Интегрированный урок английского языка и истории "Они победили Наполеона"
методическая разработка по истории (10 класс) на тему
Для участия в конкурсе "Недаром помнит вся Россия". Методическая разработка интегрированного урока английского языка и истории в 10 классе помогает расширить сведения учащихся о Наполеоновских войнах и роли российской армии в победе над Наполеоном. В ходе урока учащиеся сопоставляют две исторические личности: адмирала Нельсона и фельдмаршала Кутузова. Оценивают информацию критического содержания, знакомятся с аутентичными текстами на английском языке - мнениями зарубежных историков о событиях 1812 года в России. Высказывают отношение к данным материалам, объясняют причину их существования, выражают противоположную точку зрения, аргументируя её с помощью исторических документов. Составляют акростих "Бородино" и коллаж "Победа над Наполеоном". В состав методической разработки входят рабочие листы 1-6 на английском и русском языках с ключами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 84 КБ |
worksheet_i.doc | 48.5 КБ |
worksheet_ii.doc | 84 КБ |
worksheet_iii.doc | 116 КБ |
worksheet_iii_key.doc | 117.5 КБ |
worksheet_iv.doc | 39 КБ |
worksheet_vi.doc | 31 КБ |
rabochiy_list_v.doc | 67 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 47 КБ |
trafalgar.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Недаром помнит вся Россия»
Интегрированный урок английского языка и истории
«Они победили Наполеона»
Мартыненко Наталья Николаевна,
учитель английского языка, руководитель Научного общества учащихся «Старт»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
муниципального образования Тбилисский район
2012 год
Цели урока:
Образовательные:
-расширить знания учащихся о месте Отечественной войны 1812 года в истории Наполеоновских войн;
-показать значимость данного события в истории России и Европы;
-развивать умение сравнивать исторические личности на примере адмирала Нельсона и фельдмаршала М.И.Кутузова
Развивающие:
-развивать умение извлекать необходимую информацию из различных источников (аутентичных текстов лингвострановедческого содержания, стихов и песен, исторических документов и карт)
-развивать умение решать познавательные задачи дискуссионного типа: анализировать и сравнивать, обобщать полученную информацию для формирования личностного отношения к изучаемому вопросу
-развивать умение оценивать события ретроспективно, определять цели, причины, последствия событий
-формировать навыки чтения и составления акростиха
Воспитательные:
-способствовать воспитанию патриотизма учащихся, чувства национальной гордости и любви к своему Отечеству, его национальным героям, критически относиться к статьям средств массовой информации
Оборудование: АРМ учителя (компьютер, мультимедийный проектор, принтер), карта на английском языке, мультимедийная презентация, рабочие листы для учащихся с заданиями и ключами, аудиофайл «Увертюра «1812 год» П.И.Чайковского, портреты адмирала Нельсона и фельдмаршала Кутузова.
Технологическая карта урока:
Этапы урока и деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент. Введение в тему урока. Цитаты на доске: The legacy of heroes is the memory of a great name and the inheritance of a great example. (Benjamin Disraeli) Как в русских сказках, клубок ниток, разматываясь, указывает путь богатырю, так и духовная энергия народа словно перекатывается из поколения в поколение – явлением национального героя (В.Карпов) Учитель: Good morning! Today’s lesson is going to have 2 parts and 2 teachers: an English teacher and a History teacher. Read the saying on the board and translate it. What do you think about it? Who can be called “a hero”? Сегодня мы будем рассматривать эпоху Наполеоновских войн, исходя из аспектов двух союзных государств антинаполеоновского союза: Великобритании и России. Оба эти государства одержали значимые победы над Наполеоном. Что вы думаете по поводу высказывания современного российского писателя В.Карпова, которое вы видите на доске? Какое определение понятию «герой» дали бы вы? | Учащиеся читают английское высказывание и переводят его: «Наследие героев – это память великого имени и образца для подражания». Учащиеся дают определение понятию “a hero” (домашнее задание):
Учащиеся комментируют высказывание В.Карпова и дают определение понятию «герой». |
Английский блок. Учитель: You have some worksheets on your tables. Take Worksheet I. Read the text “France versus Britain” and choose the correct answer to the questions. После самостоятельной работы учащихся (4 минуты) учитель спрашивает 2-3 учащихся, затем предъявляет ключ: 1) c (Spain), 2) d (interfered with), 3) a (The British destroyed most of France’s and Spain’s ships). | Учащиеся работают с рабочим листом № 1: читают текст «Франция против Британии» и выполняют послетекстовые задания – на множественный выбор ответа (задание формата ЕГЭ). Ответы учащихся. |
Английский блок. Учитель: Take Worksheet II. Work in pairs. Read the questions and find answers to them. После работы в парах учитель спрашивает 1 ученика, затем предъявляет ответы в виде презентации (Слайды 1-14) Ключ: 1) a, d, e, g; 2) b; 3) c, i, k; 4) j; 5) f, h, l | Работа в паре: Учащиеся работают с рабочим листом № 2: читают вопросы и находят для них ответы (задание формата ЕГЭ). Ответ учащегося. |
