«Александр Первый и его внутренняя политика».
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Конспект урока в 8 классе. Помогает проследить взаимосвязь между личностными чертами Александра I и особенностями его политики. Позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, справочной литературой , умение рецензировать документы, делать обобщения и выводы; умение рецензировать ответы , ставить проблемные задачи и решать их. Развивает умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, определять круг необходимых знаний для решения проблемы.Воспитывает в учащихся уважение к истории отечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_aleksandr_1..docx22.4 КБ
Файл otkrytyy_urok_po_teme_aleksandr_1.rar19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

«Александр Первый и его внутренняя политика».

Разработала учитель истории Ямилова Т.Н.

МОУ «ГИМНАЗИЯ№3»  '


Цели урока :

1. Выяснить особенности характера Александра I , проследить как они отразились на его внутренней политике.

2. Проследить'взаимосвязь между особенностями личности монарха и его внутренней политикой.

  1. Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, справочной литературой , умение рецензировать документы, делать обобщения и выводы; умение рецензировать ответы , ставить проблемные задачи и решать их.
  2. Развивать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, определять круг необходимых знаний для решения проблемы.
  3. Воспитывать в учащихся уважение к истории отечества.

Оборудование:

1.        Компьютерный диск с видеорядом иллюстративных

t        материалов, отрывков из документов, текстового материала.

2.        Видеофильм «Александр 1»

3.. Раздаточный материал:

а)        детство Александра!

б)        основные мероприятия внутренней политики Александра!
4. Учебник История России 19 век. Ред. Ляшенко.


Пален провел его по темным коридорам Михайловского замка, заполненного пьяными, сильно возбужденными, громко говорящими офицерами. Некоторые из них держали в руках горящие факелы, и * кровавый отсвет огня показался трепещущему, близкому к обмороку Александру зловещим.

Когда они вошли в спальню Павла, Александр увидел обезображенное ударами сапог лицо мертвого отца. Это зрелище потрясло его. Ведь он надеялся, что отца только арестуют, а его убили, причем — жестоко, нисколько не думая о сыновьих чувствах Александра, в глубине души все же любившего отца.

Еще раз, взглянув в синее, распухшее лицо покойного, Александр вскрикнул и, потеряв сознание, упал на спину, во весь рост, сильно стукнувшись головой об пол. Известно, что один из организаторов заговора, целью которого было убийство Павла 1, был военный губернатор Петербурга барон фон дер Пален. Это он, увидев Александра в истерике, чуть поморщившись, холодно сказал: - Ступайте царствовать, государь.

Так вступил на трон в марте 1801 Александр 1 Романов.

Откройте учебник на стр. 13, прочтите отрывок из книги Российского историка Эдельмана. Какой вопрос ставит Эдельман? Что значит «осчастливить народ»? Какой он видит сложившуюся обстановку?

Вернемся к теме урока. Почему акцент сделан на личности императора, связаны ли особенности характера монарха с его внутренней политикой, с судьбой государства.

Исходя из вышесказанного, поставьте главный вопрос урока. Характер, взгляды Александра 1. Как особенности характера отразились на внутренней политике императора?

Прочтите характеристики личности ,это сказано об одном

человеке?

«вялый и мечтательный»        «умный, образованный царь»

«ленив, труслив, подозрителен»        «благородный, мудрый»

«не любящий определенность и

заранее подготовленные реше

ния.»

                                                                                                                                              СТР. №1.


«хочет осчастливить народ»
«Робкий, нерешительный,
        «добрый, его все любят»

скрытный», «фальшив как пена морская»

«Сфинкс, неразгаданный до гроба, О нем и ныне спорят вновь».

Эти слова, сказанные Вяземским, еще в 1868 году об Александре 1 звучат и теперь вполне современно. Попытаемся разгадать «Северного сфинкса».

Характер человека закладывается в детстве, поэтому, чтобы узнать о характере Александра 1, давайте обратимся к его детству. Посмотрите на экран и поработайте с документами. Назовите события и факты повлиявшие на формирование характера юного Александра. Выясните, какие взгляды формировали в наследнике окружавшие его люди и воспитатели. 1. Воспитателем Александра был Лагарп швейцарец с умеренными республиканскими взглядами, который сумел привить Александру идеи Просвещения, брезгливость к крепостному праву и деспотизму.

