олимпиады по истории
олимпиадные задания по истории по теме

Олимпиадные задания по истории за 2009-11 гг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Часть третья

Задания заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года

Второй тур

(общие задания для 9 – 11 классов)

Уважаемые участники!

В ходе второго тура вам предстоит выполнить две работы, на которые суммарно отводятся три часа астрономического времени. Рекомендуем разделить его приблизительно поровну между двумя заданиями.

Часть первая

В 2008 году телеканал Россия, Институт российской истории РАН, фонд «Общественное мнение» подготовили проект «Имя Россия», в результате которого 12 имен россиян были названы телезрителями для выхода в финал. Это: Александр Невский, Петр I, И.В. Сталин, Д.И. Менделеев, А.В. Суворов, Ф.М. Достоевский, Екатерина II,  В.И. Ленин,  Александр II, Иван IV Грозный, А.С. Пушкин, П.А. Столыпин.

С 5 октября по 21 декабря 2008 г. видные политики, ученые, деятели культуры в ходе специальных телевизионных передач поочередно представляли названных выше людей, вели дискуссии об их вкладе в развитие Отечества.

Победителями по итогам народного голосования стали:

1. Александр Невский – 542575 голосов.

2. П.А. Столыпин – 523766 голосов.

3. И.В. Сталин – 519071 голос.

По итогам голосования жюри в студии, состоявшего из людей, которые и представляли 12 имен-претендентов на звание «Имя Россия», было решено назвать победителем Александра Невского и Александра Пушкина совместно, Суворов — оказался на втором месте, Столыпин — на третьем.

Представьте себе, что вы выдвигаете кандидатуру россиянина на проект, подобный проведенному. Вам необходимо обосновать выдвижение имя человека, который, на ваш взгляд, заслуживает быть названным «Имя России». Вы можете согласиться, а может не соглашаться с результатами реально прошедшего проекта. Вы не обязаны выбирать из тех имен, которые в телевизионном проекте вышли в финал, но можете обращаться и к кому-то из них.

Выскажите свою точку зрения.

Для этого составьте о выбранном вами человеке рассказ и запишите его. Планом вашей  работы могут стать ответы на следующие вопросы:

  1. Что вы понимаете под словами «Имя Россия»?
  2. Определите – какими качествами должен обладать тот (та), кто заслуживает быть так названным?
  3. Назовите имя избранное вами.
  4. В чем состоят его (ее) заслуги перед Отечеством (в какой сфере он (она) трудился, каких достижений добился, что нового им (ей) привнесено?)
  5. Насколько сообразуются с достижениями этого человека его (ее) моральные устои?
  6. В чем современно то, что сделано этим человеком?
  7. Что вам известно об отражении судьбы этого человека в музеях, литературе, художественных и документальных фильмах и т.д.

Ваш рассказ может содержать позиции, которые здесь не приведены.

ВНИМАНИЕ! Очень важно избрать форму рассказа о человеке, о котором вы пишите. Это может быть рассказ через своеобразную экскурсию по местах его (ее) жизни и деятельности или описание вашего представления о музее, посвященном этому человеку, или обоснованное перечисление основных идей монографии, рассказывающей о нем (о ней), которую бы вы хотели написать и т.д.

Критериями для оценивания вашего проекта для жюри станут (максимальная оценка за выполнение задания – 35 баллов):

  1. осознанность понимания термина «Имя Россия»;
  2. четкость аргументации в доказательстве правильности вашего выбора;
  3. грамотность использования исторической информации о выбранном вами человеке;
  4. знания об отражении деятельности избранного человека в культуре России;
  5. четкость и логичность повествования, избранная его форма;
  1. раскрытие значения для современной России деятельности выбранного вами человека, влияния его личности на взгляды людей нашего времени;
  2. проявление личностной позиции при раскрытии темы.

Часть вторая

Напишите сочинение-эссе на одну из тем, предложенных ниже. Максимальное число баллов за эту работу – 40. Жюри, оценивая вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

1) раскрытие обоснованности выбора темы (кратко объясните, с чем связан выбор именно этой темы);

2) раскрытие понимания смысла высказывания, которое вы взяли в качестве темы работы;

3)  показ вашей личной позиции по отношению к избранной теме;

4) грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;

5) логичность изложения темы;

6) аргументированность и точность выводов;

7) знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д.

