олимпиады по истории
олимпиадные задания по истории по теме
Олимпиадные задания по истории за 2009-11 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chast_tretya_2_i_3_tury.doc | 56 КБ |
chast_tretya_1_tur_-_2_otvety.doc | 51 КБ |
chast_tretya_1_tur_-_3_otvety.doc | 52.5 КБ |
chast_tretya_1_tur_-_4_otvety.doc | 59.5 КБ |
chast_tretya_1_tur_-_1_otvety.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Часть третья
Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года
Второй тур
(общие задания для 9 – 11 классов)
Уважаемые участники!
В ходе второго тура вам предстоит выполнить две работы, на которые суммарно отводятся три часа астрономического времени. Рекомендуем разделить его приблизительно поровну между двумя заданиями.
Часть первая
В 2008 году телеканал Россия, Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение» подготовили проект «Имя Россия», в результате которого 12 имен россиян были названы телезрителями для выхода в финал. Это: Александр Невский, Петр I, И.В. Сталин, Д.И. Менделеев, А.В. Суворов, Ф.М. Достоевский, Екатерина II, В.И. Ленин, Александр II, Иван IV Грозный, А.С. Пушкин, П.А. Столыпин.
С 5 октября по 21 декабря 2008 г. видные политики, ученые, деятели культуры в ходе специальных телевизионных передач поочередно представляли названных выше людей, вели дискуссии об их вкладе в развитие Отечества.
Победителями по итогам народного голосования стали:
1. Александр Невский – 542575 голосов.
2. П.А. Столыпин – 523766 голосов.
3. И.В. Сталин – 519071 голос.
По итогам голосования жюри в студии, состоявшего из людей, которые и представляли 12 имен-претендентов на звание «Имя Россия», было решено назвать победителем Александра Невского и Александра Пушкина совместно, Суворов — оказался на втором месте, Столыпин — на третьем.
Представьте себе, что вы выдвигаете кандидатуру россиянина на проект, подобный проведенному. Вам необходимо обосновать выдвижение имя человека, который, на ваш взгляд, заслуживает быть названным «Имя России». Вы можете согласиться, а может не соглашаться с результатами реально прошедшего проекта. Вы не обязаны выбирать из тех имен, которые в телевизионном проекте вышли в финал, но можете обращаться и к кому-то из них.
Выскажите свою точку зрения.
Для этого составьте о выбранном вами человеке рассказ и запишите его. Планом вашей работы могут стать ответы на следующие вопросы:
- Что вы понимаете под словами «Имя Россия»?
- Определите – какими качествами должен обладать тот (та), кто заслуживает быть так названным?
- Назовите имя избранное вами.
- В чем состоят его (ее) заслуги перед Отечеством (в какой сфере он (она) трудился, каких достижений добился, что нового им (ей) привнесено?)
- Насколько сообразуются с достижениями этого человека его (ее) моральные устои?
- В чем современно то, что сделано этим человеком?
- Что вам известно об отражении судьбы этого человека в музеях, литературе, художественных и документальных фильмах и т.д.
Ваш рассказ может содержать позиции, которые здесь не приведены.
ВНИМАНИЕ! Очень важно избрать форму рассказа о человеке, о котором вы пишите. Это может быть рассказ через своеобразную экскурсию по местах его (ее) жизни и деятельности или описание вашего представления о музее, посвященном этому человеку, или обоснованное перечисление основных идей монографии, рассказывающей о нем (о ней), которую бы вы хотели написать и т.д.
Критериями для оценивания вашего проекта для жюри станут (максимальная оценка за выполнение задания – 35 баллов):
- осознанность понимания термина «Имя Россия»;
- четкость аргументации в доказательстве правильности вашего выбора;
- грамотность использования исторической информации о выбранном вами человеке;
- знания об отражении деятельности избранного человека в культуре России;
- четкость и логичность повествования, избранная его форма;
- раскрытие значения для современной России деятельности выбранного вами человека, влияния его личности на взгляды людей нашего времени;
- проявление личностной позиции при раскрытии темы.
