Блокада Ленинграда
материал по истории на тему

Материал для внеклассной работы по истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_leningrad.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ
Литературно-музыкальная композиция

Ведущий:

Вам, героическим защитникам Ленинграда,
Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,

Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых

X о р: ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Мальчик и девочка кружатся в вальсе, внезапно музыка обрывается.

Ведущий: Сегодня, ровно в 4 часа, без объявления войны...

Хор исполняет песню Б. Окуджавы «До свидания, мальчики».

Девочки:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы... (и далее)

Мальчики:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
Вместо свадеб — разлуки и дым!., (и далее)

Девочки:

До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

Ведущий (читает отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского):
Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
Любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо! —
Ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь»
Родина.
Славы

никто у тебя не выпрашивал,
Родина.

Просто был выбор у каждого:
Я
или
Родина.
Самое лучшее
и дорогое —
Родина.
Горе твое —
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя —
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина.

Ведущий: 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда.

1-й чтец (читает стихотворение

В. Суслова «Первый день»):
Прорвались все-таки.
Бомбят.

Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Все ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
В кольце,

В осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят.
Опять бомбят.
Пылает

Первый день блокады.
Их будет много — девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Все одолеет, все снесет:
Обстрелы, холод, голод, горе.
С тех пор прошли уже года.
Исчезли с улиц баррикады.
Но день тот с нами навсегда —

Жестокий Первый день блокады!

2-й чтец (читает стихотворение
Ю. Андрущенко «Ты в сердце моем, как поэма»):
В метельной ночи Ленинграда
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется, а за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
Везут — и за вымершим садом
Их след исчезает в Снегу,
А небо трясёт канонада—
На месть и на гибель врагу.
Сметая фашистские доты,
Не молкнут Кронштадта форты!
Отважная наша пехота
Стоит у бессмертной черты.
Ни звездочки, ветер и темень.
Лишь в сердце: ни шагу назад!
Ты в сердце навек, как поэма,
Мой город родной — Ленинград!

Включен метроном. На его фоне читается стихотворение
О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов».

3-й чтец:

Я говорю с тобой ярд свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.
Кронштадтский злой, неукротимый ветер

В мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежищах уснули дети,

Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом — смертная угроза,

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады —

Мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам'патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,

Такое обещание даю:

Я, горожанка, мать красноармейца,

Погибшего под Стрельнрю в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,

Мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

От имени российских матерей!

Читается отрывок из «Ленинградской доэмы» О. Берггольц.

4-й и 5-й чтецы:
Прожив декабрь» январь, февраль,
Я повторяю с дрожью счастья:
Мне ничего живым не жаль —
Ни слез, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, война,
Я поднимаю клятву эту,
Как вечной жизни эстафету,
Что мне друзьями вручена.
Их множество — друзей моих,
Друзей родного Ленинграда;
О, мы задохлись бы без них
В мучительном кольце блокады.

О да — иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно,
И со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
И свищет воздух, и скрежещет,
Под бомбами ломаясь, лед,
И озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
Еще мучительней и злей —
Сорокаградусная стужа,
Владычащая по земле.
Казалось, солнце не взойдет.
Навеки ночь в застывших звездах,
Навеки лунный свет, и лед,
И голубой свистящий воздух.
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:

— К заре, сказали, привезут...

— Гражданочки, держаться можно...
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре —

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Звучит куплет из песни «На безымянной высоте»
(музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).

Хор:

Светилась, падая, ракета,
Как догоревшая звезда.
Кто хоть однажды видел это,
Тот не забудет никогда.
Он не забудет, не забудет
Атаки яростные те —
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.
У незнакомого поселка,
На безымянной высоте.

5-й чтец (читает стихотворение

П. Богданова «Песня о Ладоге»):
Пусть ветер Ладоги поведает народу,
Как летом баржу за баржой
Грузили мы и в шторм и в непогоду,
Забыв про отдых и покой.
Зимой машины мчались вереницей,
И лед на Ладоге трещал, —
Возили хлеб для северной столицы,
И радостно нас Ленинград встречал.

6-й чтец (читает отрывок из поэмы «Блокада» 3. Шишовой):
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,

И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка — мы передохнем,
Нет передышки — снова будем драться

За город, пожираемый огнем,

За милый мир, за все, что было в нем.

За милый мир, за все, что будет в нем,

За город наш; испытанный огнем,

За право называться ленинградцем!

Стой, как стоял, ваш город величавый,

Над свежею и светлою Невой,

Как символ мужества, как воплощенье

славы,

Как разума и воли торжество!

Гитарист играет мелодию «Темная ночь» из к/ф «Два бойца»
(музыка Н. Богословского).

7-й чтец (читает стихотворение
П. Гулыпяева «Медаль ^За, оборону Ленинграда "»):
Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке
Одолел блокаду, —
Тому, как высший орден, дорога
Медаль
«За сборному Ленинграда»,

8-й ч т е ц (читает стихотворение В, Суслова):

Время слово сказать о солдатской медали.
Ту медаль в сорок .третьем на фронте

вручали.

