Становление российского парламентаризма
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
интегрированный урок с применением технологии критического мышления). Цели урока:показать основные последствия революции 1905-1907 гг; сформировать у учащихся представление о мотивах и основных направлениях реформирования основ политического строя России, результатах и последствиях реформ для страны; развивать логические умения учащихся через выделения причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, развитие ассоциативного мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_stanovlenie_rossiyskogo_parlamentarizma.docx | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ Нурлатская средняя общеобразовательная школа №1 Нурлатского муниципального района Республики Татарстан
Разработка урока:
Становление российского парламентаризма.
(интегрированный урок с применением технологии критического мышления, 11 класс).
Работу выполнила учитель истории
МАОУ Нурлатской средней общеобразовательной школы № 1, Гилязова Фания Фанилевна тел.раб.88(4345)2-39-43, моб.89270397652
Нурлат, 2011год
Становление российского парламентаризма. (интегрированный урок с применением технологии критического мышления). Цели урока: показать основные последствия революции 1905-1907 гг; сформировать у учащихся представление о мотивах и основных направлениях реформирования основ политического строя России, результатах и последствиях реформ для страны; развивать логические умения учащихся через выделения причинно-следственных связей, моделирование и конструирование учебного материала, развитие ассоциативного мышления. Планируемые результаты
Учащиеся узнают о:
- политическом реформировании страны в 1905-1907гг;
- оценках и дискуссиях о становление российского конституционализма в 1905-1907 гг( в частности с точкой зрения публициста Г.Тукая) ;
- особенностях реформаторских усилий П.А.Столыпина в эти годы.
Перечень вопросов для обязательного рассмотрения
- « Конституционный строй»
- I Государственная дума
- II Государственная дума. Завершение революции.
- Позиция П.А.Столыпина.
Опорные знания Даты и события:17 октября 1905г-обнародование Манифеста «Об усовершенствование государственного порядка», 1906-1911гг.-П.А.Столыпин во главе Совета министров, 27апреля-8 июля 1906г.-I Государственная дума, 20 февраля-2июня 1907 г.-II Государственная дума. Имена: П.А.Столыпин: Понятия: парламентаризм, коституция,многопартийность, избирательное право. Оборудование: Книга «Россия.XX век. История страны в плакате», документы, схема «Государственный строй России».
Урок выстраивается на основе методики критического мышления в 3 стадии.
1 стадия – стадия вызова. Она предполагает:
Учитель: 2011 год в Татарстане объявлен Годом Габдуллы Тукая. Поэт имел множество характеристик: поэт, политик, дипломат, общественный деятель, диагност, мыслитель, публицист, соавтором истории. Тукаю было дано первым в татарской поэзии так сильно и искренне сказать о пробуждении в себе гражданского сознания и чувства долга перед обществом, народом и историей. В дни социальных потрясений, истинный поэт должен уметь отражать свою эпоху. Именно поэтому его статья станет лейтмотивом нашего урока.
- лейтмотив урока – отрывок из статьи Г.Тукая «Война и Государственная Дума» (1906 год);
Таким образом, послав в Петербург выбранных людей российский народ будет ждать, что они примут меры против свалившихся на него несчастий и трудностей. Повсюду много об этом говорили, наконец, выразили настоятельное требование о созыве от всей России большого общества под названием ”Собрание страны”. По настоянию этих требований вышел высочайший манифест о созыве 6 августа Государственной думы. Объявлено постановление правительства, что теперь каждое дело будет выноситься на рассмотрение собравшихся представителей. Сообщили, что каждый новый закон будет проходить через руки представителей. Отныне народ посылает в Петербург своих представителей и мечтает своих достичь через этих представителей своих желаний. Короче, как будто бы на их месте чиновников теперь чиновником будет мнение народа. И в самом деле, сколько лет изнывающий под самыми разными бедствиями народ тайно хранил в груди эти мечты. Теперь черные дни прошли, горе и страдания позади. Если государство, как явствует из Манифеста, будет управляться народом, народ не допустит повторения войны сумеет залечить оставленные войной раны, разными лекарствами, поскольку эти раны –раны народа. Но подумаем как следует! Уместны ли эти ожидания и радость от этих надежд? Во- первых, эта Дума не будет вмешиваться во все нужные дела. Во-вторых, когда Дума собирается, она собирается не для того, чтобы вынести суждение об одном деле или решить один вопрос, а лишь для того, чтобы высказать мнение о подобных делах и вопросах. Кроме того, всем известно и открыто, что в Петербурге продолжает действовать сила, которая выше Думы. Вот и подумаем о споре этой силы по какому- либо вопросу с Думой: положим, Дума пожелает решить вопрос по- своему, а известная сила имеет прямо противоположное мнение: наконец, эта сила, не принимая во внимание мнение Думы, объявит свое мнение законом для всех и проведет этот закон в жизнь. Мнение же нашей Думы будет написано на бумаге, а бумага будет брошена в шкаф или под стол, и дело будет кончено. В- третьих, когда выбирается Дума, выбирает и выбирается не весь народ, но правом выбирать и быть избранным пользуется лишь часть народа. Это люди, у которых много денег или которые живут в больших домах. Лишенных этих преимуществ несчастных рабочих и крестьян не выберут в Думу, а если и выберут, то только тех, кого правительство считает надежным. Другими словами: в этой Думе коневодами (руководителями) будут все люди с большими хозяйствами и большими деньгами, и Дума будет думой богатых, они, выбрав из своей среды представителей, пошлют их в Петербург, эти представители будут обсуждать вопросы, выгодные для себя и бедного народа.