Часть вторая
Напишите сочинение-эссе на одну из тем, предложенных ниже. Максимальное число баллов за эту работу – 40. Жюри, оценивая вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:
1) раскрытие обоснованности выбора темы (кратко объясните, с чем связан выбор именно этой темы);
2) раскрытие понимания смысла высказывания, которое вы взяли в качестве темы работы;
3) показ вашей личной позиции по отношению к избранной теме;
4) грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;
5) логичность изложения темы;
6) аргументированность и точность выводов;
7) знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д.
(Максимальная оценка за выполнение задания – 35 баллов).
Советуем руководствоваться следующим алгоритмом при выборе темы:
1) ознакомьтесь с предложенными темами;
2) определите смысл данных высказываний;
3) осмыслите проблему в контексте исторической науки;
4) сформулируйте свое отношения к избранному высказыванию;
5) определите исторические термины, понятия и обобщения, которые потребуются вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;
6) отберите факты, примеры из истории, которые убедительно обоснуют вашу позицию.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ
1) «Приняв крещение из рук греков, восприняв ряд элементов византийской культуры, русские люди не подпали под иссушающее воздействие византийской церковности, а нашли свой путь культурного развития во всех областях». (Б.А. Рыбаков)
2) «... Софийский собор – палладиум древних новгородцев! Он много видал около себя происшествий, славных и позорных, радостных и плачевных. Он все их пережил, был увешиваем трофеями и омываем слезами. Такой старец достоин низкого поклона от всякого мимоходящего». (Епископ Старорусский и викарий Новгородский Е.Болховитинов)
3) «После нашествия Батыя резко падает авторитет Владимирского княжества. Последней яркой вспышкой его энергии была деятельность Александра Невского – боевая в обороне западных областей от шведов и ливонских немцев, полная политической выдержки и осторожной покорности в отношении к татарам». (А.Е. Пресняков)
4) « Иван III входил в круг наиболее значительных европейских монархов, живших на рубеже XV-XVI вв. Он оставался сыном своего времени, жестоким и подчас коварным правителем. Но когда речь шла о государственных интересах, он умел подниматься над многими предрассудками…» (А.А. Зимин)
5) «Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти… Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же». (А.Л. Янов)
6) «Смута втянула в политическую борьбу тех, кто никогда ранее не помышлял об этом, породила, по сути, первое общенациональное общественное движение. «Государево дело»…оказалось доступным для простых «мужиков», осмелившихся думать о спасении «преславного Московского государства». (И.Л. Андреев)
7) «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства, это была поверка действительности замыслов столь великих, что, вероятно, они самому Петру, в горькие минуты неудач и разочарования, казались несбыточными, как и почти всем его подданным...» (В.Г. Белинский)
8) «Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы». (А.С.Пушкин)
9) «… Не только древняя, но и новая история России немыслима без казачества» (В.В. Путин)
10) «Продвинулась ли Россия в царствование Екатерины II по пути прогресса?...На этот вопрос мы должны дать положительный ответ… Порицать же императрицу – имея в виду ее крупномасштабные недостатки – можно за ужесточение крепостного режима, распущенность и излишнюю расточительность» (Н.И. Павленко)
11) «Таким образом, ближайшие последствия закончившегося формально вничью Бородинского сражения дают нам возможность правильно оценить его. Если русская армия потеряла контроль над частью своей территории, пусть и чрезвычайно важной с моральной точки зрения, то французская потерпела стратегическое поражение». (О.Р. Айрапетов)
12) «Что бы ни говорил Николай I после того, как Секретный комитет единодушно высказался против крестьянской реформы, первоначальные замыслы царя…были совершенно иными. Император сознавал неизбежность и своевременность подготовки к более радикальным мерам в крестьянском вопросе» (С.В. Мироненко)
13) «Родоначальники «западничества» были ничуть не меньшими патриотами, чем «славянофилы», просто они были другими патриотами… Их патриотизм был обращен не в прошлое и настоящее, а в будущее России» (А.И. Володин)
14) «На каждом историческом повороте в начале XX в. власть в России упускала шанс решительной и последовательной реформой укрепить, приспособить к новым временам существующий режим». (В.С. Дякин)
15) «Наследие Победы – это не просто наша память. Но и моральный ресурс развития государства». (Д.А. Медведев).
16) «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее..
Это – Прометеево деяние…» (С.П. Королев).
