"Два дневника"
презентация по истории на тему
Презентация и материалы к уроку по теме "Холокост" в 9 классе, могут так же быть использованы для внеклассных мероприятий, посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста и Дню снятия блокады Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dva_dnevnika.rar | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
«Два дневника»
(материалы для классного часа)
27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. День был утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 2005 году. 27 января 1945 года узники нацистского концлагеря в Освенциме были освобождены советскими войсками.
Этот день является памятным днем и российского календаря. 27 января 1944 года - День воинской славы России, День снятия блокады Ленинграда.
Объединяет эти два события война. Миллионы людей погибли мучительной смертью от рук фашистов, миллионам жизней не дали состояться фашистские палачи.
Самыми беспощадными и правдивыми свидетельствами войны являются два дневника – русской девочки из блокадного Ленинграда Тани Савичевой и еврейской девочки из оккупированного немцами Амстердама Анны Франк. Они были почти ровесницами. И погибли эти две девочки, совсем немного не дождавшись освобождения. Их дневники — страшный обличительный документ против войны, один из сильнейших обвинительных актов против фашистских преступников. Перед строчками, старательно выведенными детской рукой, останавливаются потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. И нет равнодушных среди этих людей: так искренне и точно сумели девочки поведать о войне, принесшей неизмеримые страдания им и их близким.
АННА
12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне в семье Отто и Эдит Франк родилась дочь. Это была вторая девочка в преуспевающей семье. Первую звали Марго, а вторую назвали Анна. В 1933 году семья перебралась в Амстердам. Просто и буднично 13-летняя девочка напишет в своем дневнике: «Мы евреи, и поэтому нам пришлось в 1933 году эмигрировать в Голландию».
В красивом доме в Амстердаме на набережной Принсенграхт, 263 семья Франк проведет не только самые счастливые годы своей жизни. С началом депортации евреев из Нидерландов дом станет для них скрытым убежищем. В этом убежище Эдит, Отто, Марго, Анна и еще четверо евреев, соблюдая строгую конспирацию, будут скрываться два года с июля 1942 до августа 1944 года.
Строки из дневника Анны Франк:
« У меня чудные, добрые родители, шестнадцатилетняя сестра и, наверно, не меньше тридцати знакомых или так называемых друзей. У меня уйма поклонников, они глаз с меня не сводят, а на уроках даже ловят в зеркальце мою улыбку. У меня много родственников, чудные дяди и тети, дома у нас уютно,
Почти каждая девочка-подросток могла бы узнать в этом образе себя — и свой молодежный бунт против матери, и свои мечты о прекрасном будущем, которого в случае Анны так и не наступило.
Строки из дневника Анны Франк:
Милая Китти! Ты спросила меня, чем я больше всего интересуюсь, чем увлекаюсь, и я отвечаю тебе. Не пугайся, у меня этих интересов тьма тьмущая! На первом месте стоит литература, но это, в сущности, нельзя назвать просто увлечением. Во вторых, я интересуюсь родословными королевских домов. Из газет, книг и журналов я собрала материал о французских, немецких, испанских, английских, австрийских, русских, норвежских и нидерландских царствующих домах и много уже систематизировала, потому что я давно делаю выписки из всех биографических и исторических книг, которые читаю. Я даже переписываю целые отрывки из истории. Значит, история — мое третье увлечение; папа мне покупал много исторических книг. Не дождусь дня, когда я сама опять смогу рыться в публичной библиотеке. В четвертых, я интересуюсь греческой и римской мифологией, и у меня по этому предмету тоже есть много книжек. Потом я увлекаюсь собиранием портретов кинозвезд и фамильных фотографий. Я обожаю книги, чтение и интересуюсь всем, что касается писателей, поэтов и художников, а также историей искусств. Может быть, позже начну увлекаться и музыкой. С определенной антипатией я отношусь к алгебре, геометрии и арифметике. Все остальные школьные предметы я люблю, но историю больше всего!
ТАНЯ
Ленинградская школьница Таня Савичева родилась 23 января 1930 года. Она была пятым ребенком в семье, самой младшей и самой любимой.
Вспоминает сестра Тани Нина:
«Вечерами мы собирались за большим обеденным столом. Мама ставила в центр корзинку, в которой спала Таня, а мы смотрели, боясь, лишний раз вздохнуть и разбудить малышку.
Таня была золотая девочка. Любознательная, с легким, ровным характером. Очень хорошо умела слушать. Мы ей все рассказывали — о работе, о спорте, о друзьях»
Савичевы все были музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня пела, две сестренки Нина и Женя поддерживали хором. От матери Тане достался довольно хороший «ангельский» голос, что прочило ей в будущем певческую карьеру. Особенно хорошие отношения у Тани были с её дядей Василием и, поскольку у него с братом в квартире была небольшая библиотека, все вопросы о жизни Таня задавала именно ему. Вдвоём они часто гуляли вдоль Невы.
