Бородинская битва
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Урок истории по теме " Бородинская битва" в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodinskaya_bitva.doc | 99.5 КБ |
prilozhenie_1.docx | 14.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Недаром помнит вся Россия»,
посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Казенное образовательное учреждение Омской области «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Методическая разработка урока истории
Бородинская битва
8 класс
Демченко Лариса Александровна,
учитель истории I кв. категория
Бородинская битва
Цель
Дать учащимся представление о Бородинском сражении.
Задачи
Образовательная: формировать у учащихся представление о Бородинском сражении, как главном сражении Отечественной войны 1812 года, подчеркнуть мужество и патриотизм русского народа, полководческое искусство М.И. Кутузова.
Развивающая: развивать умения анализировать исторические события и факты, работы с текстом учебника, схемой, картой, интерактивным тестом.
Коррекционная: создавать условия для развития речи, памяти, внимания, мышления.
Воспитательная: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за русский народ.
Основные знания: Бородинское сражение – генеральное сражение Отечественная войны 1812 года, 26 августа 1812 года, М.И.Кутузов.
Основные термины и понятия
Генеральное сражение, ставка, флеши.
Оборудование
Карта «Отечественная война 1812 года», схема Бородинского сражения, презентация, фильм «Война и мир» (серия «1812 год»), грамзапись стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», интерактивный тест «Отечественная война 1812 года», флеш-ролики, альбомы: «Бородинская панорама», «Омичи в Отечественной войне 1812 года», «Герои Отечественной войны 1812 года», «Сибирские полки в Смоленском сражении 1812 года».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
1. Готовность к уроку
- В начале урока я вам напомню слова древних: учите историю – учительницу жизни.
- Как вы понимаете это высказывание?
( Откроется прошлое, станет понятным настоящее, сможем предвидеть будущее).
II.Повторение пройденного
1. Работа по вопросам
- Какое важное историческое событие нашего государства мы изучаем?
(Отечественная война 1812 года)
- Между какими государствами и с какой целью происходила война 1812 года?
(Война 1812 г. была между Францией и Россией. Армия Наполеона совершила нашествие на Россию с целью завоевать ее. Россия стала защищаться)
- В каком веке произошло это историческое событие?
(Это относится к XIX веку)
- Каков был характер войны для обеих сторон?
(Для России Отечественная война, защита свободы и независимости Отечества.
Для армии Наполеона захватническая и грабительская)
- Когда армия Наполеона Бонапарта вторглась на территорию России?
(24июня 1812 г)
- Где произошло вторжение французов? (Показ на карте)
- Почему русские войска вынуждены были отступать. (Силы русских и французов были не равные)
- Какая задача стояла перед русскими армиями в начале войны? Почему?
- Где им удалось соединиться? (Ответы детей)
- Где произошло первое крупное сражение между русскими и французами? Чем оно закончилось? (Ответы детей)
- Почему война 1812 г. являлась для России Отечественной войной? (Ответы детей)
- В чем проявлялся народный характер войны? (Ответы детей)
III. Актуализация знаний, сообщение темы и постановка целей урока
- Ведение в тему
- Прослушайте отрывок из одного известного стихотворения и постарайтесь определить тему нашего урока
- Скажи-ка, дядя,
Ведь недаром Москва спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят ещё какие,
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.
(М.Ю. Лермонтов)
- Как вы думаете, с какой темой мы сегодня познакомимся на уроке?
- Какому историческому событию посвящены эти строки?
(Отечественной войне 1812 г.)
- Кто написал его? (М.Ю.Лермонтов)
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года. Мы должны ответить на главный вопрос была ли Бородинская битва решающей в Отечественной войне? Можем ли сейчас ответить на этот вопрос? Почему?
Тема нашего урока Бородинская битва
IV. Изучение нового
1.Объяснительная беседа
Русская армия после тяжёлых боёв под Смоленском продолжала отступать, французы вели наступательные бои.
Александр I назначает на пост главнокомандующего русской армией та лантливого полководца Михаила Илларионовича Кутузова, которого очень любили солдаты и беззаветно верили ему народ.
Рассказ ученика о полководце М.И.Кутузове
17 августа у села Царево Займище Кутузов прибыл в ставку.
Солдаты и офицеры встретили Кутузова криками «Ура!» Кутузов объехал войска и сказал: «Ну, можно ли с такими молодцами отступать?» Солдаты сразу же сложили про Кутузова поговорку «Пришёл Кутузов бить французов». Опытный полководец, хорошо понимал, что Россия была вынуждена пока отступать, чтобы сохранить силы (резерв) армии, он видел, что отступление русских войск и стремительное продвижение противника вызывали всеобщее недовольство.
Между тем войска Наполеона приближались к Москве. М. И. Кутузов решает дать захватчикам генеральное сражение.
Словарная работа: генеральное сражение
К этому стремился и Наполеон, он хотел в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, диктовать России условия мира.
Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Стратегический план Кутузова был направлен на накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления.