Третий тур
(общие задания для 9 – 11 классов)
ДОРОГИЕ УЧАСТНИКИ ОЛИМПИАДЫ!
Третий тур представляет собой научный (на уровне возможностей участников олимпиады) семинар, в ходе которого каждый из учащихся:
1) выбирает одну из дискуссионных тем по истории России, предложенных жюри, готовит выступление по ней с изложением собственной позиции, показывает знание источников по этой теме и различных взглядов на нее в науке;
2) отвечает на вопросы жюри;
Максимальное количество баллов – 40.
Ваше участие в туре будет оцениваться по следующим критериям
Представление собственной работы
1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.
2. Знание исторических фактов.
3. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).
4. Аргументированность суждений и выводов.
5. Знание историографии проблемы, мнений историков.
6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.
7. Оригинальность решения проблемы, аргументации.
8. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).
Темы для обсуждения
1. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства.
2. Роль и значение христианизации Руси.
3. Роль и место Великого Новгорода в истории России.
4. Дискуссия о реформах Ивана IV Грозного, о характере опричнины.
5. Смута в России: причины, расстановка сил, уроки.
6. Характер социальных движений в России во второй половине XVII в.
7. Предпосылки преобразований в новый период русской истории.
8. Дискуссия о месте и роли петровских реформ в России.
9. Эпоха великих реформ 60-70-х гг. XIX в.: значение, уроки.
10. Дискуссия о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.
11. Вопрос о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.
12. Роль СССР во Второй мировой войне.
13. «Холодная война»: причины, итоги, опасность повторения.
14. Россия в мировой истории начала XXI в.
Предварительный просмотр:
Часть третья
Ответы к заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года
Первый тур
Ответы к заданиям 9 класса
Из истории российской культуры
1.
№ иллюст. | Кто изображен | Буква, обозначающая отрывок о деятеле науки |
1 | Д.И. Менделеев | В |
2 | В.И. Даль | Г |
3 | С.П. Королев | А |
4 | М.В. Ломоносов | Б |
5 | Н.И. Пирогов | Ж |
6 | К.Э. Циолковский | Е |
7 | А.Д. Сахаров | Д |
2. А) С.В. Рахманинов;
Б) С.И Шмелев;
В) Н.А. Бердяев;
Г) И.А. Ильин.
Объединяет то, что все они – представители русского зарубежья.
Ключи к загадкам Клио
3. Календарь.
Через века и годы …
4. 1) Иван Грозный, царевич Иван, Борис Годунов.
2) А.Д. Меншиков, Петр II.
3) Павел I, Великие князья Александр и Константин.
5. 1) Документ датируется второй половиной 20-х гг.
2) Аргументы: революция уже установила единое руководство и единый план; появляется понятие «идеологическая диктатура» — не позднее начала 30-х гг.; речь идет о развернутом социалистическом строительстве; планомерная организация кинематографа отсутствует; от юбилея к юбилею — наверное, после 1927 г.; нет органа, управляющего кинематографией; планового идеологического руководства пока нет; коммерческая рентабельность говорит об относительной близости по времени к нэпу.
Исторические задачки
6.
Предложения части 1) для переноса в часть 2) | Предложения части 2) для переноса в часть 1) |
1.1. 1.6. | 2.1. 2.3. |
7. Речь идет об «ультиматуме Керзона». 8 июня 1923 года.
В ответ на меморандум были построены «именные» эскадрильи «Ультиматум» и «Наш ответ Керзону». Этот факт нашел отражение в плакате с одноименным названием.
Кулак вместо пропеллера должен был демонстрировать Западу военную мощь страны Советов.
8. | 1.Б | Р | У | С | И | Л | О | В | |||
2. З | И | Н | О | В | Ь | Е | В | ||||
3. М | И | Л | Ю | К | О | В | |||||
4. Д | З | Е | Р | Ж | И | Н | С | К | И | Й | |
5. Ч | Х | Е | И | Д | З | Е | |||||
6. К | О | Р | Н | И | Л | О | В | ||||
7. Б | У | Х | А | Р | И | Н | |||||
8.Т | Р | О | Ц | К | И | Й | |||||
9. С | Т | О | Л | Ы | П | И | Н | ||||
10.К | Е | Р | Е | Н | С | К | И | Й |
По вертикали должно получиться «Солженицын».