Блок английского языка и истории. Учитель: Remember the sentence: “France dominated the European continent”. Was it really the fact? Work in groups of 4 pupils. Take Worksheet III – the map of Napoleonic Wars. Look at the map and fill in the table. Рассмотрим ситуацию в Европе в эпоху Наполеоновских войн. Действительно ли Франция доминировала в на европейском континенте? Понимание данного вопроса поможет вам показать значимость России в победе над Наполеоном. При заполнении таблицы не забудьте правильно указать русские названия государств – исторические реалии. | Учащиеся ставятся перед проблемным вопросом: В задании было предложение «Франция доминировала на европейском континенте». Учащиеся читают карту на английском языке и заполняют таблицу на английском и русском языках, работая в группах из 4 человек: – 1-я группа выписывает названия европейских государств, являющихся союзниками Наполеона, 2-я группа – государств, находящихся под влиянием Франции, 3-я группа – государств, противников Наполеона. После самостоятельной работы (3-4 минуты) представитель от каждой группы даёт ответ на свой вопрос. Ключ: Государства-союзники Наполеона – Датско-норвежское королевство, Пруссия, Австрийская империя Государства, зависимые от Франции – Испания, Великое Герцогство Варшавское, Рейнский Союз, Швейцария, Королевство Италии, Неаполитанское Королевство Государства-противники Франции - Российская империя, Швеция, Объединённое королевство Великобритании и Ирландии, Португалия, Сардиния, Сицилия, Черногория. |
Блок английского языка и истории. Учитель: Analyze the map and answer the last question of the Worksheet: Did Napoleon dominate the European continent? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос, обоснуйте его с помощью карты. | Yes, he did. 1 ученик даёт развёрнутый ответ на вопрос, в котором доказывает, что в начале 19 века в Европе не было государств, давших серьёзный отпор Наполеону. |
Блок английского языка и истории. Учитель: Great Britain won Napoleon at sea thanks to Admiral Nelson. Russia defeated Napoleon on land. What is common between these historic personalities? (Слайд 15) Чей портрет вы видите рядом с портретом Нельсона? Что общего между этими историческими личностями? В чём разница? Выскажите своё мнение и обоснуйте его. | Учащиеся сравнивают две исторические личности: адмирала Нельсона и фельдмаршала Кутузова. Возможные ответы:
|
Блок истории: Учитель: К сожалению, мне хотелось бы добавить ещё одно отличие и не согласиться с утверждением «Оба полководцы признаны героями войны против Наполеона». Дело в том, что заслуги Кутузова в войне против Наполеона полностью признаны только в России и неоднозначно оцениваются на Западе. Предлагаю ознакомиться с цитатами, посвящёнными Кутузову, из зарубежных источников. Work in pairs. Take Worksheet IV and read some statements about Kutuzov. | Учащиеся работают в парах: читают выдержки из статей зарубежных историков и энциклопедий и материалы передачи Екатерины Гороховой “Mikhail Kutuzov as viewed by western historians” на канале «Голос России» от 3 декабря 2010 года (каждая пара получает одной высказывание на английском языке). |
Цель блока: осознание и осмысление информации средствами критического мышления. Учитель: Что вы думаете о прочитанных высказываниях?«Перестаньте хоть на время читать то, что пишут живые о мертвых; читайте то, что писали в живых давно умершие люди». Что имел в виду Честертон Гилберт Кит, когда написал эти строки? (Цель учителя – подвести учащихся к мысли о том, что один из лучших источников – это воспоминания современников и участников событий).Одним из доказательств данного мнения может служить и следующий факт: Перед юбилеем Бородинской битвы активизировались реакционные силы внутри нашей страны, которые пытаются очернить имя Кутузова и его победы. Так, в своей новой книге «Наполеон. Попытка № 2». русский писатель А.Никонов пишет следующее: «…С народом разобрались. Теперь разберемся с талантливым полководцем - Кутузовым. Славе Кутузова и орденам Кутузова мы обязаны товарищу Сталину. Желая оправдать катастрофический разгром 1941 года, он ухватился за лежащую на поверхности историческую аналогию и велел придворным историкам, включая Тарле, выдумать «хорошо подготовленное контрнаступление» Кутузова. Которого не было. Да и быть не могло. Кутузов знал, что Наполеона ему никогда не победить. Наполеон уйдет из России только тогда, когда сам этого захочет. Так оно и вышло. Наполеон не проиграл в России ни одной крупной битвы и ушел тогда, когда принял решение уйти. Кутузов же … был известен в русской армии как ленивый, подлый и льстивый интриган… Забавно, но до сих пор в России находятся люди, которые считают бородинский разгром нашей армии «славной победой русского оружия»… Русские уничтожали Москву. Французы её спасали… Старая гвардия почти вовсе не принимала участия в грабеже… Что нужно простым цивилизованным людям, учитывая, что цивилизация - это комфорт через разум? Если страну завоевывают не варвары, нашествие которых приведет к крушению цивилизации, то есть к падению уровня жизни, исчезновению комфорта, а, напротив, люди с более высоким цивилизаторским статусом, сопротивляться им - признак тупости… Что мешало людям остаться в городе, жить обычной жизнью, торговать? Азиатская дикость и только. Каковая дикость проявилась и в намеренном уничтожении собственной столицы…».
