Отечественная война 1812 г.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся. При использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. Именно данный урок разработан на основе данных методов: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик группа учащихся» (работа в группах), «мозговой штурм», «ученик аудитория» (презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema__otechestvennaya_voyna_1812_goda_.rar | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся
«Недаром помнит вся Россия»,
посвященный 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года
Урок истории в 8 классе.
Тема «Отечественная война 1812 года».
Эпиграф:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
А.С. Пушкин
Тип урока: урок изучения нового материла.
Цель урока: Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых героических страниц отечественной истории;
Задачи урока:
Образовательные:
-создать условия для рассмотрения причин и особенностей Отечественной войны 1812 г
-способствовать изучению основных событий войны
-формировать целостный образ Отечественной войны 1812 г.
Развивающие:
- развивать навыки работы с историческими документами, с картой,
- умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы,
Воспитательные:
воспитывать у учащихся чувства гордости, патриотизма, веры и любви к своему народу, к Родине
План урока.
I. Изучение нового материала.
1. Раскрыть историческую личность Наполеона и Александра I
2. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.
3. Характер войны, соотношение сил.
4. Вторжение Наполеона в Россию.
5. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.
6. Бородинское сражение.
7. Совет в Филях и оставление Москвы.
8. Партизанское движение и народное ополчение.
9. Отступление и гибель «Великой армии».
II. Рефлексия.
III. Домашнее задание.
Оборудование урока:
Экран
Мультимедиа
презентация.
Карта «Отечественная война 1812 года»
Исторические документы
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26августа - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Ход урока.
В истории есть такие события, смысл которых так велик, что рассказ о них длится века. Каждое новое поколение хочет слышать о нем. И, слыша, люди становятся сильнее духом, потому что узнают, от какого крепкого корня ведут свой род. О таком событии мы сегодня услышим. Тема урока – Отечественная война 1812 года. Это один из подвигов русского народа, когда на защиту свой Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, поэтому войну 1812года называют народной, Отечественной.
Мы с вами рассмотрим следующие вопросы:
- Предпосылки и Причины Отечественной войны 1812года.
- Характер войны, соотношение сил.
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.
- Бородинское сражение.
- Совет в Филях и оставление Москвы.
- Партизанское движение и народное ополчение.
- Отступление и гибель «Великой армии».
1. Предпосылки и причины Отечественной войны 1812года.
А сейчас мы с вами пронесемся сквозь века и окажемся в роковом 1812 году. Именно это дата является исторической, т.к. была Отечественная война. (Беседа с учащимися).
- Назовите направления внешней политики Александра I в начале XIX века?
(восточное, западное, северное: восточное направление — борьба с Турцией за Балканы и с Ираном за Закавказье; западное (европейское) направление — участие в войнах против наполеоновской Франции; северное – война со Швецией за побережье Балтийского моря.)
- Какое направление внешней политики было наиболее актуальным и почему?
(В начале XIX века в Европе между Францией и Англией было противоборство, шла борьба за экономическое и политическое влияние в мире. К тому же Франция с приходом Наполеона Бонапарта стала осуществлять агрессивную внешнюю политику, стремясь подчинить себе все государства Европы. Подобная агрессивная политика Франции вынудила Россию начать поиски союзников для сдерживания Франции. В итоге в 1805г. Оформилась третья антинаполеоновская коалиция, цель которой не допустить чтобы Франция осуществляла дальнейшие захваты и угрожала независимости соседних государств. Однако действия коалиции против Франции в битвах в 1805 г. под Аустерлицем и 1807 г. под Фридландом были неудачными. В результате в июле 1807 г. Александр I подписал унизительный Тильзитский мирный договор, главным пунктом которого было вступление России в континентальную блокаду).
- Что такое континентальная блокада?
(прекращение торговых отношений с Англией)
- Какое значение имел Тильзитский мирный договор для России?