Поздравлял награжденных комбат,
И темнел за .спиной Ленинград.
Может вам рассказать, ветеран, вспоминая,
Как до линии фронта ходил}! трамваи,
Как стояли — ни шагу назад! —
Ленинградцы за; свой Ленинград!
Он не дрогнул в бою, бастион над
Невою.
Он в едином строю был со всею
страною.
Лютый холод и сотни тревог -
Все он вынес и все превозмог. 
Тихо волны стучат о гранитные плиты.
Сколько б дней ни промчалось — ничто
не забыто.

Не забудет наш город-герой
Тот январский салют над Невой!
Медаль «За оборону Ленинграда» —
Не просто наша память о войне,
Металл ее откован в дни блокады
И закален в невиданном огне.

Ведущий: 27 января 1944 года блокада города была снята. (Читает отрывок из стихотворения О. Берггольц «Ленинградский салют»):

И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобожденный Ленинград!

Какой же правдой ныне стало,
Какой грозой свершилось то,
Что исступленною мечтой,
Что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
Салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит
Победоносный Ленинград!

9-й чтец (читает стихотворение
Ю. Воронова «27 января 1944 года»):

За залпом залп

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика —
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль

Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
Стобой

Пол-Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе
Салют!

Сегодня ленинградцы плачут-
Звучат куплеты из песни В. Высоцкого
«Он вчера не вернулся из боя».

Хор:

Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух
И та же вода, только он не вернулся из боя.
Тот же лес, тот же воздух
И та же вода, только он не вернулся из боя.
Наши павшие нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

10-й ч т е ц (читает стихотворение
С. Давыдова «Осень на Пискаревском кладбище»):
Проливная пора в зените,
Дачный лес почернел и гол.
Стынет памятник.
На граните

Горевые слова Берггольц.
По аллеям листва бегом,
Память в камне,
Шчаль в металле,
Машет вечным
Крылом огонь.

Ленинградец душой и родом,

Болен я сорок первым годом.

Пискаревка во мне живет.

Здесь лежит половина города

И не знает, что дождь идет.

Память к ним пролегла сквозная,

Словно просека,

Через жизнь.

Больше всех на свете,

Я знаю,

Город мой ненавидел фашизм.

Наши матери,

Наши дети

Превратились в эти холмы.

Больше всех,

Больше всех на свете

Мы фашизм ненавидим,

Мы!

Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет.

Читаются стихи учащихся.

11-й и 12-й ч т е ц ы (читают стихотворения учащихся):

Стоит три века Петербург
На берегах Невы державной.

Сюда пролег ее маршрут

От самдй Ладоги от славной.

Она источником всегда была,

И Петербург водой поила,

И миллионам жизнь спасла,

Когда не просто людям было.

В войну по Ладожскому льду

Дорога жизни проходила

И, не взирая на беду,

Своим защитникам служила.

По ней шли к ним боеприпасы,

Хлеб посылала им страна,

И город жил на те запасы,

Нет, не сожгла его война!

Здесь миллионы полегли,

У стен родного Ленинграда.

Прошу вас, помните о них!

От вас им большего не надо.

Здесь павшие в бою солдаты,

Кто не дожил до светлых дней,

Кто у станков стоял когда-то

И ждал отцов и сыновей.

Они победу все ковали

В те страшные блокадные года,

Стояли насмерть, голодали,

В победу верили всегда.

Полвека с той поры минуло,

Как отстояли Ленинград.

И счастье каждого коснулось:

Победе рад был стар и млад.

Тогда же немцев разгромили,

Кто колыбель оборонял,

Орду все ж в город не пустили,

В святыню ворог не вступал.

Всем! Всем> кем город был спасен,

И выстоял, и не согнулся,

От всей души земной поклон —

Живым и тем, кто не вернулся!

Звучит куплет из «Баллады о солдате»
(музыка В. Соловьева-Седого, слова М. Матусовского).

Хор:

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат

В серой шинели рядового
Шел солдат.

Шел солдат — слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни.
Землю спасая,
Мир защищая,
Шел вперед солдат.

Ведущий:

И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остается молодой!

Звучит куплет из песни «Последний бой»
(музыка и слова М. Ножкина).

Хор:
Последний раз сойдемся завтра

в рукопашной,

Последний раз России сможем послужить.
А за нее и умереть совсем не страшно.
Хоть каждый все-таки надеется дожить!
Еще немного, еще чуть-чуть,
Последний бой — он трудный самый,
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму!

Ведущий (читает стихотворение
Ю. Воронова «Опять война...»)'.
Опять война,
Опять блокада, —

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память — наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Звучит песня «За того парня»
(музыка М. Фрадкина, слова Р. Рождественского).

С о л и_с т к а:

1. Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю... (и далее)

Две солистки (припев):
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы — и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.

2. Обещает быть весна долгой,

Ждет отборного зерна пашня... (и далее)

Хор: Припев (2раза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»

Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...