| Учащиеся высказывают своё мнение о высказываниях зарубежных историков и исследователей. Учащиеся высказывают предположения. Учащиеся высказывают мнения по поводу высказывания о Кутузове в данной книге (Подвести учащихся к выражению мнения о том, что национальные герои – это память народа, которую нельзя уничтожать). Учащиеся высказывают мнения по поводу отношения автора к поджогу Москвы и патриотизму её жителей. Ответы: возмущение, гнев, оскорбление. |
Блок «Работа с историческими документами»: Учитель: Вернёмся к совету Честертона Гилберта Кита и перейдём к изучению исторических документов: воспоминаний современников Отечественной войны 1812 года и текстов официальных документов того времени. Музыкальным фоном при этом послужит увертюра Петра Ильича Чайковского «1812 год» | Учащиеся работают самостоятельно с Рабочим листом V – читают тексты исторических документов: царские манифесты и отрывки из книги русского офицера Фёдора Глинки «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием Отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год». |
Блок «Рефлексия»: Учитель: Какой исторический документ, по вашему мнению, лучше всего показывает историческое значение Бородинской битвы и военной стратегии Кутузова в победе над Наполеоном? Вырежьте из рабочего листа №5 нужный текст и прикрепите его на основу коллажа. Учитель: Let's move again to the English sources. British pupils study History and express their points of view in different ways. One of them – writing acrostics. Take Worksheet VI. Read the acrostic devoted to the HMS Victory – Her Majesty Ship – the warship of Admiral Nelson which has been made a museum. What is it about? Учитель: Can you write an acrostic yourself? Try to do it in Russian. Then pin it up to the collage. Учитель прикрепляет к коллажу слова Наполеона: “The French showed themselves to be worthy of victory, but the Russians showed themselves worthy of being invincible” – «Французы сражались как победители, но русские доказали свое право быть непобежденными». | После самостоятельного изучения текстов учащиеся вырезают из рабочего листа № 5 нужный текст и прикрепляют его на основу коллажа «Победа над Наполеоном». Основой коллажа является лист ватмана с заголовком «Победа над Наполеоном». Учащиеся работают с рабочим листом № 6 – читают акростих на английском языке, посвящённом кораблю адмирала Нельсона, затем отвечают на вопрос, называя слова и словосочетания, характеризующие корабль и его моряков: Ответы: heroic children (храбрые дети), masters giving out the orders (командиры, отдающие приказы), dying everywhere (умирающие повсюду), victory is so close (победа так близка), thunder crashing (раскаты грома), we have won (мы победили). Учащиеся пробуют написать собственные акростихи по слову «Бородино» и прикрепляют их к коллажу. Например: Был воздух чёрен От разрывов ядр. Рвались гусары в бой, Отчизну защищая. Драгунские полки И рекрутов отряды, Не отступив ни шагу, Отпор французам дали. |
Подведение итогов, выставление оценок. |
Предварительный просмотр:
WORKSHEET I
France versus Britain
The Napoleonic Wars were fought from 1803 to 1814. They made France the biggest military power in Europe. But this was only true on land. Great Britain, France’s enemy, blocked the French ports. This disrupted France’s overseas trade. In the fall of 1805, French warships escaped the blockade. They joined with Spanish warships to form a fleet of 33 ships. The French-Spanish fleet fought a British fleet of 27 warships. This happened off the southwest coast of Spain at the mouth of the Mediterranean Sea.
Admiral Nelson was a brilliant naval strategist. He commanded the British fleet. He sent his ships, guns blazing, right into the midst of the French-Spanish ships. The daring tactic surprised the enemy. The British sank or disabled 25 enemy ships. They did not lose even one of their own. But a French sniper mortally wounded Nelson during the battle.
Trafalgar was Britain’s greatest naval victory. It wrecked Napoleon’s plan of invading England. And it left Britain in command of the seas for years to come.
Choose the correct answer:
- Who joined forces with France against Great Britain?
- Admiral Nelson
- Napoleon
- Spain
- the rest of Europe
- The word disrupted means
- caused
- started
- helped
- interfered with
- Why did the Battle of Trafalgar leave Great Britain in control of the seas?
- The British destroyed most of France’s and Spain’s ships.
- The British invaded France and took all of its ships.
- The British invaded Spain and burned all of its ships.
- A sniper killed Admiral Nelson.
Предварительный просмотр:
WORKSHEET II
Read the questions and choose the answers for them
(all answers must be used)
QUESTIONS:
- What were the premises of the Battle of Trafalgar?
- What were the Napoleon’s objectives?
- How many ships took part in the Battle of Trafalgar?
- Which words by Admiral Nelson became the motto of the British Navy?
- What were the effects of the Battle for the British?
ANSWERS:
- In 1803 Peace of Amiens between Britain and France broke down.
- In the Napoleonic era, the British navy dominated the sea while the French army dominated the European continent. In 1804 Napoleon developed a plan to draw the British fleet away from the English Channel where it blocked a French invasion.
- 32 British – 25 ships of the line, 4 Frigates and smaller craft
- In 1804 Spain allied with France, giving Napoleon the ships he needed to challenge Britain.
- The powerful British navy took up positions along the coast of France and formed a blockade to keep French ships safely in port.
- Napoleon was forced to scrap his plan to invade Britain once and for all.
- By the spring of 1805, Britain had persuaded Austria and Russia to join in a new coalition against France.
- The French navy never recovered from its defeat at Trafalgar.
- Besides, 4,000 troops including riflemen from the Tyrol were posted in small detachments through the French and Spanish Fleets.
- England expects that every man will do his duty.
- 23 French and 15 Spanish – 33 ships of the line, 7 Frigates and smaller craft.
- Within a few hours, half of Napoleon’s ships were sunk and the rest in full retreat.
Предварительный просмотр:
WORKSHEET III Look at the map showing Napoleonic Wars:
Which European states were dependent on Napoleon?
Names of States | Названия государств |
Which European states were allied with Napoleon?
Names of States | Названия государств |
Which European states were against Napoleon?
Names of States | Названия государств |
Did Napoleon dominate the European continent?