( сильно ударил по экономике России, так как Англия была основным торговым партнером России, Россия оказалась в изоляции, авторитет Александра резко упал)
Таким образом, положение, сложившиеся после заключения Тильзитского мира было крайне неустойчивым, так как не отвечало интересам ни России, ни Франции и создавало предпосылки для начала новой войны.
Ребята вспомните из курса новой истории, какие бывают войны?
(Захватнические и освободительные).
А чем они отличаются?
(Причинами и целями)
Работа с историческим источником. (работа в парах)
Задание. 1-й документ приказ Наполеона при переходе армии через Неман. См. приложения).
Прочтите и проанализируйте документ. Выясните причины войны со стороны Франции. Вопросы: Каковы причины войны по словам Наполеона?
Каков повод к войне?
2-й документ «Приказ Александра I по русской армии». См. приложения).
Вопросы:
- Какие способы в отношениях с Францией использовала Россия?
- Какова была цель России?
- Приведите слова, доказывающие, что Россия сама не хотела развязывать войну.
- Какова причина войны со стороны России?
- Исходя из причин, определите характер войны.
Вопрос Итак, назовите причины войны со стороны России и Франции по данным документам.
Для Франции | Для России |
1. несоблюдение Россией континентальной блокады (торговлю с Англией Россия вела на нейтральных американских судах); | 1. огромные экономические убытки от континентальной блокады (сокращение экспорта российского хлеба вело к сокращению доходов казны, дворян, купцов); |
2. указ Александра I от января 1810 г. о введение нового таможенного тарифа (высокие пошлины устанавливались на ввозимые предметы роскоши из Франции). | 2. создание по условиям Тильзитского мира под протекторатом Наполеона герцогства Варшавского, который был удобным плацдармом для нападения на Россию; |
3. падение авторитета Александра I. |
Вывод: война между Россией и Францией была неизбежна и была делом времени.
2. Характер войны, соотношение сил.
Работа с картиной. (работа в группах)
«Переход армии Наполеона через Неман». Картина иллюстрируется чтением отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 3, ч.1):
«С конца 1811-го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти… двинулись с запада на восток, к границам России, к которым точно также с 1811-го года стягивались силы России. Двенадцатого июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война…
12-го числа рано утром Наполеон вышел из палатки, раскинутой в этот день на крутом левом берегу Немана, и смотрел в зрительную трубу на выплывающие из Вильковысского леса потоки своих войск, разливающихся по трем мостам, наведенным на Немане. Войска знали о присутствии императора, искали его глазами и, когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки и кричали: «Да здравствует император!», и одни за другим, не истощаясь, вытекали, все вытекали из огромного скрывавшего их доселе леса и, расстроясь, по трем мостам переходили на ту сторону».
Вопрос к классу: Каков был характер войны? (Захватнический характер)
- Какого было соотношение сил?
Краткую сравнительную характеристику французской и русской армий провидит один из учащихся.
Франция | Россия |
600 тыс. человек | русская армия из 210 человек. К тому же она была разделена на три части. |
Подумайте, что отличало наполеоновских солдат от русских.
( солдаты Наполеона – захватчики, русские – освободители)
- Каковы были достоинства и недостатки русской и французской армий?
Франция | Россия |
Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. | Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу. |
Вопрос классу: Спрогнозируйте возможные действия русских армий в такой ситуации.
(мозговой штурм)
Рассказ учителя Армия была разделена на три части- 1-ая армия под руководством М.Б. Барклая де Толли, размещенная вдоль реки Неман, 2- ая армия под руководством П.И. Багратиона, расположенная южнее в Белоруссии, 3-ая армия под руководством А.П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Определяя планы войны, Александр I рассчитывал на то, что силами армии Барклая де Толли удастся задержать французов, а Багратион со своей армией ударив в тыл французам, заставит их отступить. Не удалось этим планам осуществиться, т.к. силами одной только армии удержать Наполеона было невозможно Было решено, что первая армия Барклая де Толли и вторая Багратиона, отступая, соединяться в Вильно и дав здесь сражение разобьют Наполеона. Но Багратион не успел подойти к Вильно в назначенное время и отступление продолжалось. Но даже отступление русских армий не дало возможности Наполеону быстро одержать победу над Россией.