Посмотрите на таблицу и сделайте выводы, какие цели преследовал перед битвой каждый из полководцев.
Кутузов 1. Преградить путь на Москву, не пропустить врага к столице. | Наполеон 1. Уничтожить русскую армию. 2. Прорвать оборону русских и взять Москву. |
Вечером 22 августа главные силы русской армии остановились у села Бородино на Новой Смоленской дороге в 110 км от Москвы. К югу от села в 5 км. Была деревня Утица – на Старой Смоленской дороге. Бородинское поле было холмистым, удобным, потому что через него, сближаясь, идут от Смоленска к Москве две дороги. Заняв здесь оборону, русская армия преграждала французам путь на Москву. Обороняться на этом поле было выгодно, потому что правая его часть прикрыта рекой Колочей, создавая французам помеху для наступления. Здесь и было решено дать неприятелю генеральное сражение.
Кутузов знал, что перевес сил на стороне армии Наполеона. Французское войско насчитывало 134 тыс. человек, а русское 125 тысяч.
Армия рвалась в бой. Моральный дух российских солдат, чувства русских патриотов очень хорошо передал М.Ю. Лермонтов.
Грамзапись
Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали.
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Работа с учебником Работа по карте
Прочитать абзац, где говорится об оборонительных сооружениях на Бородинском поле, стр. 213
Словарная работа: флеши
- Какие укрепления возводили на поле?
Деревня Шевардино стала передовым пунктом, т.к. она ближе всех расположена к наступающему противнику. Возле деревни Шевардино солдаты и ополченцы стали возводить редут.
Утром 24 августа французы начали продвигаться вперед, чтобы не дать русским солдатам закончить строительство флешей. Однако на пути к Семеновским флешам стоял Шевардинский редут, мешавший Наполеону развернуть армию. И по приказу Бонапарта 35 тысяч французов и поляков ринулись на Шевардинский редут.
Такой громаде войск противостоял одиннадцатитысячный отряд генерал-лейтенанта А.И. Горчакова, который умело, организовал оборону Шевардина.
Жестокий бой продолжался до полуночи. Но это сыграло свою роль: генеральное сражение отодвинулось еще на сутки, и русские сумели лучше подготовиться к грядущему бою.
Работа по карте
В центре на Курганной высоте разместилась артиллерийская батарея из 18 орудий, принадлежащая корпусу генерала Раевского. На левом фланге у села Семеновское – ключевой пункт обороны – Багратионовы флеши в них разместили 36 орудий, на правом фланге – армия Барклая-де Толли.
Перед битвой 25 августа Кутузов объехал войска и пожелал успешного сражения.
На рассвете 26 августа (7 сентября по нов. ст.) в 5.30. ч утра французские орудия открыли огонь по русским войскам, находящимся на флешах Багратиона.
Бородинская битва началась.
Записываем дату в тетрадь
Наполеон наблюдал за ходом битвы с высокого холма около Шевардина
Кутузов находился во время битвы на Бородинском поле
Наполеон пытался отбросить русских от Старой Смоленской дороги, но близ Утицы французов остановили. Тогда они обрушили основной удар на Багратионовы флеши, их штурмовали 6 часов.
В девять часов началась четвертая атака. Её вела образцовая дивизия генерала Фриана.
В дыму и пламени она прошла сквозь русские позиции и ворвалась в деревню Семеновскую. Однако и на этот раз Багратион, собрав всё, что только еще оставалось, пошел в контратаку и выбил неприятеля и из деревни, и с флешей.
В ходе битвы Багратион был смертельно ранен.
К полудню французы заняли эти укрепления, но русская конница не дала врагу прорваться.
Центр боя переместился в район Курганной высоты, на которой стояла батарея Раевского. Батарее Раевского пришлось отбивать несколько атак. В два часа дня французы начали ее решающий штурм, поддержанный огнем трехсот орудий. Теперь на высоту пошли три пехотные и одна кирасирская дивизия, мчавшаяся впереди.
Дивизия генерала П.Г. Лихачева вся, до последнего человека, пала на высоте, не сделав ни шагу назад.
В тылу у французов оказалась русская кавалерия под командованием атамана Платова и генерала Уварова. Французы взяли батарею Раевского в три часа дня. Но снова контратака русской кавалерии спасла положение. Путь на Москву оставался закрыт.
На старой Смоленской дороге также шёл ожесточенный бой.
День закончился под грохот артиллерии, а с наступлением темноты Наполеон приказал своим солдатам оставить ряд захваченных пунктов. В этом бою он потерял 58 тысяч солдат. Наполеон был опытным полководцем. Слава его гремела по всему миру. Он считался непобедимым и действительно до похода в Россию не знал поражений. На его счету было почти 50 побед. Но Бородинскую битву он своей победой не считал. «Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон- то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми»
Кутузов послал в донесение царю, в котором сообщалось, что «неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли». Русских погибло 44 тысячи. У нашей армии был небольшой численный перевес в количестве пушек, но погибло 23 генерала, тысячи офицеров, в том числе Багратион. Эту битву ещё называют битвой генералов. Наполеон не рискнул ввести в бой свой последний резерв. Утром 27 августа Кутузов тоже приказал армии отступать с поля боя.