  1. Необходимость бывать и в Зимнем дворце с бабкой Екатериной второй, которая воспитала его , и в Гатчине у отца Павла выработала в нем привычку жить на два ума, актерствовать, притворяться, подстраиваться и под того и под другую. Он умел очаровывать бабку и угождать отцу - холодному, подозрительному, скрытному.
  2. Глубоких убеждений у Александра не выработалось, с одной стороны он искренне желал ввести в России представительное правление, даровать конституцию, отменить крепостное право; с другой - рассчитывал решить все проблемы без участия общества, силами неограниченной ничем власти.
  3. Александру были свойственны сомнения и колебания, он часто утверждал, что был бы гораздо счастливее, если не был бы императором.

Настал день, когда наследник стал императором. Ужасны обстоятельства воцарения страшным грехом тяготило душу молодог монарха. Александр представлял себя Орестом из известного миф; Послушайте миф.

« Орест сын Агамемнона , предводителя греков в Троянской войне был коварно убит по возвращении его женой Клитемнестрой и ее возлюбленным Эгистом . Они хотели избавиться от наследнике однако Орест отомстил за смерть отца и покарал мать с ее возлюбленным ,но вынужден был бежать от преследования .» Александр считал ,что над ним тяготеет рок, вся его семья проклята: на совести бабки Екатерины убийство Петра 3, ее мужа, она желала его смерти, но не отдавала такого приказа .Так и он ответственен зг убийство отца, хотя не выходил из своей комнаты, когда эте случилось.

Как это убеждение могло повлиять на политику царя ? (Все неудач* он воспринимал как рок)

Историки говорят еще об одной черте характера царя .Александг отказался осмотреть памятник Кутузову воздвигнутый в Бунцлау где скончался победитель Наполеона .Известно также ,что в то время как Александр потерпел поражение под Аустерлицем ,адмирах Сенявин разбил французский флот и...попал в опалу .Факть красноречиво говорят о какой черте характера?(3ависть, тщеславие) Предлагаю вам поработав с документами и текстом в которых краткс изложены основные мероприятия внутренней политики Александр* 1 разделить предложенные слова на 2 графы и объяснить эте деление.

Негласный комитет, свободный въезд и выезд за границу, отмен* пыток, Аракчеев, Сперанский, военные поселения, университетски* устав 1804г, указ 12 декабря 1801 г, указ 20 февраля 1803г, проект Сперанского, образование Государственного совета, проект Новосильцева, деятельность Министерства духовных дел по; руководством князя А.Н. Голицына, указ 1822г отставка Сперанского, судьба проектов Сперанского и Новосильцева. (Пс ходу обсуждения заслушиваются сообщения о Сперанском t Аракчееве.)

Сравните результат вашей работы с текстом на экране .

Вернемся к главному вопросу урока . Как особенности характер*

АлександраI отразились на его царствовании ?

(Нерешительность, позерство, желание угодить и тем и другие

уверенность в том, что над ним тяготеет рок, отсутствие глубоки*

убеждений,      сомнения   и   колебания   стали   одной   из   притча

двойственности правления выраженной в колебаниях от крайне

                                                                                   

                                                                                                 стр№4

правых взглядов на государственное развитие до радикальнс либеральных что сделало правление Александра не совсем удачные ,а его судьбу трагичной.)

По официальной версии Александр 1 скончался 27 ноября 1825r.i Таганроге. Его смерть не только завершила славный и сложные период в     истории России ,  но  и повлекла за собой кризис закончившийся   на   Сенатской   площади.   Российское   обществе оказалось    расколото    на    два    противоборствующих    лагеря реформаторов и традиционалистов.

Однако и смерть Александра не имеет единой версии .Существует
легенда о том что в Таганроге произвели подмену : вместо монарх*
похоронили другое лицо ; сам же царь подвидом старца ,странникг
Федора Кузьмича удалился в Сибирь , прожил до 1864 год*
,почитался за великую мудрость и праведность и был похоронен i
одном из монастырей под Томском. Что в характере и поведенш
Александра позволило родиться этой версии? (Неоднократж
озвученное желание отречься от престола, разочарованность i
правлении, невозможность осуществить свои мечты столкнувшись (
р
еальностью)        

Подводя итоги урока попрошу вас в тетради ответить на вопросы:

  1. Что вы поняли в ходе урока?
  2. Что требует уточнения?
  3. Что хотели бы еще узнать?

(Более подробно рассмотреть внутреннюю политику Александра 1.
Выяснить особенности внешней политики Александра 1.
Узнать   другие   причины   неудачи  реформаторской   деятельности
А
лександра!)        

Перед вами рисунок одного из восьмиклассника на котором ог изобразил свое видение эпохи Александра 1 .Домашним заданием будет нарисовать рисунок на основе услышанного на уроке. Спасибо за урок, до свидания.



Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

«Александр Первый и его внутренняя политика».

Разработала учитель истории Ямилова Т.Н.