(Максимальная оценка за выполнение задания – 35 баллов).

Советуем руководствоваться следующим алгоритмом при выборе темы:

1) ознакомьтесь с предложенными темами;

2) определите смысл данных высказываний;

3) осмыслите проблему в контексте исторической науки;

4) сформулируйте свое отношения к избранному высказыванию;

5) определите исторические термины, понятия и обобщения, которые потребуются вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне;

6) отберите факты, примеры из истории, которые убедительно обоснуют вашу позицию.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

1) «Приняв крещение из рук греков, восприняв ряд элементов византийской культуры, русские люди не подпали под иссушающее воздействие византийской церковности, а нашли свой путь культурного развития во всех областях». (Б.А. Рыбаков)

2)  «... Софийский собор – палладиум древних новгородцев! Он много видал около себя происшествий, славных и позорных, радостных и плачевных. Он все их пережил, был увешиваем трофеями и омываем слезами. Такой старец достоин низкого поклона от всякого мимоходящего». (Епископ Старорусский и викарий Новгородский Е.Болховитинов)

3) «После нашествия Батыя резко падает авторитет Владимирского княжества. Последней яркой вспышкой его энергии была деятельность Александра Невского – боевая в обороне западных областей от шведов и ливонских немцев, полная политической выдержки и осторожной покорности в отношении к татарам». (А.Е. Пресняков)

4) « Иван III входил в круг наиболее значительных европейских монархов, живших на рубеже XV-XVI вв. Он оставался сыном своего времени, жестоким и подчас коварным правителем. Но когда речь шла о государственных интересах, он умел подниматься над многими предрассудками…» (А.А. Зимин)

5) «Все политические помыслы Ивана IV сводятся к одной идее, к мысли о самодержавной власти… Вся философия самодержавия свелась к одному простому заключению: «жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны же». (А.Л. Янов)

6) «Смута втянула в политическую борьбу тех, кто никогда ранее не помышлял об этом, породила, по сути, первое общенациональное общественное движение. «Государево дело»…оказалось доступным для простых «мужиков», осмелившихся думать о спасении «преславного Московского государства». (И.Л. Андреев)

7) «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства, это была поверка действительности замыслов столь великих, что, вероятно, они самому Петру, в горькие минуты неудач и разочарования, казались несбыточными, как и почти всем его подданным...» (В.Г. Белинский)

 8) «Успех народного преобразования  был следствием  Полтавской битвы, и европейское  просвещение  причалило  к берегам завоеванной Невы». (А.С.Пушкин)

9) «… Не только древняя, но и новая история России немыслима без казачества» (В.В. Путин)

10)  «Продвинулась ли Россия в царствование Екатерины II по пути прогресса?...На этот вопрос мы должны дать положительный ответ… Порицать же императрицу – имея в виду ее крупномасштабные недостатки – можно за ужесточение крепостного режима, распущенность и излишнюю расточительность» (Н.И. Павленко)

11)  «Таким образом, ближайшие последствия закончившегося формально вничью Бородинского сражения дают нам возможность правильно оценить его. Если русская армия потеряла контроль над частью своей территории, пусть и чрезвычайно важной с моральной  точки зрения, то французская потерпела стратегическое поражение». (О.Р. Айрапетов)

12) «Что бы ни говорил Николай I после того, как Секретный комитет единодушно высказался против крестьянской реформы, первоначальные замыслы царя…были совершенно иными. Император сознавал неизбежность и своевременность подготовки к более радикальным мерам в крестьянском вопросе» (С.В. Мироненко)

13) «Родоначальники «западничества» были ничуть не меньшими патриотами, чем «славянофилы», просто они были другими патриотами… Их патриотизм был обращен не в прошлое и настоящее, а в будущее России» (А.И. Володин)

14) «На каждом историческом повороте в начале XX в. власть в России упускала шанс решительной и последовательной реформой укрепить, приспособить к новым временам существующий режим». (В.С. Дякин)

15)  «Наследие Победы – это не просто наша память. Но и моральный ресурс развития государства».  (Д.А. Медведев).

16) «Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее..