Предварительный просмотр:
Look at the map showing Napoleonic Wars:
Which European states were dependent on Napoleon?
Names of States | Названия государств |
Spain | Испания |
Grand Duchy of Warsaw | Великое Герцогство Варшавское |
Confederation of the Rhine | Рейнский Союз |
Switzerland | Швейцария |
Kingdom of Italy | Королевство Италии |
Kingdom of Naples | Неаполитанское Королевство |
Which European states were allied with Napoleon?
Names of States | Названия государств |
Kingdom of Norway and Denmark | Датско-норвежское королевство |
Prussia | Пруссия |
Austrian Empire | Австрийская империя |
Which European states were against Napoleon?
Names of States | Названия государств |
Russian Empire | Российская империя |
Sweden | Швеция |
United Kingdom of Great Britain and Ireland | Объединённое королевство Великобритании и Ирландии |
Portugal | Португалия |
Sardinia | Сардиния |
Sicily | Сицилия |
Montenegro | Черногория |
Did Napoleon dominate the European continent?
Yes, he did.
Предварительный просмотр:
WORKSHEET IV Read the statements analyzing Kutuzov’s role in the War against Napoleon: Whether Kutuzov was a great general is open to debate although he served the Russian army in high rank for 20 years he never defeated Napoleon in a decisive battle. He appears a cautious commander both before Austerlitz and after the battle, repeating this retreat and skirmish tactics in the 1812 campaign. He had the chance of destroying the exhausted and starving French army in 1812 he let victory slip through his fingers. Dugdale-Pointon, TDP., Prince Mikhail Ilarionovich Kutuzov, 1745-1813, http://www.historyofwar.org/articles/people_kutuzov.html |
WORKSHEET IV Read the statements analyzing Kutuzov’s role in the War against Napoleon: Kutuzov’s strategy was to wear down the French by incessant minor engagements while retreating and preserving his army. Under public pressure and against his better judgment, however, he fought a major battle at Borodino on September 7. Although the battle itself was inconclusive, Kutuzov lost almost half his troops and afterward withdrew to the southeast, allowing the French forces to enter Moscow. “Mikhail Illarionovich, Prince Kutuzov”. Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica Online. Encyclopædia Britannica Inc., 2012. Web. 13 May. 2012 |
WORKSHEET IV Read the statements analyzing Kutuzov’s role in the War against Napoleon: When looking at Kutuzov’s life it is easy to see why people in Russia regard him as one of their greatest generals. Rather than fight a doomed battle in useless desperation, Kutuzov wisely choose to leave the French to take Moscow, knowing that they could not survive there through the harsh Russian winter. He told his companions that “Napoleon is a torrent which as yet we are unable to stem. Moscow will be the sponge that will suck him dry.” By abandoning Moscow he kept his army from further destruction and lead Russia to a glorious victory over Napoleon. From his early days in the military to the defeat of the French, Kutuzov’s life is a testament to the idea that one must choose their battles wisely. And, for the most part, Kutuzov always did. |
WORKSHEET IV Read the statements analyzing Kutuzov’s role in the War against Napoleon: The Big English Encyclopedia writes the following about Mikhail Kutuzov: “He battled at Borodino and suffered a defeat, even though not a decisive one” and “The old general’s cautious pursuit evoked much criticism.” And that’s it. The French Larousse Encyclopedia describes Kutuzov as follows: “Kutuzov, Mikhail. Russian general defeated in the battle of Moscow. 1745-1813.” Is that the most comprehensive information about he, who defeated Napoleon? Apart from using hostile and unscrupulous criticism, foreign historians covering the 1812 war in Russia sometimes resort to the principle of complete disregard. If we refer to the four-volume “Geschichte der Kriegskunst” (History of the Art of War) by German Professor Hans Delbrück and open the chapter narrating Napoleon’s strategy, we will never find the name of Mikhail Kutuzov there. This is what is written in the book: “The campaign of 1812 was a real challenge for Napoleon’s strategy. Napoleon defeated the Russian army at Borodino, occupied Moscow, was forced to retreat and lost almost all of his troops.” Not a single word about Kutuzov’s army crushing the French – just as in many other western sources dwelling upon the war of 1812… Mikhail Kutuzov as viewed by western historians / Радио «Голос России» Yekaterina Gorokhova / Dec 3, 2010 11:36 Moscow Timehttp://english.ruvr.ru/2010/12/03/36165724.html WORKSHEET IV Read the statements analyzing Kutuzov’s role in the War against Napoleon: Some historians have ranked Kutuzov a master tactician; others have argued that from his position he could not see what was going on – leaving the battle to his generals, he retired early in the afternoon and relayed his orders several miles from the front. Eventually all shooting ceased; having abandoned the Redoubt he had fought for so dearly, Napoleon stood in command of the field while Kutuzov retreated, declaring victory to the czar. Other historians have commented that his only brilliant decision was to fall back and abandon Moscow: the army still too weak to stop Napoleon, Moscow was the sponge that would suck in his army and destroy it. George Dunea, MD, Hektoen Institute, Chicago, Illinois, United States |
WORKSHEET IV Read the statements analyzing Kutuzov’s role in the War against Napoleon: “In the only brilliant decision he made during the whole campaign, Kutuzov resolved to sacrifice Moscow in order to save his army. ‘Napoleon is like a torrent which we are still too weak to stem’ he explained to Toll. ‘Moscow is the sponge which will suck him in.’ He therefore fell back on Moscow.” (Zamoyski – “Moscow 1812” p 289) http://napoleonistyka.atspace.com/Borodino_battle.htm#_Commanders_Plans_Deployment_Map |
WORKSHEET IV Read the statements analyzing Kutuzov’s role in the War against Napoleon: The narrator tells us that Russian historians have found a way to attribute the victory to Kutuzov’s military genius, but these historians are wrong. According to the narrator, there is nothing strategic about the choice of Borodino as battle site; like everything else in history, Borodino is the product of happenstance. |
Предварительный просмотр:
WORKSHEET VI
ACROSTIC
Read the acrostic and find all words and word expressions describing the battle:
HMS Victory
Heroic children carrying iron shots
Masters giving out the orders
Sailors dying everywhere
Victory is so close
Incredible numbers decreasing
Countless crying in the decks
Thunder crashing in my ears
Occasionally I hear 'Abandon Ship!'