Чтобы ответить на вопрос отступление русской армии – это позорное бегство или продуманная тактика, изучим планы русского и французского командования.
Задание. (работа в парах). Проанализируйте приказ Барклая де Толли об отступлении русской армии. Выясните тактику и план Наполеона, Барклая де Толли и Александра I. См. приложения).
- Какие планы преследовал Наполеон? ( Основные силы двинуть на Москву, для этого предполагалось не допустить соединения русской армии и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не планировал завоевывать всю Россию. Выведя ее из войны, он хотел превратить Александра I в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи.)
3. Вторжение армии Наполеона в Россию.
Рассказ учителя Отечественная война началась 12 июня 1812 года ( показ на карте). Переправившись через реку Неман, Наполеон вторгся в Россию. Его главные силы устремились в Москву. Наполеон был уверен в скорой победе. . Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.» На западной границе располагались три русские армии. Верховным главнокомандующим русской армии был император Александр 1. . Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля. Барклай де Толли и Багратион решили соединиться в Смоленске. Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток.(показ на карте)
Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки»-
Писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино». Но командиры не боялись изорвать чужие мундиры, а тщательно готовились к генеральному сражению.
4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.
Теперь, когда Наполеон взял Смоленск и приближался к Москве, Александр 1 был вынужден назначить главнокомандующим русской армии Михаила Илларионовича Кутузова. Кутузову тогда было 67 лет. Новый главнокомандующий, приехал в армию. Все с нетерпением ждали боя. Но на следующий день был дан приказ отступать.
Сообщение учащегося « М. И. Кутузов - русский полководец».
5. Бородинское сражение.
Сегодня мы попробуем воссоздать картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года.
Вопрос к классу О каком сражении идет речь? (Бородинском)
26 августа 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино произошло крупнейшее сражение между русской и французской армиями.
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да говорят еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!- пишет М. Ю. Лермонтов.
Через село Бородино проходило две дороги. Заняв их, русские преградили путь французам к Москве.
И вот нашли большое поле
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки-
Французы тут как тут .
Рассказ учителя. На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120 000 солдат и 640 орудий у Кутузова. Бородинская битва началась 26 августа .
Русской армией командовали опытные военачальники: Петр Иванович Багратион, Барклай де Толли, Николай Николаевич Раевский, Николай Алексеевич Тучков и другие.
Главный удар французов пришелся на армию Петра Ивановича Багратиона. Семь раз французы ходили в атаку. С обеих сторон потери были огромны. Когда с восьмой попытки французы потеснили левый фланг, генерал Багратион лично повел солдат в атаку, был тяжело ранен и вскоре умер, Все силы, весь талант, храбрость, любовь к родной земле отдал он для победы.
Барклай де Толли во время сражения командовал 1-й армией. После упорных боев с армией Багратиона французы бросили все силы на центральный фронт, которым командовал Барклай де Толли. Все время, пока шло сражение, генерал был на передовой, в непосредственной близости к противнику, верхом на коне. Свистели пули, рвались снаряды, осыпая генерала комьями земли. Но генерал и не пытался уйти в укрытие. После очередного взрыва он отряхивал мундир и продолжал командовать боем.
Умелые, безупречные действия генерала Николая Николаевича Раевского, командовавшего батареей в центре Бородинского поля, определили судьбу всего сражения. Прицельный огонь артиллеристов держал под контролем линию атаки неприятеля, пехотинцы храбро дрались на подступах к высоте, где стояла батарея.
Корпус генерала Николая Алексеевича Тучкова прикрывал левый фланг русской позиции.
За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Вот как пишет об этом М. Ю. Лермонтов:
Вам не видать таких сражений! ...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день не мало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой! ...
Земля тряслась - как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
«К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью»- пишет очевидец. Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:
- В этой битве были разбиты лучшие силы противника;
- Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;
- Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;
- Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.
6. Совет в Филях.