Это – Прометеево деяние…» (С.П. Королев).


Третий тур

(общие задания для 9 – 11 классов)

      ДОРОГИЕ УЧАСТНИКИ ОЛИМПИАДЫ!

Третий тур представляет собой научный (на уровне возможностей участников олимпиады) семинар, в ходе которого каждый из учащихся:

1) выбирает одну из дискуссионных тем по истории России, предложенных жюри, готовит выступление по ней с изложением собственной позиции, показывает знание источников по этой теме и различных взглядов на нее в науке;

2) отвечает на вопросы жюри;

Максимальное количество баллов – 40.

Ваше участие в туре будет оцениваться по следующим критериям

Представление собственной работы

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

2. Знание исторических фактов.

3. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

4. Аргументированность суждений и выводов.

5. Знание историографии проблемы, мнений историков.

6. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

7. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

8. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).

Темы для обсуждения

1. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства.

2. Роль и значение христианизации Руси.

3. Роль и место Великого Новгорода в истории России.

4. Дискуссия о реформах Ивана IV Грозного, о характере опричнины.

5. Смута в России: причины, расстановка сил, уроки.

6. Характер социальных движений в России во второй половине XVII в.

7. Предпосылки преобразований в новый период русской истории.

8. Дискуссия о месте и роли петровских реформ в России.

9. Эпоха великих реформ 60-70-х гг. XIX в.: значение, уроки.

10. Дискуссия о роли и месте России в мировой экономике начала XX в.

11. Вопрос о причинах, характере и хронологических рамках Гражданской войны.

12. Роль СССР во Второй мировой войне.

13. «Холодная война»: причины, итоги, опасность повторения.

14. Россия в мировой истории начала XXI в.



Предварительный просмотр:

Часть третья

Ответы к заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года

Первый тур

Ответы к заданиям 9 класса

Из истории российской культуры

1.  

№ иллюст.

Кто изображен

Буква, обозначающая отрывок о деятеле науки

1

Д.И. Менделеев

В

2

В.И. Даль

Г

3

С.П. Королев

А

4

М.В. Ломоносов

Б

5

Н.И. Пирогов

Ж

6

К.Э. Циолковский

Е

7

А.Д. Сахаров

Д

2.    А) С.В. Рахманинов;

Б) С.И Шмелев;

В) Н.А. Бердяев;

Г) И.А. Ильин.

Объединяет то, что все они – представители русского зарубежья.

Ключи к загадкам Клио

3.  Календарь.

Через века и годы …

4.    1) Иван Грозный, царевич Иван, Борис Годунов.

2) А.Д. Меншиков, Петр II.

3) Павел I, Великие князья Александр и Константин.

          5.    1) Документ датируется второй половиной 20-х гг.

2) Аргументы: революция уже установила единое руководство и единый план; появляется понятие «идеологическая диктатура» — не позднее начала 30-х гг.; речь идет о развернутом социалистическом строительстве; планомерная организация кинематографа отсутствует; от юбилея к юбилею — наверное, после 1927 г.; нет органа, управляющего кинематографией; планового идеологического руководства пока нет; коммерческая рентабельность говорит об относительной близости по времени к нэпу.

Исторические задачки

    6.

Предложения части 1) для переноса в часть 2)

Предложения части 2) для переноса в часть 1)

1.1.     1.6.

2.1.     2.3.

7.    Речь идет об «ультиматуме Керзона». 8 июня 1923 года.

В ответ на меморандум были построены «именные» эскадрильи «Ультиматум» и «Наш ответ Керзону». Этот факт нашел отражение в плакате с одноименным названием.

Кулак вместо пропеллера должен был демонстрировать Западу военную мощь страны Советов.

8.

1.Б

Р

У

С

И

Л

О

В

2. З

И

Н

О

В

Ь

Е

В

3. М

И

Л

Ю

К

О

В

4. Д

З

Е

Р

Ж

И

Н

С

К

И

Й

5. Ч

Х

Е

И

Д

З

Е

6. К

О

Р

Н

И

Л

О

В

7. Б

У

Х

А

Р

И

Н

8.Т

Р

О

Ц

К

И

Й

9. С

Т

О

Л

Ы

П

И

Н

10.К

Е

Р

Е

Н

С

К

И

Й

По вертикали должно получиться «Солженицын».