Все надежды и планы на счастливое будущее перечеркнула война. Война…Фашисты оккупируют Голландию, победным маршем проходят по Европе…
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР, началась 900 дневная блокада Ленинграда…
ТАНЯ
Таня, как и все ленинградские дети, в те дни помогала очищать чердаки от мусора и собирала стеклянную тару для зажигательных бутылок. Пока были силы. Пока были живы ее родные.
Вспоминает сестра Тани Нина: «Как сейчас помню тот Новый 1942 год. Никто из нас не дождался полуночи, спать легли голодными, радовались уже тому, что дома тепло. Сосед топил печку книжками из своей библиотеки. Тане он подарил тогда огромный том "Мифов Древней Греции". Как раз тогда втайне от всех сестра взяла мою записную книжку» |
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за ее жизнь, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. Таня умерла 1 июля 1944 года. Савичевы умерли все…
АННА
В голландском городе Амстердаме в убежище в задней части дома с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года, в течение 25 месяцев Анна Франк ведет свой дневник о днях, "когда пришел конец хорошим временам".
Зная, что автор дневника и ее близкие погибли мучительной смертью, не удается отделаться от мысли, что эта жизнь, которой не дали состояться, все равно побеждает смерть неизвестным науке способом.
Этот дневник начинает вести ребёнок, беззаботная, избалованая вниманием, веселая, озорная 13-летняя девочка, а последнюю запись делает взрослая 16-летняя девушка, полная энергии, мыслей, а главное, сил и желания если не перевернуть, то по крайней мере изменить его в лучшую сторону. И именно это взросление, становление человека, его восприятия мира, его мыслей и чувств, происходившая под влиянием таких страшных, таких диких событий не может никого оставить равнодушным.
Строки из дневника Анны Франк:
«Вся наша жизнь проходит в страхе. Йоппи всегда говорит: «Боюсь за что нибудь браться — а вдруг это запрещено?»…
…Но, Китти, как видишь, я еще живу, а это, по словам папы, — самое главное….
«Милая Китти! Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев — наших друзей и знакомых — арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это — страшное место…Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности…»
Среда, 13 января 1943 г.
«Весь земной шар сошел с ума, везде смерть и разрушение…»
«Нам живется неплохо, лучше, чем миллионам других людей. Мы сидим спокойно, в безопасности, мы в состоянии строить планы на послевоенное время, мы даже можем радоваться новым платьям и книгам, а надо было бы думать, как приберечь каждый цент и не истратить его зря, потому что придется помогать другим и спасать всех, кого можно спасти…»
«Я бы могла часами рассказывать, сколько горя принесла война, но мне от этого становится еще грустнее. Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут — евреи, христиане, все народы, весь мир... А многие ждут смерти!»
«Каждый день что нибудь случается! Сегодня утром арестовали нашего славного зеленщика — он прятал у себя в доме двух евреев. Для нас это тяжелый удар, и не только потому, что эти евреи стоят на краю гибели: нам страшно за этого бедного человека.»
«Весь мир сошел с ума. Порядочных людей отправляют в концлагеря, в тюрьмы, в одиночки, а над старыми и молодыми, над богатыми и бедными измываются подонки. Одни попадаются на том, что покупали на черном рынке, другие — на том, что скрывали евреев или подпольщиков. Никто не знает, что его ждет завтра…»
Понедельник, 19 июля 1943 г.
«Милая Китти! В воскресенье сильно бомбили Амстердам Норд. Разрушения, наверно, ужасные. Целые улицы превращены в груды щебня, и понадобится немало дней, чтобы пристроить всех, у кого разбомбило дома. Уже зарегистрировано 200 убитых и множество раненых. Больницы переполнены. Дети бродят по улицам, ищут под обломками отцов и матерей. Меня и сейчас бросает в холод, как только вспомню глухой гул и грохот, которые и нам грозили гибелью…»
...Мурашки бегают по коже, когда читаешь последние записи, в которых Анна писала о том, как она влюблена, счастлива и полна надежды на скорое освобождение, навеяной сообщением по радио о том, что немецкие войска вот-вот отступят. Кажется, что ты готов отдать все за возможность крикнуть ей туда, в прошлое, через десятилетия: «Б-е-г-и!».... Но это невозможно.
Строки из дневника Анны Франк:
«..вечером, лежа в постели, когда я заканчиваю молитву словами: «Благодарю тебя за все хорошее, милое и прекрасное», — во мне все ликует. Я вспоминаю все «хорошее»: наше спасение, мое выздоровление, потом все «милое»: Петера и то робкое, нежное, до чего мы оба еще боимся дотронуться, то, что еще придет, — любовь, страсть, счастье. А потом вспоминаю все «прекрасное», оно — во всем мире, в природе, в искусстве, в красоте, — во всем, что прекрасно и величественно…»
«… я считаю, что всегда остается прекрасное: природа, солнце, свобода, то, что у тебя в душе. За это надо держаться, тогда ты найдешь себя, найдешь бога, тогда ты все выдержишь…»
«…тот, кто сам счастлив, может дать счастье и другим. Тот, в ком есть мужество и стойкость, тот никогда не сдается и в несчастье!»
