Братоубийство. (Террор в годы Гражданской войны )
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Аннотация к уроку:
«Братоубийство. (Террор в годы гражданской войны)»
Материал изучается в курсе истории России XXв. в рамках темы «Гражданская война и интервенция». Предложенная тема способствует развитию интереса к истории Родины, осознанию ответственности каждого за ее судьбу. Работая над историческими документами, решая познавательные задачи, учащиеся самостоятельно приходят к решению главной проблемы урока - можно ли оправдать братоубийство в годы гражданской войны?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terror_urok.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Братоубийство» (Террор в годы гражданской войны -1918-1920гг.)»
Цель урока:
- Осмыслить события гражданской войны в России 1918-1920гг. с гуманистической точки зрения.
- Способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
- Развивать умения высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
Оборудование: карты «Гражданская война в России в 1918-1919гг.», «Гражданская война в России в 1919-1920гг.», портреты исторических деятелей, плакаты, фотографии.
Подготовка к уроку:
Предварительно учащиеся делятся на группы (условно – историки и лирики) и получают задания подобрать материал в соответствии с темой урока.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле — Русь.
Помогите — на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!
И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана: - Мама!
И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева — и в чрево:
— Мама!
Эти проникновенные строки Марины Цветаевой помогают прочувствовать боль и скорбь небывалой в мировой истории по накалу и масштабам классовых сражений, глубине и яростности человеческих страстей братоубийственной войны. Борис Васильев в статье «Покаянные дни» писал: «В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные – мы все, весь народ, вся Россия. Нельзя торжествовать победу, убив собственного брата, выгнав отца за пределы России и доведя сестру до панели.
Гражданская война была войной за завтрашнюю Россию, как с «красной», так и с «белой» стороны. Вчерашней России уже не существовало: буржуазная революция свершилась, и Государь отрекся от престола.» [1].
Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн. В книге воспоминаний один из лидеров белого движения генерал Деникин писал: «На всех железных дорогах, на всех водных путях идут разбои и грабежи». Донесения с фронта говорили: «Теперь нет больше сил бороться с народом, у которого нет ни совести, ни чести. Проходящие воин ские части сметают все, уничтожают посевы, скот, птицу, разбива ют казённые склады, напиваются, поджигают дома.» [2].
Гражданская война сопровождалась репрессиями и террором.
Лирики :
«Брали на мушку», «ставили
к стенке»,
«Списывали в расход» —
Так изменялись из года в год
Быта и речи оттенки.
«Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлепку»,
«К Духонину в штаб»,
«разменять» —
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трепку.
Правду выпытывали из-под
ногтей,
В шею вставляли фугасы,
«Шили погоны», «кроили лампасы»,
«Делали однорогих чертей» —
Сколько понадобилось лжи
В эти проклятые годы,
Чтоб разорить и поднять на ножи
Армии, царства, народы.
Всем нам стоять на последней
черте,
Всем нам валяться на вшивой
подстилке,
Всем быть распластанным —
с пулей в затылке
И со штыком в животе.
(М. Волошин)
Сбылись ли предсказания поэта? (Беседа с учащимися)
Учитель. Кто первым развязал террор установить невозможно. Но фак тов, что насилие стало нормой поведения достаточно много. При ведём же эти факты,
2 сентября 1918 г. ВЦИК объявил Советскую республику «единым военным лагерем». Был создан Реввоенсовет во главе с Л. Д. Троцким, осуществлявший непосредственное руководство ар мией и флотом, а также всеми военными и морскими ведомствами.
Стремясь сцементировать тыл и парализовать политических противников, большевики ещё в конце февраля 1918 г. восстановили смертную казнь, отменённую II съездом Советов, значительно расширили полномочия карательного органа - ВЧК.
Одной из зловещих страниц «красного террора» стало уничтожение царской семьи.
Лирики.
За Отрока — за Голубя — за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,
Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий — Димитрий.
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него — любовной благодати?
Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягненка — Алексия!
(М.Цветаева)
«Расстрел царской семьи» – выступление историков.
Учитель. Проанализируйте следующие факты:
- В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екате ринбурге были без суда и следствия расстре ляны бывший император Николай II, его семья (жена, 4 дочери, сын Алексей), их слуги и приближенные. Тела убитых сбро сили в шахту, затем извлекли оттуда, сожгли и тайно зарыли.