Принимаются ответ: «Архипелаг Гулаг» или название иного его особо значимого произведения.



Предварительный просмотр:

Часть третья

Ответы к заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года

Первый тур

Ответы на задания 10 класса

1.       1) символистами;

2) символах;

3) акмеизм;

4)акмеизмом;  

5) футуризм;

6)кубисты.

2.

Номер отрывка

Номер, под которым стоит имя писатели

Буква, под которым стоит имя  политического деятели

1.

4)

В)

2.

3)

Г)

3.

2)

А)

4.

1)

Б)

3.

Правильный порядок (от меньшего к большему):

  1. векша,  2) куна, 3) ногата, 4) резана, 5) гривна.

Через века и годы …

4.

Перевод, сделанный при дворе, искажен в пользу царя.

1. В подлиннике патриарх увенчивает Ивана Грозного по его просьбе, в переводе патриарх делает это по собственной инициативе («нас просили увенчать царя Ивана» — «мы постановили благословить и венчать его»).

2. В переводе исчезли все сомнения в законности венчания 1547 г. (Мы вознамерились, подавая и утешая царя, быть и имено ваться законно и благочинно венчанным»).

3. Абстрактные положения грамоты заменены актуальными для борьбы Ивана Грозного со знатными боярами требованиями повиновения его власти («привыкли повиноваться благочестивому царю, как началу и непоколебимому основанию» — «яко же и Небесные силы, и чины един единому повинуются, так же и земные князья в послушании бы истинно пребывали»).

5. 

1) 12 апреля 1961 г. – полет Ю.А.Гагарина в космос, (2) май 1961 г. – выход 5-го номера журнала «Молодая гвардия».

  2) Направления ответа: предположения читателей об аресте или даже расстреле автора повести, о его принадлежности к антипартийной группе, о связях с иностранной разведкой и т.п. – это отголоски морального состояния советского общества недалекого прошлого. И хотя в стране «оттепель», идет процесс десталинизации, люди продолжают в душе оставаться  подозрительными, враждебно настроенными к Западу и т.п. Настроения читателей – продукт «холодной войны».

3) Направления ответа: подозрения редакции о связях автора повести с секретными космическими лабораториями, боязнь невольно выдать американцам государственную тайну (хотя повесть была, главным образом, посвящена будущим космонавтам, а не деталям космических ракет) и т.п.  По сути, это  тоже духовные продукты «холодной войны» и соперничества с Западом в сфере науки и техники.

Исторические задачки

6.

  1. Угождать, льстить, заискивать.
  2. Жаловаться на свою судьбу, прикидываться несчастным.
  3. Отсутствие кого-либо где-либо.
  4. Очень большое количество, великое множество.
  5. Болтовня, неправдоподобные выдумки, явная ложь.
  6. Время второго завтрака или раннего обеда. Начинался с 11 часов утра.
  7. В конце XVIII - начале XIX в. разряд граждан, куда входили наиболее общественно активные и богатые горожане.
  8. Своекорыстный человек, думающий лишь о своем интересе.
  9. Место, где можно было очень дешево получить обед из трех блюд. Питались там извозчики, разнорабочие и т.п.
  10. Полицейский участок.

7.

1П

О

С

А

Д

2Х

У

Т

О

Р

3В

Ы

С

Е

Л

К

И

4П

О

С

Е

Л

О

К

5С

Е

Л

О

6С

Е

Л

Ь

Ц

О

7С

Т

А

Н

И

Ц

А

8З

А

И

М

К

А

9Д

Е

Р

Е

В

Н

Я



Предварительный просмотр:

Часть третья

Ответы к заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года

Первый тур

Ответы на задания 11 класса

Из истории российской культуры

1.     А) А.А. Бахрушин;

Б) С.Т. Морозов;

В) Ф. И. Шаляпин;

Г) А.Н. Скрябин;

Д) М.А. Врубель;

Е) М.В. Нестеров;

Ж) В.А. Серов;

З) К.С. Малевич;

И) И.П. Павлов;

К) И.И. Мечников;

Л) К.Э Циолковский;  

М) В.И. Вернадский.

2.