б) вывод учащимися из лейтмотива проблемы урока; Проблема урока: Как изменилось российское государство под влиянием революции? в) составление индивидуальной и коллективной «корзины идей», в которые собираются ассоциации учащихся по данной проблеме.
2 стадия – осмысления:
- краткий обзор учителем исторической ситуации после первой русской революции 1905-1907 годов.
Учитель: В начале XX века Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных противоречий, которые во многом были порождены особенностями российской модернизации. Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, и прежде всего в социальной и политической сферах. Но российская власть- оказалась в начале XX века неспособной решить эти проблемы по собственному почину. Это вызвало нарастание недовольства, вылившегося в противостояние власти и общества. В разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально- политический строй российской империи. Сначала царский Манифест от 6 августа 1905 года “ Об усовершенствование государственного порядка”.
б) практическая работа с текстами документов.
Прочитайте документ. В чем вы видите его историческое значение? Какие части документа свидетельствуют о масштабности его последствий для российского общества? Об усовершенствовании государственного порядка. Высочайший манифест от 17 октября 1905 года. На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей: Мы, Николай Вторый, Император и самодержец всероссийский, царь польский, великий князь финляндский и прочая, и прочая, и прочая. Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная – его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.
1.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, собраний и союзов.
2.Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.
3.Установить незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.
Призываем всех верных сынов России вспомнить долг своей перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.
Государственная дума в России в документах и материалах.-М., 1957.-С.90-91
Учитель: Далее император возвестил о введении законодательной Думы и гражданских свобод. Когда в истории России возникла идея создания Думы?
11 декабря 1905 года был опубликован избирательный закон. 23 апреля 1906 года царь утвердил новую редакцию « Основных законов Российской империи, которые определяли структуру государственных органов. В 1906 году Россия сделала существенный шаг на пути к конституционной монархии. Какие проекты ограничения монархии , предложенные в XIX веке вы знаете?
в) задания к иллюстрациям
По книге « Россия. XX век. История страны в плакате»: Посмотрите на плакат Н.Лохова (с.10). Как на нем представлена социальная иерархия российского общества начала XX века? Какие категории населения здесь не указаны? Какие обстоятельства указывают на политическую ориентацию автора плаката? Учитель: Выборы в Государственную думу предлагалось организовать по куриям: землевладельческой, крестьянской, городской и рабочей. Разделяя избирателей на подобные сословные группы, царское правительство стремилось обеспечить преимущество представителям тех сословий, на поддержку которых более или менее рассчитывало. Выборы в Думу дали неожиданный для правительства результат. Крестьянство поддержало в основном оппозиционные партии. Черносотенцы в думу вообще не попали. Кадеты провели 153 депутата- 34% от общего количества членов Думы. Из беспартийной среды, составляющих более 200 человек, выделилась «трудовая группа»- 107 человек. Эсеры и социал-демократы в выборах участия не приняли. От Казанской губернии было делегировано 37 представителей. Большинство депутатов от Казанской губернии составили кадеты и трудовики: АлкинС.Ш. ,ВасильевА.В. ,ШершеневичГ.Ф., которые приняли участие в разработке законопроекта по аграрному вопроса. Тем не менее дума оказалась весьма оппозиционной. Обсуждение аграрного законопроекта стало поводом для роспуска думы. Проект трудовиков вел к полному уничтожению помещичьего землевладения. Правительство тут же сделало ответный ход. Дума была разогнана. Население проявило безразличие к судьбе Думы. Революция угасала.
Учитель: Если реформы политической системы были вырваны у царизма напором революционных выступлений, то реформирование традиционных социально- экономических структур началось уже после спада революции, что свидетельствовало о том, что власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. Проведенные в стране преобразования связаны с именем председателя Совета министров П.А.Столыпина. Фактически речь шла о целом «пакете реформ», стройно увязанных внутренней логикой в новый политический курс, нацеленный на формирование буржуазной социальной структуры и гражданского общества.
Прочитайте документ. Чем предлагавшиеся П.А. Столыпиным меры отличались от тех, которые предлагали его предшественники? На решение каких задач они были направлены?
Из правительственного сообщения, сделанного П.А. Столыпиным при вступлении на пост председателя совета министров.1906 г.