- Исполком Уралоблсовета 17 июля отправил в Москву телеграмму, в которой сообщал, что ввиду угрозы захвата города белыми и готовящегося монархического за говора Николай II расстрелян, а его семья эвакуирована. Сведения о «монархическом заговоре» не соответствовали действительности.
- Н. А. Соколов, следователь комиссии, созданной А. В. Колчаком для расследования обстоятельств гибели царской семьи, расшифровал другую, секретную телеграм му, посланную Уралоблсоветом: «Передайте Свердлову, что всю семью постигла участь главы официално семия погибнет при евакуации Белобородое» (орфография подлин ника).
- Л, Д. Троцкий пересказал содержание своей беседы с Я. М. Свердловым в августе 1918 г., когда Троцкий приехал в Москву. Свердлов сообщил о расстреле Романовых. «Кто решал?» — спросил Троцкий. «Мы здесь решали. Ильич считал, что нельзя оставлять нам им живого знамени».
- Вслед за семьей Николая II по реше нию того же самого Уралоблсовета было расстреляно еще несколько членов импера торской фамилии. Но 26 июля, когда они уже были мертвы, Уралоблсовет опубли ковал в «Известиях» телеграмму о том, что родственники царя совершили побег и что «поиски ведутся».
До сих пор многие историки отвергают причастность находившегося в Москве большевистского руководства к убийству царской семьи. Подтверждается ли фактами подобное суждение? Оцените обстоятель ства гибели семьи Романовых с политиче ской, правовой и нравственной точки зре ния. [3].
Учитель. Подобные злодеяния не могли остаться безнаказанными. Руководители большевиков также не могли чувствовать себя в безопасности.
«Покушение на Ленина» - сообщение историков.
Учитель. В сентябре 1918 г., после покушения на жизнь В. И. Ленина и убийства руководителя петроградских чекистов М. С. Урицкого, СНК объявил о красном терроре против лиц, «прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».
Работа с документом.
ДЕКРЕТ
СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ О КРАСНОМ ТЕРРОРЕ
5 сентября 1918г.
«Совет Народных Комиссаров, заслушав доклад председателя Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией о деятель ности этой комиссии, находит, что при данной ситуации обеспече ние тыла путем террора является прямой необходимостью; что для усиления деятельности Всероссийской чрезвычайной комиссии и внесения в нее большей планомерности необходимо направить ту да возможно большее число ответственных партийных товарищей; что необходимо освободить Советскую Республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях; что подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам; что необходимо опубликовы вать имена всех расстрелянных, а также основания применения к ним этой меры».
Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 3. С. 291-292.
Насколько оправданным было возведение террора в ранг государственной политики? К каким последствиям это привело?
Учитель. Был создан инсти тут заложников. 500 «представителей свергнутых классов» были расстреляны после убийства Урицкого только по официальным данным. В Кронштадте четыре сотни бывших офицеров поставили перед тремя глубокими ямами и расстреляли. Конечно, дело тут не в мести. Было бы странно за выстрел социал-революционерки Каплан мстить бывшим царским министрам, убивать сенаторов и священнослужителей. Существовал высший смысл террора. Его приоткрыл Троцкий, рассуждая о причинах убийства царской се мьи: «Надо было встряхнуть собственные ряды, показать, что отступления нет. Впереди - полная победа или полная гибель». И ещё, как писал Троцкий, нужно было «ужаснуть, запугать врага». Но не только врага - запугать нужно было население. Красный террор - это ужас обывателя, его ощущение бесправия перед вла стью. Именно тогда «отлетел последний живой дух от революции», - написала в тюрьме эсерка М. Спиридонова. Кампания официаль ных убийств шла по всей стране. В «Еженедельнике ЧК» рапорту ют о расстрелах губернские ЧК: «Новгородская - 38 человек, Псковская - 31, Ярославская -38, Пошехонская - 31... «Террор превращается в соревнование. По всей стране висят списки людей, ждущих смерти. [4].
В том же году в республике начинает развёртываться сеть концлагерей. По официальным данным туда было брошено около 80 тыс. человек.
У белых генералов, оказавшихся неспособными проводить эффективную социально-экономическую политику, оставался единственный метод «наведения порядка» на подвластных зем лях - террор. Приведите факты белого террора.
Выступления историков.
Лирики.
Пой песню, поэт,
Пой.
Ситец неба такой
Голубой.
Море тоже рокочет
Песнь.
26.
26 их было,
26.
Их могилы пескам
Не занесть.
Не забудет никто
Их расстрел
На 207-й
Версте.