Номер отрывка

Имя писателя (порядковый  номер)

Имя  политического деятели

(соответствующая буква)

1.

3)

А)

2.

2)

Б)

3.

1)

В)

4.

4)

Г)

  1. М.А. Алданов (определяется по словам «писатель, автор научных работ по химии, свои главные произведения написал в эмиграции») об Азефе (определяется по описанию мук, которые претерпевает дьявол).
  2. Ф.И. Тютчев  (определяется по указанию на службу поэта в Министерстве иностранных дел) о А.М. Горчакове.
  3. Л.Н. Толстой (определяется по названию письма «Не могу молчать») о П.А. Столыпине.
  4. А.И. Солженицын (определяется по указанию на жанр произведения – «повествование в отмеренные сроки») о М.В. Родзянко (определяется по словам «глава всенародного представительства»).

Через века и годы …

3.  1. О преобразованиях, осуществленных Владимиром Мономахом после восшествия на киевский престол в 1113 г. Князь упорядочил взимание процентов ростовщиками. Событие определяется по словам «зашла речь о резании» и описанию процедуры исчисления суммы долга.

2. Об избрании Бориса Годунова царем. Ключевые слева — о том, что в России «доселе властвовал непрерывно, у тавом наследия, род князей варяжских» (так Н.М. Карамзин называет династию Рюриковичей).

3. О церковном расколе середины XVII в. Событие определяется по ключевым словам об исправлении ошибок в богослужебных книгах и о том, что «люди восстали за этот аз».

4. О дворцовом перевороте, приведшем на престол Елизавету Петровну (ключевые слова — «вы знаете, чья я дочь»).

5. О тарутинском маневре. Определяется по подробному описанию военного замысла.

6. Об обнародовании манифеста об отмене крепостного права 5 марта 1861 г.

  4. 1) К большевикам. Аргументы: критика эсеров и меньшевиков, поддержка призыва к немедленному прекращению войны, критика деятельности Думы.

2) К умеренному крылу думской оппозиции, правее кадетов, Прогрессивный блок. Аргументы: резкое осуждение всех социалистов как ставленников немецкого штаба, поддержка идеи конституционной монархии, сохранения династии.

3) К умеренному крылу эсеров. Аргументы: поддержка революционных перемен, республиканские убеждения, требование поддержки Временного правительства и продолжения войны, участие в организации Всероссийского съезда крестьян. Принимается ответ — к социалистам, к меньшевикам.

5.   1) Враждебное отношение к советской действительности и антисоветские настроения Л.Д.Ландау, по данным КГБ, выражались в критических заявлениях ученого:

    - о положении науки в СССР (низкий уровень руководства, политизация научной деятельности, отставание от Запада, необъективные оценки научных достижений советских ученых)

    - об антисоветском и антисоциалистическом характер системы

 2) «Агенты из  окружения и данные оперативной техники».

Развернутая характеристика моральных устоев общества, включая круг научных соратников Л.Д.Ландау;  объяснение причин  нравственного разложения людей, поднадзорного положения ученых.

3) «Идеальная наука», по мнению Л.Д.Ландау, это – (1) пространство для научного творчества и индивидуальной свободы ученых, (2) для сотрудничества с учеными других стран, (3) независимое от политической конъюнктуры, (4) интернациональное, (5) объективное и критическое в оценке научных достижений  «своих» и «других». Эти взгляды в 1940 – 1950-е гг. носили оппозиционный официальной идеологии характер, были результатом критического восприятия действительности, серьезно угрожали их носителям самыми суровыми карами со стороны системы.

4) Аргументы Л.Д.Ландау:

- основы социалистической системы не действуют: «диктатура чиновников», «класса бюрократов»; им, а не народу, принадлежат средства производства;

- эта система не несет ничего хорошего для человека (отсюда, ее аналогия с фашистской); внутри системы нет ресурсов для улучшения.

5) В объяснении этого противоречия может быть указано на значение научных трудов Л.Д. Ландау в теоретической физике (…), на мировую известность ученого, что укрепляло имидж СССР. Но вместе с тем широкий круг знакомств и авторитет Л.Д.Ландау, его постоянные и свободные высказывания способствовали распространению в обществе «крамольных мыслей».

