:"Деятельность первых русских князей"
методическая разработка (история, 10 класс) по теме
Комбинированный урок для учащихся 10 класса с использованием ИКТ, исторических источников и презентаций, подготовленных самими учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
деятельность первых русских князей.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Деятельность первых русских князей
Цель урока:
характеристика политики первых правителей Руси - Игоря, Ольги и Святослава
Задачи урока:
Образовательные:
раскрыть цели и показать результаты походов первых русских князей;
дать представление об организации власти князя над покорёнными народами.
Воспитательные:
прививать интерес к изучению истории родной страны;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.
Развивающие:
способствовать формированию у школьников навыков учебно–исследовательской работы, развитию умения осуществлять поиск
информации по заданной теме из различных источников; развитию познавательных интересов школьников, навыков критического мышления.
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Деятельность первых русских князей».
Цель – характеристика внешней и внутренней политики первых русских князей. А для этого нам надо вспомнить то, о чём мы говорили на предыдущих уроках.
Итак, ответьте, каковы предпосылки создания Древнерусского государства?
- Экономические – развивалась торговля, росли города
- Политические – усиление власти князя, появление крупных союзов славянских племен
- Социальные – усиление имущественного неравенства
Что же явилось причиной создания Древнерусского государства?
Причиной создания Древнерусского государства явилась общая военная угроза
Какие два крупных государственных центра возникли на землях славян (Киев и Новгород)
Кто объединил эти два центра в единое государство? В каком году это произошло?
(Олег, 882 г.)
Учитель: Мы видим, что в результате объединения двух центров восточных славян: южного (во главе с Киевом) и северного (во главе с Новгородом) образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.
Процесс формирования государства был закономерен, это результат изменений, произошедших во внутренней жизни восточнославянских племен, ускоренный внешним фактором – нападением варягов на северо-западные земли и хазар – на южные.
Перед преемниками Олега стояли важные задачи: укрепление княжеской власти, увеличение личных и государственных богатств за счёт сбора дани и выгодной внешней торговли, обеспечении обороноспособности страны.
Важным фактором в развитии Древнерусского государства была торговля. Поэтому внешняя политика была сосредоточена на решении ряда задач: укрепление границ, обеспечение безопасности государства, развитие дипломатических, торговых и культурных связей с окружающим миром, расширение территории.
Таким образом, направление походов первых киевских князей были:
- Византийское;
- Восточное (булгарское, хазарское)
- Южное (печенежское)
Перед уроком ребята получили задание подготовить сообщения об одном из правителей Руси - Игоре, Ольге, Святославе.
Сейчас мы послушаем эти сообщения и ответим, какую политику проводили эти князья внутри страны и за её пределами.
Сообщения учащихся, презентации – 20 минут.
Сообщения об Игоре
Что такое полюдье? Можно ли назвать полюдье своеобразным налогом с населения?(Не совсем, потому что оно выполняло роль не только сбора дани, но и общение князя с местным населением, осуществление княжеского суда)
Сообщение об Ольге
- Почему народная молва нарекла княгиню Ольгу Мудрою и Святою?
Она многое привнесла на Русь тех времён. Святая - потому что одна из первых приняла христианство, Мудрая – получила расстроенное государство после смерти мужа, необходимо было в нем навести порядок – укрепить единодержавие, установить сильную княжескую власть, что она и сделала).
2. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня
Ольга?
Охарактеризуйте суть реформы взимания дани, проведенной княгиней Ольгой (она вводит уроки и погосты (размер и место сбора дани) – это означает важный шаг в строительстве государства, так как это говорит о том, что само действие по сбору дани становится уже привычным для зависимого населения и необходимо установить нормы сбора)
Сообщение о Святославе
Святослав, как и его предшественники, много сделал для Русского государства, а в чем отличалась его политики от политики Игоря и Ольги?
(Святослав расширял границ Древнерусского государства, обеспечил благоприятные условия для внешней торговли).
Назовите причины завоевательных походов князя Святослава. Каковы были итоги этих походов? Чем вы можете это объяснить?
(расчистка торговых путей, ослабление Хазарского каганата, расширение владений киевских князей. Святославу удалось разгромить каганат, подчинить северо-кавказские племена, основать Тмутаракань. Он был очень хорошим полководцем и дипломатом)
Итак, что же было общего в деятельности первых русских князей
а) внутри страны (внутренняя политика)
б) за пределами страны (внешняя политика)?