МОУ «ГИМНАЗИЯ№3»  '


Цели урока :

1. Выяснить особенности характера Александра I , проследить как они отразились на его внутренней политике.

2. Проследить'взаимосвязь между особенностями личности монарха и его внутренней политикой.

  1. Совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, справочной литературой , умение рецензировать документы, делать обобщения и выводы; умение рецензировать ответы , ставить проблемные задачи и решать их.
  2. Развивать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, определять круг необходимых знаний для решения проблемы.
  3. Воспитывать в учащихся уважение к истории отечества.

Оборудование:

1.        Компьютерный диск с видеорядом иллюстративных

t        материалов, отрывков из документов, текстового материала.

2.        Видеофильм «Александр 1»

3.. Раздаточный материал:

а)        детство Александра!

б)        основные мероприятия внутренней политики Александра!
4. Учебник История России 19 век. Ред. Ляшенко.


Пален провел его по темным коридорам Михайловского замка, заполненного пьяными, сильно возбужденными, громко говорящими офицерами. Некоторые из них держали в руках горящие факелы, и * кровавый отсвет огня показался трепещущему, близкому к обмороку Александру зловещим.

Когда они вошли в спальню Павла, Александр увидел обезображенное ударами сапог лицо мертвого отца. Это зрелище потрясло его. Ведь он надеялся, что отца только арестуют, а его убили, причем — жестоко, нисколько не думая о сыновьих чувствах Александра, в глубине души все же любившего отца.

Еще раз, взглянув в синее, распухшее лицо покойного, Александр вскрикнул и, потеряв сознание, упал на спину, во весь рост, сильно стукнувшись головой об пол. Известно, что один из организаторов заговора, целью которого было убийство Павла 1, был военный губернатор Петербурга барон фон дер Пален. Это он, увидев Александра в истерике, чуть поморщившись, холодно сказал: - Ступайте царствовать, государь.

Так вступил на трон в марте 1801 Александр 1 Романов.

Откройте учебник на стр. 13, прочтите отрывок из книги Российского историка Эдельмана. Какой вопрос ставит Эдельман? Что значит «осчастливить народ»? Какой он видит сложившуюся обстановку?

Вернемся к теме урока. Почему акцент сделан на личности императора, связаны ли особенности характера монарха с его внутренней политикой, с судьбой государства.

Исходя из вышесказанного, поставьте главный вопрос урока. Характер, взгляды Александра 1. Как особенности характера отразились на внутренней политике императора?

Прочтите характеристики личности ,это сказано об одном

человеке?

«вялый и мечтательный»        «умный, образованный царь»

«ленив, труслив, подозрителен»        «благородный, мудрый»

«не любящий определенность и

заранее подготовленные реше

ния.»

                                                                                                                                              СТР. №1.


«хочет осчастливить народ»
«Робкий, нерешительный,
        «добрый, его все любят»

скрытный», «фальшив как пена морская»

«Сфинкс, неразгаданный до гроба, О нем и ныне спорят вновь».

Эти слова, сказанные Вяземским, еще в 1868 году об Александре 1 звучат и теперь вполне современно. Попытаемся разгадать «Северного сфинкса».

Характер человека закладывается в детстве, поэтому, чтобы узнать о характере Александра 1, давайте обратимся к его детству. Посмотрите на экран и поработайте с документами. Назовите события и факты повлиявшие на формирование характера юного Александра. Выясните, какие взгляды формировали в наследнике окружавшие его люди и воспитатели. 1. Воспитателем Александра был Лагарп швейцарец с умеренными республиканскими взглядами, который сумел привить Александру идеи Просвещения, брезгливость к крепостному праву и деспотизму.

  1. Необходимость бывать и в Зимнем дворце с бабкой Екатериной второй, которая воспитала его , и в Гатчине у отца Павла выработала в нем привычку жить на два ума, актерствовать, притворяться, подстраиваться и под того и под другую. Он умел очаровывать бабку и угождать отцу - холодному, подозрительному, скрытному.
  2. Глубоких убеждений у Александра не выработалось, с одной стороны он искренне желал ввести в России представительное правление, даровать конституцию, отменить крепостное право; с другой - рассчитывал решить все проблемы без участия общества, силами неограниченной ничем власти.
  3. Александру были свойственны сомнения и колебания, он часто утверждал, что был бы гораздо счастливее, если не был бы императором.

Настал день, когда наследник стал императором. Ужасны обстоятельства воцарения страшным грехом тяготило душу молодог монарха. Александр представлял себя Орестом из известного миф; Послушайте миф.