Исторические задачки

6.

1.

Повествование о том, что узнано, исследовано

История

2.

Преобразование, изменение

Реформа

3.    

Продаю один

Монополия

4.

Заявление, объявление

Декларация

5.

Написание рукой, рукопись

Манускрипт

6.

Не соглашающийся

Диссидент

7.

Действующий сообща

Синдикат

8.

Часть группы

Партия

9.

Сидящий впереди

Президент

10.

Находящийся на краю

Маргинал

7.  1) «От каждого по способностям, каждому – по труду».

       2) «Всенародный сталинский закон».

       3) Право на образование, на труд, на отдых.

8.    1. П, Г.

2. Человек, не знающий элементарного, других укоряет в незнании тонкостей.

3. Огромные усилия ни к чему не привели.

4. Стоять подбоченясь, уперев обе руки в бока.

5. Слово «псалом» пишется через пси, а слово «пес» через покой.

6. Идут, взявшись за руки, держась друг за друга.

9.

1Г

Р

А

2Б

Л

И

3Р

А

Л

О

4С

Е

Р

П

5П

6О

Р

А

Л

О

7К

Н

У

8С

О

Х

А

Г

С

А



Предварительный просмотр:

Часть третья

Ответы к общим заданиям заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории 2008-09 уч. года

Первый тур

Ответы к общим заданиям для 9 – 11 классов

Из истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

1. Маршал И.С.Конев говорит о Берлинской операции. 

Доказательства: использованы все известные оперативные формы; взят крупный объект; операция продолжалась в течение 10 суток; накоплен большой опыт взятия ряда крупных объектов, в том числе Будапешта.

2.

  1. блокады;
  2. 900;
  3. 8 сентября 1941 г.; (принимается ответ без точного числа);
  4. 27 января 1944 г.;
  5. Ладожскому;
  6. Дорога жизни;
  7. Пискаревское;
  8. О. Ф. Берггольц;
  9. Д.Д. Шостаковичем.

3.

Период войны

Номер таблицы

Соотношение сил к началу войны

3

Соотношение сил на Московском направлении осенью 1941 г.

5

Соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 г.

2

Соотношение сил на Орловско-Курском направлении в начале июля 1943 г.

1

Соотношение сил на советско-германском фронте в начале 1944 г.

4

4.

Имена полководцев

Г.К. Жуков

К.К. Рокоссовский

И.С. Конев

Номер абзаца

1,3,7,9

2,6

4,5,8

Из истории Великого Новгорода

5.       1. Памятник «Тысячелетие России» был установлен при императоре Александре II.

2. Он просил скульптора М.О. Микешина изобразить на памятнике своего отца Николая I.

3. Обращался он к скульптору М.О. Микешину

6. Жителей юга Древней Руси называли русинами, а северной (Новгород, Псков) – словенами. Таким образом, обычай париться в бане пришел к нам с севера, в том числе и из Великого Новгорода.

7. 1) «Низовыми землями» в Новгороде называли земли Владимира, Ростова, Суздаля, Мурома, а их жителей – «низовыми».

2) «Править долги» – требовать с должника взятое им. По новгородским законам во время войн этого делать было нельзя.

3) «Любские купцы» – купцы города Любека, входившего в Ганзейский союз.

4) В 10-30-х гг. XI в. Ярослав Мудрый дал Новгороду ряд грамот, в которых указывался размер податей, платившихся Новгородом вел. князю Киевскому. В них же устанавливалось, что новгородцы могли приглашать угодного им князя на правление и изгонять его.

8. 1)

Новгородские земли

Владимиро-Суздальское княжество

1,3,5

2,4,6

2)

  1. Церковь Спаса на Ильине улице
  2. Церковь Покрова на Нерли
  3. Церковь Федора Стратилата на Ручью
  4. Успенский собор во Владимире
  5. Церковь Иоанна на Опоках
  6. Дмитриевский собор во Владимире

9.