Reckless mistakes causing a problem
Yes we have won
by Sam Fincham
http://www.hms-victory.com/index.php?option=com_content&task=view&id=124&Itemid=40
Try to write your own acrostic:
Б | |
О | |
Р | |
О | |
Д | |
И | |
Н | |
О |
Предварительный просмотр:
Работа с историческим документом Глинка Федор Николаевич «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год» …От часу более распространяется слух о скором прибытии к армии Светлейшего Князя Голенищева-Кутузова. Говорят, что народ встречает его повсюду с неизъяснимым восторгом. Все жители городов выходят навстречу, отпрягают лошадей, везут на себе карету; древние старцы заставляют внуков лобызать стопы его, матери выносят грудных младенцев, падают на колени и подымают их к небу! Весь народ называет его спасителем. Государь сказал ему: «Иди спасать Россию!» Россия, указывая на раны свои, вопиет: «Спаси меня!» Бессмертие уже готовит место на скрижалях своих, чтоб передать имя его в бесконечность времен… |
Работа с историческим документом Глинка Федор Николаевич «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год» …Как нетрудно понравиться солдату! Должно показать только ему, что заботишься о судьбе его, что вникаешь в его состояние, что требуешь от него необходимо нужного и ничего излишнего. Когда Светлейший Князь объезжал в первый раз полки, солдаты засуетились было, начали чиститься, тянуться и строиться. «Не надо! Ничего этого не надо! - говорил князь. - Я приехал только посмотреть, здоровы ли вы, дети мои! Солдату в походе не о щегольстве думать: ему надобно отдыхать после трудов и готовиться к победе». В другой раз, увидев, что обоз какого-то генерала мешает идти полкам, он тотчас велел освободить дорогу и громко говорил: «Солдату в походе каждый шаг дорог, скорей придет - больше отдыхать будет!» Такие слова главнокомандующего все войско наполнили к нему доверенностью и любовью. «Вот то-то приехал наш «батюшка»! - говорили солдаты, - он все наши нужды знает: как не подраться с ним»; в глазах его «все до одного рады головы положить». Быть великому сражению!.. |
Работа с историческим документом Глинка Федор Николаевич «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год» …Надобно иметь кисть Микеланджело, изобразившую страшный суд, чтоб осмелиться представить это ужасное побоище. Подумай только, что до 400 тысяч лучших воинов, на самом тесном, по их многочисленности, пространстве, почти, так сказать, толкаясь головами, дрались с неслыханным отчаянием: 2000 пушек гремели беспрерывно. Тяжко вздыхали окрестности - и земля, казалось, шаталась под бременем сражающихся. Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загрести сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице России; другие помнили, что заслоняют собой эту самую столицу - сердце России и мать городов. Оскорбленная вера, разоренные области, поруганные алтари и прахи отцов, обиженные в могилах, громко вопияли о мщении и мужестве. Сердца русские внимали священному воплю сему, и мужество наших войск было неописанно. Они, казалось, дорожили каждым вершком земли и бились до смерти за каждый шаг. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Сражение горело в глубокой долине и в разных местах, с огнем и громом, на высоты всходило. Густой дым заступил место тумана. Седые облака клубились над левым нашим крылом и заслоняли середину, между тем как на правом сияло полное солнце. И самое светило мало видало таких браней на земле с тех пор, как освещает ее. Сколько потоков крови! Сколько тысяч тел!.. |
Работа с историческим документом Глинка Федор Николаевич «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год» …Так восходило оно в день Аустерлицкого сражения!» - сказал Наполеон перед строем войск, указывая на восходящее солнце. Надменный вождь хотел заранее читать победу в Небесах? Но предвещания его не сбылись. О, мой друг! Какое ужасное сражение было под Бородином! Сами французы говорят, что они сделали 60 000 выстрелов из пушек и потеряли 40 генералов! Наша потеря также очень велика. Князь Багратион тяжело ранен. «Оценка людей, - говорит Екатерина, - не может сравняться ни с какими денежными убытками!» Но в отечественной войне и люди - ничто! Кровь льется как вода: никто не щадит и не жалеет ее! Нет, друг мой! Ни берега Дуная и Рейна, ни поля Италии, ни пределы Германии давно, а может быть никогда еще, не видали столь жаркого, столь кровопролитного и столь ужасным громом пушек сопровожденного сражения! Одни только русские могли устоять: они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле… |
Работа с историческим документом Глинка Федор Николаевич «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год» …Я видел сгорающую Москву. Она, казалось, погружена была в огненное море. Огромная черно-багровая туча дыма висела над ней. Картина ужасная!.. Войска наши предпринимают какое-то очень искусное движение влево. Потеря Москвы не есть еще потеря Отечества. Так скажет история, и так говорит главнокомандующий: таков есть голос всего войска, готового сражаться до последней капли крови! Ты знаешь, что в 1571 году, при царе Иване Васильевиче, вся Москва разорена и была предана пламени набежавшим с ордой крымских татар ханом Дивлет-Гиреем в день 24 мая. «Все улицы наполнены были кровью и трупами, и Москва-река «мертвых не пронесла!» - так повествует летописец. В 1612 году она терпела почти такую же участь и славно избавлена Пожарским!... |
