Отечественная война 1812 г
презентация по истории по теме
Урок-презентация "Отечественная война 1812 г."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otechestvennaya_voyna_1812_g.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – презентация
«Отечественная война 1812 года»
Цель урока:
- рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;
- развивать навыки работы с документами, с картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать»
- дальнейшее овладение учащимися художественными и выразительными свойствами языка.
План урока:
- Проверка домашнего задания.
- Вторжение Наполеона в Россию.
- Бородинское сражение.
- Совет в Филях и оставление Москвы.
- Отступление и гибель «Великой армии».
Новые термины и даты: 1812 г., Отечественная война, 26 августа 1812 г.- Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
Оборудование: контурные карты «Отечественная война 1812 г.», индивидуальные атласы «История России XIX в.», цветные карандаши/ручки, мультимедийная установка.
Предварительная подготовка: 1) Отдельные учащиеся готовят сообщения: «Полководец М.И. Кутузов», «Герои-партизаны: Д.Давыдов, Фигнер, Сеславин, В.Кожина»,
2) «Война 1812 г. в русской поэзии» (учащийся должен найти и выучить два отрывка из «Бородино» М.Ю. Лермонтова и отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
3) Подготовка презентации учащимися
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
- Назовите основные направления внешней политики Александра I.
- Какова была расстановка сил в Европе в начале XIX в.?
- Почему Россия оказалось вовлечена в пожар европейских войн в начале XIX в.?
- Каковы были цели антинаполеоновских коалиций? Кто были союзниками России в вой-
не против Наполеона в 1805 г.?
- В чем причина военных неудач России в кампании 1805-1807 гг.?
- Каково было условие Тильзитского мира? Насколько оно было выгодно для России?
- Как отразилось участие в континентальной блокаде на внешней политике России?
- Чем закончилась война со Швецией?
- Что такое «восточный вопрос»? Какое значение он имел для внешней политики России?
- Чем закончилась русско-турецкая война 1896-1812 гг.?
II. Изучение нового материала.
1. Вторжение Наполеона в Россию.
Беседа с учащимися и работа сучебником
(ДК-2007, с. 22)
- Назовите причины войны 1812 г. между Россией и Францией.
- Используя учебник, найдите и запишите данные о численности армий России и Фрации.
Запись на доске и в тетради:
К июню 1812 г.: французская армия- не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия- около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования.
- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской
армий?
(Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину состовляли войска покоренных народов Европы, т.е. армия «двунадесяти языков».
Скомплектованная по принудительному принципу- жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии. Это позволяло быстро пополнять
войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в
армии. Следовательно, большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.)
- Каков был характер войны для обеих сторон?
(Отечественная война для России, защита свободы и независимости своей Родины.
Захватническая и грабительская для армии Наполеона.)
- Какую реку должны были перейти французские войска для вторжения в Россию?
(Неман.)
Запись на доске и в тетради:
12(24) июня 1812 г.- армия Наполеона вторглась на территорию России.
С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там- мир; война- с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей.
Работа с контурной картой
- Отметьте на карте расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.
- Обратите внимание учащихся на то, что каждая армия подчинялась своему командующему.
- Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять
Наполеон? (Французский император рассчитывал разбить русские армии поодиночке. Захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора.
Наполеон: «Если я возьму Киев- я возьму Россию за ноги, если я возьму Петербург- я
возьму Россию за голову, если я возьму Москву- я поражу ее в самое сердце».)
- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона? (Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать.)
Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени, для удовлетворения многочисленной французской армии.
Вся переписка французских генералов в первый период кампании наполнена заботами о продовольствии и жалобами на недостаток его. (см. Дополнительные материалы: документ 2 ).
Первоначально местом соединения русских армий был назначен г. Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель сообщает и показывает на карте.)
-Назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии.
В Смоленске, 22 мая (3 августа) 1812 г. Багратион уступил Барклаю де Толли общее командование, как военному министру.
Вывод: план Наполеона сорван.
В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Его обвиняли: Багратион, Ермолов, Платов, Сен-При и масса второстепенных лиц. Его об-
виняли даже в измене. Легендарный Платов после сдачи Смоленска в запальчивости воскликнул: «Вы видите, я одет только в плащ! Я никогда не надену больше русского мундира, так как это стало позорным.» Эти слова, сказанные в минуту раздражения, несправедливы по отношению к Барклаю- человеку, который вопреки всем спас и продолжал спасать русскую армию. «Что касается до меня лично,- писал он в одном из
писем, - то я не питаю иного желания, как доказать пожертвованием моей жизни мою готовность служить отечеству в каком бы то ни было чине и положении.»
Однако слухи об измене стали распространяться по всей России, и вопрос о назначении нового командующего был поставлен в конце концов голосом народным.
Кто же виноват в том, что Барклай де Толли попал в такое положение? Император, и только он. Ведь Барклай, с самого начала не облеченный полнотою власти, не мог требовать безусловного повиновения не только от Багратиона, но и от второстепенных лиц.
Запись на доске и в тетради:
8(20) августа 1812 г.- М.И. Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии.
Сообщение учащегося: «Биография М.И. Кутузова».
Чтение стихотворения
Отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
В городах шло формирование ополчений в помощь армии.
- Что такое народное ополчение? Вспомните события русской истории, когда созывалось народное ополчение. (Ополчение- военное формирование, создаваемое в помощь действующей армии на добровольных началах. Народное ополчение созывалось для изгнания поляков из Москвы и России.)
II. Бородинское сражение (Презентация)
Работа с контурной картой
- Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, которое решил дать М.И. Кутузов.
Запись на доске и в тетради:
26 августа 1812 г.- Бородинское сражение.
