Отечественная война 1812 г. 10 класс базовый уровнь
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Данный материал содержит: Презентацию и План-конспект урока по теме "Отечественная война 1812 г."Данный урок дается в течении 2-х часов в 10 классе на базовом уровне. (Хотя я давал и на сильном 8-м). В плане конспекте также содержится ДМК (специальным образом сформированный комплекс документов с задаиями) по теме "Причины поражения Великой армии Наполеона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sutugin_v.a.rar | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс: Недаром помнит вся Россия…
Методическая разработка урока: Отечественная война 1812 г. 10 класс Базовый уровень.
Разработал: Сутугин Василий Александрович
Учреждение: МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово, Красноярского края
План-конспект урока по теме:
«Отечественная война 1812 г.»
Выполнил: Сутугин В.А.,
Учитель истории МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Назарово.
Тип урока: комбинированный
Место урока: сдвоенный урок в 10 классе, в курсе история «Россия и мир». Перед ним изучалась тема «Великая Французская революция и создание империи Наполеона». Следующей темой будет «Россия в1812-1825 гг.»
Цель урока: А) Учащиеся должны узнать причины и ход Отечественной войны 1812 г., а также причины победы русской армии.
Б) Формирование навыков работы с историческим источником, его критический анализ
В) Формирование навыков самостоятельного суждения.
Оборудование: Компьютер, проектор, ДМК «Причины поражения Великой армии»
Структура урока: 1) Проверка Д/з (10 мин.)- опрос
2) Мотивация (2 мин.)
3) Изучение нового материала (65 мин.):
Урок лекция с использованием ИКТ и элементами беседы (40 мин).
Работа с ДМК (25 мин.) (демонстрирую)
4) Закрепление: (10 мин.)
5) Получение Д/з, мотивация на следующий урок (3 мин.)
Ход урока:
Время | Действия учителя: | Действия учащихся: |
10 мин. | Проверка Д/з: | |
Опрос по вопросам:
| Отвечают на вопросы | |
2 мин. | Мотивация: | |
Итак, главная цель всей политики Наполеона? Кто был главным соперником Наполеона в Европе? А почему он воевал с Россией? Какую юбилейную дату мы будем праздновать в этом году? Её сегодня и будем изучать. | Богатство Франции, для этого и войны, главным образом против Англии. Требовал прекращения торговли с Англией, а Россия на это не могла пойти. Отечественная война 1812 г. | |
65 мин. | Изучение нового материала: | |
40 мин. | Урок лекция с использованием ИКТ (Приложение №2) и элементами беседы. А) Причины войны? Б) Соотношение сил? В) Планы сторон? Г) Решение совета в Филях? | Смотрят презентацию, составляют конспект и отвечают на вопросы. |
10 мин | Работа с ДМК (Приложение №3) Затем работа в группах: А теперь каждая группа представит результаты работы групп: анализ каждого и-ка и основные причины на их взгляд? | Работают с ДМК: определяют, кто был автором каждого из источников, и заполняют таблицу? Работают в группах, разбирают каждый источник: причины поражения в и-ке и можно ли доверять и-ку? Выступают представители от групп, и представляют список причин |
10 мин | ||
5 мин. | ||
10 мин. | Закрепление: | |
А теперь ребята разберём тест. | Разбирают тест | |
Получение Д/з |
Приложение 1
Пояснительная записка (для педагога)
Автор материала (ФИО) | Сутугин Василий Александрович |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) | Учитель истории и обществознания |
Образовательное учреждение | МБОУ СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Назарово |
Название материала | Отечественная война 1812 г. 10 класс Базовый уровень. |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.) | Текстовый документ с презентацией |
Цели, Задачи материала | Формирования у учащихся собственного представления о причинах, ходе и итогах Отечественной войны 1812г.
|
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники |
|
Приложение №3:
1. Читаете тексты;
2. Определяете, кто же автор каждого текста (выбираете из 2-х предложенных вариантов) и подчёркиваете в тексте, какие фразы помогли вам понять это;
3. Заполняете первую строку таблицы;
4. Определяете, какие причины поражения Великой армии выделяет автор текста, заполняете вторую строку таблицы;
5. Затем в группе обсуждаете: можем ли мы безоговорочно принять причины, названные автором: если да, ставим «+», нет «-« , сомневаемся «?»;
6. Затем переходим к обсуждению: представители от групп по очереди разбирают по одному тексту. Остальные слушают и выражают своё согласие или несогласие, позицию аргументируют.
- Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие-то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским высшим по положению людям казалось почему-то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce , сделать искусное выпадение в prime и т. д., — дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.…»
Писатель/историк
- …едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровью землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли. Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками, и встречаемая морозами и голодом, устлала путь от самой Москвы до приделов России, трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может придти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.»
Иностранец/россиянин
Современник/потомок
- «… и начались пожары. Французам стало жарко. Они сняли с себя платье и в дезабилье вышли на улицу.
Не успели они сделать пяти шагов, как стукнул мороз и уложил на месте добрую половину французов.
Оставшиеся в живых еле добежали до своих квартир и, наскоро одевшись, попросили есть.
Но, увы! Тут оказалось, что русские уезжая, забрали с собой весь хлеб.
Осталось одно сено, но не было между французами г-жи Нордманъ-Северовой, чтобы сварить им из сена бульон, курицу и компот.»
Сатирик россиянин/историк иностранец
- «…Несколько дней раздача провианта становится весьма беспорядочной: сухари все вышли, вина и водки нет ни капли, люди питаются одной говядиной, от скота отнятого у жителей и окрестных деревень. Но и мясо надолго не хватает, так как жители при нашем приближении разбегаются и уносят с собою все, что только могут взять и скрываются в густых, почти неприступных, лесах…
…Собранные мною около города большие стада скота отбиты неприятельскими легкими отрядами, а оставшиеся отправлены мною в г. Красный. Даже отряды наших войск, расположенные в окрестностях города, принуждены спасаться от русских разъездов в самом городе. Подвоз продуктов из деревень прекратился, и два наших транспорта, с 65 нагруженными фурами и 150 лошадьми, у нас отбиты…»
Россиянин/иностранец
Современник/потомок
- Сообщая о сущности флангового маневра царю, Куту зов до конца не раскрывал его суть. Он писал 16 сентября из деревни Жилино: «С армиею де лаю я движение на Тульской дороге. Сие приведет меня в состояние… прикрывать пособия, в обильнейших наших губерниях заготовленные. Всякое другое направление пресекло бы мне оные, равно и связь с армиями Тормасова и Чичагова…».
В такой сложной обстановке совершать подобного рода маневры никому из полководцев до Кутузова ещё не приходилось. По замыслу и осу ществлению фланговый маневр явился выдающимся до стижением военного искусства, одно проведение которого могло бы дать Кутузову славу гениаль ного полководца. Кроме того, менял ся и сам характер боевых действий: вместо оборонительных они становились наступательными.
Историк/писатель
- «…Хитрая лиса – Кутузов – меня сильно подвел своим фланговым маршем»
Иностранец/россиянин
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | |
Автор | ||||||
Причины поражения | ||||||
Отметки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
Россия в начале 19 века. Отечественная война 1812 10 класс История
Россия в начале 19 века. Отечественная война 1812 10 класс История по учебнику А.Н.Сахарова, Н.В. Загладина...