Принимаются ответ: «Архипелаг Гулаг» или название иного его особо значимого произведения.
Предварительный просмотр:
Часть третья
Ответы к заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года
Первый тур
Ответы на задания 10 класса
1. 1) символистами;
2) символах;
3) акмеизм;
4)акмеизмом;
5) футуризм;
6)кубисты.
2.
Номер отрывка | Номер, под которым стоит имя писатели | Буква, под которым стоит имя политического деятели |
1. | 4) | В) |
2. | 3) | Г) |
3. | 2) | А) |
4. | 1) | Б) |
3.
Правильный порядок (от меньшего к большему):
- векша, 2) куна, 3) ногата, 4) резана, 5) гривна.
Через века и годы …
4.
Перевод, сделанный при дворе, искажен в пользу царя.
1. В подлиннике патриарх увенчивает Ивана Грозного по его просьбе, в переводе патриарх делает это по собственной инициативе («нас просили увенчать царя Ивана» — «мы постановили благословить и венчать его»).
2. В переводе исчезли все сомнения в законности венчания 1547 г. (Мы вознамерились, подавая и утешая царя, быть и имено ваться законно и благочинно венчанным»).
3. Абстрактные положения грамоты заменены актуальными для борьбы Ивана Грозного со знатными боярами требованиями повиновения его власти («привыкли повиноваться благочестивому царю, как началу и непоколебимому основанию» — «яко же и Небесные силы, и чины един единому повинуются, так же и земные князья в послушании бы истинно пребывали»).
5.
1) 12 апреля 1961 г. – полет Ю.А.Гагарина в космос, (2) май 1961 г. – выход 5-го номера журнала «Молодая гвардия».
2) Направления ответа: предположения читателей об аресте или даже расстреле автора повести, о его принадлежности к антипартийной группе, о связях с иностранной разведкой и т.п. – это отголоски морального состояния советского общества недалекого прошлого. И хотя в стране «оттепель», идет процесс десталинизации, люди продолжают в душе оставаться подозрительными, враждебно настроенными к Западу и т.п. Настроения читателей – продукт «холодной войны».
3) Направления ответа: подозрения редакции о связях автора повести с секретными космическими лабораториями, боязнь невольно выдать американцам государственную тайну (хотя повесть была, главным образом, посвящена будущим космонавтам, а не деталям космических ракет) и т.п. По сути, это тоже духовные продукты «холодной войны» и соперничества с Западом в сфере науки и техники.
Исторические задачки
6.
- Угождать, льстить, заискивать.
- Жаловаться на свою судьбу, прикидываться несчастным.
- Отсутствие кого-либо где-либо.
- Очень большое количество, великое множество.
- Болтовня, неправдоподобные выдумки, явная ложь.
- Время второго завтрака или раннего обеда. Начинался с 11 часов утра.
- В конце XVIII - начале XIX в. разряд граждан, куда входили наиболее общественно активные и богатые горожане.
- Своекорыстный человек, думающий лишь о своем интересе.
- Место, где можно было очень дешево получить обед из трех блюд. Питались там извозчики, разнорабочие и т.п.
- Полицейский участок.
7.
1П | О | С | А | Д | ||||||||||||||||||||||||||
2Х | У | Т | О | Р | ||||||||||||||||||||||||||
3В | Ы | С | Е | Л | К | И | ||||||||||||||||||||||||
4П | О | С | Е | Л | О | К | ||||||||||||||||||||||||
5С | Е | Л | О | |||||||||||||||||||||||||||
6С | Е | Л | Ь | Ц | О | |||||||||||||||||||||||||
7С | Т | А | Н | И | Ц | А | ||||||||||||||||||||||||
8З | А | И | М | К | А | |||||||||||||||||||||||||
9Д | Е | Р | Е | В | Н | Я |
Предварительный просмотр:
Часть третья
Ответы к заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года
Первый тур
Ответы на задания 11 класса
Из истории российской культуры
1. А) А.А. Бахрушин;
Б) С.Т. Морозов;
В) Ф. И. Шаляпин;
Г) А.Н. Скрябин;
Д) М.А. Врубель;
Е) М.В. Нестеров;
Ж) В.А. Серов;
З) К.С. Малевич;
И) И.П. Павлов;
К) И.И. Мечников;
Л) К.Э Циолковский;
М) В.И. Вернадский.