Работа с историческим документом Глинка Федор Николаевич «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год» …Позамедлив несколько в Вязьме, я должен был скакать 30 верст, чтоб догнать наши войска, неослабно преследовавшие неприятеля. Я ехал вместе с генералом Вильсоном, который не отстает от авангарда и по доброй воле бывает в огнях. В каком печальном виде представлялись нам завоеватели России!.. На той дороге, по которой шли они так гордо в Москву и которую сами потом опустошили, они валялись в великом множестве мертвыми, умирающими или в беднейших рубищах, окровавленные и запачканные в саже и грязи, ползали, как ничтожные насекомые, по грудам конских и человеческих трупов. Голод, стужа и страх помрачили их рассудок и наложили немоту на уста: они ни на что не отвечают; смотрят мутными глазами на того, кто их спрашивает, и продолжают глодать конские кости. - Так караются враги, дерзающие наступать на святую Русь! Подобная казнь постигла татар, дерзко набежавших на Россию в дни малолетства паря Ивана Васильевича. «Великие снега и морозы познобили татар; а остальных «казаки добивали», - так говорит Царственная книга… |
Работа с историческим документом Глинка Федор Николаевич «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год» …Мой друг! Настоящее повторяется в будущем так, как прошедшее - в настоящем! Пройдут времена; лета обратятся в столетия, и настанет опять для некоего из царств земных период решительный, подобный тому, который ныне покрыл Россию пеплом, кровью и славою... Изумленная Европа, слезами и трауром покрытая, взирая на небо, невольно восклицает: «Велик бог земли русской, государь и народ ее!» «Велик Кутузов, полководец мудрый», - говорит история и вместе с именем его пишет на золотых скрижалях своих 1812 год… |
Работа с историческим документом Манифест об изъявлении Российскому народу благодарности за спасение Отечества от 3 [15] ноября 1812 г. Божиею милостью Мы АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ, Император и Самодержец Всероссийский Объявляем всенародно: Всему свету известно, каким образом неприятель вступил в пределы Нашей Империи. Никакие приемлемые Нами меры к точному соблюдению мирных с ним постановлений, ниже прилагаемое во всякое время старание всевозможным образом избегать от кровопролитной и разорительной войны, не могли остановить его упорного и ничем не преклонного намерения. С мирными в устах обещаниями не преставал он помышлять о брани. Наконец, приготовя сильное воинство и приумножа оное Австрийскими, Прусскими, Саксонскими, Баварскими, Виртембергскими, Вестфальскими, Итальянскими, Гишпанскими, Португальскими и Польскими полками, угрозами и страхом приневоленными, со всеми сими многочисленными силами и множеством орудий двинулся он внутрь земли Нашей. Убийства, пожары и опустошения следовали по стопам его. Разграбленные имущества, сожженные города и селы, пылающая Москва, подорванный Кремль, поруганные храмы и алтари Господни, словом, все неслыханные доселе неистовства и лютости, открыли напоследок то самое в делах, что в глубине мыслей его долгое время таилось. Могущественное, изобильное и благополучное Царство Российское рождало всегда в сердце врага страх и зависть. Обладание целым Светом не могло его успокоить, доколе Россия будет процветать и благоденствовать. Исполнен сею боязнию и глубокою ненавистью к ней, вращал, изобретал, устроял он в уме своем все коварные средства, которыми бы мог нанести силам ее страшный удар, богатству ее всеконечное разорение, изобилию ее повсеместное опустошение. Даже хитрыми и ложными обольщениями мнил потрясть верность к Престолу, поруганием же Святыни и храмов Божьих поколебать веру, и нравы народные заразить буйством и злочестием. На сих надеждах основал он пагубные свои замыслы, и с ними, наподобие тлетворной и смертоносной бури, понесся в грудь России. Весь свет обратил глаза на страждующее Наше Отечество, и с унылым духом чаял в заревах Москвы видеть последний день свободы своей и независимости. Но велик и силен Бог правды! не долго продолжалось торжество врага. Вскоре, стесненный со всех сторон храбрыми Нашими войсками и ополчениями, почуствовал он, что далеко дерзкие стопы свои простер, и что ни грозными силами своими, ни хитрыми соблазнами, ни ужасами злодейств, мужественных и верных Россиян устрашить и от погибели своей избавиться не может. После всех тщетных покушений, видя многочисленные войска свои повсюду побитые и сокрушенные, с малыми остатками оных ищет личного спасения своего в быстроте стоп своих: бежит от Москвы с таким уничижением и страхом, с каким тщеславием и гордостью приближался к ней. Бежит оставляя пушки, бросая обозы, подрывая снаряды свои и предавая в жертву все то, что за скорыми пятами его последовать не успевает. Тысячи бегущих ежедневно валятся и погибают. Тако праведный гнев Божий карает поругателей Святыни Его! Внимая с Отеческим чадолюбием и радостным сердцем сим великим и знаменитым подвигам любезных Наших верноподданных, в начале приносим Мы теплое и усердное благодарение Источнику и Подателю всех отрад Всемогущему Богу. Потом торжественно от лица всего Отечества изъявляем признательность и благодарность Нашу всем Нашим верноподданным, яко истинным сынам России. Всеобщим их рвением и усердием доведены неприятельские силы до крайнего истощения, и главною частью или истреблены или в полон взяты. Все единодушно в том содействовали. Храбрые войска Наши везде поражали и низлагали врага. Знаменитое дворянство не пощадило ничего к умножению Государственных сил. Почтенное купечество ознаменовало себя всякого рода пожертвованиями. Верные народ, мещанство и крестьяне, показали такие опыты верности и любви к Отечеству, какие одному только Русскому народу свойственны. Они, вступая охотно и добровольно в ополчения, в самом скором времени собранные, явили в себе мужество и крепость приученных к браням воинов. Твердая грудь их и смелая рука с такою же неустрашимостью расторгала полки неприятелей, с какою, за несколько перед тем недель, раздирала плугом поля. Таковыми наипаче оказали себя под Полоцком и в других местах Санктпетербургские и Новгородские дружины, отправленные в подкрепление войск, вверенных Графу Витгенштейну.