Рассказ учителя. 1 сентября в деревне Фили собрался военный совет. Кутузов понимал, что идти на сражение, значит рисковать судьбой Отечества. На военном совете Кутузов принял непростое решение: оставить Москву, сохранить армию и подготовиться к следующим битвам.
2 сентября русская армия оставила Москву. В тот же день передовые отряды французов вошли в Москве ( показ на карте). Французский император Наполеон ждал, что москвичи принесут ему ключи от Москвы, как это было во многих городах Европы. Но Москва была пуста. Это ошеломило Наполеона. Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней.
Наполеон долго ждал этого дня, был уверен, что взятие Москвы принесет ему победу. Весь день император ждал депутации из Москвы с ключами от города. Но овладение Москвой не принесло Наполеону долгожданной победы, а его войскам отдыха и изобилия. Во время своего пребывания в Москве Наполеон трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но напрасно.
«Нет не пошла Москва моя
К нему с повинной головою…» - писал А.С.Пушкин.
Входя в опустелую Москву, наполеоновская армия надеялась отдохнуть на теплых квартирах. Но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву. К тому же Наполеон рассчитывал закончить войну в течение месяца, а был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем суровая русская зима, к которым французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращались. Кроме того коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой были очень растянутыми и ненадежны в виду действия русских партизан.
7. Партизанское движение и ополчение.
Вокруг Москвы развернулось партизанское движение. Небольшие партизанские отряды нападали на отдельные части французской армии.
За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 30 000 своих солдат. Запасы продовольствия иссякли. Армия великая и непобедимая превращалась в шайку грабителей и разбойников.
Наполеон понимал, что армия разлагается. Не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон покинул Москву. Кутузов, расположившись в местечке Тарутино под Москвой, перекрыл путь французской армии к отступлению по Новой, еще не разоренной французами, Смоленской дороге (показ на карте).
Понеся большие потери в сражении под Малоярославцем, Наполеон развернул свою армию и повел по Старой Смоленской дороге ( показ на карте)
Из 638 тысячной французской армии осталось лишь 30 000 солдат. Когда прибывшего во Францию Наполеона спросили про армию, он сказал: « Армии больше нет».
Кто они- герои Отечественной войны? Это талантливые военачальники:
Учащиеся делают заранее подготовленные краткие сообщения, включающие яркие страницы военных биографий.
- М.Б.Барклай-де-Толли
- П.И.Багратион
- А.П.Тормасов
- А.П.Ермолов
- Н.Н. Раевский.
- Д.С.Дохтуров
- Д.В.Давыдов
Но прежде всего главный герой- это простой солдат и народ. С первых дней войны развернулось партизанское движение. Крестьяне прятали припасы, угоняли скот и сами уходили в леса.
Нашествие Наполеона на Россию закончилось полным ее крахом. В декабре 1812 года фельдмаршал Кутузов отдал приказ: « Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».
Работа с документом №4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос:
Какова роль русских крестьян в победе над Наполеоном?
Геройство старостихи Василисы.
Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?
8. Отступление и гибель «Великой армии».
Пребывание в Тарутино русской армии позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Только ополченцев пришло около 100 тыс. человек. Всего русская армия составила- 220 тыс. человек, 600 орудий. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможность продвижение французов к тульским оружейным заводам и к Калуге, где находились продовольственные базы русской армии.
После 36 дней бесплодных попыток добиться мира с Россией Наполеон отдал приказ отступать от Москвы.
12 октября под Малоярославцем произошло сражение. Наполеон привел сюда 100 тыс. человек, Кутузов имел 220 тыс. человек. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город был сожжен дотла, 8 раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того как заняли удобную позицию, перегородив дорогу к Калуге. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?
(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)
Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.
В районе реки Березина в Западной Белоруссии остатки французской армии были окружены. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников, Наполеон сумел переправить большую часть войск на тот берег в районе города Борисов. Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6 декабря он был уже в Париже.
6 января 1813 года Александр I подписал манифест об окончании войны.