2.
Номер отрывка | Имя писателя (порядковый номер) | Имя политического деятели (соответствующая буква) |
1. | 3) | А) |
2. | 2) | Б) |
3. | 1) | В) |
4. | 4) | Г) |
- М.А. Алданов (определяется по словам «писатель, автор научных работ по химии, свои главные произведения написал в эмиграции») об Азефе (определяется по описанию мук, которые претерпевает дьявол).
- Ф.И. Тютчев (определяется по указанию на службу поэта в Министерстве иностранных дел) о А.М. Горчакове.
- Л.Н. Толстой (определяется по названию письма «Не могу молчать») о П.А. Столыпине.
- А.И. Солженицын (определяется по указанию на жанр произведения – «повествование в отмеренные сроки») о М.В. Родзянко (определяется по словам «глава всенародного представительства»).
Через века и годы …
3. 1. О преобразованиях, осуществленных Владимиром Мономахом после восшествия на киевский престол в 1113 г. Князь упорядочил взимание процентов ростовщиками. Событие определяется по словам «зашла речь о резании» и описанию процедуры исчисления суммы долга.
2. Об избрании Бориса Годунова царем. Ключевые слева — о том, что в России «доселе властвовал непрерывно, у тавом наследия, род князей варяжских» (так Н.М. Карамзин называет династию Рюриковичей).
3. О церковном расколе середины XVII в. Событие определяется по ключевым словам об исправлении ошибок в богослужебных книгах и о том, что «люди восстали за этот аз».
4. О дворцовом перевороте, приведшем на престол Елизавету Петровну (ключевые слова — «вы знаете, чья я дочь»).
5. О тарутинском маневре. Определяется по подробному описанию военного замысла.
6. Об обнародовании манифеста об отмене крепостного права 5 марта 1861 г.
4. 1) К большевикам. Аргументы: критика эсеров и меньшевиков, поддержка призыва к немедленному прекращению войны, критика деятельности Думы.
2) К умеренному крылу думской оппозиции, правее кадетов, Прогрессивный блок. Аргументы: резкое осуждение всех социалистов как ставленников немецкого штаба, поддержка идеи конституционной монархии, сохранения династии.
3) К умеренному крылу эсеров. Аргументы: поддержка революционных перемен, республиканские убеждения, требование поддержки Временного правительства и продолжения войны, участие в организации Всероссийского съезда крестьян. Принимается ответ — к социалистам, к меньшевикам.
5. 1) Враждебное отношение к советской действительности и антисоветские настроения Л.Д.Ландау, по данным КГБ, выражались в критических заявлениях ученого:
- о положении науки в СССР (низкий уровень руководства, политизация научной деятельности, отставание от Запада, необъективные оценки научных достижений советских ученых)
- об антисоветском и антисоциалистическом характер системы
2) «Агенты из окружения и данные оперативной техники».
Развернутая характеристика моральных устоев общества, включая круг научных соратников Л.Д.Ландау; объяснение причин нравственного разложения людей, поднадзорного положения ученых.
3) «Идеальная наука», по мнению Л.Д.Ландау, это – (1) пространство для научного творчества и индивидуальной свободы ученых, (2) для сотрудничества с учеными других стран, (3) независимое от политической конъюнктуры, (4) интернациональное, (5) объективное и критическое в оценке научных достижений «своих» и «других». Эти взгляды в 1940 – 1950-е гг. носили оппозиционный официальной идеологии характер, были результатом критического восприятия действительности, серьезно угрожали их носителям самыми суровыми карами со стороны системы.
4) Аргументы Л.Д.Ландау:
- основы социалистической системы не действуют: «диктатура чиновников», «класса бюрократов»; им, а не народу, принадлежат средства производства;
- эта система не несет ничего хорошего для человека (отсюда, ее аналогия с фашистской); внутри системы нет ресурсов для улучшения.