Ответы учащихся
Внутренняя политика | Внешняя политика |
Собирание земли русской | Укрепление внешнеполитических позиций государства |
Подчинение восточнославянских племён, которые первоначально не вошли в состав Древнерусского государства | Походы |
Проведение первой государственной реформы ( полюдье, уроки, погосты) | Заключение мирных договоров |
Получение русскими купцами права на беспошлинную торговлю | |
Взимание дани |
Итак, что мы с вами видим – благодаря действиям первых русских князей расширяется территория Древнерусского государства, изменяется её международное положение, укрепляется власть князя.
А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили новый материал.
Закрепление.
Выполнение теста
Проверь себя:
Установите хронологическую последовательность правления первых русских князей
А) Игорь Б) Святослав В) Ольга Г) Олег
2. Установите соответствие между именами князей и временем правления
1. Олег а) 912 – 945 гг.
2. Игорь б) 882-912 гг.
3. Ольга в) 957 – 972 гг.
4. Святослав г) 945 – 957 гг.
3. Восстание древлян в 945 г. было вызвано
А) межплеменной рознью древлян и вятичей
Б) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян
В) нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава
4. Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы»
А) Игорь Б) Олег В) Рюрик Г) Святослав
5. Укажите имя князя, чей щит был прибит на воротах Константинополя
А) Игорь Б) Олег В) Рюрик Г) Святослав
Правильные ответы
Г, А, В, Б
1Б, 2А, 3Г, 4В Б Г Б
Далее учащиеся выполняют задание «Угадай, кто я?». По фактам летописи нужно определить, о каких князьях идет речь (это задание основано на летописных свидетельствах, и при выполнении его без визуальной опоры могут возникнуть затруднения, поэтому учащиеся получают карточки с заданиями).
1. Сказал __________ матери своей и боярам: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу я жить в Переяславце на Дунае. Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы».
2. Когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! Конь твой любимый, на котором ты ездишь, — от него тебе умереть». __________ же взял это в ум и сказал: «Никогда не сяду на него и не увижу его более».
3. Когда __________ вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. И посылал он в иные земли со словами: «Хочу на вас идти».
4. Умер __________ , передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.
5. Сказала дружина __________: «Отроки (дружина) Свенельда изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, да и ты добудешь, и мы».
6. Отправилась __________ в Греческую землю, и пришла к Царьграду. И увидел царь, что она прекрасна лицом и разумна, удивился ее разуму, беседуя с нею, и сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей».
Используя информацию учебника, подтвердите или опровергните мнение историка, представив свою аргументацию.
Материалы для обсуждения
Н. М. Карамзин. История государства Российского
(извлечения)
1. «Игорь в возрасте мужа принял власть опасную: ибо современники и потомство требуют величия от наследников государя великого, или презирают недостойных. <...> Судьба определила ему погибнуть от своего неблагоразумия».
2. «Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь — Святою, история — Мудрою... Великие князья до времен Ольгиных воевали, она правила государством».
3. Святослав – «сей Александр нашей древней истории, который столь мужественно боролся и с её врагами, и с её бедствиями, не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага и, характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка»
Итог урока.
Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с деятельность русских князей, их внешней и внутренней политикой. Выяснили, что именно во время правления этих князей произошло создание единого государства, укрепление внешнеполитического могущества Руси, а также дипломатических связей с Византией.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание
прочитать § 7 , выполнить тест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест "Первые русские князья"
Ппроверочный тест по теме "Первые русские князья "для учащихся 10 класса....
Презентация к уроку истории 10 класс по теме "Первые русские князья"
Презентация к уроку по истории для 10 класса. Содержит данные о древней руси, ее первых правителях, внутренней и внешней политики государства в период становления Русского государства....
Урок-игра. Восточные славяне в VI-IX вв. и деятельность первых русских князей.
Урок способствует обобщению пройденного материала по разделу. Позволяет наиболее эффективно подготовить детей к проведению итогового контрольного тестирования по данной теме. Активизирует изучение и з...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПЕРВЫЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ Урок истории с применением ЭОР
Предлагаю конспект урока истории с использованием ЭОР. Процесс использования ЭОР на уроке истории предполагает изменение роли учителя. Позиции педагога на данном уроке меняются, он становится скорее "...
Возвышение Москвы. Деятельность первых московских князей
Данный ресурс включает в себя презентацию, содержащую иллюстративный и текстовый ряд исторического материала, посвященного данной теме. В качестве проверки домашнего задания учащимся предлагаются два ...
Тесты по истории России "Деятельность первых русских князей".
Тесты по истории России "Деятельность первых русских князей" для 10 класса в 5 вариантах....
Рабочий лист Первые русские князья и их деятельность
Данные задания момогут систематизировать русских князей с связанными с ними событиями или их поступками. Во 2 задании вырабатывается навык изложения и объяснения исторического события....