преподносят афинскому народу подарки; возносятся жертвы богам и особенно покровителю театра богу Дионису.
Корифей – 2:
Театр в Греции – учреждение государственное. Наши власти придают большое значение его воспитательной роли, драматурги пишут пьесы не ради гонорара, а ради славы и почета. Плата за вход в театр очень низкая.
Пока мы беседуем с вами, в театре собирается публика, и сейчас начнется представление.
- А вам предлагается побыть немного зрителями древнегреческого
театра. Отрывки из трагедий вам представляют граждане Афин.
Разыгрываются отрывки из трагедий:
Отрывок из трагедии Софокла «Антигона»
Корифей: Два брата Антигоны вступают в борьбу и убивают друг друга.
Правитель Фив Креонт приказывает похоронить старшего брата
с почетом, а труп младшего – Полиника – бросить на съедение
зверям и птицам. Креонт запрещает под знаком смерти
хоронить его. Антигона, сестра Полиника и невеста сына Креонта
Гемона, несмотря на запрет, решается похоронить тело брата.
Хор: В мире много сил великих,
но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Мчится он непобедимый,
По волнам седого моря,
Сквозь ревущий ураган.
Плугом взрывает он борозды
Вместе с работницей – лошадью,
Вечно терзая Праматери,
Неутомимо рождающей,
Лоно богини Земли.
В мире много сил великих,
но сильнее человека
Нет в природе ничего.
Корифей:
Антигона хоронит брата, но её заметили и приводят к Креонту. Она смело признается царю, что похоронила Полиника. Креонт приговаривает её к смерти. Гемон напрасно убеждает отца помиловать её. Антигону замуровывают в склепе.
Узнав от прорицателя о гневе богов, Креонт спешит освободить Антигону, но она уже мертва, и Гемон закалывает себя мечом поред трупом невесты. Не в состоянии вынести смерть сына, его мать Эвридика кончает жизнь самоубийством.
Вопросы к классу:
- Давайте представим, что переживал античный зритель, что чувствовал,
видя страдания героя?
Вывод: Зритель переживал мучения главного
героя, чувствовал к нему
жалость и страх, особенно, если герой
страдал безвинно.
И этим самым на зрителя должно было
оказываться очищающее воздействие
трагедии: КАТАРСИС – «очищение».
- Мы находимся в театре Древней Эллады, а что же представления тут проходят без музыкального сопровождения? Нет. Оказывается не только театр зародился в древней Греции, но и музыка. Благодаря грекам достоянием музыкальной культуры стали такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония, ритм, хор и оркестр, симфония.
В жизни греков музыка значила очень многое. Она сопровождала их во время праздников, Олимпийских игр, поэтических турниров и театральных представлений.
Музыкальное искусство было преимущественно вокальным при инструментальном сопровождении. И сегодня у нас есть уникальный случай услышать древнегреческую музыку в исполнении древнегреческого инструмента.
(прослушивание записи)
Закрепление
Мы возвратились из прекрасного путешествия в мир музыки и театра Древней Эллады, побывали в роли зрителей, актеров, драматургов, других участников и создателей античного спектакля. Также узнали новые слова и понятия.
Давайте обменяемся впечатлениями об услышанном, увиденном: о самом театре, о том, что греческая драматургия дала для развития современного театрального искусства, об актерской профессии, наконец, о просмотренных отрывках античных трагедий.
1. Разрешение главных проблем урока:
1. Что из себя представлял театр в Древней Греции?
2. Какое значение для древних греков имел театр?
3. Что общего и различного между театром древнегреческим и театром
современным?
Подведение итогов, разрешение проблем урока.
Возможно проведение на этом уроке игры – викторины по понятиям и терминам
(класс делится на группы)
1. Из представленных понятий и терминов:
ТЕАТР АКТЕР КАТАРСИС
ТРАГЕДИЯ КОРИФЕЙ СХЕНА
КОМЕДИЯ ДРАМАТУРГИЯ ЖЕСТЫ
ТЕАТРОН ДРАМАТУРГ МИМИКА
СЦЕНА ХОР РЕЧЬ
КОТУРНЫ ОРХЕСТРА
необходимо выбрать слова, соответствующие заданиям по группам.
1-я группа – выбрать понятия, сохранившиеся в современном театре;
2-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к драматургии;
3-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к устройству театра;
4-я группа – выбрать слова, имеющие отношение к игре актеров.
2. Индивидуальные задания.
К представленным определениям подобрать соответствующие слова из списка:
1) Место для игры актеров в современном театре…
2) Изображаемые на сцене события, вызывающие смех…
3) Изображаемые на сцене события, приводящие к гибели
главных героев…
4) Место для зрелищ в Древней Греции, а теперь и сценический вид
искусства…
5) Место для игры актеров в театре Древней Греции…
6) Предводитель хора в театре Древней Греции…
7) Места для зрителей в театре Древней Греции…
8) Группа людей из народа, принимавшая участие в античных спектаклях…
9) Специальная обувь на высокой платформе для выступления античных актеров…
10) Литература для театра…
11) Переживания зрителя из-за мучений и страданий героя,
и как следствие – духовное очищение…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
творческий проект "ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"
Изучая тему «Античный театр» один из учащихся рассказал о том, что с родителями был в туристической поездке в Греции и видел театр в Афинах и Эпидавре. Рассказал о ярких впечатлениях и эмоциях. Детей ...
творческий проект " ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ"
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ» ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Название проекта: «Театр Древней Греции». 2. Руководитель:.учитель истории 3. Состав проектной группы: уч-ся 5 кл 4. Тип проекта: тво...
Творческий проект "Театр Древней Греции"
МОУ Кадетская школа-интернат Мензелинского муниципального района РТ.Учитель истории и обществознания Белякова Лариса Николаевна.ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»ПАСПОРТ ПРОЕКТАНазвание про...
3 класс. Театр. Древняя Греция (презентация PowerPoint)
Презентация PowerPoint для блока уроков о театре, 3 класс, программа Б.М.Неменского....
интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"
Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...
«Был бы современный театр без театра Древней Греции?»
Ребята задались вопросом: был бы современный театр без театра Древней Греции? Они изучили особенности античного театра, сопоставили их с современностью, съездили в Саратовский ТЮЗ, разучили сценки из ...
Музыка в Древней Греции
Презентация к уроку МХК...