5) В объяснении этого противоречия может быть указано на значение научных трудов Л.Д. Ландау в теоретической физике (…), на мировую известность ученого, что укрепляло имидж СССР. Но вместе с тем широкий круг знакомств и авторитет Л.Д.Ландау, его постоянные и свободные высказывания способствовали распространению в обществе «крамольных мыслей».
Исторические задачки
6.
1. | Повествование о том, что узнано, исследовано | История |
2. | Преобразование, изменение | Реформа |
3. | Продаю один | Монополия |
4. | Заявление, объявление | Декларация |
5. | Написание рукой, рукопись | Манускрипт |
6. | Не соглашающийся | Диссидент |
7. | Действующий сообща | Синдикат |
8. | Часть группы | Партия |
9. | Сидящий впереди | Президент |
10. | Находящийся на краю | Маргинал |
7. 1) «От каждого по способностям, каждому – по труду».
2) «Всенародный сталинский закон».
3) Право на образование, на труд, на отдых.
8. 1. П, Г.
2. Человек, не знающий элементарного, других укоряет в незнании тонкостей.
3. Огромные усилия ни к чему не привели.
4. Стоять подбоченясь, уперев обе руки в бока.
5. Слово «псалом» пишется через пси, а слово «пес» через покой.
6. Идут, взявшись за руки, держась друг за друга.
9.
1Г | Р | А | 2Б | Л | И | ||||||
3Р | А | Л | О | ||||||||
4С | Е | Р | П | 5П | |||||||
6О | Р | А | Л | О | |||||||
7К | Н | У | |||||||||
8С | О | Х | А | Г | |||||||
С | |||||||||||
А |
Предварительный просмотр:
Часть третья
Ответы к общим заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года
Первый тур
Ответы к общим заданиям для 9 – 11 классов
Из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
1. Маршал И.С.Конев говорит о Берлинской операции.
Доказательства: использованы все известные оперативные формы; взят крупный объект; операция продолжалась в течение 10 суток; накоплен большой опыт взятия ряда крупных объектов, в том числе Будапешта.
2.
- блокады;
- 900;
- 8 сентября 1941 г.; (принимается ответ без точного числа);
- 27 января 1944 г.;
- Ладожскому;
- Дорога жизни;
- Пискаревское;
- О. Ф. Берггольц;
- Д.Д. Шостаковичем.
3.
Период войны | Номер таблицы |
Соотношение сил к началу войны | 3 |
Соотношение сил на Московском направлении осенью 1941 г. | 5 |
Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г. | 2 |
Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г. | 1 |
Соотношение сил на советско-германском фронте в начале 1944 г. | 4 |
4.
Имена полководцев | Г.К. Жуков | К.К. Рокоссовский | И.С. Конев |
Номер абзаца | 1,3,7,9 | 2,6 | 4,5,8 |
Из истории Великого Новгорода
5. 1. Памятник «Тысячелетие России» был установлен при императоре Александре II.
2. Он просил скульптора М.О. Микешина изобразить на памятнике своего отца Николая I.
3. Обращался он к скульптору М.О. Микешину
6. Жителей юга Древней Руси называли русинами, а северной (Новгород, Псков) – словенами. Таким образом, обычай париться в бане пришел к нам с севера, в том числе и из Великого Новгорода.
7. 1) «Низовыми землями» в Новгороде называли земли Владимира, Ростова, Суздаля, Мурома, а их жителей – «низовыми».
2) «Править долги» – требовать с должника взятое им. По новгородским законам во время войн этого делать было нельзя.
3) «Любские купцы» – купцы города Любека, входившего в Ганзейский союз.
4) В 10-30-х гг. XI в. Ярослав Мудрый дал Новгороду ряд грамот, в которых указывался размер податей, платившихся Новгородом вел. князю Киевскому. В них же устанавливалось, что новгородцы могли приглашать угодного им князя на правление и изгонять его.
