Реформация
план-конспект урока истории (7 класс) по теме
Урок истории в 7 классе о распространении Реформации в Европе и борьбе католической церкви против Реформации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reformaciya.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Якимова Ольга Николаевна
Урок истории в 7 классе.
Тема урока: «Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации».
Цель урока:
1.Доказать, что кальвинистская церковь отвечала интересам самой решительной части буржуазии того времени
2.Выяснить, что католическая церковь в борьбе с Реформацией применяла самые жестокие и коварные средства.
3.Охарактеризовать иезуитскую мораль как проявление феодально – католической реакции.
Оборудование:
Карта «Европа в 16-1пол.17в», ЦОР «Всеобщая история, 7класс, история нового времени», схема на доске, тесты.
кальвинистская церковь
(Жан Кальвин (1509-1564), Француз.
«Христианское установление» )
Основные идеи:
1. 2. 3. 4.
Автор теории Уважение к собствен- Умеренность в С.у церкви
божественного ности - дар божий трате денег на.. община
предопределения Сокращение празд- Руководит
ничных дней пресвитер
проповедн
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей.
- Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.
Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.
*Объясните термин «Реформация»?
*В каком из европейских государств Реформация началась раньше всего и почему?
*Какие социальные группы приняли участие в Реформационном движении?
*Какие цели преследовали участники Реформации в Германии?
*Какой была позиция императорской власти в отношении Реформации и почему?
*Мы познакомились с 2 идеологами Реформационного движения в Германии: М.Лютер и Т.Мюнцер. Давайте, определим взгляды каждого из них; позицию в Крестьянской войне и спрогнозируем их дальнейшую судьбу?
*Во многих землях Германии утвердилась лютеранская церковь. В Аугсбурге император вынужден был признать принцип «чья власть, того и вера». Какой смысл заложен в этой формуле?
- Изучение новой темы.
Наряду с лютеранством в Европе распространялся и протестантизм другого толка - кальвинизм.
*Обратимся к карте. В каких государствах утвердилась кальвинистская протестантская церковь?
Родиной кальвинизма считается Швейцария. Основателем этого протестантского вероучения был француз - Жан Кальвин. В Женеве, столице Швейцарии, Кальвин скрывался от преследований, которым подвергался у себя на Родине, во Франции.
В Швейцарии Кальвин создал и свой главный труд «Христианское установление», где изложил идею божественного предопределения.
(Объяснение первой записи схемы) Согласно его вероучению, бог предопределил одних людей к спасению, других - к погибели; одним уготовил - рай, другим - ад. Никто из верующих не знает об этом предопределении. При этом самым верным признаком избранности к спасению является успех человека в земных делах. Но если человеку не везёт, он не должен впадать в отчаяние и терять надежду на спасение; он должен приложить больше труда, возможно успех ещё придёт.
*К какому образу жизни: активному или пассивному побуждают идеи Кальвина?
Однако, последователи Кальвина должны упорно трудиться не ради наживы, а для подтверждения, что они избраны богом, ведь иным путём знак спасения души получить было невозможно.
(Объяснение второй записи схемы) Важнейшим правилом земной жизни кальвинизм провозгласил уважение к собственности как Дару Божьему. Собственность следует приумножать бережливостью и трудолюбием. Те, кто этого не делает, по недоразумению или неумению, впадает в грех.
*Как вы думаете, для какой социальной группы эти идеи окажутся привлекательными? (Объяснение третьей записи схемы) Для этого протестантского учения была характерна строгая регламентация частной жизни верующих: умеренность в трате денег на еду, одежду, убранство домов, почти полное отсутствие праздников и развлечений.
Новое учение стало быстро распространяться.
*Почему, на ваш взгляд? (кальвинизм стал знаменем молодой буржуазии, которая приумножала капиталы не только за счёт эксплуатации, но и благодаря бережливости и трудолюбию)
Но это была не единственная причина, для утверждения нового образа жизни и новой морали порой использовалось и принуждение. ( Примеры из учебника Новая история. авт. Юдовская А.Я. любое изд. стр.100-101). (Объяснение последней записи схемы) Отличалась кальвинистская церковь от католической и по своему устройству. Она состояла из церковных общин, которые пользовались правом самоуправления. Для обсуждения общих дел, представители общин собирались вместе и принимали нужные решения. Община сама избирала и контролировала своих руководителей: пресвитеров (старейшин) из числа самых уважаемых людей и проповедников (пасторов) из числа наиболее грамотных прихожан, знающих священное писание. Их задача - наставлять в вере.
Таковы основные идеи нового учения. Там, где шло становление буржуазного общества, кальвинизм утвердился как протестантское учение.
*На ваш взгляд, каким было отношение католической церкви к распространению протестантских учений в Европе?
В учебнике на стр.100- карикатура. На ней изображено столкновение глав католической и протестантской церквей. Естественно, что католическая церковь будет пытаться сохранить свою ведущую роль в обществе и начнёт борьбу с протестантами.
*Какие методы использовала католическая церковь в борьбе с протестантами? Предлагается два варианта работы для учителя:
1.Работа в группах.
1 группа - стр. 101 учебника - о создании Ордена иезуитов.
2 группа - стр. 103 учебника – об инквизиции.
3 группа – стр. 103 учебника – Филипп 2 против Реформации.
2.Использование учебного электронного пособия. Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. Тема: Распространение Реформации в Европе. Раздел: Контрреформация (смотрим и запоминаем).
Используя самые жестокие методы борьбы, папе удалось в ряде стран подавить реформационное движение. Эти страны (Польша, Италия, Юг Германии) остались католическими и в них надолго были сохранены феодальные порядки. Там, где Реформация победила (Англия, северная и северо - восточная Германия, Голландия, Швейцария) там возникли национальные церкви, укрепилась светская власть королей и князей, создались благоприятные предпосылки для развития новых буржуазных отношений.
5.Закрепление изученного материала.
Тест:
1.Развернувшееся в 16 веке движение за обновление церкви называлось:
а) церковным расколом
б) шестым крестовым походом
в) Реформацией
г) контрреформацией
2. Лишним в ряду является название:
а) пуритане
б) лютеране
в) иезуиты
3. В эпоху Реформации сложилось учение, согласно которому верующий до конца дней не знает, какая участь уготована ему в ином мире; Тем не менее, он может судить о своей посмертной судьбе по некоторым признакам, в числе которых успех в делах и начинаниях. Это учение:
а) о предопределении
б) о мирском призвании
в) о троичности Бога
6. Домашнее задание.
п.12, вопросы стр.105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме Начало Реформации в Европе
Тест Начало Реформации в Европе...
Реформация и крестьянская война в Германии
Презентация является хорошим подспорьем учителю при изучении сложной и большой темы....
"Реформация в Европе"- интерактивный - контрольный урок - повторение в 7 классе.
Данный урок проводится в форме групповой работы, когда класс делится на группы , выполняющие одинаковые задания по алгоритму. Цель урока - проверка знаний учащихся по теме через совместную деятельност...
Реформация в Европе
выяснить причины и основные направления реформации и Контрреформации...
Королевская власть и реформации в Англии
История...
Интертекстуальность в метатекстах космологиии богословия. Intertekstuality in metatexts of cosmology of divinity. Статья в сборник по итогам научно-практической конференции Реформация. Философско - педагогический контекст (к 500 – летию Реформации).
Объединение богословия с гуманитарными науками. Реформация и педагогика раннего Нового времени....
Презентация урока по теме: "Реформация. Распространение Реформации в Европе".
Презентация открытого урока по теме: "Реформация. Распространение Реформации В Европе", проведенной для 7 класса....