Работа с карто-схемой «Бородинское сражение» и чтение соответствующих описаний сражения в учебнике.(ДК-2007, с.24)
Один из учеников зачитывает определения терминов:
Флеши - полевое и долговременное укрепление в форме тупого угла.
Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление, подготовленное для круговой обороны, с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.
Батарея - артиллерийское подразделение из нескольких орудий, а также позиция, которую занимает такое подразделение.
Кавалерия- конное войско.
Пехота - пешее войско. В XIX в.- инфантерия.
Артиллерия – 1) огнестрельные орудия (пушки, гаубицы); 2) род войск с таким вооружением.
Чтение стихотворения
Ученики читают стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»:
Вам не видать таких сражений!...
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!...
Земля тряслась – как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
- Каков был итог Бородинского сражения? Кто, по вашему мнению, выиграл эту битву?
(Потери с обеих сторон были колоссальны. Французы потеряли 35 тыс. человек, русские-
45 тыс. человек.)
Во время ответа необходимо вспомнить цели каждой из сторон в битве.
Наполеон хотел прорваться к Москве. Русские войска несколько отступили со своих позиций, но прорвать их оборону французам не удалось. Следовательно моральная победа была на стороне русских. «А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской» (Е.В. Тарле). Но от Бородина русские войска отошли к Москве.
IV. Совет в Филях и оставление Москвы
Запись на доске и в тетради:
Военный совет в Филях. Цель: оставить Москву или давать еще одно сражение под Москвой.
Работа с учебником
Прочитать о совете в Филях.
- Почему Кутузов считал необходимым оставить Москву? (Без свежих подкреплений, на
неудобной позиции Кутузов не решался дать сражение. «Пока цела армия, есть надежда
с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва- вся Россия будет потеряна)
Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Совет в Филях».
Зачитать аргументы Кутузова на совете в Филях.
Подвести итог: 2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. В Москве начался пожар, мародерство, которое истребило все запасы продовольствия, находившиеся в городе.
Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою,
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа.
- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры? Почему Александр I отказался?
Если исходить из целей, которые Наполеон ставил накануне войны, то для него она была окончена. Генеральное сражение на Бородинском поле было дано. Император считал, что он его выиграл. Москву- сердце России – он захватил. Наполеон рассчитывал завершить военную кампанию в течение месяца. А был уже сентябрь. Приближалась холодная осень, а затем зима, к которой французские войска не были готовы. Продолжая оставаться в Москве, Наполеон видел, что его армия разлагается, грабежи, мародерство и пьянство не прекращаются. Кроме того, коммуникационные линии Наполеона, которые связывали его с Европой , были очень растянуты и ненадежны в виду действия русских партизан.
Кутузов оставлял Москву, чтобы, пополнив войска, запасы и вооружения, дать новое сражение. Известны также слова Александра I, сказанные им накануне войны с Наполеоном: «Я не начну войну, но не положу оружия, пока хоть один неприятельский солдат будет оставаться в России».
V. Отступление и гибель «Великой армии» (Презентация)
В стране разрасталось партизанское движение.
- Кто такие партизаны? (Партизан- член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.)
Необходимо отметить, что партизанское движение, как и народное ополчение, свидетельствовало о народном характере войны. Когда не только армия, но весь народ от мала до велика поднялся на защиту своего отечества.
При наличии времени можно выслушать сообщения учащихся о подвигах партизан: Давыдова, Фигнера, Сеславина, Кожиной.
Работа с картой
- Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, Тарутинский маневр, напишите даты сражений.
Пребывание русской армии в Тарутино позволило добиться материального и численного превосходства над противником. Ополченцев-100 тыс. человек. Всего 220 тыс.человек; 600 орудий. У Наполеона- около 350. Отойдя к Тарутино, Кутузов блокировал возможное продвижение французов к тульским оружейным заводам и к незатронутым войной губерниям. Сражение под Малоярославцем 12 октября 1812 года. Его исход решал вопрос о дальнейшем пути следования армии Наполеона. Небольшой город, сгоревший дотла, восемь раз переходил из рук в руки. Войска Кутузова оставили его после того, как заняли удобную позицию, надежно преграждавшую путь неприятелю путь на Калугу. Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.
- Что ожидало армию Наполеона на Смоленской дороге? ( Это путь, по которому армия Наполеона пришла в Москву; дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская зима.)
Началось отступление французской армии, инициатива в войне окончательно перешла в руки русских войск. Покидая Москву, французский император имел в строю 100 тыс. воинов. Выходя 14 ноября из Смоленска - около 50 тыс. человек За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов. Русская армия двигалась параллельно, все время угрожая отрезать французам пути отступления. Несколько раз русские войска вступали в победоносные столкновения с французской армией. Так, крупное сражение произошло под с. Красным, в котором погиб почти весь арьергард наполеоновской армии, а маршал Даву едва избежал плена.
Работа с контурной картой
- Отметьте р.Березину.
В районе р.Березина в Западной Белоруссии остатки армии Наполеона были окружены русскими войсками. Однако вследствие некоторой несогласованности действий русских военачальников Наполеон сумел переправить большую часть оставшейся у него армии на тот берег в районе г.Борисова, понеся, правда, огромные потери (около 30 тыс. человек и большую часть артиллерии). Наполеон бросает остатки своей армии и тайно направляется во Францию, дабы собрать новую армию. 6(18) декабря 1812 г. он был в Париже.
6 января 1813 г. Александр I издает манифест об окончании войны.
- Домашнее задание
ДК- 2007, 4, вопросы 2-6 в конце параграфа.
Письменно ответьте на вопрос: «Каково было значение Отечественной войны?»
Составить карто-схему Бородинского сражения, используя текст учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....