Урок истории в 9 классе "Российская экономика на пути к рынку"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
План-конспект урока истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vizitnaya_kartochka_uroka.doc | 591.5 КБ |
hod_uroka.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Леденева Евгения Александровна
учитель истории и обществознания
государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №3 Петроградского района Санкт-Петербурга
Визитная карточка урока истории
для учащихся 9 класса
Раздел: Новая Россия. 1991 – 2003 гг.
Тема урока: Российская экономика на пути к рынку.
Цель урока: показать роль государства в экономике в 1993 – 1998 гг., организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий.
Задачи урока:
Образовательные:
- рассмотреть значимые моменты в становлении экономики Новой России;
- познакомить учащихся с определениями понятий «валютный коридор», «ваучер», «инфляция», «конвертируемая валюта», «либерализация цен», «приватизация» «рыночная экономика».
Коррекционно-развивающие:
создать условия для:
- развития мышления (навыков соотносительного анализа, группировки и классификации, комбинаторных способностей);
- развития навыков устной (монологической, диалогической) и письменной речи;
- развития зрительной памяти и внимания;
- расширения представлений об окружающем и обогащение словаря;
- коррекции нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
Воспитательные:
- содействовать формированию активной жизненной позиции, уверенности в своих силах, уважения к труду и людям труда,
- создать условия для воспитания гуманизма и патриотизма.
Новые понятия: валютный коридор, ваучер, инфляция, конвертируемая валюта, либерализация цен, приватизация, рыночная экономика.
Форма урока: урок с использованием ИКТ.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые технологии: ИКТ, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве (групповая, парная работа).
Оборудование урока:
- установка для мультимедийной презентации,
- тексты и задания для групповой работы,
- «словарное лото» для парной работы,
- Учебное пособие «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2008.
Логика построения урока:
- Постановка перед учащимися учебной задачи
- Деятельность учащихся по выполнению заданий.
- Подведение итогов деятельности.
- Контроль уровня выполнения заданий.
Предварительный просмотр:
Ход урока
Структура | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Презентация |
I. Организационный момент. | Приветствие. Формирование рабочих групп. Создание положительного эмоционального настроя. | Приветствие. Выбор лидера группы. | |
II. Сообщение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. | Объявление темы. — Я уверена, что вы справитесь со всеми задачами и получите только хорошие отметки | Чтение темы урока. Запись в тетради. Чтение плана. | Слайд 1 Слайд 2 |
III. Изучение нового материала. 1. От советской экономической системы к рынку.
2. «Шоковая терапия». 3. Приватизация. Групповая работа.
4. Корректировка курса реформ.
5. Первые результаты экономических реформ. Групповая работа. | Постановка проблемного вопроса: — Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований? Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Б. Н Ельцин выступил с программой перехода к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны Он заявил о либерализации цен и торговли. Что стояло за этими словами? Государство должно было отказаться от реагирования цен, чтобы наполнить рынок товарами. Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Говорилось о необходимости активизировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту (рубль) и обеспечить его конвертируемость. Самым болезненным было решение о либерализации цен. Ответственным за проведение реформ стал один из их разработчиков вице-премьер Правительства РСФСР Е.Т. Гайдар. Термин «шоковая терапия» был впервые использован в Польше в связи с переходом экономики к рынку в конце 80-х гг. Правительство объявило о введении свободных, не регулируемых государством цен в январе 1992 г. Оно утверждало, что цены вырастут в 3 раза. Для компенсации потерь населения была на 70% увеличена зарплата бюджетников (учителей, врачей, работников государственных предприятий и учреждений — всех, кто получал зарплату от государства). Действительность оказалась более суровой. Цены на многие товары выросли сразу в 10 — 12 раз, а к концу 1992 г. — в среднем в 25 раз. Инфляция обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения. Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой. Проанализируйте данные и ответьте на вопросы. План приватизации на 1992 г. Разгосударствление государственных предприятий в промышленности – 20% Разгосударствление предприятий торговли и сферы услуг – 70% 1 группа. Что такое приватизация? Проводилась ли политика приватизации при М.С. Горбачёве? Почему темпы приватизации торговли и сферы услуг были более высокими, чем в промышленности? 2 группа. Что вы можете сказать о приватизации в сфере сельского хозяйства? Подлежала ли земля купле-продаже? Почему этот вопрос был самым болезненным и вызывал наибольшие дискуссии? 3 группа. В чём существенно различались подходы к приватизации Е. Гайдара и Г. Явлинского? Чей подход к этой проблеме, на ваш взгляд, был более рациональным и почему? В результате первого года реформ правительству не удалось решить основную задачу — стабилизировать экономику страны. В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов РСФСР отправил в отставку исполняющего обязанности председателя правительства Е. Т. Гайдара и утвердил в должности премьер-министра В. С. Черномырдина. Новый глава правительства сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Особое внимание уделялось топливно-энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделило большие финансовые средства. Кредиты выделили Международный валютный фонд и Всемирный банк. Правительство приступило также к выпуску государственных краткосрочных облигаций. Продавая облигации ГКО, которые погашались через несколько месяцев, государство обеспечивало их держателям возможность получения огромных доходов — до 170% годовых. Всеми этими мерами правительству Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Задолженность страны по внутренним и внешним обязательствам нарастала с каждым днем. Продавая ГКО, государство должно было выплачивать их владельцам огромные денежные суммы. Постепенно вызревали предпосылки для мощного финансового кризиса. Проанализируйте данные о социальной цене первого года реформ и ответьте на поставленные вопросы. Потребление продуктов питания в 1992 г. от уровня 1991 г. Мясо – 81% Молоко – 56% Овощи – 84% Рыба – 56% 1 группа. Чем вы можете объяснить резкое падение потребления основных видов продуктов питания в первый год реформ? Существовал ли иной вариант развития событий? 2 группа. В учебнике найдите другие данные о положении основных слоёв российского населения в 1992 г. Каким именно категориям населения труднее всего пришлось в первый год реформ? 3 группа. Чем вы можете объяснить превышение смертности над рождаемостью и неуклонное сокращение численности населения? | Запись в тетради: Либерализация цен — отказ от государственного регулирования цен в условиях перехода к рыночной экономике. Запись в тетради: Конвертируемая валюта — денежная единица, подлежащая свободному обмену на валюту другого государства. Запись в тетради: Шоковая терапия – экономические реформы начала 90-х гг. в России Запись в тетради: Инфляция — рост цен, связанный с чрезмерным увеличением находящихся в обороте бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров. Запись в тетради: Приватизация — передача государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц. Ваучер — в России в 1992 – 1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности. Выполнение задания в группах. Выполнение задания в группах. | Слайд 3 Слайды 4 – 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 |