[1] Сверх того из донесений Главнокомандующего[2] и других Генералов с сердечным удовольствием видели Мы, что во многих Губерниях, а особливо в Московской и Калужской, поселяне сами собою ополчались, избирали из себя предводителей, и не только никакими прельщениями врагов не были уловлены, но и с мученическою твердостью претерпевали все наносимые ими удары. Часто приставали к посылаемым отрядам Нашим и помогали им делать поиски и нападения. Многие селения скрывали в леса семейства и малолетних детей, а сами вооружась и поклявшись перед Святым Евангелием не выдавать друг друга, с невероятным мужеством оборонялись и нападали на появляющегося неприятеля, так что многие тысячи оного истреблены и взяты в плен крестьянами и даже руками женщин, будучи жизнью своею обязаны человеколюбию тех, которых они приходили жечь и грабить. Толь великий дух и непоколебимая твердость всего народа приносят ему незабвенную славу, достойную сохраниться в памяти потомков. При таковых доблестях его, Мы вместе с православною Церковью и Святейшим Синодом и Духовенством призывая на помощь Бога, несомненно надеемся, что если неукротимый враг Наш и поругатель Святыни не погибнет совершенно от руки России, то по крайней мере по глубоким ранам и текущей крови своей почувствует силу ее и могущество. Между тем почитаем за долг и обязанность сим Нашим всенародным объявлением изъявить перед целым Светом благодарность Нашу, и отдать должную справедливость храброму, верному и благочестивому народу Российскому. Дан в Санктпетербурге, в 3-й день месяца Ноября, в лето от Рождества Христова 1812, Царствования же Нашего во второнадесять. [Подписано:] Александр. |
Работа с историческим документом Манифест о вступлении неприятеля в Москву. Сентябрь 1812. Во всенародное известие ПО ВЫСОЧАЙШЕМУ ПОВЕЛЕНИЮ. С крайнею и сокрушающею сердце каждого сына Отечества печалью сим возвещается, что неприятель Сентября 3 числа вступил в Москву. Но да не унывает от сего великий народ Российский. Напротив да поклянется всяк и каждый вскипет новым духом мужества, твердости и несомненной надежды, что всякое наносимое нам врагами зло и вред обратятся напоследок на главу их. Неприятель занял Москву не от того, чтоб преодолел силы наши, или бы ослабил их. Главнокомандующий по совету с первенствующими генералами нашел за полезное и нужное уступить на время необходимости, дабы с надежнейшими и лучшими потом способами превратить кратковременное торжество неприятеля в неизбежную ему погибель. Сколь ни болезненно всякому Русскому слышать, что Первопрестольный град Москва вмещает в себе врагов Отечества своего; но она вмещает их в себе пустая, обнаженная от всех сокровищ и жителей. Гордый завоеватель надеялся, вошед в нее, сделаться повелителем всего Российского Царства и предписать ему такой мир, какой заблагорассудит; но он обманется в надежде своей, и не найдет в Столице сей не только способов господствовать, ниже способов существовать. Собранные и отчасу больше составляющиеся силы наши окрест Москвы не перестанут преграждать ему все пути, и посылаемые от него для продовольствия отряды ежедневно истреблять, доколе не увидит он, что надежда его на поражение умов взятием Москвы была тщетная, и что по неволе должен он будет отворять себе путь из ней силою оружия. Положение его есть следующее: он вошел в землю нашу с тремястами тысяч человек, из которых главная часть состоит из разных наций людей, служащих и повинующихся ему не от усердия, не для защиты своих отечеств, но от постыдного страха и робости. Половина сей разнородной армии его истреблена частью храбрыми нашими войсками, частью побегами, болезнями и голодною смертью. С остальными пришел он в Москву. Без сомненья смелое или лучше сказать дерзкое стремление его в самую грудь России и даже в самую древнейшую Столицу удовлетворяет его честолюбию, и подает ему повод тщеславиться и величаться; но конец венчает дело. Не в ту страну вошел он, где один смелый шаг поражает всех ужасом и преклоняет к стопам его и войска и народ. Россия не привыкла покорствовать, не потерпит порабощения, не предаст законов своих, веры, свободы, имущества. Она с последнею в груди каплею крови станет защищать их. Всеобщее повсюду видимое усердие и ревность в охотном и добровольном против врага ополчении свидетельствует ясно, сколь крепко и непоколебимо Отечество наше, ограждаемое бодрым духом верных его сынов. И так да не унывает никто, и в такое ли время унывать можно, когда все состояния Государственные дышат мужеством и твердостью? Когда неприятель с остатком отчасу более исчезающих войск своих, удаленный от земли своей находится посреди многочисленного народа, окружен армиями нашими, из которых одна стоит против него, а другие три стараются пресекать ему возвратный путь и не допускать к нему никаких новых сил? Когда Гишпания не только свергла с себя иго его, но и угрожает впадением в его земли? Когда большая часть изнуренной