Таким образом, путь Правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и, вместе с тем, напряжением всей силы государственной идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе. Обращаясь к способам достижения последней цели, Правительство сознает, что перед ним стоят вопросы разного порядка. Одни подлежат разрешению Государственной Думы и Государственного Совета, и по этим вопросам высшая администрация обязана подготовить вполне разработанные законопроекты, которые служили бы основанием для суждения в законодательных учреждениях. Насколько широка область подготовляемых законопроектов для представления в будущую Государственную Думу, видно из того, что, независимо от работ по замене существующих временных правил о собраниях, союзах и печати постоянными законоположениями, Правительство разрабатывает в настоящее время целый ряд вопросов первостепенного государственного значения : важнейшие из них следующие:
- о свободе вероисповедания;
- о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
- об улучшении крестьянского землевладения;
- об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании ;
- о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
- о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
- о введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
- о преобразовании местных судов;
- о реформе средней и высшей школы;
- о подоходном налоге;
- о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиций;
- о мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе.
Поставить себе целью безусловное поддержание и упрочение порядка и одновременное подготовление и проведение необходимых преобразований и твердо надеясь на успешность работы будущих сессий законодательных учреждений, Правительство вправе рассчитывать на сочувствие благоразумной части общества, жаждущей успокоения, а не разрушения и распада государства.
Убийство Столыпина: Свидетельства и документы.- Рига, 1990.-С.43-45
Учитель: Однако для проведения подобной политики, сочетавшей беспощадные репрессии с реформами, П.А.Столыпину нужна была послушная Дума. Между тем в условиях продолжавшейся революции власть пошла на то, чтобы выборы в новую Думу проходили по старому избирательному закону. В результате в феврале 1907г. правительство получило еще более оппозиционную Думу, чем предыдущая. Кадеты провели 98 человек. Трудовики сохранили позиции 104 человека, социал-демократы провели -65 человек. По Казанской губернии стало больше трудовиков( Бадамшин, Батуров, Максютов). Дума, по-прежнему наполовину крестьянская, никак не могла обойти аграрный вопрос. В это время власть уже достаточно поверила в свои силы, чтобы распустить Думу. 3 июня 1907 года появился новый закон, изменявший порядок выборов. Издание его волей царя явилось нарушением Манифеста 17 октября 1905 года, согласно которому « никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственной Думы». Современники назвали эти события « государственным переворотом». Он ознаменовал собой поражение революции и наступление реакции.
г) Мини –дебаты по проблемному вопросу « Как изменилось российское государство под влиянием революции? »
д) Работа с отрывком из статьи Г.Тукая « Война и Государственная Дума» Опираясь на текст и обществоведческие знания , ответьте на вопрос как можно охарактеризовать политический режим, сложившейся после Первой русской революции?(текст представлен в формате ЕГЭ часть С по обществознанию) .
3 стадия – стадия рефлексии проводится с помощью интерактивного метода: «Шляпа мышления», который позволяет выразить своё отношение к изученному событию в нетрадиционной форме:
белый цвет – нейтральная информация;
красный – эмоции, чувства;
синий – размышление;
зелёный – изобретение;
жёлтый – прогноз (как бы развивались события , если бы не был издан царский Манифест от 17 октября 1905 года).
Учитель: Революция завершилась, не разрешив большинства вопросов, стоящих перед страной. Революция напугала верхи своей мощью и грандиозным размахом. Сделав в борьбе с ней главную ставку на грубую силу, власть вынуждена была пойти на некоторые уступки. Созыв Думы, введение, хоть с ограничениями, политических свобод- все это заметно изменило атмосферу в стране. Подавив революцию, правительство не рискнуло полностью ликвидировать эти перемены.
Дополнительная литература
1.Аврех А.Я.Столыпин и судьбы реформ в России.-М.,1991-176с
2.Леонтович В.В. История либерализма в России: 1762-1914гг.-М., 1995.
3.Становление российского парламентаризма начала XX века /Под ред. Н.Б.Селунской.-М., 1996-276с.
4.Тукай Г. Избранное.-перевод В. Думаевой-Валиевой.-Казань., 2008-236с.
5.Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии: 1907-1914 гг- М., 1991
Домашнее задание
Галлямова А.Г., Иванов А.А., Пискарев В.И., Султанбеков Б.Ф.История Татарстана и татарского народа ХХ- начало ХХI века. П.3
Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России.XX-начало XXI века П.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: День российского парламентаризма
Классный час знакомит с праздником - День российского парламентаризма....
Становление российского парламентаризма
В данной презентации рассматривается история становления российского парламентаризма: от Новгородского вече до настоящего парламента....
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
Урок "Становление российского Парламентаризма"
Цель урока: показать значение возрождения парламентаризма в России как важнейшего инструмента демократии....
Урок истории в 11 классе. Становление российского парламентаризма
Методическая разработка урока с элементами ролевой игры...
Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».
Конспект урока по истории для 11 класса по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» с использованием п...
Становление российского парламентаризма.
о становлении парламентаризма в России...