8. 1)
Новгородские земли | Владимиро-Суздальское княжество |
1,3,5 | 2,4,6 |
2)
- Церковь Спаса на Ильине улице
- Церковь Покрова на Нерли
- Церковь Федора Стратилата на Ручью
- Успенский собор во Владимире
- Церковь Иоанна на Опоках
- Дмитриевский собор во Владимире
9.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | Нет | Да |
К 300-летию Полтавской битвы
10.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Д | Е | Б | А | З | В | И | Г | К | Ж |
Комментарии к ответу: канун сражения связан с стремлением царя воздвигнуть укрепленный лагерь как можно ближе к Полтаве и противнику, что и было осуществлено (Д); шведы начали с ночного марша и атаки на редуты, первые два были взяты (Е); движение через редуты однако сильно расстроило шведов, сорвав внезапность нападения (Б);больше того, часть шведских сил откололось и было уничтожено – генерал Розен или Роос (А); второй этап битвы начался с выхода основных русских сил из лагеря для решительной схватки (З); после построения Петр передал командованае Шереметеву и отправился к войскам (В); в канун сближения стало очевидным численное превосходство русских (И); шведы не выдержали боя и побежали, несмотря на попытки Карла XII остановить войска (Г); торжествующий Петр пригласил пленных шведов на пир (К); вечером того же дня он дал значение Полтавской победы, закрепившей все сделанные завоевания (Ж).
Из истории российской культуры
11.
Имена русских путешественников | Географические объекты | |
№ на карте | Название объекта | |
| 4 6 | Берингов пролив Берингово море |
| 1 | Мыс Челюскин |
| 2 | Море Лаптевых |
| 5 | Мыс Дежнева |
| 3 | О-в Врангеля |
Принимаются фамилии путешественников без имен и отчеств.
Ответы к общим заданиям для 9 и 10 классов
12. 1) 15 октября 1582 г. согласно булле папы Григория XIII переходе с юлианского на григорианский календарь.
2) 1 января 1700 согласно указу Петра Великого о праздновании Нового года 1 января и перехода от византийской к западноевропейской системе летоисчисления.
3) 14 февраля 1918 г. согласно декрету Совнаркома о переходе на григорианский календарь.
13. О том, что Пушкин использовал свидетельства Карамзина, ясно говорят: сцена с юродивым; описание Девичьего поля в день, когда Борис согласился на царство (матери, бросающие наземь младенцев); прямые заимствования «Рожденный подданным» — «Я подданным рожден»; обращение к Борису — «отец, царь».
О полемике Пушкина с Карамзиным говорит сцена на Девичьем поле: у Карамзина лицемерит Борис, но искренен народ («искренность побеждала притворство», матери бросают младенцев в порыве искренней страсти); у Пушкина — равнодушен и даже неискренен народ (мать ругает молчащего младенца и бросает его, чтобы тот заплакал; люди из толпы играют скорбь, восторг — лук, чтоб вызвать слезы, «нет, я слюной помажу»).
Ответ к общему заданию для 10 и 11 классов
14.
Номер отрывка | Название события | Дата |
1. | Полтавская битва | 27.06.1709 г. |
2. | Бородинское сражение (Отечественная война 1812 года) | 1812 г. |
3. | Куликовская битва | 8. 09. 1380 г. |
4. | Смута | 1610 (1611) – 1613 гг. |
5. | Окончательное снятие блокады Ленинграда | 27.01.1944 г. |
6. | Массовое уничтожение фашистами еврейского населения в г. Киеве | 1941 г. |
7. | Невская битва | 1240 г. |
8. | Сталинградская битва | 1942-43 гг. (если строки поняты как только события, связанные непосредственно с домом Павлова, принимается ответ 1942 г.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по истории г. Владивостока
Задания олимпиады для учащихся 8-х классов разработаны к 150-летию г. Владивостока. ...
Олимпиада по истории
Дидактический материал для проведения внутри училищной (школьной) олимпиады....
Материалы к школьной олимпиаде по истории 7-8класс.
тестовые олимпиадные задания по истории Росии для 7-8классов...
олимпиады по истории
школьный тур олимпиады по истории для 9 - 11 классов, составлены на основе Методических рекомендаций по проведению Всероссийской олимпиады школьников...
Школьная олимпиада по истории 6 класс
Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....
лицейская олимпиада по истории 19 века
Олимпиада состоит из 5 блоков: Кто? Где? Когда? Что? Почему? и позволяет учащимся проверить все основные знания по истории 19 века. Работа может быть использована и после прохождения курса в...
Задания олимпиады по истории России
Задания для подготовки или проведения внутриклассной олимпиады по истории....