и расхищенной от него Европы, служа по неволе ему, смотрит и ожидает с нетерпением минуты, в которую бы могла вырваться из-под власти его тяжкой и нестерпимой? Когда собственная земля его не видит конца проливаемой ею для славолюбия своей и чужой крови? При толь бедственном состоянии всего рода человеческого не прославится ли тот народ, который перенеся все неизбежные с войною разорения наконец терпеливостью и мужеством своим достигнет до того, что не токмо приобретет сам себе прочное и ненарушимое спокойствие, но и другим Державам доставит оное, и даже тем самым, которые против воли своей с ним воюют. Приятно и свойственно доброму народу за зло воздавать добром. Боже Всемогущий! Обрати милосердные очи Твои на молящуюся Тебе с коленопреклонением Российскую Церковь. Даруй поборающему по правде верному народу Твоему бодрость духа и терпение. С ими да восторжествует он над врагом своим, да преодолеет его, и спасая себя, спасет свободу и независимость Царей и Царств. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) | Мартыненко Наталья Николаевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель английского языка, руководитель Научного общества учащихся «Старт» |
Образовательное учреждение | МБОУ «СОШ № 10» Тбилисского района Краснодарского края |
Название материала | Интегрированный урок английского языка и истории «Они победили Наполеона» |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ, коллаж, рисунок и т.д.) | Текстовый документ |
Цели, Задачи материала | Образовательные: -расширить знания учащихся о месте Отечественной войны 1812 года в истории Наполеоновских войн; -показать значимость данного события в истории России и Европы; -развивать умение сравнивать исторические личности на примере адмирала Нельсона и фельдмаршала М.И.Кутузова Развивающие: -развивать умение извлекать необходимую информацию из различных источников (аутентичных текстов лингвострановедческого содержания, стихов и песен, исторических документов и карт) -развивать умение решать познавательные задачи дискуссионного типа: анализировать и сравнивать, обобщать полученную информацию для формирования личностного отношения к изучаемому вопросу -развивать умение оценивать события ретроспективно, определять цели, причины, последствия событий -формировать навыки чтения и составления акростиха Воспитательные: -способствовать воспитанию патриотизма учащихся, чувства национальной гордости и любви к своему Отечеству, его национальным героям, критически относиться к статьям средств массовой информации |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
The Battle of Trafalgar : Premis es 1803: Peace of Amiens between Britain and France broke down 1804 : Spain allied with France, giving Napoleon the ships he needed to challenge Britain.
The powerful British navy took up positions along the coast of France and formed a blockade to keep French ships safely in port. By the spring of 1805, Britain had persuaded Austria and Russia to join in a new coalition against France.
The Battle of Trafalgar : Napoleon’s Objectives In the Napoleonic era, the British navy dominated the sea while the French army dominated the European continent. In 1804 Napoleon developed a plan to draw the British fleet away from the English Channel where it blocked a French invasion.
The Beginning of the Battle (Nicholas Pocock)
Size of the Fleet 32 British – 25 ships of the line, 4 Frigates and smaller craft 23 French and 15 Spanish – 33 ships of the line, 7 Frigates and smaller craft. 4,000 troops including riflemen from the Tyrol were posted in small detachments through the French and Spanish Fleets.
1805, October, 21
HMS Victory Admiral’s Ship
Admiral Horatio Nelson Just before the battle he sent a message to all his ships. Now it is the motto of the British Navy.
England expects that every man will do his DUTY
Death of Nelson
The End of the Battle
The Battle of Trafalgar: Effects Within a few hours, half of Napoleon’s ships were sunk and the rest in full retreat. The French navy never recovered from its defeat at Trafalgar. Napoleon was forced to scrap his plan to invade Britain once and for all.
A Political Cartoon on Napoleon’s Defeat
Napoleonic Wars
What is common between these people? What is the difference?
Источники информации: http://www.military-art.com/ http://www.hms-victory.com/ http://www.britishbattles.com/ http://www.nelsonsnavy.co.uk/ http://www.napoleonguide.com/ http://www.traditionalmusic.co.uk/folk-song-lyrics/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Интегрированный урок (английский язык и русский язык) по теме "Степени сравнения имён прилагательных"
Интегрированный урок...
Интегрированный урок английского языка и физики в 11 классе на тему «Законы английских физиков»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Это интегрированный урок английского языка и физики....
Интегрированный урок английского языка в 4 классе(английский язык + ИЗО)
Обобщающий урок на повторение и закрепление лексики на тему "Наш дом"...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Разработка интегрированного урока английского языка и литературы "Вершины английской поэзии"
Разработка интегрированного урока "Вершины английской поэзии" позволяет провести интересный урок-знакомство с творчеством и биографиями выдающихся поэтов английской, шотландской и ирла...
Урок Победы (интегрированный урок английского языка и истории)
Конспект интегрированного урока истории и английского языка " Женщины на войне"....