Программа факультативных занятий по истории в 5-х классах по теме: «Зарождение семейных традиций в истории Древнего мира» Программа составлена: Рихтер Н.А. За основу программы факультативных занятий использованы: Г.И Годер «История Древнего мира» - учебное пособие, Москва, Просвещение 2009г, О.И. Ивонина «Древнейшие цивилизации»- Москва, Просвещения 2007г. Пояснительная записка Отношение общества к своему прошлому является важным ус ловием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каж дой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исто рического сознания. Историческое сознание предполагает ту нераз рывную связь времен, которая формирует отношение человека к ок ружающим его общественным условиям. А с обществом тесно связана и семья человека. Программа курса составлена с учетом следующего: 1. Данный период истории является очень слож ным, содержит много фактического материала. 2. Недостаточно глубоко материал представлен в учебниках. 3. Недостаточно уделено внимания зарождению семейных традиций в условиях Древнего мира. Цель курса: • Сформировать у детей нравственный, духовный, социальный опыт человека в семье на примере семейных традиций в условиях истории Древнего мира. Задачи курса: • Развивать историческое мышление учащихся на базе материа ла курса. • Формировать у учащихся понимание исторического прошлого. • Развивать умение разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей. • Формировать коммуникативные навыки, которые способст вуют развитию умению работать в группе, вести дискуссию, отстаи вать свою точку зрения. • Формировать чувство гражданственности на примере жизни и деятельности известных людей данного периода. В курсе учитывается многофакторный подход в истории, позво ляющий показать учащимся всю сложность и многогранность данного периода истории, уделяется внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется в раскрытии персоналий, сделан акцент на сравнение семейных традиций, реликвий в разных странах истории этого периода. Курс ориентирован на проблемное изложение, удовлетворение и поощре ние любознательности младших школьников, закрепление уже сфор мировавшегося интереса к истории. При изучении курса большое внимание уделяется зарождению семьи, начиная с первобытности и заканчивая Римом. На материале факультатива школьники могут углубить представления о семье и ее роли в обществе того времени. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, уме ния аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами (устно и письменно), при помощи творческих работ: рисунки. Основные умения и навыки: • анализировать конкретно-исторические сведения, касающиеся семейных традиций того времени • владеть историко-биографической информацией, касающейся выдающихся людей; • работать с научно-популярной и справочной литературой (ан нотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме); • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, пред ставлением результатов самостоятельных микроисследований; • анализировать и сопоставлять факты. Условия для реализации: кабинет истории и мето дическая литература, портреты для создания яркого и полного образа, изучаемой личности, наличие дидактического и раздаточного материала, презентации. Методика работы предполагает следующие формы; лекции с обсуждением документов, беседы, семинары, практические работы, творческие работы. Курс рассчитан на 36 часов
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | 1. | Введение | 1 | 2-3 | Зарождение семьи в первобытном обществе | 2 | 4-5 | Семейные традиции в первобытнообщинной семье. Роль мужчины и женщины | 2 | 6 | Боги, охраняющие домашний очаг в ПОО. | 1 | 7-10 | Семейные традиции Древнего Египта и Двуречья. | 4 | 11-13 | Семья фараона в Египте и ее традиции | 3 | 14-17 | Традиции семьи в Древнем Китае. Учения Конфуция о семье. Роль женщины в китайской семье | 4 | 18 | Касты в Древней Индии | 1 | 19 | Семья в представлениях древних индийцев | 1 | 20 | Теория переселения душ | 1 | 21-23 | Философы Античной Греции о семье | 3 | 24-28 | Семья, традиции в Древней Греции. Семейные традиции в Спарте. | 5 | 29-30 | История семейных традиций в Древнем Риме. | 2 | 31-32 | А, что ты знаешь о своей семье? | 2 | 33-34 | История твоей семьи. | 2 | 35-36 | Итоговое занятие. (защита рефератов) и проектов родословной | 2 | | ИТОГО | 36 часов | | | |
|