« Орест сын Агамемнона , предводителя греков в Троянской войне был коварно убит по возвращении его женой Клитемнестрой и ее возлюбленным Эгистом . Они хотели избавиться от наследнике однако Орест отомстил за смерть отца и покарал мать с ее возлюбленным ,но вынужден был бежать от преследования .» Александр считал ,что над ним тяготеет рок, вся его семья проклята: на совести бабки Екатерины убийство Петра 3, ее мужа, она желала его смерти, но не отдавала такого приказа .Так и он ответственен зг убийство отца, хотя не выходил из своей комнаты, когда эте случилось.

Как это убеждение могло повлиять на политику царя ? (Все неудач* он воспринимал как рок)

Историки говорят еще об одной черте характера царя .Александг отказался осмотреть памятник Кутузову воздвигнутый в Бунцлау где скончался победитель Наполеона .Известно также ,что в то время как Александр потерпел поражение под Аустерлицем ,адмирах Сенявин разбил французский флот и...попал в опалу .Факть красноречиво говорят о какой черте характера?(3ависть, тщеславие) Предлагаю вам поработав с документами и текстом в которых краткс изложены основные мероприятия внутренней политики Александр* 1 разделить предложенные слова на 2 графы и объяснить эте деление.

Негласный комитет, свободный въезд и выезд за границу, отмен* пыток, Аракчеев, Сперанский, военные поселения, университетски* устав 1804г, указ 12 декабря 1801 г, указ 20 февраля 1803г, проект Сперанского, образование Государственного совета, проект Новосильцева, деятельность Министерства духовных дел по; руководством князя А.Н. Голицына, указ 1822г отставка Сперанского, судьба проектов Сперанского и Новосильцева. (Пс ходу обсуждения заслушиваются сообщения о Сперанском t Аракчееве.)

Сравните результат вашей работы с текстом на экране .

Вернемся к главному вопросу урока . Как особенности характер*

АлександраI отразились на его царствовании ?

(Нерешительность, позерство, желание угодить и тем и другие

уверенность в том, что над ним тяготеет рок, отсутствие глубоки*

убеждений,      сомнения   и   колебания   стали   одной   из   притча

двойственности правления выраженной в колебаниях от крайне

                                                                                   

                                                                                                 стр№4

правых взглядов на государственное развитие до радикальнс либеральных что сделало правление Александра не совсем удачные ,а его судьбу трагичной.)

По официальной версии Александр 1 скончался 27 ноября 1825r.i Таганроге. Его смерть не только завершила славный и сложные период в     истории России ,  но  и повлекла за собой кризис закончившийся   на   Сенатской   площади.   Российское   обществе оказалось    расколото    на    два    противоборствующих    лагеря реформаторов и традиционалистов.

Однако и смерть Александра не имеет единой версии .Существует
легенда о том что в Таганроге произвели подмену : вместо монарх*
похоронили другое лицо ; сам же царь подвидом старца ,странникг
Федора Кузьмича удалился в Сибирь , прожил до 1864 год*
,почитался за великую мудрость и праведность и был похоронен i
одном из монастырей под Томском. Что в характере и поведенш
Александра позволило родиться этой версии? (Неоднократж
озвученное желание отречься от престола, разочарованность i
правлении, невозможность осуществить свои мечты столкнувшись (
р
еальностью)        

Подводя итоги урока попрошу вас в тетради ответить на вопросы:

  1. Что вы поняли в ходе урока?
  2. Что требует уточнения?
  3. Что хотели бы еще узнать?

(Более подробно рассмотреть внутреннюю политику Александра 1.
Выяснить особенности внешней политики Александра 1.
Узнать   другие   причины   неудачи  реформаторской   деятельности
А
лександра!)        

Перед вами рисунок одного из восьмиклассника на котором ог изобразил свое видение эпохи Александра 1 .Домашним заданием будет нарисовать рисунок на основе услышанного на уроке. Спасибо за урок, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Александр Первый и его внутренняя политика».

Конспект урока в 8 классе. Помогает проследить взаимосвязь между личностными чертами Александра I и особенностями его политики. Позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с текс...

«Александр Первый и его внутренняя политика».

Конспект урока в 8 классе. Помогает проследить взаимосвязь между личностными чертами Александра I и особенностями его политики. Позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с текс...

«Александр Первый и его внутренняя политика».

Конспект урока в 8 классе. Помогает проследить взаимосвязь между личностными чертами Александра I и особенностями его политики. Позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с текс...

«Александр Первый и его внутренняя политика».

Конспект урока в 8 классе. Помогает проследить взаимосвязь между личностными чертами Александра I и особенностями его политики. Позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся с текс...