задания для учащихся 7 классов по теме "Смута"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Предлагаю вашему вниманию задания по теме "Смута".Здесь представлены выдержки из исторических документов.предполагается организовать работу учащихся по группам, где они отвечают на вопросы по тексту.Выполнение данного задания способствует закреплению знаний по теме, отработке понятийного аппарата, запоминанию основных участников событий данной эпохи, формированию навыков коллективной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_k_uroku_po_smute._personalii..doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Группа № 1.  Задание: прочтите отрывок из монографии Н.М. Карамзина и ответьте на вопросы.

        «Сей муж знаменитый находился тогда в полном цвете сил, в полной силе телесной и душевной, имел 32 года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож, … не имел только ... добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви ко славе и власти, видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но рожденный подданным, с необузданной страстию к господству, не мог одолеть искушений, там, где зло казалось для нее выгодою, - и проклятие веков заглушает в истории добрую славу …»

Вопросы:1) О ком идет речь?

                 2)  Какие сильные и слабые стороны Годунова отмечает историк?

Группа № 2.

В первой сцене «Царские палаты»  в драме А.С.Пушкина царь  Борис Годунов произносит монолог («Достиг я высшей власти»), завершающийся словами:

«Как молотком стучит в ушах упрёк,

И всё тошнит, и голова кружится,

И мальчики кровавые в глазах...

И рад бежать, да некуда... ужасно!

Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»

Вопросы:

  1. О каких кровавых мальчиках идет речь?
  2. Что сегодня означает фраза  «кровавые мальчики в глазах»?

Группа № 3. Прочтите отрывок из литературно- публицистического  памятника; составленного  неизвестным автором «Иного сказания» и ответьте на вопросы:

        «Сих же стрельцов видеша разбойницы из Красного села, их же хотеша ту дорогу Ярославскую и Вологодскую засести. Божиим великим промыслом показася им сила велика и страшна зело яко тысящь за пять и боле. О великое божие милосердие являя на рабех своих, показа им свою страшную невидимую силу, идущу в царствующий град Москву в помощь благоверному царю-государю и великому князю Василию Ивановичу всеа Руси, избавляя град и люди от толикия беды молитв ради богородицы, и Предтечи и всех святых ради. И поведано бысть начальнику их полководцу вору  …. , яко с Двины к Москве велика сила пришла, такожде и всем вором и разбойником слух сий во ушеса вниде.

        

        Царь же Василий возвратился в свой царствующий град Москву, яко победитель. Воеводы же его по острогу их биша три дни, разбитии же острога их не могоша... И божиею милостью добр язык у них взяша, и вся их коварства и защищения до конца узнаша и учиниша огнены ядра с некоею мудростию противу их коварства...»

Вопросы:

  1. О каком историческом событии идет речь?
  2. Как летописец относится к восставшим, какую главную причину поражения называет автор?

Группа № 4. Прочтите отрывок из монографии Н.М. Карамзина и ответьте на вопросы.

        

         «Воеводы, посланные царем истребить скопища мятежников, большей частью не имели успеха. Мстиславский с главным войском обступил Калугу, стрелял из тяжелых пушек, делал приметы к укреплениям, хотел зажечь гору. Но …  подкопом взорвал сию гору, не знал и не давал успокоения осаждающим, сражался день и ночь, не жалел ни людей, ни себя; обливался кровью в битвах непрестанных, и выходил из оных победителем, доказывая, что ожесточение злодейства может иногда уподобляться геройству добродетели...   с той же смелостью бился на вылазках, презирая смерть, казался невредимым и неутомимым. Три-четыре раза в день нападал на осаждающих, которые одерживали верх единственно превосходством силы».

                            Вопросы:

1) Кто руководил восстание, описанным в отрывке?

2) В чем автор видит причину поражения восставших?

Группа № 6.

Прочтите высказывание В.Ключевского и ответьте на вопросы?

«Воцарение князя …  составило эпоху в нашей политической истории. Вступая на престол, он ограничил свою власть, и условия этого ограничения официально изложил в разосланной по областям записи, на которой он целовал крест при воцарении»

Вопросы:

  1. О ком идет речь в документе?
  2. В чем уникальность воцарения героя документа?

Группа № 5.  Прочтите отрывок из  монографии  историка Карамзина. Ответьте на вопросы.

        «Первым врагом … был он сам, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания - надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостью ума в делах государственных, державный пришелец часто забывался: оскорбляя их своими насмешками, упрекал невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россияне должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образоваться, и заслужить имя людей. Польша не сходила у него с языка...

        Самозванец скоро охладил к себе и любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и в обхождении со знатными ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься перед иконами; не велел также благословлять и кропить святой водою царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкой. Не менее соблазнялись россияне и благоволением его к иезуитам, коим он в священной ограде Кремлевской дал лучший дом и позволил служить латинскую обедню. Страстный к обычаям иноземным, ветреный … не думал следовать русским: желал во всем уподобляться ляху, и в одежде, и в прическе, в походке и в телодвижениях, ел телятину, которая считалась заповедным грешным яством».

Вопросы:

1) О ком идет речь?

2) Каково отношение автора и русского народа к самозванцу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов

Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...

Тестовые задания для учащихся 5-7 классов.

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких готовых ответовЗадания открытой формы, в которых ответ надо вписать самому в специально отведенном для этого месте Задания на установлен...

Конструкция " there is, there are". Задание для учащихся 5-1 класса

Выполненное задание присылать на мой  электронную почту valivkass@mail.ru Put in " there is " or " there are ". 1. ...  four rooms in my flat.2. ... one window in the living room.3...

Задания для учащихся 6 класса с использованием интерактивной доски.

Задания для учащихся 6 класса по теме "Гидросфера. Мировой океан." с использованием интерактивной доски....

Задание для учащихся в виде презентации по теме "Евразия". География. 7 класс

География. 7 класс по теме "Евразия". Задание для учащихся выполнено в виде презентации . В режиме работы с программой учащиея выполняют задания: Перетащить на карту столицу государсв Евразии...

Диагностические задания для учащихся 4-5 классов на владение понятием "корень слова"

Данные задания предусматривают работу учащихся по таким разделам русского языка, как "Морфемика", "Орфография". Задания не являются стандартными, на механическое выполнение, они побуждают ученика к ра...