IV. Релаксационная пауза. | Вверх-вниз, влево-вправо. Круг.
Квадрат. Рисование носом. Расширение поля зрения.
| Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке. Представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата. Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места. | |
6. Финансовый кризис 1998 г. и его последствия. 7. Россия в мировой экономике.
| В начале 1998 г Черномырдин был отправлен Ельциным в отставку Его преемником стал С. В. Кириенко. Выплаты по процентам от ГКО достигли сумм, превосходивших возможности бюджета. 17 августа 1998 г правительство объявило о прекращении выплат по ГКО. Одновременно был отменен «валютный коридор», удерживавший в 1995 — 1998 гг. более или менее стабильный курс рубля по отношению к доллару. Уже к осени 1998 г он снизился в четыре раза. Денежные вклады населения второй раз за семь лет обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. МВФ и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России Правительство Кириенко было отправлено в отставку Новым главой Кабинета министров был утвержден Е М Примаков, провозгласивший курс «опоры на собственные силы» и достижение общественного согласия. Рубль «подешевел», импорт сократился, и это объективно усиливало позиции отечественных производителей Вдвое удалось снизить государственные расходы, в результате чего на смену бюджетному дефициту пришел профицит. Была ликвидирована денежная задолженность правительства бюджетникам и пенсионерам. В мае 1999 г главой правительства был назначен С. В Степашин, сохранивший преемственность курса. В августе 1999 г новым Председателем Правительства был утвержден В В. Путин. С его приходом к руководству исполнительной властью началась разработка новых подходов к экономическому развитию страны. Начало перехода экономики России к рынку обусловило изменение ее места и роли в мировой экономике. Основа российской экономики осталась прежней — производство и продажа сырья, особенно нефти и природного газа. Увеличилось отставание России от ведущих мировых держав. В начале XX в валовой национальный продукт на душу населения для Европейской России составлял 22% от уровня США, а в 1994 г — 18%. Позиции России оказались серьезно потесненными и новыми промышленно-развитыми странами. Если в начале XX в. Россия входила в число первой пятерки промышленно развитых держав, а в середине XX в. находилась на втором месте, то к концу века по совокупным показателям экономического развития она переместилась во вторую десятку мировых держав, а по ряду показателей в расчете на душу населения занимала 55-е место в мире. Другая проблема состоит в том, что, не завершив индустриализации, страна столкнулась с необходимостью ускоренного продвижения к информационному обществу. От успеха в решении этой задачи зависит, сумеет ли Россия сохранить подобающее ей положение в мире. | Запись в тетради: Валютный коридор — в России в 1995 – 1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару. Запись в тетради: Рыночная экономика — социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. | Слайд 15 Слайд 16 Слайд 17 Слайд 18 |
V. Закрепление изученного материала. 2. Работа в парах. | 1. Работа в группах. По материалам учебника ответьте письменно на поставленные вопросы: 1 группа. Какие государственные посты занимали к концу 1991 г. Е.Т. Гайдар и Г.А. Явлинский? 2 группа. Что объединяло их экономические программы? 3 группа. В чём заключалась разница их подходов к решению проблемы перехода России к рынку? 2. Работа с терминами. Словарное лото. ВАЛЮТНЫЙ КОРИДОР — в России в 1995 – 1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару. 3. Проблемный вопрос: — Чем объяснить противоречивый характер результатов экономических преобразований? | Выполнение задания в группах. Выполняется работа в парах. Ответы учащихся. | |
VI Домашнее задание. | Записать задание в дневник. | Запись в дневниках. | Слайд 19 |
VII. Итог урока. | Рефлексия. Выставление оценок в дневники. | Продолжить предложение…
| Слайд 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Российская экономика на пути к рынку"
Презентация к уроку истории в 9 классе для учащихся коррекционного общеобразовательного учреждения VII вида по учебнику «История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учре...
Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики
Библиографическое описание: Сарбалаева А. Д. Эффективность использования межпредметных связей на уроках истории, обществознания и экономики [Текст] / А. Д. Сарбалаева // Молодой ученый. — 2013. — №4. ...
Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс
Презентация "Российская экономика на пути к рынку" - 9 класс - история России...
презентация "Российская экономика на пути к рынку"
кадры презентации...
Российская экономика на пути к рынку.
Урок проводился 31.01.2019 в 9 классе.Цель урока: показать роль государства в экономике в 1993 — 1998 гг., организовать работу по усвоению учащимися новых экономических понятий.Задачи урока:Обра...
Российская экономика на пути к рынку
Презентация к уроку по истории России в 11 классе на тему "Российская экономика на пути к рынку"....
Презентация к уроку "Российская экономика на пути к рынку"
Презентация к уроку "Российская экономика на пути к рынку"...