«Что может быть лучше на свете, чем смотреть из открытого окна на природу, слушать, как поют птицы, чувствовать солнце на щеках и, обняв милого мальчика, молча стоять, крепко прижавшись друг к другу? Не верю, что это плохо, от этой тишины на душе становится светло…»
«… я слишком счастлива, чтобы писать связно, при одной мысли, что в октябре я снова сяду за парту! О ля ля, да я сама только что писала: «Не хочу предвосхищать будущее!» Не сердись, не зря же меня называют «клубок противоречий»!
Вероятно, по доносу 4 августа 1944 года все члены семьи Франк были схвачены так называемой «зеленой полицией», которую возглавлял эсэсовец К. Й. Зильберберг, и депортированы сначала в транзитный лагерь Вестерборк, в сентябре в Освенцим-Биркенау, а в конце октября того же года Анну и ее сестру перевели в Берген-Бельзен. Во время вспыхнувшей в лагере зимой 1945 года эпидемии тифа погибло двадцать тысяч человек, в том числе обе сестры Франк.
Шесть миллионов евреев умерло в результате Холокоста. У большинства людей по всему миру, эта трагедия ассоциируется с историей и лицом девушки-подростка Анны Франк, которая судя по записям в ее дневнике, сохранила надежду и человечность. Своими большими глазами, с загадочным выражением она пристально смотрит, грезя о будущем, которое, как известно для нее, никогда не наступит.
Маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм. Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады и на Поклонной горе в Москве.
Их жизнь на земле была очень коротка, но память о них в сердцах людей должна быть вечной. Если вы познакомитесь с жизнью Тани Савичевой и Анны Франк, прочитаете их истории или дневники, или просто задумаетесь о них на мгновенье, – это придаст Смысл их жизни. И их смерти. А это для девочек было самым важным.
Последняя запись в дневнике Анны Франк сделана за три дня до ареста. Так горько от того, что она – на самом деле последняя... Оттого, что Анна не могла написать не о событиях того дня, не о последуюших страшных шести месяцах своей жизни. Кажется, что если бы она об этом рассказала, то ей было бы легче: каждый человек, читаюший эти записи делил бы с ней её страх, её боль, её тоску.
А так... А так она там одна, одна среди кошмара.
«Удивительно, что я еще сохранила какие-то ожидания, хотя они и кажутся абсурдными и неисполнимыми. Но я сберегла их несмотря ни на что, потому что по-прежнему верю в человеческую доброту. Я не могу строить свою жизнь на безнадежности, горе и хаосе. Я вижу, как мир постепенно превращается в пустыню, и настойчиво слышу приближающийся гром, несущий смерть, я ощущаю страдания миллионов людей, и все же, когда я смотрю на небо, то снова наполняюсь уверенностью, что хорошее победит, жестокость исчезнет и мир восстановится».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник классного руководителя
Это мой рабочий дневник, в нём собраны все необходимые мне для работы сведения об учащихся, их родителях, родительском комитете....
Приложение к дневнику классного руководителя
Здесь собран материал: схема написания характеристики класса, стресс-тест для выпускников, индивидуальная карта ребёнка, карта семьи, собраны различные памятки для запоминания учеником текста......
Статья на тему: "Обзор проекта «Электронный дневник»"
В статье приводятся преимущества проекта «Электронный дневник». Анализируется состояние реализации данного проекта в г.Томске и области....
Урок по литературе 8класс."Дневник и автор.По отрывкам из журналаВ.Ф.Одоевского".
Дневник и его автор. По «Отрывкам из журнала Маши» В. Ф. Одоевского Предварительная подготовка к уроку Это произведение учитель давал для чтения на лето. В дневнике прочитанно...
Дневник студента - практиканта для прохождения летний практики в ДОЛ
Дневник состоит из 2 частей, 1 часть - для заполнения, а во 2-ой части предложены различные игры, которые он может использовать в прохождении летний практики в детских оздоровительных лагерях и летних...
Дневник проектной деятельности.
Для удобства работы над творческим проектом разработан "дневник проектной деятельности", который помогает учащимся овладевать проектными навыками....
СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом. Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице): 1. Автор. Название. Главные герои. 2. Время и место действия. 3. Мои
СПИСОК КНИГ НА ЛЕТО НА 7 КЛАСС Заводим Читательский дневник, чтобы не забыть, что прочитали летом.Что пишем в дневнике (о каждом произведении на новой странице):1....