- В чем же заключаются причины поражения армии, которая завоевала всю Европу?
Вывод.
Нашествие французской армии на Россию было успешно отражено. Со стороны России война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер. Свой вклад в победу наряду с русскими, внесли белорусы, украинцы, татары, мордва, башкиры и другие представители народов России.
Тогда же было принято решение « в сохранение вечной памяти» о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя.
В честь выдающегося русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева- Кутузова- Смоленского в 1942 году во время Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов был учрежден Орден Кутузова.
А в 1943 году появился Орден Кутузова 1, 2, 3 степеней. Орденом награждались командующие фронтами, армиями, командиры дивизий, командиры полков
В память об Отечественной войне 1812 года народ увековечил имена героев.
В Москве есть Кутузовский проспект, памятники М. И. Кутузову, П. И. Багратиону, Барклаю де Толли.
II. Рефлексия.
Тест.
1.Во Франции в 18 веке к власти пришел полководец:
а) Багратион,
б) Наполеон,
в) Барклай- де- Толли.
2.Французская армия вторглась в Россию:
а) 1 сентября 1812 года,
б) 14 ноября 1812 года,
в) 12 июня 1812 года.
3.Главнокомандующим русской армии был назначен:
а) М. И. Кутузов,
б) А. В. Суворов,
в) Ф. Ф. Ушаков.
4.Бородинская битва произошла:
а) 26декабря 1812 года,
б) 26 ноября 1812 года,
в) 26 августа 1812 года.
5.Какое решение принял М. И. Кутузов после сражения:
а) оставить Москву,
б) дать еще одно сражение под Москвой,
в) признать Наполеона победителем.
6.Война 1812 года называется Отечественной потому, что
а) главное сражение произошло под Москвой,
б) на войну поднялся весь народ,
в) вторжение Наполеона принесло России огромное бедствие.
7.Кому принадлежат строки:
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина…
а) А. С. Пушкину,
б) М.Ю.Лермонтову.
в) Д. В. Давыдову.
8.В честь победы на Наполеоном был построен: б)Спасо-преображенский собор,
а) Петропавловский собор, в)Храм Христа Спасителя.
Исторические загадки
1.При взятии крепости Измаил он отличился храбростью и умением. Суворов в своем донесении о нем говорил: « Он шел у меня на левой руке, но был моей правой рукой.» Он был назначен командующим русской армии в самую трудную минуту, когда решалась судьба России. Он с честью, присущей русскому офицеру, исполнил долг перед Отечеством. ( Кутузов )
2.Он был главным лицом, определяющим судьбу государства. В памяти потомков он остался, как человек просвещенный, искренне стремящийся к процветанию России. К началу Отечественной войны 1812 года он был верховным главнокомандующим русской армии . Он получил имя- Победитель. После смерти потомки дали ему еще одно высокое имя- Благословенный. ( Александр 1 )
3.Этот полководец лично повел своих солдат в атаку во время сражения. Его подвиг навеки остался в памяти благодарных потомков. В Бородинском сражении ему очень хотелось победить. Его армия во время сражения приняла главный удар. Тяжело раненого его увезли с поля боя. Его прах похоронен на Бородинском поле. ( Багратион)
4.Почти вся жизнь этого поэта прошла в армии, молодые годы- в гусарском полку. В начале войны он возглавил партизанский отряд, состоящий из гусаров и казаков. Отряд успешно действовал на Смоленском тракте, громил отряды противника, захватывал обозы, пленных. ( Д. Давыдов)
5.Блестящий полководец, необыкновенный умница, обаятельная личность. Для всей Европы- он герой номер один. Сделал стремительную военную карьеру. Это стремительное возвышение вскружило ему голову и заставило поверить в собственную гениальность, в предназначении управлять судьбами и государствами. Европейские государства падали к его ногам одно за другим. ( Наполеон)
6.В начале Отечественной войны этот человек занимал пост военного министра России. Он же фактически командовал в момент отступления к Москве русской армии. Эта операция требовала от полководческого мастерства, выдержки, хладнокровия. Он справился со своей задачей блестяще. Он сохранил целостность и боеспособность армии, что в итоге привело к избавлению России от грозного нашествия. ( Барклай- де- Толли)
7.Этот человек гордость русской армии. Человек высокой чести, беззаветной преданности долгу, одаренный военачальник. За полтора месяца до Бородинского сражения, своими умелыми действиями он спас армию Багратиона от окружения. Во время войны при нем находились два его сына: 16 и 10 лет, которые впоследствии стали тоже офицерами. ( Н. Н. Раевский)
Заключение.