- Сколько времени продолжалась битва?
(Целый день, почти 15 часов)
- На каких оборонительных укреплениях отбивали атаки врага?
- Почему мы говорим, что в этой битве не было победителей?
Вывод. Победа была ничья: войска устояли на своих местах. Россия и Франция продемонстрировали свои силы всей Европе. Враги дрались с диким остервене нием - они стремились в Москву. Русские, встретив врага грудью, стояли твердо и сражались с удивитель ным мужеством. Они понимали, что спасают Родину, заслоняют собой сердце России. Бородино явилось примером героической борьбы русской армии и народа за независимость своей страны.
V. Закрепление материала
1. Работа по вопросам
- Где и когда произошло главное, решающее сражение Отечественной войны 1812 года? Показать на карте.
- Как называют такие сражения?
- Докажите, что силы были неравные.
- Бородино – это победа или поражение?
Для того чтобы этот проблемный вопрос решить, надо выяснить сначала, что такое победа? С точки зрения военной стратегии победа – это достижение целей, поставленных перед сражением.
- А теперь проанализируем, какие цели ставил перед собой Наполеон перед сражением?
1. Уничтожить русскую армию.
2. Прорвать оборону русских и взять Москву
- Достиг он этих целей?
(Ответы детей)
- Какие цели ставил перед собой Кутузов?
1. Преградить путь на Москву, не пропустить врага к столице.
2. Сохранить боеспособную русскую армию - Достиг он этих целей?
(Ответы детей)
- Так кто же победил?
(Русская армия)
И это уже неоспоримый факт, который мы с вами доказали!
Теперь мы можем, ответить на главный вопрос, была ли Бородинская битва решающей в Отечественной войне?
Вывод
Бородинская битва сыграла важную роль в Отечественной войне 1812 года, она является переломным этапом в сражении, после которого стал очеви ден исход войны. Такие события, конечно же, не забываются. Посмотрите на героев Бородинской битвы. О подвиге русских солдат и офицеров слагались песни, легенды, басни, режиссёры снимали фильмы, художники писали картины, создавали памятники в честь героев Бородино.
В Бородинском сражении участвовали и омичи: полковник К.Ф. Клодт, генерал – майор, граф П. И. Ивелич, генерал Г. Х. Гасфорд, генерал – майор П. Г. Лихачёв, генерал П. М. Капцевич, судья М.И.Беляев, прапорщик Путянин и мн. др. Крестьяне, помещики, дворяне Омской губернии собирали пожертвования и отправляли их на фронт.
1.Интерактивный тест
Учащиеся выполняют на ПК
VI. Итог
- Что запомнилось, понравилось на уроке?
- Что произвело самое сильное впечатление?
Я надеюсь, что Бородинское сражение надолго останется в вашей памяти, как пример героизма и патриотизма русских людей.
VII. Выставление оценок
Выставление и комментирование оценок
VIII. Домашнее задание
Прочитать текст, стр. 213-216
Выполнить работу по карточкам. Исправить ошибки.
В 120 км. от Москвы, у села Бородино, 3 русские армии соединились. Именно здесь Александр I, главнокомандующий русской армией, решил дать генеральное сражение. Расположение русских войск на Бородинском поле было очень выгодным, так как они прикрывали три московские дороги, ведущие в Смоленск. Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года. Русские войска проиграли Бородинское сражение и вынуждены были отступить.
Литература
1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории: 7-11 класс. - М.:ТЦ Сфера, 2004. - 64с.
2. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса «Окружающий мир»: Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).
3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. Для 8 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 312 с.: ил.
4. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. –метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика)
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Пояснительная записка (для учащихся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"
Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...
Кроссворд "Бородинская битва"
Материал подготовлен для конкурса к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Презентация кроссворда с рисунком воспитанника....
200 - летию Бородинской битвы посвящается
2012 год объявлен Годом истории. А наша история очень богатая. Нельзя обойти вниманием это событие.Интересный сценарий, посвящённый 200 - летию Бородинской битвы....
Отечественная война 1812 года.Бородинская битва.Презентация.
Данная презентация используется на уроке истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида....
БОРОДИНСКАЯ БИТВА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ УРОКА ИСТОРИИ С ДИСЛОКАЦИЕЙ РУССКОГО И ФРАЦУЗСКОГО ВОЙСК....
Внеклассное занятие в 11 классе "Бородинская битва в изобразительном искусстве"
Сценарий внеклассного занятия (классного часа) в 11 классе в рамках программы по обществознанию "Искусство. Виды и жанры искусства"....
Литературная композиция "Недаром помнит вся Россия" (к 200-летию Бородинской битвы)
Литературная композиция об Отечественной войне 1812 года, героях Бородинской битвы....