1

2

3

4

5

6

7

8

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Да

К 300-летию Полтавской битвы

10.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Д

Е

Б

А

З

В

И

Г

К

Ж

Комментарии к ответу: канун сражения связан с стремлением царя воздвигнуть укрепленный лагерь как можно ближе к Полтаве и противнику, что и было осуществлено (Д); шведы начали с ночного марша и атаки на редуты, первые два были взяты (Е); движение через редуты однако сильно расстроило шведов, сорвав внезапность нападения (Б);больше того, часть шведских сил  откололось и было уничтожено – генерал Розен или Роос (А); второй этап битвы начался с выхода основных русских сил из лагеря для решительной схватки (З); после построения Петр передал командованае Шереметеву и отправился к войскам  (В); в канун сближения стало очевидным численное превосходство русских (И); шведы не выдержали боя и побежали, несмотря на попытки Карла XII  остановить войска (Г); торжествующий Петр пригласил пленных шведов на пир (К); вечером того же дня он дал значение Полтавской победы, закрепившей все сделанные завоевания (Ж).

Из истории российской культуры

11.

Имена русских путешественников

Географические объекты

№ на карте

Название объекта

  1. Беринг Витус

4

6

Берингов пролив

Берингово море

  1. Челюскин С.И.

1

Мыс Челюскин

  1. Лаптевы Х. П. и Д.Я.

2

Море Лаптевых

  1. Дежнев С. И.

5

Мыс Дежнева

  1. Врангель Ф.П.

3

О-в Врангеля

Принимаются фамилии путешественников без имен и отчеств.

Ответы к общим заданиям для 9 и 10 классов

12. 1) 15 октября 1582 г. согласно булле папы Григория XIII переходе с юлианского на григорианский календарь.

2) 1 января 1700 согласно указу Петра Великого о праздновании Нового года 1 января и перехода от византийской  к  западноевропейской системе летоисчисления.

3) 14 февраля 1918 г. согласно декрету Совнаркома о переходе на григорианский календарь.

13. О том, что Пушкин использовал свидетельства Карамзина, ясно говорят: сцена с юродивым; описание Девичьего поля в день, когда Борис согласился на царство (матери, бросающие наземь младенцев); прямые заимствования «Рожденный подданным» — «Я подданным рожден»; обращение к Борису — «отец, царь».

О полемике Пушкина с Карамзиным говорит сцена на Девичьем поле: у Карамзина лицемерит Борис, но искренен народ («искренность побеждала притворство», матери бросают младенцев в порыве искренней страсти); у Пушкина — равнодушен и даже неискренен народ (мать ругает молчащего младенца и бросает его, чтобы тот заплакал; люди из толпы играют скорбь, восторг — лук, чтоб вызвать слезы, «нет, я слюной помажу»).

Ответ к общему заданию для 10 и 11 классов

14.

Номер отрывка

Название события

Дата

1.

Полтавская битва

27.06.1709 г.

2.

Бородинское сражение (Отечественная война 1812 года)

1812 г.

3.

Куликовская битва

8. 09. 1380 г.

4.

Смута

1610 (1611) – 1613 гг.

5.

Окончательное снятие блокады Ленинграда

27.01.1944 г.

6.

Массовое уничтожение фашистами еврейского населения в г. Киеве

1941 г.

7.

Невская битва

1240 г.

8.

Сталинградская битва

1942-43 гг. (если строки поняты как только события, связанные непосредственно с домом Павлова, принимается ответ 1942 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по истории г. Владивостока

Задания олимпиады для учащихся 8-х классов  разработаны к 150-летию г. Владивостока. ...

Олимпиада по истории

Дидактический материал для проведения внутри училищной (школьной) олимпиады....

Материалы к школьной олимпиаде по истории 7-8класс.

тестовые олимпиадные задания по истории Росии для 7-8классов...

олимпиады по истории

школьный тур олимпиады по истории для 9 - 11 классов, составлены на основе Методических рекомендаций по проведению Всероссийской олимпиады школьников...

Школьная олимпиада по истории 6 класс

Олимпиада составлена на основе материала 6 класса истории древнего мира с использованием дополнительной литературы....

лицейская олимпиада по истории 19 века

Олимпиада состоит из 5 блоков: Кто? Где? Когда? Что? Почему? и позволяет учащимся проверить все основные знания по истории 19 века. Работа может быть использована и после прохождения курса в...

Задания олимпиады по истории России

Задания для подготовки или проведения внутриклассной олимпиады по истории....