Там за морем гуляет
Туман.
Видишь, встал из песка
Шаумян.
Над пустыней костлявой
Стук.
Вон ещё 50
Рук
Вылезают, стирая
Плесень.
26 их было,
26.
Кто с прострелом в груди,
Кто в боку,
Говорят:
«Нам пора в Баку -
Мы посмотрим,
Пока есть туман,
Как живёт Азербайджан».
(С.Есенин)
Учитель. Источники свидетельствуют, что белый террор энергично проводился против всех несогласных с действиями белых прави тельств в самых разных формах: арестах, бессудных расстрелах, в том числе заложников, рейдах карательных отрядов.
Краеведческий материал - сообщения историков
Учитель. Русский писатель и общественный деятель Владимир Галактионович Королен ко в годы гражданской войны жил в Полта ве, которая много раз переходила из рук в руки. Прочтите отрывки из его писем и днев ников.
«Большевик — это наглый начальник, по велевающий, обыскивающий, реквизирую щий, часто грабящий и расстреливающий без суда и
формальностей» (6/19 марта 1918 г.). «...Немцы и гайдамаки вступили в город... хватают подозреваемых в больше визме... заводят во дворцы и расстрели вают» (16—17/29—30 марта 1918 г.). Петлюровцы «очень часто казнят» (2— 3/15—16 января 1919 г.), «Много дел (в «чрезвычайке»).
И плодят еще больше» (16 марта 1919 г., после прихода больше виков). «Эти дни прошли в сплошном гра беже... начались подлые бессудные расстре лы...» (18/31 июля 1919 г., после прихода деникинцев)".
Какие выводы можно сделать на основании этих записей? В чем, по вашему мнению, причины ожесточенности? Можно ли найти виновную сторону? [5].
Заключение :
Строки М. Цветаевой, написанные в эти страшные годы, заставляют и сегодня задуматься о сути террора и его последствиях:
Все рядком лежат —
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был — красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был — белый стал:
Смерть побелила.
— Кто ты? — белый? — не пойму! — привстань!
Аль у красных пропадал? — Ря — азань.
И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
— Мама!
Без воли — без гнева —
Протяжно — упрямо —
До самого неба:
— Мама!
Можно ли найти оправдание красному или белому террору? (Беседа с учащимися)
Работа над составлением синквейна.
- Террор
- Беспощадный, кровавый.
- Устрашает, унижает, уничтожает.
- Не имеет оправдания!
- Трагедия.
Подведение итогов занятия.
_______________
1.Васильев Б. Покаянные дни // Родина. 1990. №10 С.8-9.
2. Кочергина Л.Л., Тропкина Л.А. Интегрированные уроки в школе. История- литература, 11 класс. Волгоград, 2003. С.69-70.
3. Камаев В.В. Задания по теме: «Советская страна в годы интервенции империалистических государств и гражданской войны (1918-1920 годы)» // Преподавание истории в школе.1992. №1-2.С.28
4. Кочергина Л.Л., Тропкина Л.А. Указ. соч. С.75.
5. Камаев В.В. Указ. соч. С.29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советская Россия в годы гражданской войны
Презентация "Советская Россия в годы гражданской войны" предназначена для урока по истории в 9 классе. Презентация подготовлена по учебнику Загладин Н.В., Минаков С.Т. Козленко С.И., Петро...
Россия в годы гражданской войны
Предмет: история РоссииКласс: 9,11 классы...
Проверочная работа по теме: «Приморье в годы Гражданской войны и интервенции».
Проверочная работа по теме: «Приморье в годы Гражданской войны и интервенции»....
Лабораторная работа по истории в 11 классе "Россия в годы гражданской войны"
Цель работы: самостоятельное изучение обучающимися темы "Гражданская война в России", развитие навыков работы с различными источниками, исторической картой, отработка заданий в формате ЕГЭ....
Презентация к интегрированному уроку "Проблема нравственного выбора в годы гражданской войны и в пьесе М.Булгакова "Дни Турбиных""
Не один десяток лет я провожу интегрированные уроки литература-философия, обществознание- философия, история и литература. Мною составленна карта межпредметныз связей которую я защищала на Всероссийск...
Человек, семья, история в годы гражданской войны в рассказе М.Шолохова «Родинка».
Урок-дебаты по литературе 11 класс...
Оренбургское казачество в годы Гражданской войны
История казачьего офицерского корпуса относится к числу малоизученных страниц военной истории России. Казачество – особое военное...