А слова современника Сергия Радонежского: “В единстве сила Руси!”, актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величие подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!” (А. Никитин)
Литература.
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Отечественная_война_1812_года
3.http://www.chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/65_let_pobed/nagrady_velikojj_otechestvennojj_vojjny/
Приложение.
№ 1.— Приказ Наполеона при переходе армии через Неман
10 июня 1812 г.
Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тнльзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем воину в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы. В нашей императорской квартире в Вилковишках, 22 июня 1812 г.
Наполеон.
«Отечественная война1812г» Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941,стр.14
№ 2.— Приказ Александра I по Русской армии
Вильно, 13(25) июня 1812 г.
Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши при Ковно открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим о их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами. На начинающего бог.
Александр.
«Внешняя политика России XIX и начала ХХ века т.6.М., Госполитиздат, 1962 стр. 442-443 № 178
№3. Отступление Русской армии
Приказ главнокомандующего 1-й русской армией М. Б. Барклая-де-Толли от 12 июня 1812 г.
Россия на западном театре военных действий могла противопоставить врагу военные силы, количественно значительно уступавшие ему. Войска, находящиеся у западной границы, делились на три армии: 1-я во главе с Барклаем-де-Толли (110 тыс. чел.); 2-я во главе с Багратионом (45тыс. чел.); 3-я- во главе с Тормасовым (40 тыс. чел.). В начале войны у русского командования не было единого плана. Одним планом руководствовался прибывший в армию царь; по другому плану считали целесообразным действовать командующие армиями. Однако царь вскоре уехал в Петербург. Руководство армиями перешло в руки главнокомандующих.
Ввиду численного превосходства врага Барклай-де-Толли решил, не принимая боя, отступать и идти на соединение с армией Багратиона, начавшей также свое движение на восток.
С неожиданным и даже наглым впадением неприятеля в границы наши надеялся он расположенные более нежели на 800 верст силы наши, как недостаточные к обороне столь значительного пространства, разрезать колоннами своими на малые части и, истребив каждую порознь, свершить алчное на мерение свое одним, так сказать, приемом. Сим единственно способом, сколько ни противен он правам народным, удалось уже ему победить разные армии и покорить державы, обманутые надеждою на всеобщее уважение к сим священным правам.
Но как ни старательно было подобное предприятие его против армий наших, однако здесь не имело оно желаемого успеха. Все отряды войск искусным и быстрым движением приняли направление свое к общему соединению. Уже нет нам никакого к тому препятствия. Вскоре соберетесь вы, храбрые воины, вместе и общими силами противустанете врагу, дерзнувшему нарушить спокойствие наше, и ежели бы он, утомленный тщетным стремлением на нас и бесчисленными нуждами в сем новом напряжении сил его, решился избежать битвы с нами, мы сами тогда устремимся на поражение его; мы сами, помощию правосудного бога, отомстим ему за себя и за всех, от насилий его потерпевших. Шаг к тому уже сделан. Вчера арьергард 1-й Западной армии, отражая стремление авангарда неприятельского, в три раза сильнейшего, заставил его скрыться и искать спасения в лесах, с значительною в людях потерею. Храбрость подвизавшихся там вскоре вознагра дится признательностию монарха.
Да будет она примером к общему подражанию, а мы, .конечно, восторжествуем.
«Листовки Отечественной войны 1812 года». Сб. документов. М., 1962, стр. 22—23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....